проект
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей
Название проекта: «Чудесные свойства воды»
Авторы проекта: Скалкина Татьяна Александровна, Демидова Антонина Александровна
Актуальность проекта:
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Участие детей и их родителей в создании лэпбука «Чудесные свойства воды» позволит максимально обогатить и расширить знания детей о воде и её свойствах, развивать связную речь, творческие способности, исследовательскую деятельность. Сейчас интересы детей повышаются и им уже не достаточно элементарных знаний о свойствах воды, их растущие потребности требуют углубленного обновления представления о неживой природе. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Цель проекта: формирование знаний детей о свойствах воды, формирование навыков исследовательской деятельности
Задачи проекта:
- Создать лэпбук
- Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми
- Развивать познавательную, поисковую деятельность детей
Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский
По предметно-содержательной области: образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
По количеству участников: 10 человек
Основные целевые группы, на которые направлен проект: Данный проект, включает совместную деятельность детей старшего дошкольного возраста и их родителей
Сроки реализации проекта: средней продолжительности (2 – 3 недели)
Форма итогового мероприятия: создание лэпбуков на тему «Чудесные свойства воды»
Этапы реализации проекта:
Интеграция образовательных областей (Указаны образовательные области) | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (формы организации) | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями, социальными партнерами | |
1 | 3 | 4 | 5 | |
1 этап Мотивационно-диагностический | ||||
Художественно – эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | Проведение родительского собрания, цель: привлечение внимания родителей к проблеме развития познавательной активности детей, вовлечения их в проектную деятельность Проведение консультации «Лэпбук, как результат деятельности детей» Разработка шаблона лэпбука на тему «Чудесные свойства воды». Воспитатель рассказывает о значении лэпбука в развитии детей старшего дошкольного возраста. Оповещение родителей о проекте (цели, задачах, сроках реализации проекта) Создание проблемной ситуации для детей: Можно ли воду перенести в решете? Проблемное обсуждение: Какими свойствами обладает вода? Почему тает снег? Почему вода замерзает? | Подбор материала для создания шаблона лэпбука поиск загадок, иллюстраций по теме. Рассматривание шаблона лэпбука. | Участвуют в родительском собрании Участие в создании шаблона лэпбука. Участвуют в консультации | |
2 этап Организационный | ||||
Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | В процессе создания шаблона лэпбука проводится консультация для родителей по работе с ним. Консультация для родителей на тему: «Как можно самостоятельно сделать лэпбук?» Воспитатель объясняет родителям, как и из чего изготовить лэпбук, что в него поместить, какие задания необходимо выполнять и где эти задания найти, как необходимо заполнять лэпбук. Этапы выполнения лэпбука совместно с родителями:
| Поиск информации по теме «Чудесные свойства воды», поиск иллюстраций, загадок, стихотворений, игр для оформления лэпбука | Участие в консультации по работе с лэпбуком, поиск информации, иллюстраций, загадок, подбор материалов для оформления лэпбука (кармашки, конверты и т.д.) по теме лэпбука. | |
3 этап Содержательно-практический | ||||
Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | Организация экспериментальной деятельности детей: Эксперимент «Пресная и соленая вода» Цель: ознакомление детей со свойствами воды, что она бывает пресная и соленая Эксперимент «Жидкая и твердая вода» Цель: ознакомление детей со свойствами воды, при каких условиях вода остается жидкая, а при каких замерзает Эксперимент «Прозрачная и цветная вода» Цель: ознакомление детей со свойствами воды, выяснение проблемы: имеет ли вода цвет? Какие вещества она в себя впитывает? Эксперимент «Яйцо утонет или всплывет» Цель: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, подвести детей к понимаю, что вода бывает пресная и соленая. В пресной воде яйцо тонет, а в соленой не тонет. Эксперимент «Животворное свойство воды» Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь другому (веточка дерева) Эксперимент «Пар – это тоже вода» Цель: ознакомление детей с процессом конденсации (превращение воды из жидкого в газообразное состояние и наоборот) Эксперимент «Запах воды» Цель: выяснить имеет ли какой то запах вода Эксперимент «Вкус воды» Цель: выяснить имеет ли вкус вода Организация интеллектуальной игры для детей, воспитатель задает вопросы, что будет, если:
Фиксация результатов эксперимента с помощью схем Беседы с детьми: «Что мы знаем о воде», «Вода нужна всем». Предложить детям найти информацию о местах на земле где не хватает воды. Рисование листовок на тему: «Берегите воду!» Составление сказки «Путешествие капельки» Дидактическая игра «Какой бывает вода?», «Воздух, земля, вода?» Консультация для родителей: «Как организовать опыты с водой дома» Беседа с родителями: «Интересные эксперименты с водой ». Объединение детей в рабочие группы: исследователи, художники, писатели. Исследователи: выполняют эксперименты Художники: зарисовывают схемы проведения эксперимента Писатели: описывают экспериментальную деятельность, воспитатель фиксирует результаты Затем при проведении другого эксперимента дети меняются ролями. | Участвуют в экспериментальной деятельности Рисуют схемы организации эксперимента Оформление лэпбуков детьми с помощью подобранного материала (иллюстрации, загадки, схемы проведения с результатами экспериментов и т.д.) Участие детей в интеллектуальных играх Рассматривание картинок «Вода в природе» Дети находят информацию о пустынях, о последствиях недостатка воды Выставка рисунков «Чудесные свойства воды» Подбор материала для украшения лэпбука Помощь в подборе материала для дидактических игр Внесение материалов и иллюстрации для создания лэпбука | Родители помогают детям найти информацию об опытах с водой, проводят опыты дома Участие в создании лэпбука Домашнее экспериментирование: «Очищение воды» Подготовка презентации «Вода» Участие родителей в совместной с ребенком деятельности: оформление лэпбука, подбор иллюстраций, проведение домашних экспериментов с водой, подбор загадок, стихов и т.д. Помощь родителей в поиске оборудования для дидактических игр Помощь в поиске материалов и иллюстрации по теме «Чудесные свойства воды» Участие родителей в консультации | |
4 этап Итоговый | ||||
Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | Итоговым материалом является готовый, оформленный лэпбук. Формой защиты проекта является рассказ о свойствах воды, детям предлагается рассказать про исследовательскую деятельность, про совместное создание с родителями лэпбука, на страницах которого он может видеть опорные иллюстрации, он может рассказать о результатах эксперимента. Выставка представленного лэпбука на тему: «Чудесные свойства воды» | Защита проекта | Помощь в создании и оформлении лэпбуков | |
Ожидаемый результат:
- Совместное создание с воспитателем, детьми и родителями лэпбука на тему: «Чудесные свойства воды»
- Презентация детьми совместно созданного лэпбука
- Выставка лэпбуков
- Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей.
Описание лэпбука:
Лэпбук (lapbook) или как его еще называют интерактивная тематическая папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Наш лэпбук на тему «Чудесные свойства воды» предназначен для оформления результатов экспериментирования детей с водой, он познакомит детей со свойствами воды, расширит их кругозор, будет способствовать развитию познавательной и поисковой деятельности детей.
В лэпбук входит 13 элементов:
- Кармашек «Опыты с водой», предложены различные опыты с водой для детей старшего дошкольного возраста
- Кармашек «Схемы проведения экспериментов»
- Мини – книжка «Свойства воды»
- Интересные факты о воде «Сколько воды на Земле?», «Где вода прячется в твоем теле?», «Сколько в тебе литров воды?»
- Календарь для фиксации проведенных опытов и экспериментов с водой
- Блокнотик разрезной с народными приметами о воде
- Конвертик «Дидактические игры»
- Книжки гармошки с загадками о воде
- Лист сложенный в два раза ( круговорот воды в природе)
- Полоса, сложенная в несколько раз, здесь представлены интеллектуальные игры (что будет, если: вся вода исчезнет с Земли; пресная вода станет соленой; воду вынести на мороз; воду поставить в чайнике на огонь и не снимать достаточно долго.)
- Вращающие круги «Кто живет в воде?», «Какие есть свойства у воды», «Где может быть вода?»
- Термометр для измерения температуры
- На обратной стороне лэпбука оформлена доска с заданиями, где отмечается дата и конкретная работа в этот день.
Информационные ресурсы:
интернет ресурсы, программа «От рождения до школы», энциклопедии и книги такие как, Николай Ватагин «Над водой, на воде, под водой; Людмила Рыжова «Детское экспериментирование»; Елена Марудова «Ознакомление детей с окружающим миром»; Тугушева, Чистякова «Экспериментальная деятельность детей»; картотека экспериментов, художественная литература.
Материально технические ресурсы:
бумага обычная и цветная, картон, ножницы, степлер, карандаши, краски, шаблоны для оформления содержания лэпбука (кармашки, фигурные кармашки, конверты, движущиеся круги), материал для дидактических игр, иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»
Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...
