ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры» 2017-2018
рабочая программа (средняя группа) на тему

В программе предложены логические игры для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_logicheskie_igry_4-5.doc269.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»

Отделение дополнительного образования

«Утверждаю»                                                              

Руководитель ОДО                                                

___________ Дзамоева И.Р.

«__» _________ 2017                

   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Логические игры»

направленность: социально-педагогическая

   уровень программы: ознакомительный

                                                       

                                                        Автор-составитель программы:                                                                       Шкилькова Н.В., педагог

                                                                 дополнительного образования.

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Москва 

2017

Лист согласования

дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

«Логические игры»

Принята на заседании

педагогического совета ОДО

Протокол № ______________

от «___» _____________2017

Согласовано:

Методист ДО №2

Образцова Г.В.

«___» _______________2017


Раздел 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: социально-педагогическая.

Уровень программы: ознакомительный.

Актуальность программы

В системе образования уделяется внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, но развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, педагогов-психологов не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Кроме того, последнее время акценты делаются на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, остались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.

Высшей стадией развития детского мышления является словесно-логическое мышление. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Не следует ждать, когда мышление ребенка приобретет черты, характерные для мыслительных действий взрослых. Начинать развитие логического мышления следует значительно раньше.

Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А. Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…» 
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. 

Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко.

В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

Программа адресована воспитанникам детского сада в возрасте 4-5 лет. Дети из средней группы по желанию родителей могут посещать занятия без какого-либо отбора. Дифференциация детей по умениям и навыкам проходит после тестирования при знакомстве с ними: когда дети попадают на вводное занятие, им предлагаются задания по возрасту.

Цель программы – овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления.

Задачи

  1. Обучающие задачи.
  • Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
  • Учить детей ориентироваться в пространстве.
  1. Развивающие задачи.
  • Развивать у детей высшие психические функции: умение рассуждать, доказывать.
  1. Воспитывающие задачи.
  • Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
  • Воспитывать в детях решительность при принятии решения.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Комплектование групп: свободное.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. Время занятий включает в себя обязательный 5-тиминутный перерыв.

Объем программы: 57 часов.

Срок реализации программы: 7 месяцев.

Форма обучения – очная.

Формы и виды занятий

 Форма занятий – игровая, вид занятий – групповой.

Ожидаемый результат – овладение детьми среднего дошкольного возраста приемами логического мышления. Дети могут совершать основные логические операции, они умеют рассуждать, доказывать, а также спокойно преодолевают трудности и принимают решения.

Способ проверки результатов работы: диагностика усвоения операций логического мышления в форме тестирования.

В конце года дети должны владеть следующими качествами.

  • Уметь сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
  • Уметь ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
  • Уметь запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
  • Уметь работать в парах, микрогруппах; проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, уметь его выслушать, помочь при необходимости.
  • Принимать решения.

Раздел 2.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

-

2

Геометрические фигуры

9

1

8

Текущий

3

Понятие «столько же».

2

0,5

1,5

Текущий

4

Сравнение по размеру, форме, цвету.

7

1

6

Текущий

5

Лото

2

1

1

Текущий

6

Понятие времени

2

1

1

Текущий

7

Рисунки

2

1

1

Текущий

8

Ориентация в пространстве

2

1

1

Текущий

9

Ритм

4

1

3

Текущий

10

Пазлы и кубики

4

1

3

Текущий

11

Логические квадраты

4

1

3

Текущий

12

Что изменилось

1

0,5

0,5

Текущий

13

Обобщающие понятия

4

1

3

Текущий

14

Найди нужную тень

1

0,5

0,5

Текущий

15

Логические задачи

2

1

1

Текущий

16

Лабиринты

2

1

1

Текущий

17

Найди заданные предметы

1

0,5

0,5

Текущий

18

Шашки

5

2

3

Текущий

19

Тесты

2

0,5

1,5

Итоговая аттестация

Итого:

57

17

40

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Определение уровня развития детей. Выполнение заданий в составе группы.
  2. Геометрические фигуры. Повторение названий фигур. Определение общих признаков и отличий между фигурами. Развивать умение разделять предмет на составные части (фигуры). Собирать предметы из простейших фигур.
  3. Понятие столько же. Закрепить у детей понятие о равенстве групп предметов.
  4. Сравнение по размеру, цвету, форме. Научить детей различать предметы по размеру, цвету и форме. Сначала выделяем один признак, потом разделяем предметы по двум и по трем признакам. Составление предметов из простых геометрических фигур. Составление квадрата из различных фигур. Составление из частей квадрата различных фигур. Танграм. Логические блоки Дьенеша.
  5. Лото. Игра в лото. Сначала играем фишками с картинками, потом с точками.
  6. Понятие времени. Что было сначала, что было потом. Части суток.
  7. Рисунки. Рисунки по точкам: необходимо соединить точки по порядку. Детям дается неполный рисунок, нужно дорисовать его.
  8. Ориентация в пространстве. Определение, где находится предмет: сверху-снизу, слева-справа, спереди-сзади. Найти предмет, спрятанный в комнате по подсказкам.
  9. Ритм. Повторить заданную последовательность в бусах. Определить закономерность и повторить.
  10. Пазлы и кубики. Собрать по рисунку и без нее нужную картинку.
  11. Логические квадраты. Определить закономерность расположения фигур в квадрате и вставить нужный элемент.
  12. Запомнить начальное положение и определить, что изменилось.
  13. Обобщающие понятия. Находить общие и отличительные признаки. Умение классифицировать эти признаки.
  14. Найди нужную тень. Развивать видение контура предмета.
  15. Логические задачи. Решать логические задачи.
  16. Лабиринты. Развивать умение двигаться по лабиринту.
  17. Найди заданные предметы. Найти на рисунке нужный предмет и закрасить его.
  18. Шашки. Познакомить детей с правилами игры в русские шашки. Проведение парных игр.
  19. Тесты. Определение уровня усвоения материала.

Раздел 3.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методические материалы приведены в пособиях, которые указаны в списке литературы, приведенном в конце программы. В начале каждого занятия педагог объясняет суть задания и, если есть необходимость, повторяет его индивидуально. К каждому заданию заготавливается демонстрационный материал. Часть заданий выполняется на листах бумаги.

При обучении игре в шашки используется магнитная шашечная доска с магнитными шашками. Все основные моменты обучения показываются на доске, а потом отрабатываются на индивидуальных досках. После знакомства с правилами дети играют парами. Педагог подсказывает каждой паре игроков.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы используется помещение детского сада, в котором установлены 2 стола и стулья. Для занятий используются различные дидактические игры, матрешки, кубики, пазлы, логические блоки Дьенеша, Танграмы, цветные и простые карандаши, бумага.

На стене висит магнитная доска с магнитными шашками. Для попарной игры в шашки используются шашечные доски и комплекты шашек.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

В связи с тем, что на занятия могут приходить все желающие дети, первичная диагностика не производится. После знакомства с детьми педагог отслеживает работу каждого ребенка и исправляет его ошибки при необходимости. Педагог наблюдает за всеми детьми, задает вопросы, чтобы понять, насколько ребенок усвоил материал. В некоторых случаях дети самостоятельно проверяют, правильно ли выполнено задание.

В апреле проходит итоговое тестирование. Если ребенок выполнил более 80% заданий, его уровень можно считать высоким. Если выполнено от 50 до 80% заданий, средним, меньше 50% - низким.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературы для детей и родителей

  1. Бортникова Е.Ф. Развиваем математические способности. – г.Екатеринбург, ООО «Издательский дом ЛИТУР», 32с.
  2. Земцова О.Н. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ Развиваем внимание. Для детей 4-5 лет. – г.Москва, ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 16с.
  3. РАЗВИВАЕМ ЛОГИКУ. Для детей 4-5 лет, под ред.А.Жилинской. - ООО «Издательство «Эксмо», 32с.
  4. Шевелев К.В. Путешествие в мир логики. Рабочаф тетрадь для детей 4-5 лет. – г.Москва, ООО «С-инфо», 24с.
  5. Бахтина С.В. Судоку для мальчиков. - г.Москва, Издательство «Экзамен», 8с.
  6. Бахтина С.В. Судоку для девочек. – г.Москва, Издательство «Экзамен», 8с.
  7. Веселые домашние задания. Для детей 5 лет. Сост. М.Султанова. – г.Москва, ООО «Хатбер-пресс», 16с.
  8. Школа семи гномов. ЛОГИКА. МЫШЛЕНИЕ, под ред.в.Вилюнова. – г.Москва, издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 16с.
  9. Бушмелева И. ЛОГИКА. Тестовые задания для детей. – г.Москва, ООО «Хатбер-пресс», 16с.
  10. Вахтин В.Л. ВЕСЕЛЫЕ УРОКИ. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику. – г.Москва, ООО «Издательство «Фламинго», 16с.
  11. Клементович Т.Ф. НАРИСУЙ по ОБРАЗЦУ! Задания для девочек. Для детей 5-7 лет. – г.Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 16с.
  12. Клементович Т.Ф. НАРИСУЙ по ОБРАЗЦУ! Задания для мальчиков. Для детей 5-7 лет. – г.Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 16с.
  13. РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОПИСИ. Сост.Н.М.Трифонова. – г.Москва, Издательство «Цитадель-трейд», 17с.
  14. ЗАДАНИЯ 5-6. Для детей дошкольного возраста. Худ.И.Н.Приходкин. – г.Москва, ООО «Издательство «Фламинго», 16с.

Список литературы для педагога и родителей

  1. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка. – г.Москва, ООО «Издательство «Эксмо», 64с.
  2. Синякина Е., Синякина С. ТЕСТЫ. Для изучения детьми 4-5 лет при помощи родителей. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РЕБЕНОК 4-5 ЛЕТ. – г.Москва, ООО «Стрекоза», 64с.

Приложение 1

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»

Отделение дополнительного образования

«Утверждаю»                                                              

Руководитель ОДО                                                

____________ Дзамоева И.Р.

«__» _______ 2017

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ГРАФИК

программы «Логические игры»

на  2017-2018 учебный год
    для группы №  
1  первого года обучения,

количество часов 57 .

Педагог дополнительного образования: Шкилькова Н.В.

занятия п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Форма контроля

1

Вводное занятие.

1

групповая

-

2

Какие бывают геометрические фигуры.

1

групповая

наблюдение

3

Кому какая форма.

1

групповая

наблюдение

4

Украсим коврик.

1

групповая

наблюдение

5

Составь предмет из геометрических фигур.

1

групповая

наблюдение

6

Ищи и находи свою фигуру. Назови свой автобус.

1

групповая

наблюдение

7

Собери квадрат.

1

групповая

наблюдение

8-9

Танграм.

2

групповая

наблюдение

10

Возьми столько же. Сделай столько же движений.

1

групповая

наблюдение

11

Украсим платок.

1

групповая

наблюдение

12

Ежики. Сравнение по величине.

1

групповая

наблюдение

13

Игра с обручем. Сравнение по величине, цвету, форме.

1

групповая

наблюдение

14-15

Логические блоки Дьенеша.

2

групповая

наблюдение

16

Пирамидка.

1

групповая

наблюдение

17

Веселые матрешки.

1

групповая

наблюдение

18

Широкое-узкое. У кого хвост длиннее. Кто скорее свернет ленту.

1

групповая

наблюдение

19

Лото с картинками.

1

групповая

наблюдение

20

Лото с цифрами.

1

групповая

наблюдение

21

Что было сначала, что было потом.

1

групповая

наблюдение

22

Наш день. Части суток.

1

групповая

наблюдение

23

Рисунок по точкам.

1

групповая

наблюдение

24

Дорисуй то, чего не хватает.

1

групповая

наблюдение

25

Мишка спрятался.

1

групповая

наблюдение

26

Куда идет зайка. Работа с планом.

1

групповая

наблюдение

27

Дорисуй бусы.

1

групповая

наблюдение

28

Повтори заданный ритм.

1

групповая

наблюдение

29

Логические ряды.

1

групповая

наблюдение

30

Расставь по порядку.

1

групповая

наблюдение

31

Собери картинку.

1

групповая

наблюдение

32

Собери кубик.

1

групповая

наблюдение

33

Подбери заплатку.

1

групповая

наблюдение

34

Найди такой же фрагмент.

1

групповая

наблюдение

35

Магические квадраты.

1

групповая

наблюдение

36

Логический квадрат.

1

групповая

наблюдение

37

Судоку с картинками.

1

групповая

наблюдение

38

Судоку 4х4 с цифрами.

1

групповая

наблюдение

39

Что изменилось.

1

групповая

наблюдение

40

Обобщающие понятия.

1

групповая

наблюдение

41

Вычеркни лишнее.

1

групповая

наблюдение

42

Найди общий признак.

1

групповая

наблюдение

43

Найди отличия.

1

групповая

наблюдение

44

Найди нужную тень.

1

групповая

наблюдение

45

Найди логическую пару.

1

групповая

наблюдение

46

Реши логическую задачу.

1

групповая

наблюдение

47-48

Лабиринт.

2

групповая

наблюдение

49

Найди на картинке заданные предметы.

1

групповая

наблюдение

50

Знакомство с клеткой. Игра крестики-нолики.

1

групповая

наблюдение

51

История шашек. Правила игры.

1

групповая

наблюдение

52

Шашечная доска. Русские шашки.

1

групповая

наблюдение

53

Как начинать игру.

1

групповая

наблюдение

54

Дамки.

1

групповая

наблюдение

55-57

Тесты.

2

групповая

наблюдение, оценка, тестирование

Приложение 2

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»

Отделение дополнительного образования

«Утверждаю»                                                              

Руководитель ОДО                                                

__________  Дзамоева И.Р.

«__» ________ 2017

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

программы «Логические игры»

на  2017-2018 учебный год
    для группы №  
1  первого года обучения,

количество часов 57 .

Педагог дополнительного образования: Шкилькова Н.В.

занятия п/п

Дата занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Форма контроля

Октябрь

1

3.10.17

Вводное занятие.

1

групповая

-

2

5.10.17

Какие бывают геометрические фигуры.

1

групповая

наблюдение

3

10.10.17

Кому какая форма.

1

групповая

наблюдение

4

12.10.17

Украсим коврик.

1

групповая

наблюдение

5

17.10.17

Составь предмет из геометрических фигур.

1

групповая

наблюдение

6

19.10.17

Ищи и находи свою фигуру. Назови свой автобус.

1

групповая

наблюдение

7

24.10.17

Собери квадрат.

1

групповая

наблюдение

8-9

26.10.17

Танграм.

2

групповая

наблюдение

Итого:

9

Ноябрь

10

02.11.17

Возьми столько же. Сделай столько же движений.

1

групповая

наблюдение

11

07.11.17

Украсим платок.

1

групповая

наблюдение

12

09.11.17

Ежики. Сравнение по величине.

1

групповая

наблюдение

13

14.11.17

Игра с обручем. Сравнение по величине, цвету, форме.

1

групповая

наблюдение

14-15

16.11.17,

21.11.17

Логические блоки Дьенеша.

2

групповая

наблюдение

16

23.11.17

Пирамидка.

1

групповая

наблюдение

17

28.11.17

Веселые матрешки.

1

групповая

наблюдение

18

30.11.17

Широкое-узкое. У кого хвост длиннее. Кто скорее свернет ленту.

1

групповая

наблюдение

Итого:

9

Декабрь

19

05.12.17

Лото с картинками.

1

групповая

наблюдение

20

07.12.17

Лото с цифрами.

1

групповая

наблюдение

21

12.12.17

Что было сначала, что было потом.

1

групповая

наблюдение

22

14.12.17

Наш день. Части суток.

1

групповая

наблюдение

23

19.12.17

Рисунок по точкам.

1

групповая

наблюдение

24

21.12.17

Дорисуй то, чего не хватает.

1

групповая

наблюдение

25

26.12.17

Мишка спрятался.

1

групповая

наблюдение

26

28.12.17

Куда идет зайка. Работа с планом.

1

групповая

наблюдение

Итого:

8

Январь

27

09.01.18

Дорисуй бусы.

1

групповая

наблюдение

28

11.01.18

Повтори заданный ритм.

1

групповая

наблюдение

29

16.01.18

Логические ряды.

1

групповая

наблюдение

30

18.01.18

Расставь по порядку.

1

групповая

наблюдение

31

23.01.18

Собери картинку.

1

групповая

наблюдение

32

25.01.18

Собери кубик.

1

групповая

наблюдение

33

30.01.18

Подбери заплатку.

1

групповая

наблюдение

Итого:

7

Февраль

34

01.02.18

Найди такой же фрагмент.

1

групповая

наблюдение

35

06.02.18

Магические квадраты.

1

групповая

наблюдение

36

08.02.18

Логический квадрат.

1

групповая

наблюдение

37

13.02.18

Судоку с картинками.

1

групповая

наблюдение

38

15.02.18

Судоку 4х4 с цифрами.

1

групповая

наблюдение

39

20.02.18

Что изменилось.

1

групповая

наблюдение

40

22.02.18

Обобщающие понятия.

1

групповая

наблюдение

41

27.02.18

Вычеркни лишнее.

1

групповая

наблюдение

Итого:

8

Март

42

01.03.18

Найди общий признак.

1

групповая

наблюдение

43

06.03.18

Найди отличия.

1

групповая

наблюдение

44

13.03.18

Найди нужную тень.

1

групповая

наблюдение

45

15.03.18

Найди логическую пару.

1

групповая

наблюдение

46

20.03.18

Реши логическую задачу.

1

групповая

наблюдение

47-48

22.03.18,

27.03.18

Лабиринт.

2

групповая

наблюдение

49

29.03.18

Найди на картинке заданные предметы.

1

групповая

наблюдение

Итого:

8

Апрель

50

03.04.18

Знакомство с клеткой. Игра крестики-нолики.

1

групповая

наблюдение

51

05.04.18

История шашек. Правила игры.

1

групповая

наблюдение

52

10.04.18

Шашечная доска. Русские шашки.

1

групповая

наблюдение

53

12.04.18

Как начинать игру.

1

групповая

наблюдение

54

17.04.18

Дамки.

1

групповая

наблюдение

55-57

19.04.18,

24.04.18,

26.04.18

Тесты.

3

групповая

наблюдение, оценка, тестирование

Итого:

8

Всего:

57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Танцуем играя!»

Данная программа является описанием процесса развития чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуальной посредством игр с танцева...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры» 5-7 лет 2017-2018

В программе представлены занятия для обучения детей 5-7 лет игре в шашки и шахматы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Играем с логическими блоками Дьенеша" для детей 4 - 5 лет

Программа содержит систематизированный курс (от простого к сложному), направленный на развитие логико - математического мышления детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет)....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ на 2017-2018 учебный год

Художественно-эстетическое направление развития дошкольников, и в частности хореография, танец. Хореография – незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании э...

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пишем играя»

Программа разработана с учетом интересов учащихся и запросов родителей и предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму – сложного навыка, включающего выполнени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...