Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения
статья на тему

семинар по теме  "Подвижные игры, развивающие творческую активность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnaya_igra_1.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Комарова Н.А. воспитатель

ГБДОУ детский сад № 111 Невского района

Санкт-Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

"Подвижные игры, развивающие творческую активность"

Тема моего сегодняшнего выступления- "Подвижные игры, развивающие творческую активность". Мы с вами попробуем разобраться, как влияют игры этой категории на развитие ребенка, пополнение его знаний об окружающем мире.

Игра – это самое великое чудо из чудес, изобретённых человеком. Многие игры, в которые сегодня играют дети, пришли к нам из древних ритуалов, обрядов и танцев. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны детям. Они вызывают работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствуют внимание, память, приучают выполнять правила, укрепляют организм.

Подвижная игра -это главное средство пополнения знаний у ребенка, важнейший элемент его воспитания и развития. Именно игры в детском саду формирует характер, развивает у малышей смекалку и сообразительность. Надо помнить, что игра доставляет ребёнку истинную радость, которая глубоко проникает в душу и остаётся там навсегда. 

Подвижными играми называют игры, исчерпывающие все виды свойственных человеку движений: ходьбу, прыжки, ползание, лазание, метание, упражнения с предметами, броски и ловля. Подобные игры являются универсальным и незаменимым средством физической культуры. Характерной чертой таких игр является не только богатство и разнообразие движений, но и  свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Все подвижные игры имеют ярко выраженные черты и эмоциональный характер. В таких играх ребёнок испытывает радость от физической нагрузки. Достижение цели в таких случаях приносит большое моральное удовлетворение.

На пятом году жизни (на примере своей средней группы) детей начинает интересовать уже сам результат подвижной игры. Им уже скучно выполнять простые алгоритмы, свойственные детям младших групп. Для них уже интересно выражать свои чувства, желания, осуществлять задуманное, применять свой маленький опыт. В 4 - 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.  На ряду с развитием движений, игра развивает интеллект, пробуждает фантазию и воображение.   Подвижная игра , с одной стороны, дает возможность познать окружающую действительность, а с другой стороны - она отлично развивает его способности и творческую деятельность.

Чем больше воспитатель уделяет внимания развитию творческой деятельности детей, тем необычнее и интереснее дети сами придумывают упражнения в таких играх. Важная роль в подготовке и проведении игры принадлежит художественному слову. Оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия на фантазию и воображение. Поэтому объяснение подвижной игры не должно быть сухим, ситуативным. Оно должно быть образным, лаконичным, максимально вразумительным, воздействующим на фантазию, воображение; будить мысль и чувства. Сохраняя основу сюжета игры, воспитатель вводит новые персонажи, немножко изменив ситуацию в игре. Так, например, в игре "Воробушки и Кот" вводится новый персонаж -Собачка. Важно познакомить детей с ней, обратить внимание какие у нее добрые глазки, как она защищает птичек от кота и пр. Но вот собачка засыпает и кот выходит охотиться за воробушками.

Руководя игрой, воспитатель поощряет проявление самостоятельности и следит за выполнением движений. Завершая игру, воспитатель, естественно, выводит детей из игровой ситуации. Он не забывает о введенном в игру персонаже и может, например, сказать детям: «Мы очень хорошо поиграли с собачкой, ей у нас понравилось, и она поживет у нас в игровом уголке. Мы с ней потом еще поиграем». Такая законченность игровой деятельности очень важна для полного ее завершения и вместе с тем для создания у детей уверенности в возможности последующих игровых действий с игрушкой. В дальнейшем, при повторении игры, можно еще более усовершенствовать ее, используя либо еще дополнительные персонажи, либо немного изменять сами правила. Дети сами могут придумывать варианты игры, новые правила, что, несомненно, дает свои плюсы для развития воображения. 

По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Ведь , правильно поставленная игра несет в себе радость, удовлетворение, умение действовать сообща, взаимопомощь. Радость творчества дает ощущение свободы, уверенности в своих силах, формирует ум ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.

Игра – естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающимся организме ребёнка, - неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют обмен веществ. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы в формировании личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский практико - ориентированный семинар «Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения». Тема выступления: «Дидактические игры для детей старшей группы»

Часто светлые воспоминания о детстве связанны именно с играми. Но игра- это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития з...

Всероссийский практико-ориентированный семинар " Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения." тема выступления "Развивающие игры для малышей."

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку ...

Всероссийский практико-ориентированный семинар "Современное состояние детской игровой культуры, проблемы и решения". Тема выступления "Дидактические игры для детей старшей группы"

Всероссийский практико-ориентированный семинар "Современное состояние детской игровой культуры, проблемы и решения". Тема выступления "Дидактические игры для детей старшей группы"...

Статья. " Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения. Народные,фольклорные,хороводные игры"

Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Игра – это с...

Консультация "Современное состояние детской игровой культуры"

Подвижные игры, развивающие творческую активность дошкольника...

Педсовет "Ознакомление дошкольников с местом человека в истории и культуре. Проблемы, пути решения"

Данный материал поможет выявить уровень готовности педагогов к реализации данногонаправления....