Статья. " Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения. Народные,фольклорные,хороводные игры"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Тараненко Галина Яковлевна

Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Игра – это самое великое чудо, изобретённое человеком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_rodom_iz_detstva.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Тараненко Г.Я., воспитатель

                                                                          ГБДОУ детский сад № 53 Колпинского района

                                                                                                                       Санкт-Петербурга

 

       Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Игра – это самое великое чудо, изобретённое человеком.

      Уже давно игра начала свою самостоятельную жизнь, отделившись от магических действий первобытного человека. С тех пор человек включил её в разные области своей деятельности. По законам, игры строятся театральные представления и спортивные состязания, даже общение между людьми зачастую подчиняется игровым правилам. Проигрывая важнейшие жизненные события, такие, как женитьба, рождение ребенка, люди подготавливались к ним и заранее принимали в свою жизнь. Преодолеть монотонность будней, объединить разные поколения, поддержать теплую атмосферу семейного очага,  помогало обязательное присутствие игр (настольных, подвижных, ролевых) в быту городских семей.

Игра всегда была гуманна и демократична, она уравнивала всех, и каждому давала возможность проявить себя с наилучшей стороны. На протяжении веков, игра воспитывала уважение к обычаям, правилам поведения, то есть  имела большое воспитательное значение; ценность её еще и в том, что многие из них (хороводные и фольклорные игры) сохраняют в себе поэзию слова, рожденную народом.

 К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей глубоко погребена под грузом повседневных забот. По мнению многих психологов здоровым может быть назван только тот человек, кто с равным удовольствием умеет не только работать, но также любить  и играть.

.   Наблюдение за играми современных детей показывает, что процессы, происходящие в мире взрослых, не обошли стороной и детское сообщество. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. На данном этапе изменилась сама суть игры: она стала не весёлой, агрессивной, индивидуалистичной ,что привело  к обеднению  внутреннего мира ребенка, ограничило возможности его самовыражения и развития.
Многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного поколения к другому оказалась прервана, это привело к кризису игровой культуры в целом.

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. 

Основу игровой культуры составляют традиционные народные игры, забавы,

Многие народные игры , в которые сегодня играют дети, пришли к  нам из древних ритуалов, обрядов, танцев. Время вносит изменения в сюжеты некоторых народных игр, наполняет их новым содержанием отражающим современную жизнь. Игра обогащается, совершенствуется, создается множество усложненных вариантов, но их основа остается неизменной.

 По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток («Маляр и краски» татарская («Любишь-нелюбишь» русская), ( «Тилирам»чувашская);соревновательного задора («Перехватчики» русская («Луна и солнце?»чувашская); движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами («Золотые ворота» русская, («Водяной» удмуртская); заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками («Яков, где ты?» русская), («Рыбки» чувашская).

Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни («Татарская борьба», «Скачки на конях» татарские).. В игре ребенок искренне непосредственно выражает свои мысли и чувства, дружеское отношение к людям разных национальностей («Тимербай» татарская, «Горелки» русская).

Представления детей о родине особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и творчески обогащаются, творчески перерабатываются и затем становятся основой их поведения и убеждений («Скачки на конях» татарская, «Каравай» русская). 

Велико значение народной игры в нравственном воспитании ребенка. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга, в семье способствует установлению интимно-чувственных взаимоотношений между родителями и детьми.

Среди народных игр выделяются хороводные игры и фольклорные игры.

Русские народные, хороводные и фольклорные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели народные песни с прибаутками, плясками, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости.. В хороводах передавалось веселье, душа предков («Луж-лужочек» русская) . После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Русские народные, хороводные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизации, художественной образности, оказывает большое влияние на воспитание характера, ума, воли, дисциплины, настойчивости в преодолении трудностей, приучает детей быть честными и правдивыми, учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества.. Детский фольклор состоит из двух больших разделов: всех видов устных музыкально-поэтических произведений. Музыкально-поэтические произведения были созданы взрослым специально для детей - это колыбельные песни, потешки,  пестушки, прибаутки, приговорки, дразнилки, считалки, заклички, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, которые формируют у детей музыкальные, творческие, речевые знания и умения.

В настоящее время игровой фольклор получил признание как один из ведущих компонентов культуры.

Через фольклорные игры дети усваивают опыт предыдущих поколений, основные понятия добра и зла. Русские народные песни воспевают трудовые подвиги народа, красоту природы, в них сконцентрирована человеческая мудрость, поэтому песня имеет ярко выраженный воспитательный характер.

Таким образом, фольклорное воспитание, это приобщение детей к истокам национальных и общенациональных культур.

Фольклор является духовным стержнем в воспитании молодого поколения!

В настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения , привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, то есть приобщить новое поколение к исторической памяти народа и сохранить ее в наших детях.

Народная (хороводные и фольклорные )игры - важнейшая школа жизни, поэтому нужно делать все возможное, что бы дать им новую жизнь. Возвратить их, к жизни – это, значит  сохранить культуру в целом.

Литература:

1. Иконникова, С. Н. Народные традиции и современная культура /

С. Н. Иконникова. – Л., 1986

2. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Малахова, - СПб.: Детство – Пресс, 2004.-350с.

3. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л. В. – М., 1992

4.Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения

семинар по теме  "Подвижные игры, развивающие творческую активность"...

Всероссийский практико - ориентированный семинар «Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения». Тема выступления: «Дидактические игры для детей старшей группы»

Часто светлые воспоминания о детстве связанны именно с играми. Но игра- это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития з...

Всероссийский практико-ориентированный семинар " Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения." тема выступления "Развивающие игры для малышей."

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку ...

Всероссийский практико-ориентированный семинар "Современное состояние детской игровой культуры, проблемы и решения". Тема выступления "Дидактические игры для детей старшей группы"

Всероссийский практико-ориентированный семинар "Современное состояние детской игровой культуры, проблемы и решения". Тема выступления "Дидактические игры для детей старшей группы"...

Статья для педагогов "Народные, фольклорные, хороводные игры".

Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведен...

Консультация "Современное состояние детской игровой культуры"

Подвижные игры, развивающие творческую активность дошкольника...

Семинар ИГРА. Народные, фольклорные, хороводные игры.

Небольшой семинар для родителей, о пользе игр....