Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пишем играя»
рабочая программа

Программа разработана с учетом интересов учащихся и запросов родителей и предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму – сложного навыка, включающего выполнение тонких координированных движений руки. Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Поэтому работа по подготовке учащегося к обучению письму должна начинаться в дошкольном возрасте и развиваться на протяжении всего школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2021-2022_pishem_igraya.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы «Пишем играя»

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пишем играя»

Авторы-составители

Онипко Наталья Викторовна

Направленность программы

социально-гуманитарная

Цель программы

развитие устойчивого интереса к занятиям по чистописанию.

Задачи программы

  • учить правильному написанию элементов букв;
  • учить пользоваться письменными принадлежностями;
  • развивать навыки письма;
  • развивать интерес к занятиям;
  • развивать воображение, память, мышление;
  • воспитывать доброжелательность в коллективе на основе дружелюбного и продуктивного общения.

Возраст учащихся

5 – 8 лет

Год разработки программы

2020

Год обновления программы

2021

Уровень реализации программы

стартовый

Формы обучения

очная, очно-заочная, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

Срок реализации программы

1 год

Нормативно-правовое обеспечение программы

  • Конституцией Российской Федерации (далее – Конституция РФ);
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года с изменениями 2019 года (далее – ФЗ №273);
  • Законом «Об образовании в Кемеровской области» от 03.07.2013 №86-ОЗ;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816);
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196);
  • Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р);
  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №966-р)
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письмом Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 г. «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Письмом Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их образовательных потребностей»; 
  • Письмом КОиН администрации г.Новокузнецка и МАОУ ДПО ИПК №2628 от 12.09.2016г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
  • Локальными нормативными актами: Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» (далее – Уставом Учреждения); Правилами внутреннего трудового распорядка для работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов»

Рецензия

Методический совет

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНТЕЛЬНОЙ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

        Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пишем играя» имеет социально-гуманитарную направленность (далее Программа).

Уровень освоения содержания: стартовый.

Актуальность программы. Программа разработана с учетом интересов учащихся и запросов родителей и предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму – сложного навыка, включающего выполнение тонких координированных движений руки.

Актуальность Программы заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния учащихся в школе. Подготовка и обучение правильному письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность учащегося под руководством и при помощи взрослого.

Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Поэтому работа по подготовке учащегося к обучению письму должна начинаться в дошкольном возрасте и развиваться на протяжении всего школьного обучения.

Отличительной особенностью программы «Пишем играя» является то, что программа насыщена современными игровыми приемами, графическими упражнениями, логическими задачами.

Программа «Пишем играя» построена на основе программ «Искусство каллиграфии», Садриева Э.Р, «Умные ручки», Крюкова Н.А. В отличие от выше указанных программ в содержание программы добавлен занимательный материал, не содержащий сложных и непонятных заданий, введено большое количество игр и игровых ситуаций.

В программу включены упражнения для разминки: ритмирование, физкультминутки, пальчиковая гимнастика и ниткописание, которые позволяют учащимся расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Теоретическую основу обучения чистописания составляют понятия: каллиграфия, положение корпуса, положение карандаша в руке, положение тетради, простые и сложные элементы букв.

Учащиеся в результате обучения по программе научатся: ориентироваться на листе бумаги, ориентироваться в тетради, штриховать, писать вертикальные, наклонные и волнистые линии, которые составляют элементы прописных букв.

Основу практической работы составляют упражнения, в которых отрабатываются свободные «писательные» движения.

Адресат. Программа адресована учащимся дошкольного и младшего школьного возраста,  5 - 8 лет.

Объём программы:  34 часа.

Срок освоения программы:  1 год.

Формы обучения: очная; с применением дистанционных образовательных технологий.

            Режим занятий: 1 час  1 раз в неделю.

            Цель: развитие устойчивого интереса к занятиям по чистописанию.

Задачи: 

  • учить правильному написанию элементов букв;
  • учить пользоваться письменными принадлежностями;
  • развивать навыки письма;
  • развивать интерес к занятиям;
  • развивать воображение, память, мышление;
  • воспитывать доброжелательность в коллективе на основе дружелюбного и продуктивного общения.

Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Наименование разделов, тем

количество часов

Формы аттестации/ контроля

теория

практика

всего

В стране Чистописания.

1

1

Беседа.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Веселый карандаш»

Весёлое лето.

1

1

Весёлый карандаш.

1

1

Волшебный клубок.

1

1

Лист клена.

1

1

Ёжик.

1

1

Мишка.

1

1

Дождь.

1

1

Цветы на лугу.

1

        1

Цветочная поляна.

1

1

Дорожка.

1

1

Сказочные герои.

1

1

Капельки.

1

1

Рябиновые бусы.

        1

1

Волшебный забор.

1

1

Беседа.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Веселый карандаш»

Улитка.

1

1

Лесные тропинки

1

1

Узоры на окне.

1

1

На волнах.

1

1

Чудная картина.

1

1

Зонтик.

1

1

Крючок.

1

1

Удочка.

1

        1

Лебедь.

1

1

Аквариум.

1

1

Бабочки на лугу.

1

1

Кролик.

1

1

Жар-птица.

1

1

В лесу.

1

1

Тукан.

1

1

Колокольчик.

1

1

Волнистый попугай.

1

1

Золотые рыбки.

1

1

Солнечные ступеньки.

1

1

Выставка.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Веселый карандаш»

Итого

3

31

34

Содержание программы

1 год обучения

п/п

Наименование разделов, тем

Теория

Практика

1.

В стране Чистописания.

Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Путешествие в страну Чистописания»

Игры на знакомство. Экскурсия по станции.

Беседа.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Веселый карандаш»

2

Весёлое лето.

Ориентировка на листе бумаги. Формировать пространственную ориентацию на листке бумаги (справа, слева,  в центре, в верху, внизу).

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Занимательные задания»

Пальчиковая гимнастика «На поляне дом стоит». Упражнения: нарисуй клубочки, «дорожки».

ДОТ: игра на платформе Coogle «На что похоже»

3

Весёлый карандаш.

«Верхняя и Нижняя» границы. Учить рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия правой и левой руки.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш»

Пальчиковая гимнастика «Сидит Белка на тележке».

Упражнения для движения кисти  сверху  вниз  и снизу  вверх.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Найди отличия»

4

Волшебный клубок.

«Левая и Правая» границы. Учить рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия правой и левой руки.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш»

Пальчиковая гимнастика «На поляне дом стоит». Упражнения для движения кисти слева направо и наоборот.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Что изменилось?»

5

Лист клена.

Штриховка по трафарету.

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Тренируем руку. Учимся штриховать листья клена»

Пальчиковая гимнастика «У дерева ствол».

Упражнения для движения  пальцев  и  кисти.

Упражнения: обведи по точкам, «дорожки».

ДОТ: игра на платформе Coogle «Собери букет»

6

Ёжик.

Штриховка справа налево.

Учить проводить линии справа налево регулируя нажим на карандаш(слабо, сильнее, сильно)

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Ёжик»

Пальчиковая гимнастика «Сколько пальчиков у нас».

Упражнения для    развития    графомоторных навыков.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Забывчивый художник. Ёжик»

7

Мишка.

Штриховка с правого угла. Учить детей рисовать штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. 

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Мишка»

Пальчиковая гимнастика

«У дерева ствол».

Упражнения для движения  пальцев  и  кисти.

Упражнения: обведи по точкам, «дорожки».

ДОТ: игра на платформе Coogle «Забывчивый художник. Мишка»

8

Дождь.

Наклонные линии. Учить рисовать линии (травку) сверху вниз, слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. 

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Дождь»

Упражнения для разминки: ритмирование.

Упражнения: рисование по точкам, «дорожки».

ДОТ: игра на платформе Coogle «В городе идет дождь»

9

Цветы на лугу.

Большой и маленький овалы.

Учить копировать образец, развивать воображение, любознательность. Развивать моторные движения.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Цветы на лугу»

Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка».

Упражнения: выполняем  движение по часовой стрелке, рисуем по клеточкам, обведи по контуру.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Цветы на лугу»

10

Цветочная поляна.

Большие и маленькие полуовалы.

Учить копировать образец, развивать воображение, любознательность. Развивать моторные движения.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Цветочная поляна»

Пальчиковая гимнастика «На поляне дом стоит».

Упражнения: выполняем  движение по часовой стрелке, обведи по контуру.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Забывчивый художник. Цветочная поляна»

11

Дорожка.

Штриховка по трафарету. Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш. ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Дорожка»

Упражнения для разминки: "Катаем шарик".

Рисование по клеточкам.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Забывчивый художник. Дорожки»

12

Сказочные герои.

Творческая работа «Сказочные герои» (с помощью штриховки). ДОТ: презентация на платформе Coogle «Сказочные герои»

Упражнения для разминки: ритмирование.

Физминутка «Цветы».

ДОТ: игра на платформе Coogle «Сказочные герои»

13

Капельки.

Письмо верхней петли. Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Капельки»

Пальчиковая гимнастика «Гусеница».

Упражнения: обведи рисунок, рисование по точкам.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Капельки»

14

Рябиновые бусы.

Письмо нижней петли.

Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Рябиновые бусы»

Пальчиковая гимнастика «Прилетайте птички».

Упражнения: рисование по точкам, «дорожки».

ДОТ: игра на платформе Coogle «Собери и раскрась бусы»

15

Волшебный забор.

Наклонная с закруглением влево. Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш рисует волшебный забор»

Упражнение «Кулак -ребро  — ладонь».

Работа  по  шаблону  в прописи.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Волшебный карандаш».

16

Улитка.

Наклонная с закруглением вправо.

Учить копировать образец, развивать воображение, любознательность.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Улитка»

Пальчиковая гимнастика.  «Клубочки».

Работа  по  шаблону  в прописи.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Забывчивый художник. Улитка»

17

Лесные тропинки

Вертикальные линии. Развивать воображение, зрительно-моторную

координацию, чувство пространства, умение

соблюдать на листе бумаги направление линий.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Лесные тропинки»

Упражнение «Кулак -ребро  — ладонь».

Работа  по  шаблону  в прописи.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Лабиринт»

18

Узоры на окне.

Штриховка по трафарету. Учить рисовать  наклонные  линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Узоры на окне» 

Пальчиковая гимнастика «Рыбки плещутся в воде».

Продолжение  узора  по образцу.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Повтори узор»

19

На волнах.

Волнистые линии. Учить рисовать волнистую линию, слева на право.

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. На волнах»

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

Дорисовывание предмета.

Графический диктант.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Лабиринт. На волнах»

20

Чудная картина.

Штриховка слева направо. Учить рисовать  наклонные  линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. 

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Чудная картина»

Пальчиковая гимнастика.  «Клубочки».

Работа  по  шаблону  в прописи.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Собери картинку»

21

Зонтик.

Штриховка с левого угла. Учить рисовать  наклонные  линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. 

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Зонтик»

Ниткопись.

Работа  по  шаблону  в прописи.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Раскрась зонтик»

22

Крючок.

Прямая с закруглением внизу.

Учить копировать образец, развивать воображение, любознательность. Формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Крючок»

Упражнение «Кулак -ребро  — ладонь».

Списывание учащимися  с  готового  образца.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Тренируем руку. Прямая с закруглением внизу»

23

Удочка.

Прямая с закруглением вверху.

Учить копировать образец, развивать воображение, любознательность.  Формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Удочка»

Ниткопись.

Списывание учащимися  с  готового  образца.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Тренируем руку. Прямая с закруглением вверху»

24

Лебедь.

Штриховка по трафарету. Учить рисовать  наклонные  линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. 

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Лебедь»

Пальчиковая гимнастика.  «Волны».

Работа  по  шаблону  в прописи.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Заштрихуй по образцу. Лебедь»

25

Аквариум.

Большой и маленький овалы. Учить копировать образец, развивать воображение, любознательность. Развитие точности движений.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Аквариум»

Ниткопись. 

Создание рисунка из геометрических фигур.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Тренируем руку. Большой и маленький овалы»

26

Бабочки на лугу.

Большие и маленькие полуовалы. Соблюдать параллельность линий. Формирование тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Бабочки налугу»

Ниткопись. 

Упражнения: рисование по точкам, «дорожки».

ДОТ: игра на платформе Coogle «Тренируем руку. Большие и маленькие полуовалы»

27

Кролик.

Штриховка по трафарету. Развивать мышечный тонус руки, закреплять умение выполнять пальчиковую гимнастику двумя руками, развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Кролик»

Упражнение «Кулак -ребро  — ладонь».

Работа  по  шаблону  в прописи.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Заштрихуй по образцу. Кролик»

28

Жар-птица.

Письмо верхней петли.

Учить копировать образец, развивать воображение, любознательность. Формирование тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Жар-птица»

Пальчиковая гимнастика.  «Волны».

Ритмирование.

Работа  по  шаблону  в прописи.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Тренируем руку. Письмо верхней петли»

29

В лесу.

Письмо нижней петли.

Учить копировать образец, развивать воображение, любознательность. Развитие точности движений.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. В лесу»

Пальчиковая гимнастика «Сидит Белка на тележке».

Ритмирование.

Работа  по  шаблону  в прописи.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Тренируем руку. Письмо нижней петли»

30

Тукан.

Наклонная с закруглением влево.

Учить копировать образец, развивать воображение, любознательность.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Тукан»

Дорисовывание предмета.

Работа  по  шаблону  в прописи.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Тренируем руку. Наклонная с закруглением влево»

31

Колокольчик.

Наклонная с закруглением вправо.

Учить копировать образец, развивать воображение, любознательность. Развитие точности движений.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Колокольчик»

Дорисовывание предмета.

Работа  по  шаблону  в прописи.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Тренируем руку. Наклонная с закруглением вправо»

32

Волнистый попугай.

Штриховка по трафарету. Учить рисовать  наклонные  линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. 

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Волнистый попугай»

Физминутка «Самолет».

Упражнения: рисуем по точкам, «дорожки».

ДОТ: игра на платформе Coogle «Заштрихуй по образцу. Волнистый попугай»

33

Золотые рыбки.

Творческая работа «Золотые рыбки» (с помощью штриховки)

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Весёлый карандаш. Золотые рыбки»

Упражнения для разминки: ритмирование.

Физминутка «Цветы».

ДОТ: игра на платформе Coogle «Золотые рыбки»

34

Солнечные ступеньки.

Итоговое занятие.

ДОТ: презентация на платформе Coogle «Итоговое занятие. Солнечные ступеньки»

Игра «Найди ошибку», «Чудесный мешочек». Графический диктант.

Выставка,

ДОТ: игра на платформе Coogle «Веселый карандаш»

Планируемые результаты

  • учащиеся научатся правильному написанию элементов букв;
  • учащиеся научаться пользоваться письменными принадлежностями;
  • у учащихся будут развиваться навыки письма;
  • у учащихся будет развиваться воображение, память, мышление;
  • у учащихся будет развиваться интерес к занятиям;
  • у учащихся будет воспитываться доброжелательность в коллективе на основе дружелюбного и продуктивного общения.

II.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график программы «Пишем играя»

п/п

Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Режим работы

1

34

34

34

1 час 1 раз

в неделю

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы. Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.317214 для организации учебного процесса.

Занятия проходят в учебной аудитории, оборудованной мебелью, учебными и дидактическими пособиями, указанными в таблице:

Таблица «Материально-техническое обеспечение программы»

№ п\п

Перечень оборудования и средств обучения

Количество единиц на группу

Интенсивность использования по продолжительности программы в % на одну единицу

1

Аптечка для оказания первой помощи (пр. 169н от 05.03.2011г.)

1

100

2

Библиотечный фонд (энциклопедии и справочники)

1

30

3

Бумага А4 (офисная)

4

80

4

Кабинет учебный

1

100

5

Интернет-соединение

1

100

6

Доска школьная (меловая)

1

80

7

Компьютер, ноутбук

1

100

8

Карандаш простой

10

100

9

Карандаши цветные (комплект)

10

80

10

Мел школьный

2

100

11

Столы, стулья (мебель)

10

100

12

Тетрадь с печатной основой

10

100

13

Мультимедиа

1

50

14

Сканер изображений

1

30

15

Медиатека (видео и мультипликационные фильмы)

1

30

Информационное обеспечение программы. Для проведения занятий необходимы компьютер с выходом в интернет, электронные образовательные ресурсы: мультимедиа презентации, интерактивные игры.

Основное программное обеспечение, необходимое для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пишем играя»  программы  Microsoft Word, в частности текстовый редактор Microsoft Word, программа для работы с электронными таблицами Microsoft Excel, приложение для создания презентаций Microsoft PowerPoint.

Основные ресурсы сети интернет, необходимые для проведения занятий:

- официальный сайт МБУ ДО «Станция юных натуралистов» http://nvkzgs.ucoz.ru;

- электронные ресурсы сети Интернет:

- официальный сайт https://www.igraemsa.ru;

- официальный сайт mersibo.ru;

- сервисы для создания интерактивных игр, викторин:

платформа Google https://learningapps.org,

Кадровое обеспечение программы. Программу могут реализовывать педагоги дополнительного образования любой квалификационной категории.    

Формы аттестации. Для оценки результативности занятий  по программе «Пишем играя» применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.

Входной контроль в форме беседы проводится  на первом  занятии для определения имеющихся знаний и умений учащихся.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Веселый карандаш».

Промежуточный контроль в форме беседы проводится  в начале второго полугодия для определения полученных знаний и умений учащихся и оценки качества усвоения содержания программы.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Веселый карандаш»

Итоговый контроль  в форме выставки творческих работ проводится на последнем занятии, позволяет определить уровень и качество усвоения содержания программы.

ДОТ: игра на платформе Coogle «Веселый карандаш»

Оценочные материалы. Для отслеживания качества усвоения учащимися изучаемого материала предусмотрены оценочные материалы в виде беседы, а при переходе на дистанционное обучение: игра на платформе Coogle «Веселый карандаш».

 Сравнительный анализ результатов входной и итоговой беседы, анализа игры на платформе Coogle «Веселый карандаш» дает возможность отслеживать динамику развития учащихся и усвоения полученных знаний. Результативность беседы, игровой деятельности, творческих работ оценивается качеством выполненных заданий.

Для оценивания заданий применяются следующие методики - методика проведения беседы, методика проведения и оценивания игры на платформе Coogle, методика проведения  и оценивания выставки творческих работ.  Пакет используемых оценочных материалов в Приложении.

Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – занятия по группам в аудитории.

Занятия с применением ЭОР и ДОТ проводятся при переходе на дистанционное обучение по приказу в ОУ на платформе Google. Для освоения учащимися электронного образовательного ресурса, дающего возможность самостоятельно или совместно с родителями, освоить содержание занятий по программе, необходим компьютер, с доступом в интернет. Теоретическая информация создана в виде презентации на платформе Google, практические задания и интерактивные упражнения на основе он-лайн сервисов Learning Apps.org. и Google-форма.

Методы обучения и воспитания  В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Пишем играя» применяются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, показ); наглядные  (использование наглядных пособий); практические (пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, пальчиковые игры, графические упражнения); и методы воспитания: убеждение – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, положительный пример, личный пример, упражнение, доверие, поручение, прощение.

Алгоритм учебного занятия. Каждое занятие в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Пишем играя» предусматривает организацию и проведение теоретической и практической частей. Исходя из того, что программа разработана для детей 5-8 лет, теоретическая часть организуется в формах, рекомендуемых для данного возраста. «Праворуким» и «леворуким» учащимся создаются одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму.

Основными формами работы по программе являются: традиционные занятия, занятия, организованные в нетрадиционной форме (занятия-путешествия, занятия-игры).

Структура занятий

1 часть Упражнения на развитие координации пальцев рук: массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть  Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть  Упражнения на развитие зрительно-моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

Педагогические технологии. В работе по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Пишем играя» предусматривается использовать элементы  педагогических технологий индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология.

Список литературы для педагога

  1. Толбанова, Г.А. Пальцы помогают говорить / Г.А.Толбанова // Дошкольное  воспитание - 1988.- №9. - с.81-82; 1989. -  №10.- с. 94-95.
  2. Цвынтарный, В.В. Играем        пальчиками        и        развиваем        речь /В.В.Цвынтарный. -  Санкт- Петербург, 1996.
  1. Воробьева Т.А. 50 уроков для подготовки руки к письму для детей 4-6 лет / Т.А. Воробьева. – Литера, 2011.
  2. Гаврина, С.Е. Развиваем руки чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина - Академия и Ко, Академия Холдинг, 2000.- 92с.
  3. Безруких, М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму / М.М. Безруких.-  М.: «Айсберг», 2011. - 106 с.  
  4. Безруких, М.М. Обучение письму /  М.М. Безруких - М.: Просвещение, 2014.- 112 с.
  5. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома /  М.М. Безруких - Екатеринбург: УФактория, 2013. - 194 с.
  6. Гризик Т.И. Подготовка к обучению письму / Т.И. Гризик - М.: Просвещение, 2007. –  47 с.
  7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет / Н.В. Квач - М.: Владос, 2012.- 159 с.
  8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина - М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.- 170 с.
  9. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.Е. Светлова  - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 208 с.
  10. Ильина М.Н. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / М.Н.Ильина, Л.Г. Параманова, Н.Я. Головнева - СПб.: Дельта, 2009.- 181 с.
  11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина - М.: Академический проект, 2000.- 274 с.
  12. Гаврина С.Е. Развиваем руки чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина Издательство: АСТ Харвест. 2008.- 24с.
  13. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Горбатова - Мозырь, 2005.24с.
  14. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч.2: Формирование элементарного графического навыка / О.Б. Иншакова - М.: Владос, 2003.111 с.

Список литературы для учащихся

  1. Георгиева М.О. Уроки чистописания. Прописи. Рисуем элементы букв / М.О. Георгиева, О. Макеева. – М.: Окей-книга, 2019- 16 с.
  2. Георгиева М.О. Первые уроки письма. Задания и элементы /  М.О. Георгиева– Москва: Окей-книга, 2019 – 16 с.
  3. Голубь В.Т.  Тренажёр по чистописанию для детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. ФГОС / В.Т. Голубь И: М-Книга, 2019 г. -128 с.
  4. Чистякова Н. А. Я готовлюсь к письму. Прописи для детей 5-6 лет / Н. А. Чистякова - ТЦ «Сфера, 2013 г. – 16 с.
  5. Чистякова Н. А. Я тренирую руку. Прописи для дошкольников 6-7 лет / Н. А. Чистякова - Сфера, 2019 г. – 16 с.

Календарно-тематический план программы «Пишем играя»

на 20___-20___ учебный год

1 год обучения

Начало учебного года – _____________ (соответственно для каждой группы)

Окончание учебного года – ____________  (соответственно для каждой группы)

Продолжительность учебного года: ___________ по ____________

Продолжительность каникул:

  • летние каникулы ______________________
  • зимние каникулы______________________
  • осенние каникулы______________________
  • весенние каникулы_______________________ (образовательная деятельность в объединении осуществляется по основному расписанию, либо по специальному расписанию, по плану на каникулы, либо иной вариант).

Группа № 1

п/п

Наименование разделов, тем

всего

В стране Чистописания.

1

Весёлое лето.

1

Весёлый карандаш.

1

Волшебный клубок.

1

Лист клена.

1

Ёжик.

1

Мишка.

1

Дождь.

1

Цветы на лугу.

1

Цветочная поляна.

1

Дорожка.

1

Сказочные герои.

1

Капельки.

1

Рябиновые бусы.

1

Волшебный забор.

1

Улитка.

1

Лесные тропинки

1

Узоры на окне.

1

На волнах.

1

Чудная картина.

1

Зонтик.

1

Крючок.

1

Удочка.

1

Лебедь.

1

Аквариум.

1

Бабочки на лугу.

1

Кролик.

1

Жар-птица.

1

В лесу.

1

Тукан.

1

Колокольчик.

1

Волнистый попугай.

1

Золотые рыбки.

1

Солнечные ступеньки.

1

Итого

34

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук детей 5-7 лет

Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы)

Цель: данная методика позволяет отследить характер точности движений руки ребёнка, выявить уровень развития графических навыков.

  1. Упражнение «Полоски».

Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Для этого задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

Оценка:

3 балла – ребенок заполнил 3 строки при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 2 строки при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 1 строку или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Дорожки».

Исследование точности движений. Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки». Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Мячики».

Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.

2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).

1 балл – 3 и более ошибок.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Узоры».

Исследование        на        переключаемость.        Экспериментатор рисует ребенку образец на нелинованной бумаге. Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги». 

Оценка:

3 балла – без ошибок. 2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

5. Упражнение «Узоры по клеточкам». 

Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок. 2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

6. Упражнение «Домик». 

Методика: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок. 2 балла – 1 – 2 ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

7. Упражнение «Лес». 

Методика: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – 1–2 раза сошел с линии. 2 балла – 3–4 раза сошел с линии.

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

 0 баллов – с заданием не справился.

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень:

Общий результат 17 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.

Средний уровень:

Общий результат от 12 до 16 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень:

Общий результат 11 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Высокий уровень: 17-21 баллов

Средний уровень: 12-16 баллов

Низкий уровень: 7-11 баллов.

Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка.

Условия проведения тестирования.

Взрослый сидит напротив ребенка (лучше за столом). Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки. Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не фиксирует внимание ребенка на том, что он (взрослый) определяет «ведущую руку».

Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять» задания.

Содержание задания

Активные действия выполняет

Правая рука

Левая рука

«Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом или ограду».

«Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». - Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

«Покажи, как ты аплодируешь». - Посмотрите, какая рука совершает основное ударное движение о ладонь другой руки. Более активна и подвижна ведущая рука.

«Развяжи узелки». - Ведущая рука считается та рука, которая развязывает узел.

«Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху?

«Подними лежащий на полу предмет» Праворукие очень редко берут его левой рукой.

«Соедини скрепки в цепочку». - Ведущая та рука, которая действует более активно.

«Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». - Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки.

Интерпретация полученных результатов:

При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука».

Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».

Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил более 4 плюсов в графу «Правая (лева) рука».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Танцуем играя!»

Данная программа является описанием процесса развития чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуальной посредством игр с танцева...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры» 5-7 лет 2017-2018

В программе представлены занятия для обучения детей 5-7 лет игре в шашки и шахматы....

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ПИШИ КРАСИВО"

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и направлена на подготовку руки к письму....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ПИШИ КРАСИВО"

Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, возрастных, психологических особенностей детей 6-7 лет и направлена на подготовку руки к письму и овладение базовыми навыками каллиграфии в школе....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры (5-7 лет)»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Логические игры (5-7 лет)" направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, приобщение подрастающего поколе...