Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А. «Изучение особенностей развития внимания детей с нарушением интеллекта»
материал на тему

Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях специалистов содержатся сведения о влиянии развития на психическое развитие и социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_vnimaniya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы  Инженерно- техническая школа имени дважды героя Советского Союза   П.Р. Поповича

Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А.

«Изучение особенностей развития внимания детей с нарушением интеллекта»

Москва, 2016 год

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«Изучение особенностей развития внимания детей с нарушением интеллекта»

Актуальность темы: Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях специалистов содержатся сведения о влиянии развития на психическое развитие и социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.

Внимание – важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.

Внимание можно охарактеризовать как избирательную направленность сознания на тот или иной предмет или явление окружающего мира, вследствие чего становится возможным приобретение от них конкретных знаний. Иными словами по своей сути внимание представляет умственные действия контроля.

«Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль».

Решение проблемы оптимизации развития внимания у детей с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.

Цель: Продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу изучения внимания различными методами у детей с нарушенным интеллектом.

Задачи:

  1. Продолжить изучать особенности развития внимания школьников с нарушением интеллекта.
  2. Изучить работы отечественных и зарубежных специалистов по развитию внимания у детей.
  3. Изучить влияние изобразительной деятельности на внимание детей.
  4. Систематизировать изученную литературу.
  5. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания школьников и их развитие в процессе изобразительной деятельности.
  6. Изучить различные методики для выявления уровня развития внимания детей.
  7. Изучить устойчивость внимания и способности к его концентрации.
  8. Проводить самоанализ и самооценку своих занятий.
  9. Обмениваться опытом с коллегами.

Перечень вопросов по самообразованию:

1.Проблема изучения особенностей развития внимания у детей с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов.

2. Особенности развития внимания у детей с нарушением интеллекта.

3. Влияние изобразительной деятельности на развития внимания детей с нарушением интеллекта.

4. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания детей с нарушением интеллекта и их развитие в процессе изобразительной деятельности.

5. Выявление особенностей развития внимания детей с нарушением интеллекта.

Коррекционное значение изобразительной деятельности в процессе развития внимания детей с нарушением интеллекта.

Предполагаемый результат по самообразованию:

Изучить особенности развития внимания детей с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов, дать анализ работ ведущих специалистов, осветить основные аспекты данной проблемы, раскрыть методическую базу исследования.

Экспериментально изучить особенности развития внимания детей с нарушением интеллекта и их развитие в процессе изобразительной деятельности, показать результаты данного изучения на занятиях ИЗО, разработать рекомендации и системы упражнений.

Цель самообразования:

- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов работы с детьми.

- Углубление знаний по различным методикам.

- Изучение и использование достижений педагогической деятельности.

- Самостоятельное изучение научно-методической, дидактической литературы.

- Разработка рекомендаций и системы упражнений.

- Изучить особенности внимания детей и проводить коррекционно-развивающую работу с детьми с целью предупреждения и исправления имеющихся нарушений.

Изучение методической литературы по теме:

Блажнокова И.М. Психология умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1987г.

Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1967г.

Воспитание и обучение во вспомогательной школе. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа – ПРЕСС, 1994г.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960г.

Гиппенрейтер Ю.Б, Введение в общую психологию. – М.: Юрайт, 2002г.

Грошенников И.А. Занятия ИЗО в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: ООО Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2001г.

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Прсвещение «ВЛАДОС», 1995г.

Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей. – М.: Изд-во МГУ, 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта

Проблема развития познавательного интереса дошкольников является актуальной, так как от уровня сформированности интеллекта зависят результаты обучения, развития и коррекции личности дошкольника....

Особенности агрессивного поведения детей с нарушением интеллекта

В статье кратко раскрыты особенности агрессивного поведения у детей, имеющих нарушение  интеллекта....

Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А. «Изучение особенностей детей с психопатиями дошкольного и младшего школьного возраста»

Изучение психопатических состояний имеет особо важное значение для психологии. Ведь самое важное здесь – вовремя заметить отклонения в поведении и развитии ребенка, правильно диагностировать их и пров...

Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» ...

Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А. «Экологическое воспитание старших дошкольников»

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической к...

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Морозовой Э.И. ”Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектно-исследовательской деятельности. Экологическая тропа”.

Описание: данный проект можно использовать(изменив задачи в соответствии с возрастом детей)в работе с детьми детского сада, начиная с младшей группы, включая подготовительную(возраст детей от 3 -ех до...