Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции
методическая разработка на тему

Панова Светлана Михайловна

Семинар-практикум для педагогов с элементами тренинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ ХМР «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»

Непопулярные дети.
Возможности педагогической коррекции

Семинар-практикум для педагогов

с элементами тренинга

Подготовил:

Педагог-психолог

Панова С.М.

2015 год

  Психологический практикум.

Оценка неблагополучия ребенка в группе.

Эмоциональное благополучие дошкольника и в целом развитие его личности в большей степени определяется отношениями ребенка со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Многое меняется, эмоциональный контакт сменяется отвержением, конфликты возникают и угасают.

Один и тот же ребенок в начале года может быть «звездой»,  «предпочитаемым», а через несколько месяцев утратить свой авторитет и наоборот. Поэтому изучать взаимоотношения ребенка с другими детьми следует постоянно.

Это дает возможность вовремя вмешаться, помочь отвергаемым, найти пути повышения статуса изолированных детей. Как изучать взаимоотношения детей?

       Для этого, педагог может использовать метод наблюдения.

Целесообразно фиксировать в течение какого-то определенного времени (например во время прогулки) такие, например, моменты:

- сколько раз и кто именно обращался к ребенку, положение которого в группе вы изучаете;

-сколько раз он сам проявлял инициативу в установлении контактов.

Также существует возможная форма наблюдения за детьми в группе, целью которого является выявление возможного дискомфорта у ребенка в процессе общения.

Для наблюдения за детьми в группе заполняется протокол «Оценки неблагополучия ребенка в группе». Состоящий из таких форм поведения, как:

Оценка неблагополучия ребенка в группе (протокол)

Фамилия, имя ребенка        

Возраст        

Дата проведения наблюдения        

Формы поведения

Обычно

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1 . Играет в одиночестве

2. Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми

3. Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу

4. Играет только с одним и тем же партнером

5. Не отходит от воспитателя, избегая других детей в группе

6. Вступает в конфликт с другими детьми

7. Ссорит, обижает других детей

8. Плачет

9. Жалуется воспитателю

10. Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игры и т. п.)

При интерпретации полученных вам данных необходимо иметь в виду следующее:

1. Некоторые из приведенных в протоколе наблюдения форм поведения (включая № 7 и № 10) могут встретиться и в жизни вполне благополучного ребенка. Если эти формы поведения проявляются не слишком часто и не вместе с остальными, это не должно вызывать у воспитателя слишком большой тревоги. Такое поведение требует определенного вмешательства (коррекции поведения ребенка и помощи ему) со стороны взрослого.

2.  Чем младше ребенок, тем чаще могут встречаться такие формы поведения. В этом случае они свидетельствуют о вполне понятном отсутствии у ребенка навыков общения (по улаживанию конфликтов, вступлению во взаимодействие и т. п.), а также о нормальном для маленького ребенка чувстве большей важности собственных интересов и желаний по сравнению с другими. Это нормальная педагогическая ситуация, которая требует мягкой коррекции поведения ребенка.

3. Многие из описанных в протоколе форм поведения могут проявляться в период адаптации ребенка к группе. В этом случае следует проявить терпение и не торопить ребенка в его вхождение в группу, тем не менее оказывая ребенку поддержку и демонстрируя группе свое хорошее к нему отношение. Разумеется, асоциальные формы поведения ребенка (драка, скандал) требуют коррекции.

• Одним из традиционных методов изучения психологического климата в группе является социометрия, которая позволяет получить картину внутренних взаимоотношений в группе, выявить положение каждого ребенка в системе межличностных отношений, выявить лидеров и отверженных, наличие микрогрупп, наличие конфликтов как между отдельными детьми, так и между микрогруппами.

В группах № 7, №8, №9, №10 проведена социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д.Марцинковской), которая является модификацией методики «Социометрия», её обычно используют психологи для оценки межличностных отношений в группе детского сада.

Результаты по группе №7 «Солнышко» в исследовании приняло участие 12 детей:

Социометрический статус в группе:

  • 1 ребенок - “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
  • 5 детей - “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
  • 5 детей - “Пренебрегаемые” или «оттесненные» – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
  • 1 ребенок - “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Средний уровень благополучия взаимоотношений группы

Коэффициент сплоченности группы (взаимосвязь выборов детей): 38%.

Коэффициент сплоченности показывает прочные взаимные отношения детей в группе, которые ими хорошо осознаются.

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7.

Результаты по группе № 9 «Ручеёк» в исследовании приняло участие 15 детей:

Социометрический статус в группе:

  • 1 ребенок - “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
  • 6 детей - “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
  • 5 детей - “Пренебрегаемые” или «оттесненные» – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
  • 1 ребенок - “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
  • 2 ребенка - “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Средний уровень благополучия взаимоотношений группы

Коэффициент сплоченности группы (взаимосвязь выборов детей): 35%.

Коэффициент сплоченности показывает прочные взаимные отношения детей в группе, которые ими хорошо осознаются.

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7.

Результаты по группе № 10 «Морозко» в исследовании приняло участие 14 детей:

Социометрический статус в группе:

  • 3 ребенка - “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
  • 6 детей - “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
  • 3 ребенка - “Пренебрегаемые” или «оттесненные» – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
  • 1 ребенок - “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
  • 1 ребенок - “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Высокий уровень благополучия взаимоотношений группы

Коэффициент сплоченности группы (взаимосвязь выборов детей): 36%.

Результаты по группе № 8 «Радуга» в исследовании приняло участие 9 детей:

Социометрический статус в группе:

  • 3 ребенка - “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
  • 6 детей - “Пренебрегаемые” или «оттесненные» – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

Низкий уровень благополучия взаимоотношений группы

Коэффициент сплоченности группы (взаимосвязь выборов детей): 23%.

А теперь предлога6ю перейти к решению и обсуждению практических ситуаций

Ситуация 1.в поведении Мити (5 лет), мальчика очень активного, энергичного, интеллектуально хорошо развитого, воспитатель заметил два психологических факта:

  1. Его стремление командовать сверстниками.
  2. Его неумение выслушивать не очень складную речь сверстников.

Задание. Сделайте прогноз: как могут развиваться взаимоотношения Мити со сверстниками в дальнейшем.

Ответ: Либо авторитарное поведение Мити и давление на сверстников будет продолжаться и даже усиливаться, либо он станет отвергаемым, так как дети начнут на него жаловаться воспитателю или объединяться вокруг кого-то другого. Если в группе появиться новый дошкольник, который займет лидирующее положение, то Митя может оказаться в положении изолированного.

Ситуация 2. Мама обратила внимание на то, что ее сын Миша (5 лет) охотнее играет один, чем со сверстниками, или предпочитает общество взрослых. На предложение «Иди, поиграй с ребятами» он отмалчивается.

Задание. Отметьте возможные причины создавшейся ситуации. Как построить разговор с мамой?

Ответ: Причин создавшейся ситуации может быть несколько. Среди них: мальчик не умеет устанавливать взаимоотношения со сверстниками, они могут не принимать его в свои игры из-за неумения играть. Возможно влияние личностных качеств: считаться с другими, сопереживать и др. Возможны большие различия в интеллектуальном, физическом развитии. Неправильный стиль общения с сыном. Преобладает прямое воздействие, о чем говорят слова мамы: «Иди, поиграй...». Во взаимоотношениях матери с сыном преобладает дисциплинарная модель общения.

Игра «Поменяйтесь местами...»

Для того чтобы выполнить следующее упражнение, необходимо разбиться на подгруппы.

Это можно сделать с помощью игры «Поменяйтесь местами».

«Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию».

Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются.

Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

 Например, меняются местами те, кто:
— работает всю жизнь в одном учреждении;
— работает в настоящее время по новой программе;
— любит свою работу;
— работает педагогом уже больше 10 лет;
— мечтал быть педагогом с детства и т.д.

После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что и о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами, а затем разделимся на три группы.

Шпаргалка для воспитателей

«Основные стратегии психолого-педагогической помощи непопулярным детям».

Ж. Пиаже считал, что большие трудности для самостоятельной социальной активности детей дошкольного возраста обусловлены эгоцентрической природой познавательных способностей, поэтому социальная активность ребенка облегчается и появляется лишь в присутствии взрослого. Какие же корректирующие воздействия может использовать педагог в работе с непопулярными детьми? Для этого педагогам предлагаю выполнить следующее упражнение.

Каждая группа педагогов получает карточки с таблицами, в которых указаны основные причины непопулярности ребенка в группе сверстников и «шпаргалку», в которой определены стратегии помощи непопулярным детям.

Задание: «Из предложенного списка, исходя из причин сложившейся ситуации, выбрать оптимальные средства, направленные на устранение негативных факторов. Корректирующие воздействия должны быть строго дифференцированы относительно каждой причины непопулярности».

Виды карточек:

1-й вариант.

Причины непопулярности детей среди сверстников

Стратегии психолого-педагогической помощи

Непривлекательный внешний вид ребенка

Неадекватная самооценка ребенка (заниженная или завышенная)

2-й вариант.

Причины непопулярности детей среди сверстников

Стратегии психолого-педагогической помощи

Частые болезни ребенка

Доминирование эгоистических тенденций

3-й вариант.

Причины непопулярности детей среди сверстников

Стратегии психолого-педагогической помощи

Низкий уровень развития навыков общения

Отсутствие у ребенка потребности в общении

4-й вариант.

Причины непопулярности детей среди сверстников

Стратегии психолого-педагогической помощи

Частые болезни ребенка

Низкий уровень развития игровых навыков

5-й вариант*

Причины непопулярности детей среди сверстников

Стратегии психолого-педагогической помощи

Ребенок редко ходит в детский сад

Стремление ребенка всегда «быть главным»

Доминирование эгоистических тенденций

Шпаргалка для воспитателей

«Основные стратегии психолого-педагогической помощи непопулярным детям»

•   Переориентация недоброжелательного отношения к нему детей, изменение социальных установок и выработка системы положительных оценок. Научить детей видеть в сверстнике достойного партнера, радоваться успехам других, восхищаться личными качествами детей, развивать социально-перцептивные качества: рефлексию, эмпатию, идентификацию.

•  Важно переориентировать самовосприятие самого ребенка: вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе и др.), личностным достоинствам. Поэтому первостепенное значение Здесь имеет активно-положительное отношение педагога к детям, который обнаруживает и демонстрирует самому ребенку его положительные качества.

•  Внимание педагога направлять на внутренние переживания  ребенка,  использование  эмоционального  комментария взрослым всего происходящего, что поможет ребенку эмоционально откликнуться на происходящее. Предложить ребенку самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстников, их споров, конфликтов.

•  Чтение художественной литературы, рассматривание картинок, где отмечаются с помощью вопросов взрослого особенности проявлений человеческих взаимоотношений, способы взаимодействия людей. Таким образом, ребенок косвенно приобретает опыт коммуникативной деятельности. Включать ребенка в условия реального общения с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все попытки общаться.

•  Создать ситуацию успеха для детей и сделать их заметными для сверстников.

• Обогащение представлений детей о собственно игровой деятельности: привлечение внимания к сюжетам игр, содержанию игровых действий, последовательности, к игровым умениям сверстников, их веселому жизнерадостному настроению. Обучение детей реализации игровых замыслов, выполнению игровых действий (вначале в игре-занятии с воспитателем), формирование умения сосредотачиваться на своей роли, использовать по назначению игрушки, стимулирование ребенка к придумыванию собственной игры. Необходимо научить детей понимать замысел товарища, рассказывать о своем, планировать совместную игру, определять последовательность действий.

•  Предложить ребенку ведущую роль в игре, но при этом он должен быть точно осведомлен взрослым о функции его роли и вытекающих правилах, о главной и промежуточной целях совместной игры.

•  Расширять контакты детей, выявляя партнеров со схожими интересами.

• Включение дошкольников в различные виды социально полезной деятельности при одновременном формировании положительного отношения к ней и закреплении положительных переживаний, связанных с успехом в деле на общую пользу. Мотивация: помощь другу, помощь своей группе, судья конфликта. Главное, чтобы ребенок реально проявил социально значимое качество.

•  Общественное мнение детской группы.

•  Обеспечение ребенку возможности зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, мультфильмов. Упражнять ребенка в применении этически ценных норм взаимоотношений, научить его использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов.

• Прием моделирования совместной деятельности, где ребенку предоставляется возможность быть режиссером и строить, например, систему взаимоотношений героев сказки. Упражнения в этически ценных формах общения, в таком поведении, которое бы никого не оскорбляло, не унижало, не приводило к конфликтам.

•  Утешение, сочувствие помогает ребенку избавиться от чувства вины, гнева, смущения, беззащитности.

Упражнение «Дискуссия»

Материалы: карточки с ролями - «методист», «воспитатель» (несколько), «психолог», «непринимаемый».

Чтобы разделиться на две подгруппы вызываю двух участников, дают им карточи, на обороте которых написано, какую команду он должен набрать — супервизоров или участников дискуссии.

Не называя участникам тренинга мотив своего выбора, капитаны набирают себе команды.

У кого из участников есть предположения о том, по какому критерию вас разделили на команды. Это упражнение носит социометрический характер, а также показывает уровень развития межличностных отношений.
Итак, группа делится пополам.
 

Одна половина образует внутренний круг, это участники дискуссии.

Другая - внешний, это наблюдатели, которым предстоит держать над головами членов дискуссии таблички, определяющие их должностной статус в учреждениях: методист, воспитатели, психолог.

Только на одной табличке имеется надпись, указывающая не должность, а положение этого работника в коллективе: «непринимаемый».

Таблички раздаются таким образом, чтоб их содержание было видно всем, кроме участника, к которому она относится. Тема дискуссии, а именно подготовка педагогического совета по теме «Ознакомление с особенностями личностно ориентированного общения с детьми». Продолжительность дискуссии - 5 минут.

Идеи, выносимые на обсуждение.

Действие групповых стереотипов: если у человека есть определенный «ярлык», то отношение к нему строится уже в прямой зависимости от него; при этом никто не обязан поддерживать эти стереотипы - каждый свободен делать свой выбор, независимый от общепринятого.

Во время проведения упражнения игроки будут стараться показать каким-либо образом отношение к «особому» игроку, однако это не является единственной стратегией поведения. Можно, наоборот, стараться поддержать человека, не принимаемого в коллективе, попытаться показать его лучшие стороны.

Если в группе принято навешивать ярлыки, никто не застрахован от подобного.

Если в группе приняты искренние отношения, без скрытых мотивов, то каждый член этой группы чувствует себя более уверенно и свободно.

Отношение к любому человеку (и конечно, к маленькому) должно строиться на основе принятия его личности, уважения к нему; если в ребенке что-то не нравится, всегда в нем есть что-то, что является его достоинством, причем ценным и значимым для взаимодействия с другими.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции (Семинар-практикум с элементами тренинга)

Слайд 2

Формы поведения Обычно Часто Иногда Редко Никогда 1 . Играет в одиночестве 2 . Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми 3 . Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу 4 . Играет только с одним и тем же партнером 5 . Не отходит от воспитателя, избегая других детей в группе 6 . Вступает в конфликт с другими детьми 7. Ссорит, обижает других детей 8. Плачет 9 . Жалуется воспитателю 10 . Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игры и т. п.) Оценка неблагополучия ребенка в группе (протокол) Фамилия, имя ребенка ________________________________ Возраст ____________________________________________ Дата проведения наблюдения ___________________________________

Слайд 3

Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д . Марцинковской ) Результаты по группе №7 «Солнышко». В исследовании приняло участие 12 детей: Социометрический статус в группе: 1 ребенок - “Популярные” (“звезды”) 5 детей - “Предпочитаемые” 5 детей - “Пренебрегаемые” или «оттесненные 1 ребенок - “Отвергаемые” Средний уровень благополучия взаимоотношений группы Коэффициент сплоченности группы (взаимосвязь выборов детей): 38% . Результаты по группе № 9 «Ручеёк». В исследовании приняло участие 15 детей : Социометрический статус в группе: 1 ребенок - “Популярные” (“звезды”) 6 детей - “Предпочитаемые 5 детей - “Пренебрегаемые” или «оттесненные 1 ребенок - “Изолированные” 2 ребенка - “Отвергаемые” Средний уровень благополучия взаимоотношений группы Коэффициент сплоченности группы (взаимосвязь выборов детей): 35% . Результаты по группе № 10 «Морозко». В исследовании приняло участие 14 детей : Социометрический статус в группе: 3 ребенка - “Популярные” (“звезды 6 детей - “Предпочитаемые” 3 ребенка - “Пренебрегаемые” или «оттесненные» 1 ребенок - “Изолированные” 1 ребенок - “Отвергаемые” Высокий уровень благополучия взаимоотношений группы Коэффициент сплоченности группы (взаимосвязь выборов детей): 36% . Результаты по группе № 8 «Радуга». В исследовании приняло участие 9 детей : Социометрический статус в группе: 3 ребенка - “Предпочитаемые” 6 детей - “Пренебрегаемые” или «оттесненные Низкий уровень благополучия взаимоотношений группы. Коэффициент сплоченности группы (взаимосвязь выборов детей): 23% .

Слайд 4

Решение и обсуждение практических ситуаций Ситуация 1 . В поведении Мити (5 лет), мальчика очень активного, энергичного, интеллектуально хорошо развитого, воспитатель заметил два психологических факта : Его стремление командовать сверстниками. Его неумение выслушивать не очень складную речь сверстников. Задание. Сделайте прогноз: как могут развиваться взаимо­отношения Мити со сверстниками в дальнейшем.

Слайд 5

Ситуация 2. Мама обратила внимание на то, что ее сын Ми­ша (5 лет) охотнее играет один, чем со сверстниками, или пред­почитает общество взрослых. На предложение «Иди, поиграй с ребятами» он отмалчивается . Задание. Отметьте возможные причины создавшейся ситуа­ции. Как построить разговор с мамой?

Слайд 6

У п­ражнение « Основные стратегии пси­холого-педагогической помощи непопулярным детям» Задание: «Из пред­ложенного списка, исходя из причин сложившейся ситуации, выбрать оптимальные средства, направленные на устранение негативных факторов. Корректирующие воздействия должны быть строго дифференцированы относительно каждой причины непопулярности».

Слайд 7

Упражнение «Дискуссия» Тема дискуссии , подготовка педагогического совета по теме: «Ознакомление с особенностями личностно- ори­ентированного общения с детьми ». Продолжительность дискус­сии - 5 минут.

Слайд 8

Вопросы для обсуждения: К активным участникам: В какой момент вы поняли, что выпадаете из дискуссии? С чем вы это связывали, как объясняли? Какие чувства у вас возникли в этой связи? Это позволило мобилизоваться, собраться или, наоборот, расстроило, опустились руки? К пассивным участникам: Какие ассоциации вызвала табличка « непринимаемый »? Как вы стали вести себя по отношению к этому человеку? Были ли у вас сомнения по поводу содержания вашей таб­лички (не определяет ли она особенности отношения к вам со стороны коллектива)? Каково самочувствие человека, точку зрения которого не признают, не учитывают, к которому не относятся с должным уважением и вниманием?

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

    Предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данны...

НЕПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТИ. ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

НЕПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТИ. ВОЗМОЖНОСТИ    ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   КОРРЕКЦИИ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»

Описание материала:предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данный ...

Материал из опыта работы мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников».

Данный мастер-класс поможет педагогам расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОУ«Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников"

Данный мастер-класс поможет расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....