ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ «НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Киселева Наталья Валентиновна

Тема: «Здоровьесбережение как основная мера укрепления психофизического здоровья дошкольников»

 

           Цель: помочь педагогам и родителям в создании условий, максимально обеспечивающих развитие и саморазвитие воспитанников, направленных на формирование психоэмоционального благополучия в группах и ДОУ в целом.

 

          Задачи:

- формировать у детей потребность в охране своего психофизического и физического здоровья;

- дать практические и теоретические знания воспитанникам, сотрудникам ДОУ и родителям по охране психофизического здоровья с учетом последних достижений в области психологии;

- активизировать творческий потенциал педагогов, их стремление к саморазвитию.

 

       Актуальность темы:

       Основной темой всех мероприятий недели психологии является здоровьесберижение. Результаты последних исследований в области дошкольного образования показали тревожные факты: постепенно увеличивается рост детей со второй и третьей группой здоровья, приходящих в ДОУ, наблюдается рост агрессивных и гиперактивных детей. Детей с отклонениями в психическом развитии. Поэтому охрана психофизического здоровья воспитанников и педагогов является главной целью в работе психофизической службы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 13_nedelya_psihologii.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ

«НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ»

       «Мир Здоровья малыша –

                       - в дружбе тело и душа»

        

        

                            Разработала:

                                                             Киселёва Наталья Валентиновна                                                                                                                                                                                                                                                

                                                             педагог-психолог

                                                             


План проведения недели психологии

Дни недели

Содержание деятельности

Контингент

Ответственный

Понедельник

2 апреля

  • Адаптационное занятие психолога с детьми первой младшей группы «Непослушные мышата»

  • Новая информация в родительский уголок ясельной группы «Душа малыша»

Дети раннего возраста

 Педагог-психолог

Вторник

3 апреля

  • Интегрированное занятие для детей средней группы (психология + валеология) «Будь здоров душой и телом!»

  • Занятие для детей старшей группы «Давай дружить!»

Дети среднего возраста

Дети старшего возраста

 Педагог-психолог

Среда

4 апреля

  • Проведение диагностической игры для детей подготовительной группы «Помощники доброго волшебника»
  • Выпуск газеты МДОУ ЦРР «Детский городок» с полосой «Психологическая страничка для родителей» и статья «Психологическое здоровье малыша в ваших руках!»

Дети подготовительной группы

 Педагог-психолог

Четверг

5 апреля

  • Практикум для родителей второй младшей группы ЧДБ «Что такое правильное дыхание?»

Родители

 

Педагог-психолог

Пятница

6 апреля

  • Тренинг-практикум для педагогов «Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности».

Педагоги

Педагог-психолог

Примечание: Во всех группах для родителей размещены «Копилки вопросов, предложений и отзывов для психолога».

Для привлечения интереса оформлены красочные объявления о проведении недели психологии. На занятиях будет проводиться съемка с последующей демонстрацией на практикумах.


Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно: первый — самый благородный — размышление; второй — самый легкий — подражание; третий — самый горький — опыт.

                                                                                                           Аристотель

Тема: «Здоровьесбережение как основная мера укрепления психофизического здоровья дошкольников»

           Цель: помочь педагогам и родителям в создании условий, максимально обеспечивающих развитие и саморазвитие воспитанников, направленных на формирование психоэмоционального благополучия в группах и ДОУ в целом.

          Задачи:

- формировать у детей потребность в охране своего психофизического и физического здоровья;

- дать практические и теоретические знания воспитанникам, сотрудникам ДОУ и родителям по охране психофизического здоровья с учетом последних достижений в области психологии;

- активизировать творческий потенциал педагогов, их стремление к саморазвитию.

       Актуальность темы:

       Основной темой всех мероприятий недели психологии является здоровьесберижение. Результаты последних исследований в области дошкольного образования показали тревожные факты: постепенно увеличивается рост детей со второй и третьей группой здоровья, приходящих в ДОУ, наблюдается рост агрессивных и гиперактивных детей. Детей с отклонениями в психическом развитии. Поэтому охрана психофизического здоровья воспитанников и педагогов является главной целью в работе психофизической службы ДОУ.

          В разработанных занятиях и консультациях мы затрагиваем приоритетные вопросы и темы для каждого периода дошкольного детства.

          Так, в раннем возрасте, важнейшим событием является встреча линий развития мышления и речи. Поэтому мы выбрали тему развития мышления и речи малышей для информации в уголок ясельной группы. Молодым родителям часто нахватает специальных психопрофилактических знаний по этому вопросу, им подчас сложно найти общий язык с малышом. Живое общение малыша с родителями ничто не заменит, но об этом помнят не все родители. Многие заменяют его на «общение» ребенка с телевизором, что губительно для детской психики в этом возрасте. Мы предлагаем специальные коммуникативные и развивающие игры, которые можно проводить в домашних условиях.

         Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям отношениях ребенка и взрослого. Этот период в жизни ребенка критический. И наша основная задача – минимизировать негативные последствия, которые могут проявиться позже. Именно поэтому было выбрано адаптационное занятие с детьми первой младшей группы по профилактике негативных последствий наступающего периода возрастного кризиса.

       Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста.

      В среднем дошкольном возрасте в содержании сюжетной игры на первый план выступают отношения между людьми. Поэтому в этом возрасте важно учить детей эмпатии, формировать осознание моральной стороны поступков, воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Интеграцию валеогогии и психологии в занятии для средней группы, считаем весьма оптимальной для закрепления понятия о душевном и физическом здоровье. При этом у детей развивается способность к рефлексии, воспитывается ценность здоровья, привычка к здоровому образу жизни в целом: физическому и душевному.

       Все чаще к нам в детские сады попадают дети – мигранты из Чечни, Дагестана, Осети. Наш детский сад не исключение. Проблема психологического благополучия таких детей стала одной из острых. Ведь зачастую такие дети плохо знают русский язык, им трудно общаться со сверстниками. Они попадают в группу «изолированных» или «отвергаемых» детей, что особенно тяжело переживается в старшем дошкольном возрасте. Для раскрытия возможностей таких детей, активизации сферы общения, принятия их коллективом необходимы занятия, не требующие вербального общения. Идеально в этом случае подходят занятия физкультурой. Поэтому мы выбрали коррекционно – развивающее занятие «Давай дружить!»

         Как известно, основная деятельность ребенка – это игра. Через игру мы решаем многие задачи воспитания и образования.

          В подготовительной группе проводиться диагностика дошкольной зрелости («Помощники доброго волшебника»).     

         Диагностика через игру бережет психику ребенка, так как является ненавязчивой, интересной, увлекательной. Поэтому мы выбрали именно этот вид работы с детьми подготовительной к школе группе.

          Для практикума с родителями мы вабрали тему «Правильное дыхание». В группах ЧДБ большинство детей имеют частые или хронические респираторные заболевания. Техника диафрагмального дыхания может выступать для таких детей дополнительной оздоравливающей и профилактической мерой. Важно при этом, чтобы родители имели необходимые знания по этому вопросу, сами заинтересовывались этим и совместно с детьми под руководством психолога могли приобретать навыки диафрагмального дыхания. Практикум для родителей группы ЧДБ важен в целях психопросвещения и расширения валеологических знаний. Только в совместной работе с родителями можно добиться результатов в направлении психопрофилактики и психокорекции.

              С педагогами темой для тренинга мы выбрали – «Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности». Современная статистика показывает, что  учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Представленный нами тренинг даст представление о возможной практической помощи педагогам, а

так же познакомит с полезными психологическими упражнениями, которые конструктивно научат решать сложные педагогические ситуации, поддерживать хорошую психологическую форму и преодолевать эмоциональную напряженность. Мы работаем с детьми и всегда должны быть

         этичны, должны уметь справляться со стрессовыми ситуациями так,   чтобы их последствия не касались воспитанников.

         Наш Центр имеет свой печатный орган: газету «Детский городок». Для всех родителей мы запланировали поместить в «Психологическую страничку для родителей» статью «Психологическое здоровье малыша – в ваших руках!» с практическими советами по предупреждению конфликтных ситуаций в семье, как одного из стрессогенных факторов для детской психики в любом возрасте.

           

          Основная идея нашей программы – показать различные способы применения психологических знаний на практике для всех участников педагогического процесса.      

         Структура программы строится на возрастном принципе. В соответствии со структурой запланированы мероприятия по дням недели. Понедельник начинается с мероприятий для раннего возраста, а среда – старшего дошкольного возраста, и заканчиваются мероприятия диагностической игрой, которая показывает уровень дошкольной зрелости детей подготовительной группы.

       Результатом проведения недели психологии должно стать:

- создание эмоционально комфортных условий для взаимодействия всех участников педагогического процесса в ДОУ, атмосферы тепла и доверия;

- овладение теоретическими и практическими знаниями и умениями сотрудниками ДОУ и родителями по охране психического здоровья;

- расширение знаний детей по валеологии; улучшение психофизического состояния воспитанников;

- активизация творческого потенциала педагогов, их осознанное стремление к саморазвитию;

- глубокое осознание педагогами и родителями сопричастности к общему делу – воспитанию физически – и психически – здоровых детей;

- привлечение родителей к взаимному общению с педагогами и специалистами ДОУ по любым интересующим вопросам в области детской педагогике и психологии.

      Оценка результатов проводится:

- по ответам и высказываниям детей после каждого занятия;

 - по тесту Люшера (отражение эмоционального состояния ребёнка в цветовой гамме);

- по наличию обратной связи с родителями: предложения и вопросы родителей на собрании, из «Копилок вопросов…»;

- по результатам анкетирования педагогов после проведения мероприятий.

       

Занятие по адаптации с детьми 1-х младших групп

«Непослушные мышата»

      Цель адаптационных занятий: помощь детям в адаптации (повторной адаптации) к условиям ДОУ.

      Задачи занятия:

- профилактика негативных последствий наступающего периода возрастного кризиса (упрямства, негативизма);

- формирование положительной самооценки;

- развитие умения подчинятся правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;

- развитие слухового внимания, быстроты реакции;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие чувства юмора, речи, воображения.

     Материалы:

     Игрушечная мышка, розовый и черный косметические карандаши, магнитофон, кассета с записью плясовой и спокойной музыки.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка»:

                                                Кукле кашу я сварю:

                                                В миску молока налью,

                                                Положу туда крупу

                                                И поставлю на плиту.

                                                Будет каша хороша!

                                                Кушай, кукла, не спеша!

Имитировать движения по тексту: мешать кашу, наливать молоко, насыпать крупу, ставить на плиту. На последние строчки хлопки ладонями, погрозить указательным пальцем.

З. Сейчас мы с вами варили кашу для куклы, и для этого брали крупу. Ой, а кто это рассыпал нашу крупу? Не знаете? Это, наверное, мышата — шалунишки!

А давайте с вами поиграем. Я буду мамой — мышкой, а вы будете непослушными мышатами, будете делать все наоборот.

       Чтобы дети лучше вошли в образ, надо нарисовать им розовые носики и черные усики. В этом психологу помогают воспитатель и младший воспитатель.

Непослушные мышата

Маму слушать не хотят. -

Ножками потопайте!                           - Нет, нет, нет!

Ручками похлопайте!                         - Нет, нет, нет’

Головкой покивайте!                         - Нет, нет, нет!

Со мною поиграйте!                          - Нет, нет, нет!

«Мышка» качает головой:

-Ах, какие озорные, непослушные какие!

Ножками не потопайте!                  - Будем, будем, будем! Топают ногами

Ручками не хлопайте!                      - Будем, будем, будем! Хлопают в ладоши

Головкой не кивайте!                      - Будем, будем, будем! Кивают головой

Со мною не играйте!                       - Будем, будем, будем! Прыгают на месте

     - Ах, какие озорные, непослушные мышата! В тихий час, когда все малыши крепко спят, им говорят: «Не шумите, не скачите», а они…(дети: шумят, скачут)

4. Психолог рассказывает потешку и показывает движения. дети повторяют за ним.

Скачут мышки — шалунишки.        Прыгают на месте

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,              Идут на носочках.

Не мешайте спать малышке!           Садятся на корточки, кладут ладони,

                                                             сложенные «лодочкой», под щеку.

Игра повторяется 2-3 раза.

5.   - Вот наступил вечер. Мама мышка уложила своих мышат спать. Она подошла к каждому мышонку, погладила его по головке и поцеловала в щечку. Дети ложатся на ковер, изображают спящих мышат. Звучит спокойная музыка. Психолог берет игрушечную мышку и подходит к каждому ребенку. «‘Мышка» гладит детей по головке, целует их в щечки, затем ложится спать.

    - Только мама — мышка уснула...

Звучит плясовая музыка — дети встают, прыгают, танцуют.. Музыка меняется на спокойную — дети ложатся на ковер, притворяются спящими.

      - Проснулась мама — мышка. Что за шум? Наверное, ей что — то приснилось. Только заснула... Игра повторяется.

      - Ребята, давайте покажем пример мышкам — шалунишкам. Заиграет веселая музыка, а мы с вами останемся лежать на Ковре. Никто не будет будить маму. Психолог выключает музыку, хвалит детей и говорит:

       - Наступило утро. Мышата проснулись, потянулись, друг другу улыбнулись. Все поднимают сначала левую, затем правую руку и встают на носочки. 6.-Наше занятие заканчивается. Озорные мышата превращаются в хороших, послушных мальчиков и девочек.

давайте, мальчики сейчас скажут: «(Я хороший!» Молодцы! Теперь девочки: («Я хорошая!» Умницы!

И все вместе: «Мы хорошие!»

        Вместе с психологом дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше понравилось

7. Все прощаются до следующей встречи.

Информация для родительского уголка

в ясельной группе

«ДУША МАЛЫША»

          Ранний возраст (второй, третий год жизни) — уникальный период в жизни человека. Так в чем же его необыкновенность?

          Ребенок интенсивно овладевает речью, мышлением, культурой человеческого общения. При этом важно отметить, что умственное развитие тесно связано с воспитанием ребенка и происходит исключительно благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребенка начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в своих действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором он живет. Следовательно, можно сказать, что мы, окружающие, воспитывающие, «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким его сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащенная окружающая действительность главное условие нравственно — этического развития личности ребенка.

          Интересы ребенка второго года жизни проявляются в трех направлениях:

         - интерес к матери или человеку, который ухаживает за ним;

         - изучение окружающего пространства;

         - овладение новыми двигательными навыками.

        В общении со взрослым ребенок не просто наблюдает за ним, а уже старается привлечь и удержать внимание взрослого, особенно если выполнение какой-то задачи представляет для ребенка трудность; в этом случае взрослый становится ему опорой.

        Психика ребенка раннего возраста устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. Используйте эти знания в игре с ребенком в домашних условиях или на улице.

        Потребность в самостоятельных действиях у ребенка столь велика, что период второго года жизни (особенно после полутора лет) обычно называют возрастом «Я сам!». Если ребенка лишить активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнет отставать в умственном развитии, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с миром, утратит желание постигать новое. Безразличие же ведет к духовной лености. Поэтому, как бы ни хотелось лишний раз прикрикнуть: «Не трогай!», «Не лезь!», «Нельзя!», подумайте, так ли уж необходимы эти запреты. Не перестраховка ли это?

       Взаимодействие родителей с детьми раннего возраста будет наиболее эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально

— возрастные особенности малыша. В этом возрасте дети начинают задавать вопросы, обычно в такой форме: «Это что (кто)?» Малышу пока безразлично содержание ответа, ему просто нравится, когда взрослый, отвечая на вопрос, вступает с ним в разговор. Правильно поступают те родители, который ко всем детским вопросам относятся серьезно, видя в них не праздное любопытство, а проявление любознательности, связанной с расширением его мышления и воображения.

         При правильном общении взрослого с ребенком в развитии активной детской речи ко второй половине второго года наступает скачок. (Не заменяйте живое общение с ребенком искусственным и даже небезопасным в этом возрасте — телевизором!) Быстро растет количество употребляемых ребенком слов. Речь взрослых является для ребенка тем образцом, по которому он строит свою речь. Поэтому взрослые должны быть максимально внимательны в соблюдении речевых правил.

         Развитие всех познавательных функций малыша тесно связано с его эмоционально — волевой сферой. Ребенок эмоционально реагирует на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, должны избегать конфликтных ситуаций и эмоциональных вспышек.

         В раннем возрасте дети способны выражать множество эмоций:

радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, гнев. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», так как каждая из них чему

— то учит ребенка. Положительные эмоций, которые испытывает маленький ребенок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие - то действия.

         Дети раннего возраста чаще всего играют в одиночку, в игры — наблюдения, в параллельные игры. В коллективные игры они вступают редко, им более свойственна игра рядом, но не вместе. Играя, малыши помогают друг другу овладеть определенными физическими, когнитивными и социальными навыками.

        Чтобы ребенок не был замкнутым, лучше развивался, познавал окружающий мир — чаще с ним играйте, предлагайте игры сами. делайте ваш отдых содержательным, интересным.

        Воспитывайте ребенка сильным, находчивым, здоровым. Играя с ребенком, вы сами получите огромное удовольствие, вспомните свое детство, почувствуете себя моложе и станете лучше понимать своих детей.

        Результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Предлагаем вам несколько игр, в которые вы можете играть с малышом:

«КТО СПРЯТАЛСЯ?»

        Цель: Развитие зрительного внимания, памяти.

        Ход игры. На стол перед ребенком кладут несколько игрушек (сначала 2— 3, в дальнейшем 3—4). просят назвать игрушки. Затем игрушки покрывают бумагой и незаметно для ребенка убирают одну игрушку. Подняв бумагу, спрашивают: «Какой игрушки не стало?»

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ И КТО ЧТО ЕСТ»

      Цель: Развитие внимания, памяти, мышления детей.

      Ход Игры. Малышу раздаются картинки, изображающие известных ему животных: собачку, белку, медведя, зайчика, рыбок, ежика и т. д.

      Родитель знакомит ребенка с картинками и вместе с малышом проговаривает, что ест каждое животное и где оно живет. Затем взрослый раскладывает на ковре карточки с изображениями лакомств и жилья для нарисованных животных: косточка, мед, яблоко, морковка...; дупло, будка, аквариум... Ребенок должен отыскать карточку с угощением/жильем именно для его животного.

«ЖИВАЯ КАРТИНКА»

      Цель: Развитие воображения, восприятия, мышления.

      Ход игры. Ребенку дают картинку с изображением зайчика, лисы, медведя, самолета (или просто называют, кто кем будет в игре). Малыш, посмотрев паевою картинку, «оживляет» ее с помощью движений, позы, мимики.

Интегрированное занятие

(валеология+психология)

для детей средней группы

«Будь здоров душой и телом!»

        Цель: закрепить понятие о душевном и физическом здоровье.

        Задачи:

       - побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания - воспитывать  эмпатию;

       - формировать осознание моральной стороны поступков;

       - воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

       - напомнить детям о некоторых распространенных заболеваниях;

       - развивать дивергентное мышление, воображение;

       - воспитывать терпимое отношение к критике.

         Материалы: мягкая игрушка «сердечко», иллюстрации к рассказу.

Ход занятия:

        1. Приветствие.

       

        2. Разминка «Поделись добром»: дети садятся в круг и психолог предлагает каждому по очереди передавать мягкое сердечко соседу с пожеланием чего - будь хорошего. В конце дети рассказывают, что они чувствовали в ходе разминки. С помощью психолога приходят к выводу о том, что у всех улучшилось настроение, всем было приятно дарить и получать друг от друга добрые пожелания.

       

        З. Психолог:

        - Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Вы все знаете такую пословицу: «В здоровом - теле здоровый дух». Эта пословица о том, что у человека есть и тело, и душа. И тело, и душа бывают, больны и здоровы. Когда болеет тело, болеет и душа. И наоборот. Если душа болеет, телу тоже плохо. Давайте разберем все по порядку.

                 - Что бывает, когда болеет тело? Вспомните, чем вы болели? Что у вас болело? (Дети рассказывают, чем они болели, как им было больно)

       

            Психолог предлагает детям с помощью пантомимики изобразить болезни:

                   - У человека сильная зубная боль...

                                    - Как передвигается человек после перелома...

                                    - Сильно болит живот...

                                    - Очень сильно болит голова…

            - А какое бывает настроение, когда что — то болит? (Дети: плохое, грустно, тоскливо, ничего не хочется делать, хочется плакать). Это значит, что и душа заболела.

            - А как можно вылечить тело? (дети: пойти к врачу, пить лекарства, полежать).

            - А как тогда можно полечить душу? (Дети: пожалеть, навестить, что-нибудь подарить, развеселить, похвалить, сделать что-нибудь хорошее).

           4.Этюд «Сотворение чуда». Дети делятся на две группы. Одной группе детей раздаются «волшебные фонарики» (небольшие круглые зеркальца), они идут на встречу второй группе детей, дотрагиваются до плеча и спрашивают: «Чем я могу тебе помочь?» Ответы могут быть ситуативные: улыбнись, спой, станцуй, или перспективные: тогда дети договариваются о месте, времени «сотворения чуда». Затем группы меняются ролями. Психолог благодарит детей.

          5.дети садятся на места. Педагог:

          - А я вам хочу рассказать, что однажды приключилось с нашим знакомым Стобедом.

           (Чтение рассказа Д. Орловой «Как Стобед решил убить микробов, а заболел сам», показ иллюстраций).

           Стобеду очень хорошо жилось на даче у Марфы Ивановны. Он помогал ей ухаживать за садом и огородом, научился поливать грядки, подметать дорожки.

           - Знаешь, какая новость? - сказала однажды Марфа Ивановна. - К нам приедет Геннадий Михайлович. Давай-ка соберем клубнику, угостим его.

           - Давайте! - согласился Стобед.

           Ягоды он собирал очень аккуратно, ни одной не помял, ни одной не раздавил. Вот только не удержался: как только Марфа Ивановна отворачивалась, быстро клал ягоду не в корзину, а в рот.

           - Какая досада, - сказала Марфа Ивановна, заглянув в корзину,

            - Клубники у нас, оказывается совсем мало. Просто нечего подавать к столу... Знаешь что: сходи-ка купи мороженого. Мы украсим его клуб никой, будет очень вкусно и красиво.

            Стобед с радостью побежало в магазин. Он любил такие поручения, а самое главное - ему было стыдно смотреть в глаза Марфе Ивановне, ведь он понимал, что поступил не очень красиво. Но пока Стобед бежал по тихой солнечной улице, его грустные мысли рассеялись. А купив мороженое, он и вовсе развеселился.

          «Как хорошо, что я увижу Геннадия Михайловича!» - подумал Стобед. И, вспомнив своего доброго доктора, вдруг остановился как вкопанный и шлепнул себя рукой по лбу.

          - Ну и растяпа же я! - воскликнул он. - Ведь Геннадий Михайлович мне еще в прошлом году говорил, что нельзя есть немытые овощи и фрукты. Он даже дал мне посмотреть в микроскоп, какие гадкие зверюшки - микробы живут на грязной редиске... А ведь они, наверное, есть и на клубнике...

           Перед глазами Стобеда так и поплыли ягоды, которые он съел. На одной прилип комочек грязи, другая была в мелких песчинках, у третьей бочок оказался подгнившим и скользким. Ясно, что он наглотался микробов. Что теперь делать?

           Стобед присел на пенек, задумался, и вот ему в голову пришла мысль, которую он посчитал просто прекрасной. Ведь он не раз слышал, что прохладное мороженное есть нельзя - надо, чтобы оно немного подтаяло, иначе можно заболеть. А мороженое, которое лежало у него в сумке, было твердое и ужасно холодное, оно прямо-таки дымилось, потому, что продавец положил вместе с брикетиками кусочек сухого льда.

          - Съем-ка я побольше мороженого, - решил Стобед, - и если ко мне в живот попали микробы, они тут же все перемерзнут и умрут!

         И он стал быстро откусывать то от одного, то от другого, то от третьего брикета. Остатки завернул в серебряные брикеты и побрел домой, раздумывая: как объяснить, что брикеты стали такими маленькими?

         Но Марфы Ивановны дома не было.

        - Наверно, пошла за молоком, - догадался Стобед. Он сел на свой любимый диванчик, на минутку закрыл глаза. И вдруг мороженое, лежавшее рядом с ним в сумке, стало расти, расти, превратилось в огромную гору, обрушилось и покрыло его с головой. Зубы Стобеда стучали от холода, он весь окоченел и понял, что сейчас замерзнет совсем, если не прорежет себе ход в этой горе и не выберется наружу.

           Он попробовал разрыть мороженое руками, но руки отяжелели и не слушались. Тогда он сообразил, что ход в мороженом можно выгрызать или вылизывать. Но и это было трудно, потому что мороженое оказалось на редкость невкусным, глотать было больно, во рту оно почему-то становилось горячим и шершавым и скребло горло.

           Наконец, впереди, как будто посветлело, дышать стало легче. Стобед услышал чей-то голос, повторявший странное слово: чтение, чтение!

          «Где я?» - подумал он, открыл глаза и увидел, что лежит на диване, а рядом стоят Марфа Ивановна и Геннадий Михайлович.

-Какое огорчение, - говорила Марфа Ивановна, - ребенок заболел! Смотрите, он уснул на сумке с мороженым и, наверное, от этого простудился.

          - Думаю, что дело в другом, - задумчиво сказал Геннадий Михайлович. Уж он-то знал, какой проказник Стобед!

         «Значит, заболели не микробы, а я сам заболел, - догадался Стобед, - А гора из мороженого мне просто приснилась!..»

          Он снова закрыл глаза и подумал: «Когда поправлюсь, все честно расскажу. И уже не буду, есть немытых ягод, ни ледяного мороженого. Да еще так много, да еще без спросу!»

         

         Дети вместе с педагогом обсуждают рассказ, делятся впечатлениями: как повел себя Стобед? Что он чувствовал, когда ел клубнику? Почему ему было стыдно? Почему Стобед заболел? Как бы вы поступили на месте Стобеда?

        6. Итог занятия.

        Дети вместе с психологом вспоминают, о чем беседовали на занятии, вспоминают значение пословицы («В здоровом теле — здоровый дух», делятся впечатлениями.

     

        7. Прощание: дети и педагоги встают в круг, держась за руки, дарят друг другу улыбку и аплодисменты.

Коррекционно — развивающее занятие

с детьми логопедической группы

(старший возраст)

«Давай дружить!»

           Задачи: 

  • Развивать речь, внимание координацию движений, мелкую моторику и рефлексию.   Развивать умение чувствовать и понимать другого.
  • Повышать самооценку детей, их уверенность в себе.
  • Способствовать развитию творческих способностей и воображения.
  • Развивать эмпатию.

           Материалы:

конверт с письмом, изображение планеты и инопланетянина (грустного и веселого), «волшебный мешочек с подарками», магнитофон, запись релаксационной музыки, звездочки из картона по количеству детей.

Ход занятия:

         1. Приветствие.

Дети садятся на стулья по кругу. Игра «Прими подарок» (дети по очереди дарят друг другу воображаемый подарок на день рождения, передавая по кругу мягкую игрушку — сердечко).

        2. Пальчиковая гимнастика: положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке (5 раз).

       3.Сюрпрязный момент: письмо от сказочного существа Пампоши с планеты 3, у которого сегодня день рождения. Ему грустно и одиноко на своей холодной планете. Психолог читает письмо, задаёт детям вопросы:

       -Что вы чувствовали, когда я читала письмо?

      -Бывает ли вам грустно? Когда? Как можно понять, что человеку грустно? Как можно выразить грусть с помощью мимики? Покажите.

      -Как можно помочь Пампоше?

Давайте станем ему друзьями, покажем, какие мы дружные.

      4. Упражнение «в нашей группе 100 ребятишек»:

А в нашей группе 100 ребятишек,             Психолог и дети выносят правую

100 ребятишек в нашей группе,                 руку вперед, затем начинают про-

Они играют, они смеются,                          певать текст сначала, похлопывая

 И не скучают никогда!                               Правой рукой по правому бедру.

 Правая рука!

А в нашей группе 100 ребятишек,             Психолог и дети выносят левую

100 ребятишек в нашей группе.                 руку вперед, затем начинают про-

Они играют, они смеются,                          певать текст сначала, похлопывая

И не скучают никогда!                              левой и правой руками по бедрам.

Левая рука!

А в нашей группе 100 ребятишек,          Психолог, а дети выставляют правую

100 ребятишек в нашей группе,                      ногу вперед и припевая текст,

Они играют, они смеются                                притопывают правой ногой

И не скучают никогда!                                     и похлопывают по руками 

Правая нога!                                              по бедрам.

А в нашей группе 100 ребятишек,         Психолог и дети выставляют левую

100 ребятишек в нашей группе.              ногу вперед и, припевая текст,

Они играют, они смеются,                             притопывают ногами и  похлопывают

И не скучают никогда!                                    руками по бедрам

Левая нога!

                                             

     5.Молодцы! Что мы еще можем сделать для Пампоши, ведь у него сегодня день рождения? (ответы детей) У меня есть волшебный мешочек. Наверняка в нём найдутся подарки для нашего нового друга. 

     

        Упражнение «Волшебный мешочек»: детям предлагается по очереди рукой ощупать один любой предмет в мешочке и сказать, что этим предметом можно делать. Остальные дети угадывают предмет.

        6. Релаксация. Детям предлагается вспомнить, что было написано в письме о погоде на планете. Пампоша умеет видеть то, что мы представляем, поэтому, чтобы показать ему, каким бывает лето, как хорошо, когда светит ласковое солнышко, давайте сядем поудобнее, закроем глаза, представим лето... (Звучит запись релаксационной музыки). Ласковый ветерок обдувает лицо... Нам хорошо и спокойно, приятно и тепло... Мышцы расслаблены... Дыхание спокойное… медленное... Когда музыка будет затихать, мы медленно откроем глаза. Во время релаксации психолог переворачивает картинку обратной стороной — Пампоша изображён радостным.

     7. Итог. Рефлексия. Отлично. А теперь. Посмотрите! Пампоша улыбается! Молодцы, ребята! Вы действительно ему помогли, Вспомните, как вы помогали ему справиться с грустью и одиночеством? (ответы детей) Пампоша благодарит вас и дарит каждому по звёздочке. А теперь мы подойдем к нашему волшебному зеркалу. Расскажите, узнала ли вы что - то новое на занятии? Понравилось вам занятие? Устали вы или нет? Каждый ребенок отвечает по рисунку - схеме.

   

    8. Прощание. Все встают в круг, дарят друг другу улыбки и аплодируют.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ПОМОЩНИКИ ДОБРОГО ВОЛШЕБНИКА»

для детей подготовительной к школе группы

                    Цель: диагностика дошкольной зрелости детей подготовительной к школе группы. Диагностика проводится в характерной для детей дошкольного возраста деятельности — игровой, наименее стрессовой обстановке для них.

   

                    Материалы: карта — маршрут путешествия, конверты, простые карандаши по числу участников (по подгруппам), ватман с изображением мороженого, индивидуальные листочки с «дорожками», картинки с нелепицами, шнурок с картинками (картинки в двух экземплярах), шнурок, полоски бумаги с изображением кружков, листочки, ручки, «цветные осколки», «заплатки» Равена.

                    Детям в игре предлагаются разные испытания, пройдя которые они спасают мороженое. Выполняя задания, дети демонстрируют сформированности тех качеств и процессов, которые входят в рабочую модель дошкольной зрелости.

                    Дети вместе с ведущим путешествуют по карте. Наблюдатели, не вмешиваясь в игру, заполняют карту наблюдения и помогают ведущему в случае необходимости.

Ход игры:

                     Психолог: Здравствуйте, будущие первоклассники! Представляете, к нам в детский сад пришло сегодня письмо. От кого бы вы думали? От доброго волшебника Ням-Няма - он большой друг всех детей, он охраняет все детские сладости.

              Какие сладости вы знаете?

                     И представляете, этот добрый волшебник Ням-Ням просит у нас помощи: случилось несчастье с мороженым. Злой маг и волшебник Бузяка испортил его, мороженое потеряло вкус, цвет, запах осталась одна бесцветная картинка.

                     Вы ведь помните, каким бывает мороженое. Кто из вас назовет, каким оно бывает?

                     Вот такого разного, замечательного мороженого больше не будет... Если, конечно, мы с вами не поможем доброму волшебнику он надеется на нас. Поможем?

                      Мы с вами отправимся в путешествие, полное опасностей, препятствий и приключений. Дорога поведет нас через заколдованный лес мага Бузяки. Чтобы не сбиться с пути, нашим друзьям удалось раздобыть карту таинственного леса. С ее помощью мы будем узнавать, где мы находимся и что надо делать. Вот эта карта.

        А для начала, прежде чем отправиться в путь, вы должны решить, какие испытания вы готовы пройти: трудные или легкие. Вот здесь лежат конверты, куда вы будете собирать осколочки мороженого. Пусть каждый из вас сейчас возьмет конверт и напишет букву «Т», если он выбирает трудные задания, «С» — средней трудности, «Л» — легкие.

        Ну, а теперь отправляемся в дорогу! Судя по карте, мы вступаем на Большую Тропу. Она перед вами. Каждый из вас по очереди будет брать вот эту машину и, макая ее в краску, прокладывать нам путь. Это нужно сделать очень точно, не выходя за края дорожки.

        Давайте мы сначала на маленьких листочках попробуем.

(Каждый получает по голубому осколочку мороженого). Цвет, конечно, бледноватый. Но чем дальше м ы пойдем, тем ярче будет становиться наше мороженое.

        А вот мы и добрались до Опушки Путаниц. Вот такая гусеница тут

живет. Мы должны исправить небылицы, которые на ней написаны, и

внимательно рассмотреть рисунки: чего на них не хватает, все ли верно там

нарисовано. (Ситуации, картинки)

        Ага, видите, что-то не все справляются с испытаниями сами: кому-то приходится помогать. Посмотрите на свои конверты. Тот, кто сейчас решит, что он будет помогать друзьям (тем, кому нужна помощь), тот исправляет букву на конверте: Т - О (теперь будете получать очень трудные задания); С-Т (будете получать задания более трудные); Л - С (не легкие, а не сложней). Вот так будет честно.

         А теперь пора двигаться дальше. Карта показывает, что сейчас мы должны преодолеть Нору-Эмейку. Здесь надо двигаться на обеих ногах, прыжками. Попрыгали!

        Теперь, судя по карте, мы прибыли в Паутинный Крест. И чтобы не запутаться, нужно взяться за шнурок, идти по картинкам и запоминать то, что на них нарисовано.

        Обязательно запомните, в каком порядке расположены картинки. Иначе в конце пути вы не сможете выйти из этого заколдованного леса. Ну, как?

Запомнили? А теперь будьте честными: кто хорошо запомнил? (Раздаются «осколочки»).

        Час от часу не легче: мы — перед Круглой Пустотой, которая поможет нам добраться до Долины Молчания. Когда вы окажетесь в этой долине, вы должны будете затаиться и замолчать. А попасть туда мы сможем так: один большой прыжок через Пустоту (обозначается шнурком) и пять «лилипутов» (пять шагов— носок к пятке, носок к пятке и т. д.,).

         А в Долине Молчания мы должны притаиться, закрыть глаза и не поглядывать. Местные духи должны к нам Привыкнуть, чтобы пропустить дальше... Вы что - нибудь слышали? Что?

        Тому, кто не шумел, духи оставили белые осколочки. Нас пропустили дальше! Ура!

        Да, но еще есть цветные осколочки, которые нужно получить, без них мороженое не оживет. Кстати, мы, сейчас, и находимся на Холме Оживления. Нам нужно оживить кружочки. К ним вы можете пририсовывать что хотите. Но сделать это нужно так, чтобы получилась какая-нибудь картинка или предмет. Каждый новый рисунок должен быть непохож на предыдущий... Итак, сколько каждый оживил кружочков? Получите цветные осколочки.

         Двигаемся по карте дальше и попадаем в Лесную Больницу. Ой! Еще вчера здесь не было пациентов. А сегодня, посмотрите, сколько разных полянок, которые нуждаются в лечении. Давайте «заштопаем» полянки... Спасибо! Вы помогли заколдованному лесу.

         Ой! Ребята! Мы опять в западне, в болоте. Если мы сейчас что-нибудь не придумаем, то завязнем здесь навсегда. Никто не знает, что надо делать?

         Пожалуйста, вспомните Паутинный Крест. Вы хорошо помните картинки? Выложите каждый свою цепочку, и по ним мы выберемся отсюда. Вот, кажется, и выход. Сейчас каждый разбросанные картинки из вас посчитает, сколько у него цветных осколочков каждого цвета. Молодцы! У кого больше всех?

         Как вы считаете, справились ли вы с просьбой волшебника? Переверните листочек и на нарисованной лестнице поставьте себя на любую ступеньку.

         А теперь оживим мороженое. Оно у нас получится красочное, веселое, вкусное. Сложим его из полученных осколочков... Как выглядит оно теперь?

       

         Добрый волшебник благодарит всех!

     Диагностируемые качества (по порядку проведения заданий): речь, образная память, уровень притязаний, моторика, слуховое и зрительное внимание, нравственное развитие, координация, произвольность, самоконтроль, воображение, мышление, память, самооценка.

          Все параметры дошкольной деятельности делятся на два типа:

          - отслеживаемые на карте наблюдения по заранее выделенным в процессе игры критериям;

          - определяемые после проведения игры по продуктам деятельности.

          Все параметры заносятся в общую карту.

          В игре обязательно выполняются все этические нормы и принципы, которые действуют при любом диагностическом исследовании.

         Описываемая игра является лишь частью в диагностике уровня подготовки детей к обучению в школе.

Статья для газеты МКДОУ д/с «Белоснежка»

«ДЕТСКИЙ ГОРОДОК»

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА - В ВАШИХ РУКАХ! 

         
 У детей, чьи мама и папа часто ссорятся, могут возникать расстройства поведения, потому что родительские конфликты нарушают нормальный сон.
         
Американские ученые обнаружили: чем чаще родители ссорятся при детях, тем хуже дети спят. А когда ребенок безуспешно пытается заснуть, то и дело просыпается и вынужден бодрствовать из-за шума или спать тревожным сном, это, в свою очередь, оказывает воздействие на его поведение и способность к обучению.
        Уже давно замечено, что дети, растущие в конфликтных семьях, более склонны к расстройствам поведения, но точные причины были неизвестны. Исследования, проведенные Университетом Оберна в Алабаме и Университетом Брауна на Род-Айленде, заставляют предположить, что воздействие конфликтов на сон и нарушения сна имеют серьезные негативные последствия.
       Исследователи оценили сон и его протекание у 54
 здоровых детей в возрасте от 5 лет, ни у одного из которых ранее не наблюдалось расстройств сна. Средний уровень ссор между их родителями был помечен как “нормальный”, хотя в некоторых случаях перебранки могли временами перетекать в шумные скандалы.
       Исследователи замеряли уровень конфликтности и оценивали состояние сна детей путем опросов родителей и детей. Детям во время сна на протяжении недели одевали актограф, прибор, похожий на часы, который фиксирует движения. Данные, полученные этим способом, помогли исследователям, определить, в котором часу дети ложились и вставали, как часто они просыпались и насколько крепко спали.
       Ученые обнаружили, что дети в сильно конфликтных семьях ложились спать примерно в то же время, что и другие дети, но спали меньше и не так хорошо. Чем больше было родительских ссор — тем меньше дети спали, меньше времени проводили в постели и гораздо больше двигались — например, ворочались с боку на бок и ерзали. Дети из таких семей жаловались на сонливость в течение дня.
Взаимосвязь между семейными ссорами и сном выявлялась в большей степени по итогам изучения рассказов детей о ссорах мам и пап, а не посредством бесед с родителями. Дети, которые считали, что их родители ссорятся часто, а конфликты часто бывают напряженными и остаются неразрешенными, страдали наиболее выраженными расстройствами сна.
      Мона Элъ-Шейх, ведущий исследователь в Университете Оберна, отмечает, что исследование продемонстрировало побочные эффекты даже относительно умеренных семейных ссор. “Собранные данные заставляют предположить, что даже в семьях с нормальным уровнем конфликтности родительские ссоры могут нарушать детский сон, — подчеркнула она. — Это важно, потому что даже незначительное сокращение сна может вызывать расстройство внимания, нарушать процессы обработки информации, понижать мотивацию, усиливать раздражительность и сокращать эмоциональный контроль”. Несмотря на то, что уровень конфликтов в семьях испытуемых был нормальным и неизбежным, добавила она, исследование указывает на важность того, как конфликт разрешался в семье. “Эти данные свидетельствуют: очень важно то, как родители справляются с конфликтом и как они помогают детям понять и справиться с тем, что произошло”.
        О втором исследовании, как и о первом, сообщил журнал Child Development. В нем говорится, что потрясение от ссоры родителей не рассеивается у ребенка сразу же, а сохраняется на протяжении некоторого времени.
        Ученые выяснили, что выяснение отношение на виду у детей и даже инциденты, при которых родители игнорируют друг друга, развивают в детях негативные мысли о семье, которые могут не покидать детей на протяжении года и более.


Рекомендации, предупреждающие конфликтные ситуации и затруднения в отношениях:

           1. Неверно считать, что жизнь -  сплошное удовольствие, без всяких проблем, препятствий, осложнений, также неверно и то, что другой человек всегда должен быть только приятен, симпатичен нам. Необходимо помнить об этом в условиях появления сложностей, затруднений в межличностных отношениях. Наличие противоречий и даже конфликтов - неизбежно, но главное - не спешить с выводами «быть или не быть отношениям».
          2. Недопустимо в условиях любой напряженности отношений, несогласия делать обобщения типа: «все мужчины»,
 «все женщины»,
«все вообще мешающие жить». Такие обобщения не ограничиваются только мысленно принятой позицией, но дается оценка ситуации, и включаются наши эмоции, еще более усиливающие обобщения, закрепляющие их в виде устойчиво переживаемого конфликта.
         3. В межличностном конфликте, особенно в семейно-бытовой, партнерской (супружеской) сфере, не бывает только правая, и только виноватая сторона. Порой конфликт возникает из-за того, что одна сторона по какой-то причине перевозбуждена (сложности на работе, ссора с другом, осложнение в родственных отношениях), а другая сторона вместо того, чтобы «уйти» или «сгладить» напряженность - - выбирает тактику конфронтации или принуждения.
        4.Полезно перемежать время общения друг с другом и обособления друг от друга, что особенно важно для близких родственных, супружеских отношений. Для каждой, например, супружеской пары оптимально свое соотношение общения и обособления, но оно обязательно должно быть. Оно дает возможность лучше почувствовать личное своеобразие и оригинальность, неповторимость партнера. Ведь для того, чтобы был интерес друг к другу, необходимо развитие личности. Без внутренней работы над собой личность становится обыденной и неинтересной.

       5.Надо помнить, что мужчина и женщина по-разному чувствительны к оценке своей личности. Так, если женщина чувствительнее к оценке ее внешности, привлекательности, то мужчины более всего ценят в себе деловые качества, способность решать практические, жизненные задачи. Формируются эти качества женственности и мужественности в наших каждодневных отношениях друг с другом. Неслучайно говорят, что женщина становится женщиной рядом с мужчиной, а мужчина - рядом с женщиной. Необходимо
накапливать «багаж» положительных воспоминаний друг о друге, что сыграет свою позитивную роль в условиях напряженности и конфликта. В эти
 моменты лучше припомнить не худшие, а лучшие минуты прошлых отношений.
     6. Не пытайтесь полностью «переделывать», перевоспитывать друг друга на производстве, в быту, в семье.

    Лучше займитесь самовоспитанием - это поможет лично Вам и не будет вызывать протеста, недоброжелательности со стороны других.
    7. Не всегда благоприятно действует на других стремление «показать себя», выставить напоказ свои достоинства. Не случайно мы осмеиваем фанфаронство, позерство. Умение быть внимательным к другим окупается сторицей. Умение слушать, сочувствовать - всегда располагает других. Ведь чаще хочется самому поделиться с кем - то, хочется сочувствия, соучастия.

Если случилось так, что конфликта не избежать, помните: ребенок присутствовать при этом не должен!

Тепла вашей семье, любви и уюта!

Практикум для родителей (ЧДБ)

 «Что такое правильное дыхание?»

          Цели:

          - объяснить актуальность и значимость эффектов диафрагмального дыхания для детей группы ЧДБ;

          -кратко ознакомить с техникой диафрагмального дыхания, программой ФБУ «Волна».

         Материалы: схематичное изображение легких человека.

          Уважаемые родители! Тема сегодняшнего практикума может вам показаться немного странной. Кажется, что дыхание мы никак не контролируем. Как дышим, так и дышим. Разве можно дышать неправильно?

         Я предлагаю сейчас всем провести небольшой эксперимент.

Выдохнув из груди весь воздух, встаньте прямо, опустите руки спокойно по сторонам. Вдохните несколько раз, приподнимая плечи и ключицы. А теперь снова сделайте глубокий выдох. Вдохните теперь полной грудью, опустив плечи и ключицы. Спасибо, садитесь. Как вы себя чувствовали в первом... во втором случаях? Вспомните, в каких ситуациях вы дышите, как в первый раз? Как во второй?

        Вы все почувствовали, что дышали по-разному и чувствовали себя при этом по-разному, а также количество воздуха, поступившего в легкие в первом и втором случаях было разным.

         Все дело в том, что существует три основных вида дыхания

        -верхнее (ключичное),

        -среднее (реберное или грудное),

        -нижнее (брюшное или диафрагмальное).

        В реальной практике мы чаще всего сталкиваемся с различными вариантами смешанного дыхания.

        Верхнее дыхание: так, как мы дышали в первый раз. При таком типе дыхания поднимаются ключицы и плечи, расширяются ребра. При этом используется лишь верхняя часть легких (по величине наименьшая), следовательно, в легкие входит наименьшая часть воздуха из возможного объема. Вдобавок и диафрагма, двигаясь вверх, не имеет достаточного пространства в этом направлении. Получается при наибольшем усилии наименьший результат. Именно это дыхание преобладает при стрессе, в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения. Много болезней голосовых и дыхательных органов происходит непосредственно от этого варварского для организма способа дыхания и от того напряжения, которому подвергаются органы. Столь деликатные по своему строению.

         Среднее дыхание: так мы дышали во второй раз. При таком типе дыхания диафрагма нажимает вверх, и кишечник втягивается внутрь. Ребра при этом несколько раздвигаются и грудь, соответственно, расширяется. Этот тип дыхания исключительно неэффективен, поскольку в работу включается слишком много мышц, отчего наступает быстрая утомляемость. Кроме того, не все отделы легких заполняются воздухом.

          Нижнее дыхание: при таком типе дыхания легкие имеют больше свободы действия, и воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании. Этот тип является наиболее оптимальным, как показывают многочисленные исследования.

        Давайте попробуем подышать таким типом дыхания: положите одну ладонь на грудь, другую на живот, немного откиньтесь на спинку стула.

         • вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка вытягивается, а воздух как бы набирается животом;

         • выдох плавный, удлиненный, осуществляется преимущественно через рот, брюшная стенка втягивается, а воздух как бы выталкивается животом.

        Диафрагмальное дыхание не есть нечто искусственное и ненормальное. Напротив, это прямое возвращение к природе. Здоровый взрослый дикарь и здоровый ребенок цивилизованных народов дышит именно так, но цивилизованный человек, привыкая к ненормальному складу и ритму жизни, теряет нормальное дыхание.

          Регуляция дыхания является самым древним из известных методов борьбы со стрессами. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того, чтобы способствовать достижению состояния общей релаксации. Упоминания об использовании сознательного контроля дыхания для достижения состояния расслабления можно найти в индуистской хатха-йоге, китайской гимнастике у-шу.

        Предполагается существование нервного механизма, посредством которого диафрагмальное дыхание может повышать активность коры головного мозга. При этом стабилизируется состояние психики, снижается уровень мышечной активности, за счет чего на глубоком диафрагмальном выдохе происходит расслабление мышц внутренних органов и снижение тонуса периферических сосудов. Ткани внутренних органов лучше

снабжаются кислородом и питательными веществами, кроме того снижаются и уменьшаются спастические боли.

        Дети, посещающие вашу группу, в основном, страдают от частых заболеваний органов дыхания. И не имеет смысла объяснять значимость и эффективность внедрения техники диафрагмального дыхания для таких детей. И даже не столько внедрения, сколько напоминания. Вдобавок ко всему, мы живем в такое время, когда требования мира, окружающего ребенка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умения сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях. Все понимают необходимость научить ребенка разговаривать, читать, считать. Но не всегда мы задумываемся, что не менее важно научить его правильно сидеть, ходить, дышать, научить его сохранять свое здоровье и управлять возможностями своего организма.

       Детей с трехлетнего возраста можно обучить навыкам диафрагмального дыхания по специально разработанной программе «Волна», которая способствует решению таких актуальных и значимых для развития ребенка задач, как:

         • оптимизация психофизиологического состояния;

         • профилактика психосоматических заболеваний;

         • нормализация психоэмоционального состояния;

         • улучшение концентрации и работоспособности;

         • создание для благоприятных условий для нервно — психического развития (функционального созревания головного мозга);

         • профилактика и коррекция логопедических нарушений.

        В разрезе проводимых оздоровительных и профилактических мероприятий, которые проводятся в вашей группе, программа «Волна» позволяет создать благоприятные условия для проведения таких мероприятий, снизить эмоциональную нагрузку.

        Использование навыка диафрагмального дыхания также способствует снижению нагрузки на сердечно — сосудистую систему.

        В процессе прохождения программы «Волна», центральная нервная система обучается поддерживать создаваемый режим функционирования уже самостоятельно.

 

       Овладение навыком позволяет реализовать диафрагмальный тип дыхания произвольно, в любых ситуациях и с постоянно успешным результатом.

        Теперь, я думаю, мы твердо можем ответить на вопрос «Что такое правильное дыхание?». В следующем учебном году я

планирую начать работу с детьми вашей группы по программе «Волна».

         Есть ли какие — ни будь вопросы?

         Желающие увидеть, как функционирует программа, могут пройти ко мне в кабинет.

В завершении хочется пожелать всем крепкого здоровья, и... давайте дышать правильно!

Тренинг-практикум для педагогов

«КОРРЕКЦИЯ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

 ЛИЧНОСТИ»

Цель: 

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности, реализующихся в профессионально-нейтральном или деструктивном способе преодоления.

       

         Задачи:

  • Создать условия для лучшего познания себя;
  • Способствовать осознанию и коррекции участниками своих индивидуальных способностей, препятствующих конструктивному способу преодоления кризисной ситуации;

        Научить участников тренинга осознавать свое прошлое, настоящее и будущее.

Ход мероприятия

            

        Дорогие участники, прежде чем начать наш практикум, я предлагаю вам встать в круг и с поклоном произнести: «здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Итак, здравствуйте!

(Участники кланяются и опускают руки)

        Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекала с головы человека, таким образом, кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами.

      Сегодня нас здесь объединила общая и интересная для всех тема: «Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности».

        Немного поговорим о здоровье педагога. Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема.

       Профессия педагога это "работа сердца и нервов", писал Сухомлинский. Тем не менее, современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.

       Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов, специалистов  различных  социальных служб с людьми связана с большими нервно-психическими нагрузками.

        Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются  в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. День за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость.

          Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.

          Давайте поговорим о существующих деформациях личности в процессе профессиональной деятельности.                                                

          Таким образом, профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере. Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой – изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если это профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

         У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на трех уровнях.  

1. Общепедагогические деформации. Наличие этих деформаций делает педагогов с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который в отличие от большинства других профессий обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с объектом воспитатель, используя свою личность как инструмент влияния на него, прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие черты, как назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и пр.

2. Типологические деформации связаны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. В соответствии с полученными данными в педагогической профессии существуют четыре типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент и предметник. Особенности каждого из них могут со временем проявляться в структуре личности.

     Для педагога-коммуникатора характерны излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как существу молодому, неопытному, стремление затронуть интимные темы и пр.

          Педагог-организатор может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить к себе окружающих, стремиться командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания. Нередко педагоги – организаторы реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит в полнее уместной.

         Педагог-интеллигент (просветитель) в результате длительного пребывания в профессии может сформировать у себя склонность к рассуждательству, мудрствованию. И в зависимости от условий может стать как «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляющим старые времена и ругающим молодежь за безнравственность.

 3. Индивидуальные деформации определяются изменениями личности, которые внешне е связаны с процессом педагогической деятельности. Происходит развитие качеств, не имеющих отношения к педагогической профессии. Личностное развитие осуществляется не только под влиянием действий, приемов, операций, которые выполняет учитель, а прежде всего, обусловлены его личностной направленностью.

      Предупреждение и преодоление возможных деформаций личности педагога является одной из важнейших задач психолога, так как от этого во многом зависит и психологический климат педагогического коллектива.

       Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. По мнению Е. С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность

воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

         Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального сгорания»

          Эмоциональное сгорание – это состояние изнеможения, ощущение собственной бесполезности, дегуманизация, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

                                                                                                       

           Е. Махер разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих состояние и поведение человека, подверженного синдрому «эмоционального выгорания»:

  • Усталость, утомление, истощение, бессонница;
  •   Негативное отношение к собеседнику;
  •  Негативное отношение к работе;
  • Скудность репертуара рабочих действий;
  • Отсутствие аппетита или переедание;
  • Негативная «Я-концепция»;
  • Агрессивные чувства;
  • Тревожность, раздражительность;
  • Упаднические настроения и связанные с этим эмоции: цинизм, пессимизм, апатия, депрессия;
  • Переживание чувства вины.

                                                                                                      

     Можно выделить наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:

  • напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
  • нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
  • однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
  • работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру; 
  • неразрешенные личные конфликты.

           Существует несколько рекомендаций для профилактики и устранения "выгорания»:

  • необходимо научиться разделять профессиональную деятельность и частную жизнью. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь.
  • Общайтесь. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, делится своими чувствами с коллегами и искать у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
  • Сохраняйте положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
  • Контролируйте эмоции, возникающие после завершения намеченной работы. При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".
  • Поддерживайте хорошую спортивную форму. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически. Нам бы хотелось дать представление о возможной практической помощи педагогам, а также познакомить Вас с полезными психологическими упражнениями, которые, помогут вам, уважаемые педагоги, более конструктивно решать сложные педагогические ситуации, поддерживать хорошую психологическую форму и преодолевать эмоциональную напряженность.

           Ну а сейчас приступим непосредственно к практической части сегодняшнего семинара. Слово предоставляется Ольге Николаевне.

        Предлагаю приступить к выполнению заданий, начнем с вводной части.

             Это упражнение оказывает общепробуждающее действие, заставляет напрягать память и концентрировать внимание

Упражнение «Бегущие огни»

      Инструкция. Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую-нибудь короткую приветственную фразу (например, «Доброе утро!»). Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое. Таким образом, «волна» вставаний и повторений бежит по кругу.  Когда «волна» проходит полкруга, к заданию добавляется еще один элемент, который может быть вербальным или невербальным. (Например, участник встает и говорит: «Доброе утро!», а затем дважды хлопает в ладоши и садится). Последующие участники должны выполнять этот комплекс. Через полкруга очередной участник добавляет еще что-нибудь и так далее.

     Следующее упражнение настраивает на доброжелательное отношение друг к другу. Помогает включиться в атмосферу тренинга, дает возможность войти в особую микросреду, которая создается в группе во время занятия.

Упражнение «Моя любимая игрушка»

         Необходимо сесть в круг и по очереди рассказывать о своих любимых игрушках.

         Инструкция. У каждого в детстве была любимая игрушка. Хорошо, если мы о ней не забываем. Это как бы связывает нас с миром детства, когда мы были счастливыми. А помните ли вы свою любимую игрушку? Что это? Где она сейчас? Расскажите о своей любимой игрушке и чувствах, которые вызвали эти воспоминания. Будьте предельно искренни и откровенны, поделитесь своими детскими радостями и огорчениями.

          Следующим этапом нашего занятия послужит фаза лабиализации. На этой стадии происходит осознание самого себя, своей индивидуальности, неповторимости, формирует умение взглянуть на себя глазами другого человека.

Упражнение «Кто я?»

         Инструкция. Задайте себе вопрос «Кто я?» и запишите ответ, который первым пришел вам в голову. А теперь ответьте на этот вопрос еще раз, по-другому. А теперь – еще раз.

          Проведите черту под этими тремя ответами и ответьте на вопрос еще несколько раз, сколько сможете найти подходящих вам существительных.

       Хочется отметить, что обычно на первом месте в списке стоит самая привычная характеристика, то, как человек себя осознает. Продолжая список, человек начинает осознавать те характеристики, о которых реже задумывается. А на последнем месте нередко оказывается та характеристика, к которой человек не знает, как относиться, или относиться плохо.

Упражнение «Гора с плеч»

        Педагоги встают, опускают руки вдоль  туловища и выпрямляют спину. Психолог предлагает им резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Именно такая осанка должна быть постоянно.

Упражнение «Доброе животное»

        Все педагоги становятся друг за другом и кладут руки на плечи, стоящему спереди. Педагоги становятся одним целым,  большим и  добрым животным. Психолог просит педагогов вместе попрыгать, походить, поприседать и подышать, похлопать.

Психогимнастика «Рубка дров»

        Педагоги встают в круг. Психолог задает вопрос: «Знаете ли вы, как рубить дрова? Покажите, как держать топор, и в какой удобнее позе стоять. Педагоги имитируют рубку дров, при этом можно как можно выше заносить воображаемый топор на воображаемое бревно, издавая вместе с выдохом какие-нибудь звуки.

Игра «Чемодан»

        По  желанию один педагог выходит за дверь, остальные участники тренинга «собирают ему чемодан», то есть письменно составляют набор его наилучших, положительных качеств и особенностей личности и одна отрицательная характеристика человека, которая, по мнению педагогов, мешает раскрытию его способностей, препятствует реализации в профессиональной деятельности и общении. После этого возвратившемуся в группу педагогу зачитывают полученные данные.

Игра «Человек и тень»

   

           Участники тренинга делятся на пары. Один из педагогов становится человеком, другой -  его тенью. Человек совершает различные движения телом, тень внимательно следит и повторяет эти движения. После определенного времени педагоги меняются ролями.  После игры педагоги делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: Какую роль выполнять понравилось больше: тени или человека? Почему? Какие сложности возникли при выполнении этого задания?

Звуковая гимнастика                                                                                               

         Ну а сейчас дорогие коллеги хочется вас научить нескольким приемам выполнения звуковой гимнастики. Она действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.

        Итак, давайте все вместе выполним эти простые, но полезные упражнения.

         Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу.

         Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.

         Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.

         Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

         Звуки «Р» помогают снять стрессы, страхи, заикания.

         Звуки «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечнососудистую систему.

Упражнения на релаксацию (под музыку)

        Сейчас предлагаю выполнить ряд упражнений, выполнение которых научит приемам расслабления и спокойствия, необходимым как в профессиональной, так и повседневной жизни.

       Инструкция. Закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своем дыхании в течение одной-двух минут. Обратите внимание на то, что при дыхании воздух входит и выходит. Концентрируйтесь на различных частях тела, двигаясь вверх и в низ, внутрь и наружу по мере того, как вы дышите.

          С  каждым вдохом направляйте ваше дыхание в ногу, в руку и почувствуйте, как при дыхании воздух «течет» внутрь и наружу.

          Теперь сознательно вдыхайте медленно и глубоко десять раз. При этом повторяйте про себя: «Я расслаблен... Я расслаблен…». Повторяя эти слова, вы сможете почувствовать, как все больше расслабляетесь.

         Инструкция. Для расслабления используйте образы и звуки. Сконцентрируйтесь на успокаивающем образе или звуке в течение двух-трех минут. Закройте глаза. Расслабьтесь.

        Представьте себя на берегу моря. Обратите внимание на волны, наблюдайте их прилив и отлив. Прилив и отлив… В это время вы чувствуете, как вы больше и больше успокаиваетесь. Затем, когда вы будете ощущать абсолютное спокойствие, покиньте «берег».

           Инструкция. Сядьте поудобнее, голову откиньте на спинку стула. Подошвы ног поставьте на пол, сбросьте обувь, если без нее вы почувствуете себя свободней. Положите руки удобно и легко. Не скрещивайте при этом предплечья и не зажимайте кисти. Позвольте своим рукам лежать спокойно и свободно. Смотрите прямо перед собой. Не меняя положения головы, направьте взгляд вверх, в направлении бровей, на сколько это возможно. Продолжая сохранять это положение глаз, закройте их.

         А теперь расслабьте ваши глаза. Позвольте им стать настолько тяжелыми и расслабленными, как будто они не в состоянии раскрытия. Обратите внимание на это ощущение.

        Теперь позвольте этому чувству распространиться по всему телу. Дайте вашему телу свободно погрузиться в кресло, в котором вы находитесь.

        В то время как ваше тело испытывает погружение, направьте внимание на свое сознание. Отпустите его, дайте ему свободно колыхаться, свободно поплавку на воде. 

        Вот мы и подошли к  Заключительной фазе нашего сегодняшнего тренинга. Наш практикум подошел к концу. Пожалуйста, отметьте, как изменилось состояние вашего тела и души, настроения и мысли.

       В завершении, я прощу всех снова встать в круги с поклоном сказать друг другу и всем «спасибо» за работу и прекрасное общение, которое нас объединило и сблизило. Поделитесь своими впечатлениями от всего, что происходило сегодня.

(Участники обмениваются мнениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проведении "Недели Психологии"

Для одного человека мир, несмотря ни на что, полон радости, для другого — печали и огорчений. Один отдается эмоции радости, другой — раздражению и унынию. Что держит одного человека на плаву, дает ему...

Примерный план проведения Недели психологии в детском саду "Калейдоскоп эмоций"

План мероприятий Недели психологии разбит на разделы: работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом детского сада....

План проведения Недели Психологии. Занятие в подготовительной группе " Мое Имя"

1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».2. Формирование...

Сообщение из опыта работы "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в ходе проведения недели психологии.

Неделя психологии-это не просто набор мероприятий, передающих психологические знания воспитателя  родителям. Это интерактивная форма взаимодействия, позволяющая решать многие задачи воспитания....

Отчёт о проведении Недели психологии

Отчёт о проведении Недели психологии в МБДОУ "Детский сад "Маячок" в 2016 году...

Программа проведения недели зимних каникул в ДОУ№305 с 11.01.21 - 15.01.21

Формирование у детей представления о празднике Новый Год, познакомить с традициями празднования Нового года, обычаями встречи, атрибутами и персонажами.воспитывать чувство удовлетворения от подготовки...