«Применение метода арт-терапия для адаптации детей к школе»
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Критерии психологической готовности к школе (Д.Б.Эльконин)

Упражнения для диагностики «внутренней позиции школьника» (Л.И.Божович)

Упражнения для развития социальной и эмоциональной зрелости.

Упражнение  «Приятные воспоминания» 

Упражнение  «Если бы я был волшебником» 

Упражнение «Мои помощники» 

Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение метода арт-терапия для адаптации детей к школе»

 Критерии психологической готовности к школе (Д.Б.Эльконин)

  • Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу

  1. Упражнения для диагностики «внутренней позиции школьника» (Л.И.Божович)

Проективная методика «Продолжить предложения»

Когда я буду ходить в школу, я …………………………………………..

В школе у меня могут быть ……………………………………………….

Школа – это …………………………………………………………………

Больше всего в школе мне …………………………………………………

На школьной доске ученики ……………………………………………….

За партой в классе ………………………………………………………….

Самое интересное в школе …………………………………………………

Ученики в классе должны ………………………………………………….

Я могу в школе ……………………………………………………………..

Я хочу на уроках …………………………………………………………….

Предложить ребенку сочинить небольшой рассказ (историю, сказку) на тему «Новая школа» (можно помогать и давать подсказки, чтобы ребенок включился в процесс сочинения этой истории. Для подкрепления интереса к сочинению этой истории предложите ребенку тематические картинки, где изображена школа, ученики, класс, доска и т.д.)

Критерии, по которым определяем психологическую готовность:

  • Кто главное действующее лицо в этой истории? В случае, если ребенок психологически готов к школе, главным действующим лицом будет ученик (ученица), с которым он себя будет идентифицировать;
  • Чем заняты другие персонажи истории, рассказа? При психологической готовности ребенок описывает учебную деятельность, ему интересен процесс обучения, познания чего-то нового
  • Что нравится делать в школе? Как ребенок описывает эмоциональное состояние главного героя? Что привлекает: школьная атрибутика или учебные занятия? Если ребенок делает акцент на школьной атрибутике, то это говорит об инфантильной позиции, он еще эмоционально не готов к школе. При позитивном настрое и описании в рассказе учебных занятий мы можем отметить сформированную внутреннюю позицию школьника.
  • Как ребенок воспринимает позицию учителя? Если ребенок в рассказе эффективно  взаимодействует с учителем, это говорит о социальной готовности к школе
  • Как в рассказе взаимодействует со сверстниками, с другими учениками, с одноклассниками? Эффективное общение, стремление к совместной учебной деятельности говорит о психологической готовности к обучению в коллективе.

  1. Три аспекта психологической готовности к школе:
  • Интеллектуальная
  • Социальная зрелость
  • Эмоциональная зрелость

    Упражнения для развития социальной и эмоциональной зрелости

Упражнение  «Мои преимущества, что я умею делать лучше всего» (с 5-летнего возраста, верхний уровень не ограничен)

Цель: повышение уровня самооценки, упражнение способствует личностному развитию и изменению жизненного сценария.

Как показывает практика, многим взрослым людям трудно назвать свои преимущества. Считается, что про это говорить не стоит. Надо указывать только на недостатки. Мы умеем быть самокритичными, но совсем не умеем опираться на свои сильные стороны, в то время как именно благодаря сильным сторонам мы можем развиваться и двигаться вперед.

В беседе предлагается ребенку перечислить те качества или умения, которые ему нравиться делать больше всего, что у него хорошо получается.

Например,

Я умею хорошо кататься на коньках

Я веселый

Я быстро бегаю

Я хорошо играю в компьютерные игры и т.п.

Если ребенок затрудняется, выделить свои сильные стороны, желательно помочь ему, подсказать, что у каждого есть способности.

В результате этого упражнения ребенок видит, что он обладает достаточными способностями и качествами, которые ему помогут хорошо учиться. К примеру, если он хорошо играет в компьютерные игры, значит, он умеет концентрировать свое внимание, он проявляет целеустремленность и желание победить.

 Упражнение  «Приятные воспоминания» (начиная с 6-летнего возраста)

Цель: научиться обращаться к позитивным эмоциям, связанным с приятными воспоминаниями

Предлагается вспомнить какую-нибудь историю из жизни, которая ассоциируется с приятными переживаниями. Вспомнить сначала визуальный образ, потом звуки, которые сопровождают этот образ, потом запахи, тактильные ощущения и, возможно, вкусовые.

Зафиксируйте, запомните это состояние.

В те моменты, когда вы сталкиваетесь с проблемами, неудачами, можно будет запустить ассоциативный ряд приятных воспоминаний, которые помогут справиться с негативными эмоциями.

Упражнение  «Если бы я был волшебником» (начиная с 6-летнего возраста)

Цель: научиться осознавать свои желания, понимать, чем желания отличаются от намерений и целей.

Мы все любим мечтать. Но мало кто знает, как осуществлять свои мечты.

Начиная с раннего возраста, можно помочь ребенку делать определенные шаги для реализации своих желаний.

В этом помогут следующие вопросы для обсуждения:

- Что ты хочешь больше всего?

- Что ты готов делать уже сейчас, чтобы это случилось?

- Как ты можешь приблизить свою мечту?

- Какие способы есть у тебя для осуществления желания?

- Кто может тебе помочь в этом?

- Как измениться твоя жизнь, когда ты достигнешь желаемого?

- Изобрази свою жизнь после того, как твоя мечта осуществилась?

- Что в большей степени тебе помогло в осуществлении мечты?

Такого рода обсуждение вместе с ребенком дает возможность поверить, что на самом деле главным «волшебником» в своей жизни является он сам.

Упражнение «Мои помощники»

Цель: осознать свои ресурсные состояния, чтобы опираться на них в трудные минуты.

Вспомните, что вам помогает в трудных ситуациях.

Например, вы вспоминаете подбадривающие слова отца: «Я в тебя верю!» или момент, когда вам удалось добиться результата.

Предложите ребенку вспомнить, что он раньше не умел делать, а сейчас у него это получается легко и просто. Как вариант, можно вспомнить, как он научился кататься на велосипеде, научился плавать и т.п. Далее предложите представить, что то, что у него вызывает страх и волнение в новой ситуации, через какое-то время будет таким же легким и приятным.

Работа с родителями для адаптации детей к школе.

Предложите родителям заполнить таблицу:

Каким я вижу своего ребенка

Каким его видят педагоги

Как его воспринимают сверстники

Опишите свои качества родителя

Цель упражнения – понять, какие качества родителя (родительские компетенции) необходимо развивать, чтобы помочь ребенку в адаптации к школе, а также определить, насколько объективно родитель относиться к своему ребенку. Научить родителей поддерживать своих детей.

Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест (опросник) определяет отношение к ребенку по следующим параметрам (шкалам): принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Тестовый материал (вопросы):

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и интерпретация результатов теста. Ключ к тесту

• Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.

• Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

• Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.

• Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

• Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Принятие / Отвержение"

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала "Контроль"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.

А.А.Вороновой «Арт-терапия для детей и их родителей» Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с применением методов светопесочной терапии в работе со старшими дошкольниками

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства и успешный перехо...

Применение методов Монтессори-терапии на индивидуальных логокоррекционных занятиях

В статье говорится о применении некоторых видов Монтессори-материала на индивидуально-коррекционных занятиях логопеда....

Практические рекомендации родителям по применению методов арт–терапии в работе с детьми раннего возраста

Практические рекомендации родителям по применению методов арт–терапии в работе с детьми раннего возраста...

Технология работы педагога-психолога с применением методов песочной терапии

Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный игровой процесс, но также и естественная природная среда, в которой гармонично создаются благоприятные условия для развития т...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена изучению проблемы развития эмоционального интеллекта дошкольника. В работе обосновывается необходимость развития данного личностного качества, а также совместное применение методов ар...

Презентация: "Применение инновационной технологии метода арт-терапии ЭБРУ для детей с тяжелыми нарушениями речи."

Применение инновационной технологии метода арт-терапии ЭБРУ для детей с тяжелыми нарушениями речи....