Экологическое воспитание дошкольников.
статья на тему

Яковлева Елена Викторовна

Статья для научно-практического семинара по теме: "Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в образовательных организациях г.Воронежа и Воронежской области".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no1.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников

Глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно рост народонаселения планеты - это проблемы, которые касаются нас всех. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования у всех людей экологического мировоззрения, повышения их экологической грамотности и культуры.

Формирование экологической культуры следует начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нём закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.

В нашем детском саду дети получают знания по экологии не только на специально отведённых занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов в экологической лаборатории, на занятиях по изодеятельности, в играх и при решении логических задач, во время ухода за животными, живущими в детском саду.

Мы стремимся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Наш детский сад построен на месте нетронутого ландшафта, в окрестностях ДОУ расположен обширный парк, что создаёт благоприятные условия для организации экологического воспитания детей.

Особенно эффективно проходят экскурсии и походы в парк. Там происходит живое знакомство с его обитателями. Мы обращаем внимание детей на пение птиц, различное звучание их голосов, тут же идёт непринуждённая беседа о пользе птиц, знакомство с их видами, наблюдение за их поведением.

Стали традиционными такие формы работы: ежегодные летние встречи с зимними персонажами в парке. Дети рассказывают о лете, о повадках птиц и зверей, идёт сравнительный анализ с зимней природой, делают простейшие выводы, объясняют как надо вести себя в парке. В процессе этого мероприятия идёт закрепление экологических знаний детей, обучение распознаванию, развитие логического мышления и плюс ко всему дети получают положительные эмоции, В своей работе мы используем программу Н.А. Рыжовой «Наш дом природа» и «Программу экологического воспитания дошкольников» С.Н. Николаевой.

Большую помощь в работе по экологии оказывают книги Н. Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомление с природой» и Т.А. Шорыгиной из серии «Путешествие в мир природы». Нравятся детям рассказы Э. Шума, в которых идёт интересный разговор о растениях, об отношении к ним. Помогают и самодельные альбомы, которые дети оформляют вместе с нами и родителями. Это «Птицы нашего края», «Дикие и домашние животные», «Растения нашего края», «Красная книга нашего края», «Лесная книга жалоб» и др.

В каждой группе детского сада имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведённое для экскурсии по экологической тропе.

На участке детского сада есть большой огород, где каждая группа имеет спои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть уголок леса, сада, цветники.

Мы постоянно в поиске новых форм работы с детьми. В этом году в детском саду создана экологическая полиция, членами которой являются дети старшего возраста. У неё своя форма: зелёные пилотки и зелёные галстуки. Это игра, но дети серьёзно относятся к своим правам и обязанностям. Дел немало: надо подлечить поломанное дерево, объяснить, что нельзя рвать листочки и цветы, проверить чистоту на участке, вовремя ли поливаются цветы, ухожены ли грядки на огороде, насыпан ли корм зимой для птиц в кормушки. Членами экологической полиции могут быть только лучшие воспитанники и это право надо "заслужить.

В групповых комнатах в осенне-зимний период работают фитобары, в которых дети с удовольствием пьют ароматный травяной чай, определённо полезный для здоровья.

Темой моего самообразования является: «Воспитание нравственно-экологической культуры у детей дошкольного возраста». Главной задачей я ставлю формирование у детей осознано - правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с нами. Особое место отвожу опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе экологического воспитания. В моей группе создана экологическая лаборатория, где есть всё необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы дети проводят настоящие исследования, занимаются самостоятельной экспериментальной работой, получают первые навыки её проведения, учатся ставить себе исследовательские задачи и успешно их решать. Так же формирую у детей понятие об элементарных цепочках в природе. Даю детям реально понять, что если не будет на земле дерева, кустарника, птицы или букашки, то не будет и нас, людей.

В нашем детском саду, экологическое воспитание проходит через все виды деятельности. Мы ежегодно занимаем призовые места в обще-городских конкурсах, посвященных экологической тематике. Дети в конкурсах принимают самое активное участие, с нетерпением ждут подведения итогов, испытывают гордость за свой детский сад и удовлетворение в том, что и они вложили частицу своего труда в эту победу.

Если проанализировать проводимую в плане экологии работу, можно сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребёнку родители. Не всегда родители обладают должным уровнем педагогических, экологических, природоохранных знаний. Поэтому мы пропагандируем экологическую культуру, знания среди родителей наших воспитанников, проводим КВНы, викторины, совместные вечера досуга.

Результаты нашей работы нас радуют:

  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
  • сформированы начала экологической культуры детей;
  • дети получают практические знания по охране природы;
  • развиваются речевые навыки детей;
  • дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Мы не останавливаемся на достигнутом, а ищем новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...