ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры» 5-7 лет 2017-2018
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
В программе представлены занятия для обучения детей 5-7 лет игре в шашки и шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2017_5-7_let.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»
Отделение дополнительного образования
«Утверждаю»
Руководитель ОДО
___________ Дзамоева И.Р.
«__» _________ 2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Логические игры»
направленность: социально-педагогическая
уровень программы: ознакомительный
Автор-составитель программы: Шкилькова Н.В., педагог
дополнительного образования.
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 7 месяцев
Москва
2017
Лист согласования
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Логические игры»
Принята на заседании
педагогического совета ОДО
Протокол № ______________
от «___» _____________2017
Согласовано:
Методист ДО №2
Образцова Г.В.
«___» _______________2017
Раздел 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: социально-педагогическая.
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность программы
Несмотря на обилие публикаций в шахматной и шашечной прессе, до сих пор отсутствует федеральная и региональная программа, направленная на занятия шахматами и шашками в группах старшего дошкольного возраста.
В связи с этим была разработана дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы и шашки, отвечающая психофизиологическим требованиям и возможностям детей дошкольного возраста. Программа разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «ШАХМАТЫ» Давлетова Д.А., комплекса пособий, занимательных и методических материалов И. Г. Сухина, В.К.Погребного, В.Я Юзюк, В. Касаткиной, журнала «Шахматы» и др.
Цель программы
- организовать полноценный досуг учащихся через обучение игре в шашки и шахматы,
- заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представления об окружающем мире,
- развить личность ребенка и его творческие способности,
- приобщить школьников к общечеловеческим и культурным ценностям, искусству и спорту.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач.
Обучающие:
- научить детей играть в шашки и шахматы;
- дать учащимся теоретические и практические знания по шашечной и шахматной игре;
- узнать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения;
- способствовать овладению ребятами основ теории, тактики игры и техникой расчета вариантов.
Воспитывающие:
- привить любовь и интерес к игре в шашки и шахматы;
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное;
- планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
- научить уважать соперника.
Развивающие:
- развивать образное и ассоциативное мышление;
- обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;
- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире;
- организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шашки и шахматы;
- развивать способность к самооценке и самоконтролю;
- расширить кругозор ребенка.
Возраст обучающихся: 5-7 лет.
Комплектование групп: свободное.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. Время занятий включает в себя обязательный 5-тиминутный перерыв.
Объем программы: 57 часов.
Срок реализации программы: 7 месяцев.
Форма обучения – очная.
Формы и виды занятий
Форма занятий – игровая, вид занятий – групповой.
Планируемые результаты освоения программы
К концу учебного года дети должны знать:
- цель игры в шашках и шахматах;
- термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги и др.;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, король, ферзь, конь, пешка;
- правила расставления фигур;
- правила ходов в шашках и шахматах.
К концу учебного года дети должны уметь:
- правильно располагать шашечную (шахматную) доску;
- наносить простейшие тактические удары;
- играть фигурами без нарушения правил в турнирах.
Раздел 2
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
2 | Начальные сведения об игре в шашки. | 10 | 5 | 5 | Текущий |
3 | Тактические приемы. | 15 | 7 | 8 | Текущий |
4 | Основы позиционной игры. | 6 | 3 | 3 | Текущий |
5 | Окончание игры. | 4 | 2 | 2 | Текущий |
6 | Шашечный турнир. | 3 | 3 | Текущий, промежуточная аттестация | |
7 | Знакомство с шахматами. | 5 | 2 | 3 | Текущий |
8 | Король. | 2 | 1 | 1 | Текущий |
9 | Окончание игры. Эндшпиль. | 3 | 1 | 2 | Текущий |
10 | Решение шахматных задач. | 4 | 4 | Текущий | |
11 | Шахматный турнир. | 4 | 4 | Текущий, промежуточная аттестация | |
Итого: | 57 | 21,5 | 35,5 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Знакомство с детьми. Определение уровня развития детей.
- Знакомство с шашечной доской. Цели игры. Правила игры. Дамки.
- Тактические приемы: оппозиция, связка, мостик Каулена, жертва, окружение, зажим, запирание, «рожон», угроза, ловушки в игре, трамплин, столбняк.
- Основы позиционной игры. Учимся делать простые комбинации, элементы позиционной игры.
- Теория окончания игры. Ничья. Окончания игры: 3 дамки против одной, 4 дамки против одной.
- Шашечный турнир. Возможность оценить уровень усвоения материала.
- Знакомство с шахматами. Знакомство с фигурами, правилами игры.
- Король. Возможности короля. Рокировка.
- Окончание игры. Шах и мат. Пат и ничья.
- Решение шахматных задач.
- Шахматный турнир. Проверка усвоенных знаний.
Раздел 3
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
На начальном этапе преобладает репродуктивный метод. Он применяется при обучении детей:
- правилам игры,
- элементарной технике реализации перевеса.
В первом случае объясняются правила игры, во втором – алгоритмы выигрыша. Здесь требуется именно четкий навык, отработанный до автоматизма.
В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практически неприменим для изучения более сложных вопросов. Во время игры и при решении задач необходимо постоянно учитывать конкретные способности позиции, что не позволяет играть по жесткой схеме.
Большое значение приобретают общие принципы ведения игры на различных этапах партии, но их конкретная реализация является объектом творчества ребенка. Основным методом становится продуктивный. Для того, чтобы реализовать на доске свой замысел, ребенок должен овладеть тактическим арсеналом. У него происходит формирование следующего алгоритма мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчет – ход.
Метод проблемного обучения используется на всех этапах программы. Разбор партий, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре, отказаться от ложных ценностей, порой переступить через себя и понять, что незыблемых законов в игре нет, а есть творчество, есть прекрасный мир идей.
Условия реализации программы
Условиями для успешной реализации программы является правильное формирование групп учащихся с учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей, соответствующий уровень материально-технического обеспечения.
Место и оборудование для занятий
Место и оборудование для занятий:
- помещение площадью 15 кв. м с окном,
- наличие дополнительного освещения для вечерних занятий,
- удобные столы и стулья,
- шкаф для хранения шахмат, шашек, книг,
- демонстрационная магнитная шахматная доска,
- шахматы, шашки и доски.
Для занятий от преподавателя требуются:
- библиотека необходимой литературы, шахматные и шашечные справочники и книги,
- наглядная агитация,
- турнирные таблицы.
Формы и виды контроля
В связи с тем, что на занятия могут приходить все желающие дети, первичная диагностика не производится. После знакомства с детьми педагог отслеживает работу каждого ребенка и исправляет его ошибки при необходимости. Педагог наблюдает за всеми детьми, задает вопросы, чтобы понять, насколько ребенок усвоил материал. В некоторых случаях дети самостоятельно проверяют, правильно ли выполнено задание.
В феврале проводится шашечный турнир, в апреле – шахматный. Дети подготовительной группы предположительно войдут в команду детского сада для шашечного турнира среди дошкольных отделений комплекса в ноябре.
Усвоение знаний оценивается по правильности ходов, задумке комбинаций, выигрышах в партиях. Если дети выиграли больше 50 % матчей, можно говорить о высоком уровне усвоения материала. В случае выигрышей в 25 % матчей можно говорить о среднем уровне усвоения. Для низкого уровня усвоения достаточно совершать правильные ходы, уметь ориентироваться на доске, уметь побеждать с ограниченным набором фигур (шашек).
Кроме того, на занятиях постоянно используются похвала и поощрение, которые способствуют выработке интереса к шахматам и шашкам.
Формы и способы отслеживания результатов
В процессе практической работы используются следующие способы отслеживания результатов:
- просмотр и исправление ошибок педагогом,
- оценка качества выполненного задания,
- участие и занятые места в турнирах и конкурсам.
Методы диагностики
результатов на разных этапах изучения программы
Поскольку шахматы и шашки по своей природе являются игрой с конечным и совершенно определенным результатом (выигрыш, проигрыш, ничья), основным критерием результативности и освоения материала является успешная игра.
Методы диагностики результатов:
- разбор партий учащихся (не имеет количественных критериев, но может показать уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником, так как демонстрирует общий уровень понимания игры);
- конкурс «угадай ход»,
- турниры.
Используемая литература для детей и родителей
Боголюбов Е.Д. Шахматная школа для начинающих. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом»,2011, 120с.
Костров В.В., Рожков П.П. 1000 шахматных задач. Решебник, 1 год. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом»,2016, 96с.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991, 24с.
В.К.Погрибной, В.Я Юзюк «Шашки для детей» Издание пятое - Ростов-на Дону; Феникс, 2015,140с.
В.Касаткина «Шахматная тетрадь». – г.Архангельск: ООО «Дайв», 2015,12с.
Журнал «Шахматы. Гарри Поттер». – М.: ООО «Де Агостини», 2008
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Приложение 1
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»
Отделение дополнительного образования
«Утверждаю»
Руководитель ОДО
___________ Дзамоева И.Р.
«__» _________ 2017
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГРАФИК
программы «Логические игры»
на 2017-2018 учебный год для группы № 2,
количество часов 57.
Педагог дополнительного образования: Шкилькова Н.В.
№ занятия п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Форма контроля |
Октябрь | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | групповая | - |
2 | Таблица. Столбик. Строка. Клетка. | 1 | групповая | наблюдение |
3 | Шашечная доска. Расположение доски. Правила игры. | 1 | групповая | наблюдение |
4 | Цели игры и определение результата партии. | 1 | групповая | наблюдение |
5 | Как ходят шашки. Горизонтальные и вертикальные ряды. | 1 | групповая | наблюдение |
6 | Большие диагонали. Двойники. Тройники. | 1 | групповая | наблюдение |
7 | Бортовые поля, бортовые шашки. Центр. | 1 | групповая | наблюдение |
8 | Расположение шашек в начале игры. Ходы шашек. | 1 | групповая | наблюдение |
9 | Удары шашек. Виды ударов. | 1 | групповая | наблюдение |
Ноябрь | ||||
10 | Расположение полей дамок. Переход шашки в дамки в процессе игры. | 1 | групповая | наблюдение |
11 | Особенные движения дамок. | 1 | групповая | наблюдение |
12 | Позиционный элемент «оппозиция». | 1 | групповая | наблюдение |
13 | Тактический прием «размен». | 1 | групповая | наблюдение |
14 | Темп игры. | 1 | групповая | наблюдение |
15 | Связка шашек. | 1 | групповая | наблюдение |
16 | Мостик Каулена. | 1 | групповая | наблюдение |
17 | Жертва. | 1 | групповая | наблюдение |
18 | Тактический прием «окружение» (охват). | 1 | групповая | наблюдение |
Декабрь | ||||
19 | Тактический прием «зажим». | 1 | групповая | наблюдение |
20 | Тактический прием «запирание». | 1 | групповая | наблюдение |
21 | «Рожон» как элемент позиционной борьбы. | 1 | групповая | наблюдение |
22 | Сильные шашки. | 1 | групповая | наблюдение |
23 | Позиционный прием «угроза». | 1 | групповая | наблюдение |
24 | Позиционный элемент «ловушки в игре». | 1 | групповая | наблюдение |
25 | «Трамплин». | 1 | групповая | наблюдение |
26 | «Столбняк». | 1 | групповая | наблюдение |
Январь | ||||
27 | Делаем наилучшие ходы. | 1 | групповая | наблюдение |
28-29 | Простые комбинации. | 2 | групповая | наблюдение |
30-32 | Основы позиционной игры. | 3 | групповая | наблюдение |
33 | Различные виды ничьей. | 1 | групповая | наблюдение |
Февраль | ||||
34 | Теория окончания игры. | 1 | групповая | наблюдение |
35 | 3 дамки против одной. Треугольник Петрова. | 1 | групповая | наблюдение |
36 | Теория окончаний. Двойная петля (4 дамки против 1). | 1 | групповая | наблюдение |
37-39 | Шашечный турнир. | 3 | групповая | наблюдение, оценка, тестирование |
40 | Шахматы. История возникновения игры. | 1 | групповая | наблюдение |
41 | Знакомство с шахматными фигурами. | 1 | групповая | наблюдение |
Март | ||||
42 | Как найти нужную клетку. | 1 | групповая | наблюдение |
43 | Сканворд в картинках. | 1 | групповая | наблюдение |
44 | Начальное положение. | 1 | групповая | наблюдение |
45 | Король. | 1 | групповая | наблюдение |
46 | Рокировка. | 1 | групповая | наблюдение |
47 | Шах и мат. | 1 | групповая | наблюдение |
48 | Пат и ничья. | 1 | групповая | наблюдение |
49 | Проходные пешки. | 1 | групповая | наблюдение |
Апрель | ||||
50-53 | Решение шахматных задач. | 4 | групповая | наблюдение |
54-57 | Шахматный турнир. | 4 | групповая | наблюдение, оценка, тестирование |
Всего: | 57 |
Приложение 2
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»
Отделение дополнительного образования
«Утверждаю»
Руководитель ОДО
___________ Дзамоева И.Р.
«__» _________ 2017
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы «Логические игры»
на 2017-2018 учебный год для группы № 2,
количество часов 57.
Педагог дополнительного образования: Шкилькова Н.В.
№ занятия п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Форма контроля |
Октябрь | |||||
1 | 3.10.17 | Вводное занятие. | 1 | групповая | - |
2 | 5.10.17 | Таблица. Столбик. Строка. Клетка. | 1 | групповая | наблюдение |
3 | 10.10.17 | Шашечная доска. Расположение доски. Правила игры. | 1 | групповая | наблюдение |
4 | 12.10.17 | Цели игры и определение результата партии. | 1 | групповая | наблюдение |
5 | 17.10.17 | Как ходят шашки. Горизонтальные и вертикальные ряды. | 1 | групповая | наблюдение |
6 | 19.10.17 | Большие диагонали. Двойники. Тройники. | 1 | групповая | наблюдение |
7 | 24.10.17 | Бортовые поля, бортовые шашки. Центр. | 1 | групповая | наблюдение |
8 | 26.10.17 | Расположение шашек в начале игры. Ходы шашек. | 1 | групповая | наблюдение |
9 | 31.10.17 | Удары шашек. Виды ударов. | 1 | групповая | наблюдение |
Итого: | 9 | ||||
Ноябрь | |||||
10 | 02.11.17 | Расположение полей дамок. Переход шашки в дамки в процессе игры. | 1 | групповая | наблюдение |
11 | 07.11.17 | Особенные движения дамок. | 1 | групповая | наблюдение |
12 | 09.11.17 | Позиционный элемент «оппозиция». | 1 | групповая | наблюдение |
13 | 14.11.17 | Тактический прием «размен». | 1 | групповая | наблюдение |
14 | 16.11.17 | Темп игры. | 1 | групповая | наблюдение |
15 | 21.11.17 | Связка шашек. | 1 | групповая | наблюдение |
16 | 23.11.17 | Мостик Каулена. | 1 | групповая | наблюдение |
17 | 28.11.17 | Жертва. | 1 | групповая | наблюдение |
18 | 30.11.17 | Тактический прием «окружение» (охват). | 1 | групповая | наблюдение |
Итого: | 9 | ||||
Декабрь | |||||
19 | 05.12.17 | Тактический прием «зажим». | 1 | групповая | наблюдение |
20 | 07.12.17 | Тактический прием «запирание». | 1 | групповая | наблюдение |
21 | 12.12.17 | «Рожон» как элемент позиционной борьбы. | 1 | групповая | наблюдение |
22 | 14.12.17 | Сильные шашки. | 1 | групповая | наблюдение |
23 | 19.12.17 | Позиционный прием «угроза». | 1 | групповая | наблюдение |
24 | 21.12.17 | Позиционный элемент «ловушки в игре». | 1 | групповая | наблюдение |
25 | 26.12.17 | «Трамплин». | 1 | групповая | наблюдение |
26 | 28.12.17 | «Столбняк». | 1 | групповая | наблюдение |
Итого: | 8 | ||||
Январь | |||||
27 | 09.01.18 | Делаем наилучшие ходы. | 1 | групповая | наблюдение |
28-29 | 11.01.18,16.01.18 | Простые комбинации. | 2 | групповая | наблюдение |
30-32 | 18.01.18,23.01.18,25.01.18 | Основы позиционной игры. | 3 | групповая | наблюдение |
33 | 30.01.18 | Различные виды ничьей. | 1 | групповая | наблюдение |
Итого: | 7 | ||||
Февраль | |||||
34 | 01.02.18 | Теория окончания игры. | 1 | групповая | наблюдение |
35 | 06.02.18 | 3 дамки против одной. Треугольник Петрова. | 1 | групповая | наблюдение |
36 | 08.02.18 | Теория окончаний. Двойная петля (4 дамки против 1). | 1 | групповая | наблюдение |
37-39 | 13.02.18,15.02.18,20.02.18 | Шашечный турнир. | 3 | групповая | наблюдение, оценка, тестирование |
40 | 22.02.18 | Шахматы. История возникновения игры. | 1 | групповая | наблюдение |
41 | 27.02.18 | Знакомство с шахматными фигурами. | 1 | групповая | наблюдение |
Итого: | 8 | ||||
Март | |||||
42 | 01.03.18 | Как найти нужную клетку. | 1 | групповая | наблюдение |
43 | 06.03.18 | Сканворд в картинках. | 1 | групповая | наблюдение |
44 | 13.03.18 | Начальное положение. | 1 | групповая | наблюдение |
45 | 15.03.18 | Король. | 1 | групповая | наблюдение |
46 | 20.03.18 | Рокировка. | 1 | групповая | наблюдение |
47 | 22.03.18 | Шах и мат. | 1 | групповая | наблюдение |
48 | 27.03.18 | Пат и ничья. | 1 | групповая | наблюдение |
49 | 29.03.18 | Проходные пешки. | 1 | групповая | наблюдение |
Итого: | 8 | ||||
Апрель | |||||
50-53 | 03.04.18,05.04.18,10.04.18,12.04.18 | Решение шахматных задач. | 4 | групповая | наблюдение |
54-57 | 17.04.18,19.04.18,24.04.18,26.04.18 | Шахматный турнир. | 4 | групповая | наблюдение, оценка, тестирование |
Итого: | 8 | ||||
Всего: | 57 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Танцуем играя!»
Данная программа является описанием процесса развития чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуальной посредством игр с танцева...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры» 2017-2018
В программе предложены логические игры для детей 4-5 лет....
Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет
Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пишем играя»
Программа разработана с учетом интересов учащихся и запросов родителей и предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму – сложного навыка, включающего выполнени...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры (5-7 лет)»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Логические игры (5-7 лет)" направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, приобщение подрастающего поколе...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Учимся, играя"(мнемотехника)
Дополнительная общеобразовательная – общеразвивающая программа«Учимся, играя».(мнемотехника) Возраст обучающихся: ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ Срок реализации: 1 го...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «УЧИМСЯ, ИГРАЯ С CHEEKY MONKEY»
Раннее обучение иностранному языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствуе...