Всероссийский практико-ориентированный семинар " Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения." тема выступления "Развивающие игры для малышей."
статья (младшая группа) на тему

Бакалдина Елена Анатольевна

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания. У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Перед педагогами стоит задача - предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Игра трактуется как способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iro.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Бакалдина Е.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 8 Калининскогорайона

Санкт-Петербурга

Развивающие игры для малышей.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

        В.А. Сухомлинский.

        Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания. У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Перед педагогами стоит задача - предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Игра трактуется как способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей».

        В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:

- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;

- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

- органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

- единство обучающих и воспитательных воздействий.

        В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности, и для полноценной жизни в коллективе сверстников.

        В основу развивающих игр положены два принципа обучения - это от простого к сложному, и "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

- развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста;

- их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

- поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно;

- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения;

        В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства и т. д., что характерно для таких игр, как «Сложи узор», «Уникуб», «Цветок лотоса» и других. Каждая из развивающих игр, - как правило, модель действительности. Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации.

        Б.П.Никитин разработал систему развивающих игр. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

        В последние годы все чаще в практике дошкольных учреждений применяется игровая технология В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3–7 лет», направленная на развитие мышления, памяти, внимания. Основным принципом педагогической технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника. По словам В.В.Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность».

        Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

        Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В этом помогают, уникальные по своим возможностям, дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, а также система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр и упражнений с этими материалами.

        В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

        В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

        В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение.

        Решение разного рода задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

        В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

        Развивающие игры – это не просто красивое слово. Развивающие игры помогут Вашему ребенку развивать память, мышление, внимание и т.д.

Особенности подбора развивающих игр для детей.

        Очень важно развивающую игру подбирать по возрасту. Если годовалому ребенку предложить игры, которые проводят с 3 летними детьми – он их просто не оценит и не сможет понять смысл игры.

        Кроме этого, при выборе развивающих игры необходимо учитывать способности самого ребенка, знать ступень его развития. В одном и том же возрасте детки мыслят, запоминают по-разному. Поэтому выберете развивающие игры в зависимости от способностей Вашего ребенка. Если малыш пока не готов к той или иной игре, это не страшно. Это совсем не означает, что Ваш кроха не способный ребенок. Запомните всему свое время. И я не устану повторять, что все детки индивидуальны.

        Самое главное не оскорбляйте ребенка за его неспособность понять игру. Если во время игры будете психологически давить на дитя, он станет этот вид деятельности принимать в штыки.

        В процессе развивающих игр создайте благоприятную среду, в которой ребенку будет комфортно.

        Для чего нужны все вышеперечисленные рекомендации? Прежде всего для того чтобы развивающая игра пошла на пользу ребенку. Ведь польза от развивающих игр велика.

Разновидности развивающих игр для детей. Польза развивающих игр.

Разновидности развивающих игр:

Развивающая игра по математике.

        Развивающая игра может развивать математические задатки ребенка. При помощи математической игры ребенок научится считать, вычислять, сравнивать и т.д.

        Развивающая игра по русскому языку поможет ребенку запомнить буквы, научит соотносить звук с буквой, научит читать ребенка, писать и т.д.

        Развивающая игра на развитие внимания и памяти – поможет ребенку стать внимательнее, научит запоминать. Как вы знаете, дошкольник в силу своих возрастных особенностей не умеет сосредотачиваться на выполняемой работе, он часто отвлекается на малейший шорох. К школе же ребенку необходимо научиться концентрировать свое внимание на учебе. Вот почему игры на внимание так необходимы деткам. Если говорить о развивающих играх направленных на развитие памяти, то и здесь у родителей не должно возникнуть сомнений в необходимости развития памяти.

Перечислим некоторые развивающие игры:

Например, игра на развитие внимательности «Найди лишнюю картинку».

Ребенок должен догадаться по какому признаку следует искать эту самую лишнюю картинку в данном случае.

        Игра «Найди отличия». Ребенку предоставляются две картинки одинаковые на первый взгляд. Он должен найти то, чем они отличаются.

        Игра «Запомни и воспроизведи». Положите перед ребенком картинки и игрушки. Для началу будет достаточно четырех игрушек. Попросите ребенка внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке стоят игрушки. После этого попросите ребенка закрыть глаза. В это время вы переставляете игрушки местами. Теперь ребенок открывает глазки и старается вспомнить, в каком порядке стояли игрушки. Эта игра направлена на развитие внимания и памяти. Можно эту игру немного переделать. Передоложите ребенку посмотреть на игрушки, запомнить их. Когда ребенок закроет глаза, уберите одну из игрушек. Затем попросите ребенка вспомнить, какой игрушки не хватает.

Математическая развивающая игра. Игра на знание форм фигурок.

Сделайте наклонную горку из дощечки и книжки. Перед ребенком положите кубик и шарик. Проведите вместе эксперимент, какая из фигурок покатится по этой дощечке.

Сделайте с малышом вывод: "Шарик катится, а кубик нет”. У кубика есть углы, которые мешают катится, а на шарике нет. Шарик круглый.

Игра на знание цвета.

Положите перед ребенком картинки раскрашенные полностью красным цветом, картинки синего, желтого цвета. Картинок каждого цвета должно быть не меньше трех, при этом картинки одного и того же цвета должны быть разные. Например, положите красную ягодку, красное яблочко, конфетку в красном фантике. После этого попросите ребенка разложить картинки по цветам. Красные картинки к красным и т.д. В процессе игры ребенок должен называть цвет картинки.

Игра на знание букв.

Нарисуйте ребенку красочную картинку. Напишите на картинке разные буквы. Попросите ребенка отыскать на рисунке, например, букву А.

        Положите перед ребенком картинки. Например, рисунок с изображением кошки, стула, шара, коровы. Попросите ребенка назвать первую букву этих слов. Глядя на эти картинки запишите с ребенком слово. Проговаривая каждую букву.

        Развивающие игры для детей можно найти в различных книгах, адресованных детям, например, в сборнике развивающих игр. А можно перечень развивающих игр найти в интернете на детских сайтах.         

        Также можно совместно с детками можно придумывать и изготавливать игры самостоятельно. Это не только будет развивать их интеллект, но и поможет вам лучше понять ребенка, сблизится с ним.  Для этого понадобится лишь вдохновение и ваше воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения

семинар по теме  "Подвижные игры, развивающие творческую активность"...

Всероссийский практико - ориентированный семинар «Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения». Тема выступления: «Дидактические игры для детей старшей группы»

Часто светлые воспоминания о детстве связанны именно с играми. Но игра- это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития з...

Всероссийский практико-ориентированный семинар "Современное состояние детской игровой культуры, проблемы и решения". Тема выступления "Дидактические игры для детей старшей группы"

Всероссийский практико-ориентированный семинар "Современное состояние детской игровой культуры, проблемы и решения". Тема выступления "Дидактические игры для детей старшей группы"...

Статья. " Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения. Народные,фольклорные,хороводные игры"

Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Игра – это с...

Консультация "Современное состояние детской игровой культуры"

Подвижные игры, развивающие творческую активность дошкольника...

«Практико-ориентированные технологии, активные формы организации детской деятельности в направлении формирования финансовой, социально-бытовой грамотности действий в чрезвычайных ситуациях». Педагогическая мастерская «Учим детей играя!»

laquo;Практико-ориентированные технологии, активные формы организации детской деятельности в направлении формирования финансовой, социально-бытовой грамотности действий в чрезвычайных ситуациях»...

Практико-ориентированный проект «Нескучные «Логопедки» в детском саду и дома. Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы в ДОУ»

Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов в дошкольном образовательном учреждении и дома....