проект
проект (старшая группа) на тему

Демидова Антонина Александровна

проект "Чудесные свойства воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesnye_svoystva_vody.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей

Название проекта: «Чудесные свойства воды»

Авторы проекта:  Скалкина Татьяна Александровна, Демидова Антонина Александровна

Актуальность проекта:

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Участие детей и их родителей в создании лэпбука «Чудесные свойства воды» позволит максимально обогатить и расширить знания детей о воде и её свойствах, развивать связную речь, творческие способности, исследовательскую деятельность. Сейчас интересы детей повышаются и им  уже не достаточно элементарных знаний о свойствах воды, их растущие потребности требуют углубленного обновления представления о неживой природе. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Цель проекта: формирование знаний детей о свойствах воды, формирование навыков исследовательской деятельности

Задачи проекта:

  1. Создать  лэпбук
  2. Привлечь родителей к совместной деятельности  с детьми
  3. Развивать познавательную, поисковую деятельность детей

Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский

По предметно-содержательной области: образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

По количеству участников: 10 человек

Основные целевые группы, на которые направлен проект: Данный проект, включает совместную деятельность детей старшего дошкольного возраста и их родителей

Сроки реализации проекта: средней продолжительности (2 – 3 недели)

Форма итогового мероприятия: создание лэпбуков на тему «Чудесные свойства воды»

Этапы реализации проекта:

Интеграция образовательных областей (Указаны образовательные области)

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (формы организации)

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

1

3

4

5

1 этап Мотивационно-диагностический

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Проведение родительского собрания, цель: привлечение внимания родителей к проблеме развития познавательной активности детей, вовлечения их в проектную деятельность

Проведение консультации «Лэпбук, как результат деятельности детей»

Разработка шаблона лэпбука на тему «Чудесные свойства воды». Воспитатель рассказывает о значении лэпбука в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Оповещение родителей о проекте (цели, задачах, сроках реализации проекта)

Создание проблемной ситуации для детей: Можно ли воду перенести в решете?

 Проблемное обсуждение: Какими свойствами обладает вода? Почему тает снег? Почему вода замерзает?

Подбор материала для создания шаблона лэпбука поиск загадок,  иллюстраций по теме.

Рассматривание шаблона лэпбука.

Участвуют в родительском собрании

Участие в создании шаблона лэпбука.

Участвуют в консультации  

2 этап Организационный

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

В процессе создания шаблона лэпбука проводится консультация для родителей по работе с ним.

Консультация для родителей на тему: «Как можно самостоятельно сделать лэпбук?»

Воспитатель объясняет родителям, как и из чего изготовить лэпбук, что в него поместить, какие задания необходимо выполнять и где эти задания найти, как необходимо заполнять лэпбук.

Этапы выполнения лэпбука совместно с родителями:

  1. Составление плана лэпбука на тему «Чудесные свойства воды»
  2. Показ макета готового лэпбука для наглядного восприятия
  3. Беседа о вариантах оформления содержания лэпбука (кармашки, блокноты, книжка – гармошка, книжки простые, вращающиеся круги, конвертики фигурные)
  4. Беседа о необходимых материалах для лэпбука (картонная папка – основа, обычная и цветная бумага, ножницы, клей – карандаш, степлер, скотч, фломастеры, карандаши и т.д.)
  5. Беседа о поиске необходимой информации по теме, где ее можно найти. Воспитатель предлагает энциклопедии и различные книги: (Николай Ватагин «Над водой, на воде, под водой; Людмила Рыжова «Детское экспериментирование»; Елена Марудова «Ознакомление детей с окружающим миром»; Тугушева, Чистякова «Экспериментальная деятельность детей» и т.д.). Предлагает различные интернет – ресурсы, в которых  есть необходимые иллюстрации и т.д.

Поиск информации по теме «Чудесные свойства воды», поиск иллюстраций, загадок, стихотворений, игр для оформления лэпбука

Участие в консультации по работе с лэпбуком, поиск информации, иллюстраций, загадок, подбор материалов  для оформления  лэпбука (кармашки, конверты и т.д.) по теме лэпбука.

3 этап Содержательно-практический

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Организация экспериментальной деятельности детей:

Эксперимент «Пресная и соленая вода»

Цель: ознакомление детей со свойствами воды, что она бывает пресная и соленая

Эксперимент «Жидкая и твердая вода»

Цель: ознакомление детей со свойствами воды, при каких условиях вода остается жидкая, а при каких замерзает

Эксперимент «Прозрачная и цветная вода»

Цель: ознакомление детей со свойствами воды, выяснение проблемы: имеет ли вода цвет? Какие вещества она в себя впитывает?

Эксперимент «Яйцо утонет или всплывет»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, подвести детей к понимаю, что вода бывает пресная и соленая. В пресной воде яйцо тонет, а в соленой не тонет.

Эксперимент «Животворное свойство воды»

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь другому (веточка дерева)

Эксперимент «Пар – это тоже вода»

Цель: ознакомление детей с процессом конденсации (превращение воды из жидкого в газообразное состояние и наоборот)

Эксперимент «Запах воды»

Цель: выяснить имеет ли какой то запах вода

Эксперимент «Вкус воды»

Цель: выяснить имеет ли вкус вода

Организация интеллектуальной игры для детей, воспитатель задает вопросы, что будет, если:

  • вся вода исчезнет с Земли;
  • пресная вода станет соленой;
  • воду вынести на мороз;
  • воду поставить в чайнике на огонь и не снимать достаточно долго.

Фиксация результатов эксперимента с помощью схем

Беседы с детьми: «Что мы знаем о воде», «Вода нужна всем». Предложить детям найти информацию о местах на земле где не хватает воды.

Рисование листовок на тему: «Берегите воду!»

Составление сказки «Путешествие капельки»

Дидактическая игра «Какой бывает вода?», «Воздух, земля, вода?»

Консультация для родителей: «Как организовать опыты с водой дома»

Беседа с родителями: «Интересные эксперименты с водой ».

Объединение детей в рабочие группы: исследователи, художники, писатели.

Исследователи: выполняют эксперименты

Художники: зарисовывают схемы проведения эксперимента

Писатели: описывают экспериментальную деятельность, воспитатель фиксирует результаты

Затем при проведении другого эксперимента дети меняются ролями.

Участвуют в экспериментальной деятельности

Рисуют схемы организации эксперимента

Оформление лэпбуков детьми с помощью подобранного материала (иллюстрации, загадки, схемы проведения с результатами экспериментов и т.д.)

Участие детей в интеллектуальных играх

Рассматривание картинок «Вода в природе»

Дети находят информацию о пустынях, о последствиях недостатка воды

Выставка рисунков «Чудесные свойства воды»

Подбор материала для украшения лэпбука

Помощь в подборе материала для дидактических игр

Внесение материалов и иллюстрации для создания лэпбука

Родители помогают детям найти информацию об опытах с водой, проводят опыты дома

Участие в создании лэпбука

Домашнее экспериментирование: «Очищение воды»

Подготовка презентации   «Вода»

Участие  родителей в  совместной с ребенком деятельности: оформление лэпбука, подбор иллюстраций, проведение домашних экспериментов с водой, подбор загадок, стихов и т.д.

Помощь родителей в поиске оборудования для дидактических игр

Помощь в поиске материалов и иллюстрации по теме «Чудесные свойства воды»

Участие родителей в консультации

4 этап Итоговый

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Итоговым материалом является готовый, оформленный  лэпбук. Формой  защиты проекта является рассказ о свойствах воды, детям предлагается рассказать про исследовательскую деятельность, про совместное создание с родителями лэпбука, на страницах которого он может видеть опорные иллюстрации, он может рассказать о результатах эксперимента. Выставка представленного лэпбука на тему: «Чудесные свойства воды»

Защита проекта

Помощь в создании и оформлении   лэпбуков

Ожидаемый результат:

  1. Совместное создание с воспитателем, детьми и родителями лэпбука на тему: «Чудесные свойства воды»
  2. Презентация детьми совместно созданного лэпбука
  3. Выставка лэпбуков
  4. Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей.

Описание лэпбука:

Лэпбук (lapbook) или как его еще называют интерактивная тематическая папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. 

Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Наш лэпбук на тему «Чудесные свойства воды» предназначен для оформления результатов экспериментирования детей с водой, он познакомит детей со свойствами воды, расширит их кругозор, будет способствовать развитию познавательной и поисковой деятельности детей.

В лэпбук входит 13 элементов:

  1. Кармашек «Опыты с водой», предложены различные опыты с водой для детей старшего дошкольного возраста
  2. Кармашек «Схемы проведения экспериментов»
  3. Мини – книжка «Свойства воды»
  4. Интересные факты о воде «Сколько воды на Земле?», «Где вода прячется в твоем теле?», «Сколько в тебе литров воды?»
  5. Календарь для фиксации проведенных опытов и экспериментов с водой
  6. Блокнотик разрезной с  народными приметами о воде
  7. Конвертик «Дидактические игры»
  8. Книжки гармошки с загадками о воде
  9. Лист сложенный в два раза ( круговорот воды в природе)
  10. Полоса, сложенная в несколько раз, здесь представлены интеллектуальные игры (что будет, если: вся вода исчезнет с Земли; пресная вода станет соленой; воду вынести на мороз; воду поставить в чайнике на огонь и не снимать достаточно долго.)
  11. Вращающие круги «Кто живет в воде?», «Какие есть свойства у воды», «Где может быть вода?»
  12. Термометр для измерения температуры
  13. На обратной стороне лэпбука оформлена доска с заданиями, где отмечается дата и конкретная работа в этот день.

Информационные ресурсы: 

интернет ресурсы, программа «От рождения до школы», энциклопедии и книги такие как, Николай Ватагин «Над водой, на воде, под водой; Людмила Рыжова «Детское экспериментирование»; Елена Марудова «Ознакомление детей с окружающим миром»; Тугушева, Чистякова «Экспериментальная деятельность детей»; картотека экспериментов, художественная литература.

Материально технические ресурсы:

бумага обычная и цветная, картон, ножницы, степлер, карандаши, краски, шаблоны для оформления содержания лэпбука (кармашки, фигурные кармашки, конверты, движущиеся круги), материал для дидактических игр, иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...