Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ПИШИ КРАСИВО"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)

Ясиева Елена Александровна

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и направлена на подготовку руки к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabochaya_programma_pishi_krasivo.docx57.17 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального образования Кореновский район

Муниципальное дошкольное образовательное  бюджетное учреждение

детский сад № 38

муниципального образования Кореновский район

                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

По дополнительной платной образовательной услуге

«Пиши красиво»

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 1 год  (72 часа)

Возрастная категория: 5-6 лет

Вид программы: модифицированная

г. Кореновск 2020

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – один из наиболее важных периодов в жизни  человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного, физического и эстетического развития,  формируется  личность.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому проблема подготовки руки к письму у детей является актуальной в настоящее время.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Ведь в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования:   объём, содержание, планируемые результаты».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пиши красиво» разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение         гигиенических правил письма; графические навыки.

          Актуальность  данной программы в том, что вопрос  подготовки  дошкольников  к  овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая  с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения.

          Педагогическая целесообразность программы «Пиши красиво» ориентирует дошкольников на освоение разнородных графических движений, правильно сформирует  графические навыки, разовьет  зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

         Отличительной особенностью программы «Пиши красиво» является формирование технических навыков: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение         гигиенических правил письма; графические навыки.

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет мальчики и девочки без предварительной подготовки, независимо от способностей и уровня общего развития. Группы формируются из одновозрастных обучающихся не менее 8-10 человек в подгруппе.

Особенности детей данной возрастной группы

* Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполное амплитуда движений и быстрая утомляемость.

* Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.), а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.

* Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.

* Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

Уровень программы, объём и сроки реализации

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пиши красиво» имеет ознакомительный уровень и создает возможность активного погружения обучающихся в предмет «Пиши красиво». Происходит подготовка руки к письму с формированием технических навыков. Обучающиеся,  прошедшие курс программы ознакомительного уровня, могут получить более глубокие  знания по графическим навыкам письма при освоении базовой программы «Пиши красиво». По итогам ознакомительного уровня проводится итоговая диагностика в форме практических заданий.

Срок обучения по программе – 1 год.

Продолжительность образовательного процесса - 72 часа.

Форма обучения: при реализации дополнительной общеобразовательной программы «Пиши красиво» применяется очная форма обучения, занятия имеют практический характер.

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут.

Особенности организации образовательного процесса: для реализации программы формируются постоянные одновозрастные группы обучающихся.

Форма занятий подгрупповая, занятия проводятся в виде практических, открытых занятий для родителей.

Цель программы - помочь детям  старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Задачи программы:

Образовательные (предметные)

1. Подготовка ребенка к письму

2. Заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.

3. Владение графическими навыками письма

4. Умение ориентироваться в пространстве.

Личностные

1. Воспитание интереса к творческой деятельности.

2. Организация усидчивости и аккуратности в работе.

3. Положительное отношение к письму.

4. Воспитание трудоспособности, ответственности, целеустремленности в достижении  результатов.

Метапредметные

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук путем работы с карандашом, выполнение графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.

2. Развитие индивидуальных способностей, самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, зрительно-моторной координации.

3. Развитие познавательных процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного восприятия, памяти, внимания, творческих способностей.

                           УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

                                                №

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Знакомимся с правилами при письме

4

1

3

Опрос, игра

2

Рисуем вертикальные линии

4

1

3

Практическое задание

3

Рисуем горизонтальные линии

4

1

3

Практическое задание

4

Рисуем пунктирные линии

4

1

3

Практическое задание

5

Рисуем наклонные линии

4

1

3

Практическое задание

6

Штриховка горизонтальн линиями

6

1

5

Практическое задание

7

Штриховка вертикальными линиями

6

1

5

Практическое задание

8

Штриховка наклонными линиями

6

1

5

Практическое задание

9

Рисование по точкам

4

1

3

Практическое задание

10

Рисуем волнистые линии

4

1

3

Практическое задание

11

Линии в различных направлениях

5

1

4

Практическое задание

12

Вырезание ножницами

4

1

3

Практическое задание

13

Спираль

3

1

2

Практическое задание

14

Рисование полукругов

4

1

3

Практическое задание

15

Рисование круглой формы

4

1

3

Практическое задание

16

Графические узоры

3

1

2

Практическое задание

17

Учимся писать цифры

3

1

2

Практическое задание

Итого:

72

17

55

Содержание учебного плана:

1. Знакомимся с правилами при письме

Теория

1. Организационная беседа

2. Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа.

3. Познакомить детей с предметами, лежащими на столе.

Практика

1. Сформировать правильный захват орудия письма – карандаша.

2. Упражнения: «Посолим суп», «Катаем шарик», «Скакалочка», «Урожай», упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

3. Упражнения: «Мозаика», «Лего», «Конструктор», работа со штампами, в ручном труде, развивать мелкую моторику рук.

2. Рисуем вертикальные линии

Теория

1. Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги.

2. Формировать умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.

Практика

Ориентировка на листе бумаги.

3. Рисуем горизонтальные линии

Теория

1. Учить детей понимать словесные  установки педагога, выполнять движение по показу.

2. Рисовать прямые горизонтальные линии посередине, слева направо не отрывая карандаш от бумаги.

3. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

Практика

1. Учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги

2. Формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.

4. Рисуем пунктирные линии

Теория

1. Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать.

2. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш.

3. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

Практика

1. Формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка

2. Регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно)

3. Развивать моторные умения и гибкость рук.

5. Рисуем наклонные линии

Теория

1. Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать.

2. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш.

3. Развивать моторные умения и гибкость рук.

Практика

1. Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства.

2. Формировать умение соблюдать на листе бумаги направление наклонных линий, рисуя по образцу.

6. Штриховка горизонтальными линиями

Теория

1. Познакомить детей с правилами штриховки.

2. Проводить линии только в заданном направлении, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника).

Практика

1. Соблюдать параллельность линий.

2. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики.

7. Штриховка вертикальными линиями

Теория

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник.

Практика

Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук.

8. Штриховка наклонными линиями

Теория

Учить рисовать  наклонные  линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру.

Практика

Развивать зрительно-моторную  координацию, умение соблюдать направление линии.

9. Рисование по точкам

Теория

Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от  бумаги.

Практика

1. Развивать   пространственное  видение.

2. Заштриховывать рисунок аккуратно  в пределах контура рисунка.

10. Рисуем волнистые линии

Теория

Учить рисовать волнистую линию, слева на право.

Практика

1. Закрепить умение регулировать нажим на карандаш.

2. Продолжать формировать зрительно-моторную координацию.

11. Линии в различных направлениях

Теория

Учить детей понимать словесные  установки педагога, выполнять движение по показу.

Практика

1. Развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства,

2. Формировать умение соблюдать направление линии.

12. Вырезание ножницами

Теория

1. Учить детей вырезать по сложной линии контура собственной ладони.

2. Развивать глазомер, двигательную активность пальцев рук.

Практика

1. Формировать умение детей самостоятельно выполнять аппликацию, используя навыки вырезания: круглых форм из квадратов, овальных из прямоугольников.

2. вырезать лепестки круглой формы из бумаги сложенной несколько раз.

3. Развивать ручную умелость.

13. Спираль

Теория

1. Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок,

2. Формировать восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию.

3. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ.

Практика

Продолжать формировать умение самостоятельно рисовать клубочки на свободном пространстве листа.

14. Рисование полукругов

Теория

1. Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур.

2. Формировать умение анализировать  и воспроизводить образец.

Практика

1. Продолжать учить детей рисовать лепестки цветов полукруглой формы. Вначале по образцу, а затем самостоятельно.

2. Развивать воображение, умение ориентироваться в пространстве.

15. Рисование круглой формы

Теория

1. Учить рисовать предметы круглой формы,

2. Формировать умение различать форму, величину предмета.

Практика

1. Закрепить умение рисовать предметы круглой формы,

2. Продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве листа.

16. Графические узоры

Теория

Учить детей рисовать графические узоры по образцу.

Практика

1. Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

2. Самостоятельно рисовать графические узоры по образцу.

3. Развивать зрительно-моторную координацию.

17. Учимся писать цифры

Теория

1. Познакомить детей с тетрадью в клетку.

2. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога,

3. Закрепить понятия пространственных ориентаций: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол.

Практика

Учить писать цифры 1-10.

Планируемые результаты:

К концу года предполагается развитие  и совершенствование у детей:

- мелкой  моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

- крупных движений и умения владеть своим телом;

- пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);

- активной речи, словарного запаса;

- мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

- навыков  учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических   условий, включающий формы аттестации».

Условия реализации программы:

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пиши красиво» необходимо:

Материально – техническое обеспечение.

Для успешной реализации программы «Пиши красиво»  обеспечены необходимые условия  в течение всего периода:

1. Кабинет в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН;

2. Мебель, соответствующая росту детей (столы и стулья).

3. Мольберт

4. Раздаточные листы

5. Альбом с нелинованной бумагой

6. Простые и цветные карандаши

7. Цветная бумага, ножницы

8. Игровые пособия (фасоль, горох, камешки, счетные палочки, резиновые мечи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки, губка).

9. Тетрадь в клетку

10. Тетрадь в узкую линейку

11. Раздаточный материал (цифры).

Информационное обеспечение.

1. Мультимедийное оборудование.

2. Монитор.

3. Ноутбук, флеш - носители.

Формы  аттестации:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды диагностики и контроля:

  1. Текущая диагностика ( в течение  всего года – по окончании темы, раздела).
  2. Итоговая диагностика (май).

Время проведения

Цель проведения

Формы  контроля

В течение всего учебного года

Текущая диагностика

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала (ориентировка на листе бумаги). 

Практические задания

Май

Итоговая диагностика

Определение  степени усвоения  основных элементов письма (формирование элементарных графических умений)

Теоретические и практические задания

На основе проведённой итоговой  диагностики, составляется мониторинг результатов освоения уровней дополнительной общеразвивающей программы по группам.

Оценочные материалы:  практические задания.

Методические материалы.

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пиши красиво» применяются разнообразные принципы и методы обучения:

1. Словесныеобъяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ.

2. Наглядные: показ с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото.

3. Метод игры: дидактические игры, игры на развитие внимания, памяти (пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами).

4. Практические: выполнение работ на заданную тему, по инструкции (графические упражнения).

Основные  принципы  обучения: 

- Принцип воспитывающего характера обучения, заключается в правильной организации процесса обучения. Обучения и воспитание являются взаимосвязанными процессами, несмотря на то, что имеют разные содержание и методы. Процесс обучения всегда должен нести воспитательный характер, то есть формировать личность в целом.

- Принцип наглядности, использование в процессе обучения различного рода наглядностей (плакаты, макеты, чертежи и т.д.), с целью показать ребенку предмет или действие в естественной среде. При использовании наглядности ребенок имеет возможность увидеть предмет с выделением его особенных, характерных свойств и особенностей. Принцип наглядности подразумевает использование наглядностей в разумном количестве, со словесным сопровождением.

- Принцип доступности, предусматривает организацию процесса обучения с учетом возможностей ребенка. Большое значение при реализации принципа доступности обучения, является учет уровня развития познавательной сферы ребенка. То есть, принцип доступности ориентирован на предоставления возможности обучатся каждому ребенку с учетом его возрастных и психологических возможностей.

- Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед обучающимся и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

- Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют обучающихся, приучают их к методичной,  регулярной  работе  и  доведению  до  конца  начатого  дела.

 - Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.

 - Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных, ритмических навыков. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям,  в повторяющиеся упражнения (игры) вносятся некоторые изменения, или применяются разнообразные методы и приемы их выполнения.

- Принцип учета индивидуальных особенностей, основан на том, что процесс обучения, организован с учетом возрастных и психологических особенностей одного конкретного ребенка, путем взаимодействия педагога с данным ребенком. Реализация принципа индивидуального обучения исходит из того, что педагог ориентируется не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. Учет психологических и возрастных особенностей необходим для подбора оптимальных методов и приемов обучения, которые будут понятны каждому ребенку.

 Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие педагогические технологии:

1. Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение материала.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические  и др.

      Виды игр, используемых на занятиях:

- игры на знакомство; игры  с  правилами;  игры соревнования; игры - упражнения   с  предметами;  развивающие  игры;  игры – загадки; подвижные  игры.

2. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях включает индивидуально-групповую работу.

Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии, должна быть создана нужная атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное уважение. При такой атмосфере дети смогут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы, то есть постепенно начнет создаваться атмосфера сотрудничества.

3. Технология  здоровьесберегающего обучения.

В процессе обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Дети могут использовать полученные знания в повседневной жизни.

Формы организации учебного занятия:

Учебные занятия в коллективе проходят в форме практических занятий, бесед, игр, открытых занятий, в форме практической работы.

При проведении занятий необходимо руководствоваться следующими моментами:

- Постепенное увеличение нагрузки;

- Чередование темпа нагрузки.

При подготовке к занятию необходимо учитывать такие факторы, как:
- объём материала;
- степень его сложности;
- особенности группы.

При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:
- определить новый материал, ввести его в различные комбинации;

Алгоритм занятия (план занятия):

Каждое занятие состоит из 2-х частей -  теоретической и практической.

Теоретическая часть планируется с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся,  включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий, основах здорового образа жизни. Практическая часть занятий предполагает обучение.


Занятие включает в себя три этапа:

1.Вводная часть

2.Основная

3.Заключительная

Вводная часть:

Создание мотивации, интереса к занятию (приемы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность.

Основная часть:

- Организация детского внимания

- Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (10-15 мин)

- Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с материалом).

Заключительная часть:

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем они будут заниматься в следующий раз).

Литература:

1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада/сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик – М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 180с.

2. Е.В. Гурьянов Психология обучения письму. Формирование графических навыков/ Е.В. Гурьянов – М.: АПН РСФСР, 2014 – 230с.

3. С.С. Кашлев Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов – М.: Университетское, 2015 – 95с.

4.М.И. Кудинова Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений. Современные наукоемкие технологии/ М.И. Кудинова – М.: 2016 – 364с.

5. Володина Н.В. Пишу красиво: для одаренных детей. – М.: Эксмо, 2008 –120с.

6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998. –192 с., ил.

7. Новоторцева Н.В. Учимся писать: обучение грамоте в детском саду: Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 2000. –240 с.

8. Шибанова А. Подготовка руки к письму. / Мой ребенок / Август, 2009 – 144с.

9. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010 –186 с.

10. Т.С. Голубина Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму – Мозаика-Синтез, 2001г – 62с.

11. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Готовим руку к письму. – М.,2001г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ПИШИ КРАСИВО"

Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, возрастных, психологических особенностей детей 6-7 лет и направлена на подготовку руки к письму и овладение базовыми навыками каллиграфии в школе....

конспект занятия дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Пластилиновая страна" пластилинография "Красивая чашка"

Продолжать развивать умения детей лепить в технике пластилинографии. Развивать творческие способности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...