Сила педагогического слова
статья на тему

Артюхова Мария Евгеньевна

Как же говорить с ребенком, как объяснить ему, что он не прав? Почему же, действительно, нотации часто не достигают результатов? На все эти вопросы можно найти ответы в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сила педагогического слова

Слово - тончайшее прикосновение к сердцу;

                                        оно может стать и нежным, благоухающим цветком,

                  и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым                 ножом, ковырнувшим нежную ткань души,

 раскаленным железом, и комьями грязи.

«О поступках» В.А. Сухомлинский.

               Современный воспитатель-это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии  программ и методических разработок, эрудированный человек. Это хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Это чуткий, всегда   готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега,  умеющий работать в коллективе единомышленников. Компетентность, профессионализм, творчество, инициативность, готовность брать ответственность на себя - это главные качества современного воспитателя.

Но все эти  лучшие качества  могут затеряться, если педагог не придает большое значение воздействию словом в своей профессиональной деятельности.

             Большая беда, писал В.А. Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка.

Слово воспитателя должно быть содержательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску. Строгое, неодобрительное возражение, осуждение вызывает у ребенка резкую реакцию. Некоторые дети могут внешне не выдать свои обиды, но их внутренняя реакция на  раздражительный тон воспитателя может быть такой же резкой.

      Но как же говорить с ребенком, как объяснить ему, что он не прав?

Почему же, действительно, нотации часто не достигают результатов? Все дело в том, что сказать и как сказать. Что мы говорим ребенку?

Обычно мы  не думаем над тоном, манерой нашего разговора,

и получается, как говорил В.А.Сухомлинский «отчитывание» или «скучная проповедь». Ни то, ни другое не западает в душу ребенка. Так же не всегда  продумываем, какого же результата мы хотим добиться. Добившись от ребенка обещания «я больше не  буду» или резким тоном доведя ребенка до слез, мы считаем, что он исправится, образумится и в дальнейшем не повторит проступка. Но так ли это?

 И содержание, и тон, и место, и время разговора - все важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может быть без его дальнейшего действия. С детьми необходимо размышлять вслух, делиться сомнениями, обращаться за советом. В том и заключается мастерская воспитателя, чтобы при помощи слова ребенок осмыслил свое поведение, свои поступки. Ребенок должен понять, что он делает правильно, а что нет.  

Излагайте свои мысли интересно. Заинтересовать ребенка – значит, уже добиться  успеха. Речь попытайтесь организовать и словесно оформить так, чтобы она могла заинтриговать, приковать к себе внимание ребенка.

Будьте всегда искренни, чтобы дети чувствовали: то, о чем вы говорите, действительно важно для вас, а, следовательно, и для него самого.

Будьте немногословны. Дети не могут сконцентрировать внимание на длительный период времени, через несколько минут они отключатся и перестанут воспринимать поставляемую вами информацию.

 Таким образом, значительная часть того, что вы им сказали, пропадет впустую. Поэтому излагайте только самое основное и в немногих словах.

Говорите просто и ясно, не употребляя слов, значения которых ребенок не знает. Без намеков и подтекста. Памятуя, что у детей отсутствует достаточно развитое абстрактное мышление, откажитесь от обобщений.
Чтобы убедить – нужно быть понятым.

Воспитательная сила слова зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Опытный педагог, не оскорбляя ребенка, всегда сумеет дать справедливую оценку. Но ругань, оскорбления не приводят к нужным результатам, они  вызывают злобу, ожесточенность, враждебность. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик. Педагогу необходимо уметь сочетать  строгость и доброту. Но важно, чтобы ребенок в разговоре почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

 Искренность педагога - залог прочных контактов с воспитанниками. 
Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого воспитателя.

«Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высоким нравственным воззрением» М.П. Драгоманов.