Основные законодательные акты, устанавливающие права и обязанности семьи
презентация на тему

Сеськина Ирина Дмитриевна
I.Характеристика семьи как социального института и неотъемлемого элемента социальной структуры общества.  
II.Основные направления государственной семейной политики. 
III.Семья в зеркале законодательства. Основные законодательные акты, устанавливающие права и обязанности семьи. Конституции Российской Федерации о семье.
IV.Принципы семейного законодательства в Семейном кодексе Российской Федерации. Положения Конвенции о правах ребенка.
V.Семейный кодекс Российской Федерации;  Концепция модернизации российского образования, Концепция воспитания детей раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_zakonodatelnye_akty_ustanavlivayushchie_prava_i.pptx951.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основные законодательные акты, устанавливающие права и обязанности семьи » Выполнила воспитатель МБДОУ « Атемарский детский сад №1 «Теремок» Сеськина И. Д.

Слайд 2

План: Характеристика семьи как социального института и неотъемлемого элемента социальной структуры общества. Основные направления государственной семейной политики. Семья в зеркале законодательства. Основные законодательные акты, устанавливающие права и обязанности семьи. Конституции Российской Федерации о семье. Принципы семейного законодательства в Семейном кодексе Российской Федерации. Положения Конвенции о правах ребенка. Семейный кодекс Российской Федерации; Концепция модернизации российского образования, Концепция воспитания детей раннего детства.

Слайд 3

Характеристика семьи как социального института и неотъемлемого элемента социальной структуры общества. Семья, как правило, представляет сложную систему отношений,, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Слайд 4

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: Образование семьи – вступление в первый брак; Начало деторождения – рождение первого ребенка; Окончание деторождения – рождение последнего ребенка: «Пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; Прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

Слайд 5

Аристотель считал, что семья - это первый вид социального взаимодействия людей, она является той первоначальной ячейкой, из которой возникло государство. Именно от Аристотеля берет свое начало мысль о том, что семья — неотъемлемый элемент социальной структуры общества: с одной стороны, в семью проникают проблемы общества, а с другой — семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов социальной жизни. Каждый член семьи сохраняет определенную автономность и благодаря этому входит в различные другие объединения людей, в социальные группы (учебные, производственные, политические), вступает в некоторые отношения с государственными учреждениями, соседями и другими сообществами, представляя в них либо интересы своей семьи, либо свои собственные взгляды, которые сформировались в семье.

Слайд 6

Основные направления государственной семейной политики. Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие «благополучие», которое в отличие от понятия «благосостояние» выражает не только «материальную обеспеченность», «имущественное благополучие», но и «счастливую жизнь». Следует отметить, что при определении цели семейной политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом: 1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций. 2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека. 3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

Слайд 7

Исходя из общего понимания цели семейной политики, ее интегральными задачами являются: обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых государственных решений, прежде всего федеральных и региональных программ, с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи; создание необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной , жизнеохранительной и др.; содействие адаптации семей различных типов к происходящим социально-экономическим переменам, создание необходимых условий для саморазвития семей, стимулирования их жизненного потенциала, экономической самостоятельности; формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на оказание семьям широкого спектра помощи в процессе их функционирования; решение проблем укрепления и развития института российской семьи, связанных с возрождением ее исконных традиций и устоев; предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия

Слайд 8

Основными направлениями семейной политики являются: улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактика бедности; обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека; оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей; обеспечение охраны здоровья матери и ребенка; защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений; усиленное внимание к неполным, имеющим детей инвалидов, малообеспеченным семьям с целью создания благоприятных условий для их жизнедеятельности; всесторонняя подготовка молодежи к браку и семейной жизни и планированию семьи; профилактика семейного неблагополучия и др.

Слайд 9

Основные законодательные акты, устанавливающие права и обязанности семьи. Конституции Российской Федерации о семье Консти­туции Российской Федерации - общая стратегия законодательных актов: семья, материнст­во и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормаль­ного развития, воспитания и образования детей. 1993 г. Федеральная программам «Дети России»: основное направление программы - профилактика социального не­благополучия детей. Целевые программы (1997 г. - 17): « Дети-инвалиды», « Дети-сироты», « Дети Севера», « Дети Чернобыля», « Развитие социального обслуживания семьи и детей», « Безопасное материнство», « Одаренные дети», « Развитие ин­дустрии детского питания», « Планирование семьи» и др. 1995 г. «Семейный кодекс Российской Федерации»: принципы семейного законода­тельства согласованы с основными принципами и положениями Конвенции о правах ребенка. 1996 г. «Основные направления государст­венной семейной политики»

Слайд 10

2012 г. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ » Воспитание деятельность самоопределения и социализации ценности п равила и нормы поведения социокультурные д уховно-нравственные Участники образовательных отношений обучающиеся родители ( законные представители ) педагогические работники организации, осуществляющие образовательную деятельность

Слайд 11

2014 г. Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. ( Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р) Приоритет традиционные семейные ценностей и семейного образа жизни духовно-нравственные традиции в семейных отношениях и семейном воспитании семейное благополучие, ответственное родительство авторитет родителей в семье и обществе и поддержание социальной устойчивости каждой семьи

Слайд 12

Традиционные семейные ценности - ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на г осударственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния , заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению . Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.

Слайд 13

Принципы семейного законодательства в Семейном кодексе Российской Федерации. Положения Конвенции о правах ребенка . Конвенция о правах ребенка (КПР) — единственный документ международного уровня, всесторонне обозначивший права детей. На его основе страны, участвующие в КПР, создают законы, защищающие жизнь, интересы, здоровье детей своего государства. Семейный кодекс РФ в статьях о правах ребенка и их защите содержит положения и принципы Конвенции. Россия стала участницей КПР в 1989 году в составе СССР. Принципы , на которых построена Конвенция, следующие: Первый принцип – равные права всех детей. Страна, вступившая в Конвенцию, не должна допускать дискриминации прав, независимо от расы, национальности, религии и т.д. Государство должно в первую очередь защищать интересы ребенка. Третий принцип устанавливает права детей на жизнь, рост и развитие. Ни одно государство не имеет права осуждать детей пожизненно или на смертную казнь. Мнение ребенка должно приниматься во внимание в любых ситуациях и действиях, касающихся его интересов.

Слайд 14

Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются : признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами; приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, общества, семьи, религии. Конвенция констатирует, что свобода, необходимая ребенку для развития своих моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня медицинского обслуживания, обеспечения норм питания, одежды и жилища, но и предоставления этого в приоритетном порядке всегда, независимо от состояния развития государства. В Конвенции нет статей основных и второстепенных, каждая статья – главная, так как утверждает конкретные права и свободы ребенка, конкретные механизмы их защиты. Для более глубокого осознания положений Конвенции целесообразно все права ребенка, закрепленные в ней, распределить по группам. Наиболее оптимальной представляется следующая структура этих групп: 1 ) личные (гражданские) права детей: - неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6); - на регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу (ст. 7); - на сохранение своей индивидуальности (ст. 8); - на поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними (ст. 9—10); - на свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) (ст. 12); - на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от - незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16); - на защиту от всех форм физического и психологическою насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов, от - - незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения (ст. 19, 33, 34, 35. 37); - на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, пи пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст. 37); - на защиту от призыва на военную службу детей, не достигших возраста 15 лет, недопущение участия детей, не достигших 15-летнего возраста, в прямых боевых действиях; - ребенок , нарушивший уголовное законодательство, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других (ст. 40);

Слайд 15

2 ) социальные права ребенка: - на особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении (ст. 20); - на пользование нартболее совершенными услугами системы здравоохранения средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст. 24); - на полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении (ст. 23); - на пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26); - на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовною, нравственного и социального развития (ст. 27). в ) политические права; - на свободу мысли, совести и религии (ст. 14); - на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний; - на знание своих прав, изложенных в конвенции. г ) права ребенка на образование и культуру; - на свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13); - на доступ к информации и материалам различных национальных и международных источников (ст. 17); - на образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28); - на пользование культурой, исповедание своей религии и исполнение ее обрядов, а также пользование родным языком совместно с членами своей этнической, религиозной или языковой группы (ст. 30); - на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31). д ) права детей на защиту в экстремальной ситуации.

Слайд 16

Семейный кодекс Российской Федерации; Концепция модернизации российского образования, Концепция воспитания детей раннего детства . Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вместо действовавшего до этого КоБС РСФСР. Семейный кодекс состоит из восьми разделов, двадцати двух глав и 170 статей . Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Слайд 17

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: – обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; – достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; – формирование в системе образования нормативноправовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; – развитие образования как открытой государственно- общественной системы па основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные законодательные и нормативные документы

Материала для руководителей и воспитателей в ДОУ...

Семинар — практикум «Знаете ли вы законодательные акты, определяющие права ребёнка»

Повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Расширить знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребенка. Повысить позитивное взаимодействие с детьми....

Основные международные акты о правах человека

Нормативно-правовые документы педагога-психолога...

Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребенка, уголовный кодекс РФ, ......

Коучинг – сессия: «Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах»

Цель:   Обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права и достоинства ребенка. Рассматриваемые вопросы. Законодательные акты в которых, опре...

Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах.

Конвенция ООН о правах ребёнка, уголовный кодекс, семейный кодекс РФ...

Буклет " Права ребенка в законодательных актах"

Буклет " Права ребенка в законодательных актах"...