Статья для педагогов "Народные, фольклорные, хороводные игры".
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Шестакова Анна Юрьевна

Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведений, специально предназначенных для общекультурного воспитания детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.shestakova.narodnyehorovodnyefilklornye_igry.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шестакова А.Ю., воспитательног

ГБДОУ детский сад № 38 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

ТЕМА :

Народные, фольклорные, хороводные игры

Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведений, специально предназначенных для общекультурного воспитания детей и подростков.

Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.) Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности); По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т. д.); По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

Пример:

Корзина (народная игра).

Любое число играющих образуют. Определяется начинающий. Он вначале руками побрасывает мяч, а затем, ударяя головой, плечами, коленями и т.д., старается как можно дольше продержать его в воздухе. За каждый удар по мячу дается 1 очко. Затем сильным ударом мяч передается другому участнику игры, который должен выполнить то же задание, и т.д. Побеждает игрок, набравшись наибольшее количество очков.

Следующим аспектом моего изучения стали фольклорные игры. Так же как народные, фольклорные игры содержат в себе все необходимое для развития детей, включая и интересующий нас аспект - развитие речи дошкольников.

С помощью народных фольклорных игр можно направлять развитие и дифференциацию форм и функций речи в дошкольном возрасте. Кроме того, фольклорные игры прекрасно служат и для усвоения ребенком грамматического строя и звукового состава родного языка, поэтому могут выступить в наши дни, как прекрасные инновационные средства для развития речи дошкольников.

Использование народных игр для развития и корректировки речевой деятельности у дошкольников имеет смысл, в связи с тем, что:

  • сознание развивается только в совместной человеческой деятельности только в условиях речевого общения, в том числе, в совместных народных играх;
  • материальная, звуковая оболочка, как реальный носитель всех богатств языка (в том числе и фольклорные средства), очень рано становится предметом деятельности ребенка и предметом его познания;
  • народные фольклорные игры представляют собой особый вид деятельности со своими правилами и особенностями, в которой активно развивается речь;

Пример:

Игра «Гуси-лебеди»

Игра довольно простая, но дети очень любят эту игру, где есть элемент убегания от волка. Эта игра подойдет для маленьких детей от 3-х лет, так как здесь не много слов, но все-таки они есть и это необходимая часть игры, которую нужно выполнять вместе с подражательными гусям определенными последовательными движениями, которым вначале учит взрослый.

Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.

Далее я хочу перейти к хороводным играм. Многие педагоги недооценивают воспитательного значения хороводных игр и не уделяют им достаточного внимания в ходе работы с детьми раннего возраста. Созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом, хороводные игры способствуют развитию совместной деятельности детей, облегчают адаптацию новых детей к условиям детского сада. Эти игры предполагают синхронность движений и физический контакт участников. По своему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышей к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий.

Хороводные игры помогают поддерживать в группе атмосферу радости и веселья, доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание.

Пример:

«Встаньте, дети, встаньте в круг»

Воспитатель берет одного ребенка за руку и просит остальных детей тоже взяться за ручки, образуя цепочку. Он предлагает малышам сначала походить по комнате цепочкой, а затем сомкнуть круг.

Можно также предложить детям встать в круг вокруг какой-нибудь игрушки или ребенка. Затем, напевая песенку, взрослый ведет хоровод по кругу сначала в одну, а потом в другую сторону.

В заключении хочу отметить что все древние праздники, обряды и действа, игры – будь то хоровод, хождение по углям или просто детские забавы, где дети меряются силой и ловкостью, – всегда носят двойственный характер. С одной стороны это некое театрализованное действо, которое интересно и для самих участников, и для зрителей, а с другой стороны, почти каждый элемент такого действа несёт в себе и некое сакральное и обучающее начало.

Использование русских народных,фильклорных и хороводных игр в воспитании дошкольников направленный на духовное совершенствование личности ребенка, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.

Список использованной литературы

Понятийно-терминологический словарь/ Сосот. Белова В.В., Коваль М.В. – М., 1997.–с.7–8

И. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. – 240 с.

Щербак А. К гармонии через движение! // Дошкольное воспитание. – 1998. – №3 – с. 6 – 8.

1 Понятийно-терминологический словарь/ Сосот. Белова В.В., Коваль М.В. –М., 1997.–с. 7-8

2 И. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. – 240 с.

3 Щербак А. К гармонии через движение! //Дошкольное воспитание. - 1998. – №3– с.6- 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорные хороводные игры

Использование хороводных игр с пением в образовательном процессе в ДОУ...

Статья. " Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения. Народные,фольклорные,хороводные игры"

Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Игра – это с...

Фольклорные хороводные игры

Картотека народных хороводных игр для дошкольников...

Семинар ИГРА. Народные, фольклорные, хороводные игры.

Небольшой семинар для родителей, о пользе игр....