Дизайн – проект Создание развивающей предметно – пространственной среды группы в соответствии с ФГОС «Художественно – эстетическое развитие»
проект на тему

Мастрюкова  Татьяна Евгеньевна

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование! Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Для решения поставленной проблемы педагогами   разработан дизайн – проект на тему: Создание развивающей предметно – пространственной среды группы в соответствии с ФГОС направление «Художественно – эстетическое   развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayn_-_proekt.docx229.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДСКВ №37»

Дизайн – проект

Создание  развивающей предметно – пространственной

среды группы в соответствии с ФГОС

«Художественно – эстетическое   развитие»

участники проекта:

музыкальный руководитель

Мастрюкова Т. Е.

воспитатели:

Сергиенко Е. И.

Желетникова Л. В.

Боброва Л. Г.

город  Братск

Актуальность проекта:

Меняется мир – меняются и дети.  Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного. Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).   Остро  ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ.

Понятие развивающая предметно-пространственная  среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Развивающая среда ДОУ призвана обеспечивать реализацию образовательной программы, учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс и должна соответствовать возрастным возможностям детей. Рассмотрим этот вопрос на примере направления  «Художественно – эстетическое развитие»

Как обозначено в ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 Все это подталкивает педагогов к оценке состояния имеющейся образовательной среды в своем детском саду.  В  результате анализа развивающей предметно-пространственной среды в нашем ДОУ, в направлении «Художественно      - эстетическое развитие» обозначился ряд проблем:

  • предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС (недостаточно оборудования для создания условий и разнообразия материала)
  • не всегда учитываются принципы  построения среды (трансформируемость, многофункциональность);

Таким образом, было принято решение  поиска новых подходов к организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ по направлению «Художественно – эстетическое развитие», совершенствования уровня профессиональной подготовки педагогов, оформления интерьера групп детского  сада. Для решения поставленной проблемы педагогами   разработан дизайн – проект на тему: Создание развивающей предметно – пространственной среды группы в соответствии с ФГОС направление «Художественно – эстетическое   развитие».

 

Цель проекта: Организация развивающей предметно-пространственной среды: книжный и музыкальный уголки, отвечающие современным критериям функционального комфорта и обеспечивающие ребенку права выбора видов деятельности по данному направлению.

Задачи проекта:

  • Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах инновационного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
  • Реализация условий для обеспечения разнообразных видов детской деятельности.
  • Создание условий для творческого сотрудничества детей и взрослых по формированию комфортной предметно-пространственной среды в ДОУ.

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: долгосрочный.

Участники проекта: Воспитанники ДОУ, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: 2014-2015гг.

 Ожидаемые результаты:

Созданная  развивающая предметно-пространственная среда в группах нашего детского сада обеспечит детям:  чувство психологической защищенности, поможет формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности.

Оформление новых современных книжных и  музыкальных уголков вызовет  у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, побудит к активной, творческой деятельности, поспособствует их интеллектуальному развитию.

План работы творческой группы

Октябрь

  1. Изучение нормативно-правовой основы принципов построения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ  в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению.
  2. Определение актуальности проблемы предметно – пространственной среды в группах ДОУ: анализ и сравнение условий, которые созданы и которые должны быть созданы в соответствии с новым ФГОС ДО.

Декабрь

  1. Выявление педагогических инициатив по организации развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях.
  2. Определение задач и тематики проекта.
  3. Составление плана деятельности участников.

Февраль

  1. Обсуждение предложенных  компонентов среды будущего проекта.
  2. Утверждение плана  реализации готовых проектов.

Апрель

  1. Систематизация методических  материалов по построению игровой,  развивающей предметно-пространственной среды группы согласно возрастным особенностям и реализуемой основной общеобразовательной программе дошкольного образования
  2. Составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
  3. Презентация развивающих центров.

Выводы и результативность

…развивающая  образовательная среда – та,

которая «способна обеспечивать комплекс

 возможностей для саморазвития всех

субъектов образовательного процесса».

В.А. Ясвин

Значение  окружающей среды для ребенка-дошкольника трудно переоценить. Именно в дошкольные годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга. Значит окружающая среда, общение с взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.

Перед нашей творческой группой была поставлена интересная, но в тоже время нелегкая  задача: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, направление «Художественно – эстетическое развитие, в соответствии с новыми требования ФГОС ДО».

Для реализации этой задачи, нашей творческой группой был разработан план работы на год и определены пути реализации. Итоговым продуктом нашей деятельности стал предоставленный  дизайн – проект по данной теме.

В начале своего пути педагоги изучили педагогическую литературу, федеральные и региональные документы. Изучили опыт работы по модернизации предметно-пространственной среды в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов.

 Затем произведя анализ уже имеющихся игровых зон, был сделан вывод: о плюсах и минусах развивающей предметно-пространственной  среды в группах нашего ДОУ.

Творческий коллектив разбился на две подгруппы: младший и старший возраст,  и начал свою работу по теме:  «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями». Педагоги собирали методический материал по оснащению книжных, музыкальных уголков.  Материал классифицировался по возрасту детей, опираясь на основную  образовательную  программу ДОУ с учетом программы «Радуга».

Следующим этапом нашей деятельности стала разработка    дизайнерских проектов по внешнему виду предлагаемых зон. Важные  факты, которые необходимо было учитывать:

 - оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.

- трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

- полифункциональность материалов предполагает:

 ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

- вариативность среды предполагает:

 ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

- доступность среды предполагает:

 ● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 

Педагоги старались сделать яркие пособия и оборудования, позволяющие привлечь внимание детей, руководствуясь фактом, что ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Для реализации данного проекта не обойтись без помощи родителей. Перед нами встал вопрос: Как мотивировать родителей на помощь в реализации  нашего проекта?

Было принято решение:  на собрании познакомить родителей с документом ФГОС ДО, подготовить наглядную  презентацию идей педагогов и провести экскурсии по другим группам детского сада, с целью показать родителям два полюса: как есть, а как может быть. Родители воодушевились проделанной работе и с удовольствием приняли участие в реализации наших идей.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Созданные  книжные и музыкальные  уголки выполняют  образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – они  работают на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Уголки имеют гибкое и вариативное использование пространства, поэтому среда  служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

 Элементы декора   легко сменяемы, цветовая палитра  представлена теплыми, пастельными тонами.

Развивающая  предметно-пространственной среда в предложенных уголках может сменяться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, созданная нами среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Однако,  при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста, а воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.

Литература:

  1. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (http://docs.cntd.ru/document/499023522)
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html)

  1. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // М., 2001г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дизайн-проект "Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе "Бабочка" с учетом ФГОС"

http://www.maaam.ru/detskijsad/dizain-proekt-razvivayuschaja-predmetno-prostranstvenaja-sreda-vo-vtoroi-mladshei-grupe-s-uchetom-fgos.html#c это ссылка на презентацию,так как сюда я её загрузить не см...

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Проект "Город детства". Преобразование развивающей предметно- пространственной среды групп в соответствии с ФГОС ДО.

Мой проект о том, как создать эффективную развивающую среду соответствующую ФГОС ДО, стимулирующую развитие дошкольников....

«Организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с учётом ФГОС ДО». Подготовительная группа «А».

Главной задачей воспитания дошкольника являются создания у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку необходимо чувствовать себя любимым и непо...

Выступление на педсовете на тему: "Дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе"

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, учас...

Дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе"

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, учас...

Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО...