Занятие в старшей группе "Встречаем гостей народов Поволжья"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

  Кутузова Люция Галямутдиновна

Открытое занятие в старшей группе на районном семинаре для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Пестречинского муниципального района по теме:"Реализация национально- регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе детского сада в соответствии ФГОС ДО"- "Венок дружбы народов Поволжья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_semin.aprel_lyutsiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская.

Цель: способствовать формированию уважительного, толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

 1.Познакомить детей с особенностями одежды башкиров и чувашей, бытом,пословицами и поговорками.  

       2. Закрепить знания о головном уборе чувашских женщин и девушек тухья.

      3. Развивать воображение, память, мелкую моторику рук.

  4.Формировать навыки практического применения информации при продуктивной деятельности (украшение головного убора «Масмак», обогащать речь детей.)

     5. Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов.

Планируемые результаты: умеют поддерживать беседу о головных уборах,о одежде башкиров и чувашей,высказывать свою точку зрения, с интересом участвуют в игре, интересуются аппликацией.

Предварительная работа: знакомство с людьми, живущими в центре Европейской части России – чувашами и башкирами,  рассматривание  национальные  костюмы башкиров и чуваш, головные уборы «Тухья», «Масмак»,разучивание Чувашских и башкирских игр,  «Медный пень» ,«У дядюшки Трифона» ,  разучивание пословиц и поговорок ,украшение чувашского головного убора «Масмак».

Ход занятия:

Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом.


- Ребята, в какой стране мы живём?

-Мы живем в Росссии.
-   Эта карта какой страны?

-Карта Российской федерации -Россия.

 -Да ребята, это Россия, страна, где мы живем. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса.
- Как называется республика, в котором мы живём?-Татарстан.

-А как называется столица Татарстана.Столица Татарстана город Казань.
- На берегу какой реки стоит город Казань?

-На берегу реки Волги.
- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.
- На берегах Волги живут разные народы.                                                                                                                                                                          -А какие это народы?  (Русские,  татары, чуваши, марийцы, башкиры).                                                                                                             -Правильно ребята.С нами живут разные народы..Все мы живем в дружбе, в мире и согласии.

 

-А теперь внимание на экран.Мы с вами поиграем в игру «Угадай чей флаг?» ( флаги татар, русских, чуваш, башкир)

-Я вам покажу флаги разных народов , а вы должны будете угадывать.( угадывают)                                                                                                                                                        -В-ль:Ребята , а давайте мы сегодня расскажем о башкирах и чувашах.                                                                                                                                                    - Вы согласны?

-Ну тогда я их приглашаю в гости.

-Встречайте наших гостей.( Входят дети в чувашских и башкирских национальных костюмах).

-Ребята, скажите пожалуйста, а в каких национальных костюмах одеты Расуль и Полина?

- В костюмах чувашской национальности.

-А в каких костюмах одеты Инсаф и  Вика?

-В костюмах башкирской национальности.

-А как вы определили?

Дети: По костюму. У чувашских девушек на голове головной убор Тухья. Рубаха, юбка белого цвета обшиты красными атласными лентами. Основной элемент костюма красочный фартук расшит полосками желтого, черного и красного цвета.

-Правильно ребята.Давайте рассмотрим головной убор Тухья.Потрогайте ребята.

-Чем она украшена?( монетами , бисером).

-А что прикреплено по нижнему края. (серебряные монеты).

-Правильно.Чтобы украсить тухью , нужно иметь большое терпение и мастерство:она сплошь покрыта узорами из бисера, а по нижнему краю рядами прикреплены серебрянные монеты.

-А кто носил тухью?

-Незамужние женщины.

-Для чего пришивались серебрянные монеты?

-Своим звоном они отгоняют зло,злых духов.

-Каким считается головной убор тухья?

-Тухья праздничный головной убор.Она считалась волшебной , передавалась от матери к дочери, от бабушки к внучке и  считалась самым дорогим подарком.

-Башкирские мужчины носили не широкие штаны, рубахи из хлопчатобумахных тканей, сверху одевали камзул.Носили кэмэр- широкий пояс с ювилерной пряжкой.

-Башкирские женщины носили платья- кулмэк,короткий безрукавый камзул, на голову одевали головной убор такыя или бурек их меха.

В-ль: Молодцы ребята.

-А чем любили заниматься чуваши и башкиры.

- Башкир занимались скотоводством , охотой и рыбной ловлей,  сбором плодов и корней растений, земледелием , выплавляли чугун и железо,  из серебра выделывали украшения.

- Чувашей занимались - пашенном земледелием, животноводством, огородничеством, хмелеводством и пчеловодством. 

Ребенок в башкирском нац.костюме:-Мы очень любим играть народные игры.Предлагаю Вам башкирскую нац. Игру «Медный пень».Поиграете с нами?

-Да. ( играют игру «Медный пень»).

-Ребята а вы знаете Чувашские и башкирские пословицы и поговорки?

-Да.

-Давайте расскажем.

-Лентяй одно дело дважды делает- (это баш. поговорка.)

-Сильный победит одного, а знающии — тысячу.-( баш. поговорка.)

-Беда ездиет на тройке, а счастье пешком.( чув.)

-Без совета стариков дело не пойдет.( чув.)

Вос-ль: Ребята , как и у других народыв поволжья  у чувашей  и башкиров есть национальные праздники.

-Скажите какие праздники вы знаете?

-Манкун- чувашский народный праздник.

В-ль:Этот праздник встречи весеннего нового года, совпадает с христианской Пасхой.По легенде , Батыры сражались 7 дней и ночей со злой колдуньей Вупар, чтобы освободить Солнце.Солнце взошло на небо Торжественно и радостно.С тех пор этот день запомнился.И чествуют праздник все чуваши.

-Карга- туй.Это национальный праздник отмечаемый в начале весны, когда снег исчезает и появляется трава, прилетают грачи.Он является одним из наиболее древних праздников башкир.Традиционно в празднике участвовали только женщины и девушки, мальчики до 13 лет.Организовали праздник на холме , в нескольких километрах от деревни. Участники варили кашу , пили чай, играли в мяч, пели песни.

-Конечно же в эти праздники пели песни , плясали и играли в народные игры.А я вас приглашаю поигратьв чувашскую народную игру:

                                                   «У дядюшки Трифона»

А ведущего мы выберим при помощи чувашской считалки:

Бьют куранты гулко

Бим- бом!Бим — бом!

Выходи скорее вон!

У дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей.

                                      ( дети идут по кругу)

Они не пили, и не ели, друг на друга все смотрел, разом делали как я.

(ведущий выполняет движение, за ним повторяют дети, затем ведущий выбирает лучшего, игра повторяется).

                                                   

-Ребята  наши гости пришли сегодня не с пустыми руками.

Ребенок в чуваш.костюме:Мы вам принесли повязку масмак.Только мы так спешили и не успели их украсить.                                                                                                                                             В-ль:Масмак - яркая, разноцветная и по форме как радуга дуга. Масмак своеобразное головное украшение в виде ободка, повязки.                                                                                                                  В-ль: Как вы думаете, для чего носили масмак?

Дети: Для красоты, как оберег.

В-ль: А еще чуваши считали, что масмак их связывает с небесным миром. Посмотрите на узоры:

                                            (рассматривают масмак).

Что вы видите?

Дети: Солнце, солнечные лучи.

В-ль: Правильно. Эта группа треугольников изображает солнце с лучами. Сколько солнешек на масмаке?

Дети: Много.

В-ль: Если дарили вещь, на которой был узор с изображением солнца, значит, желали добра и счастья.

-Приступаем к работе.

-Молодцы ребята.Вы справились с работой. Какие у вас получились красивые масмаки.Давайте их покажем нашим гостям.А теперь попращаемся с гостями и идем в группу.

         

 

Районный семинар- практикум для воспитателей и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Пестречинского муниципального района по теме:

Реализация национально- регионального компонента в воспитательно- образовательном процессе детского сада в соответствии ФГОС ДО -               «Венок дружбы народов Поволжья»

                                   НОД с детьми старшей группы на тему:

                                         «В гостях у народов Поволжья»

                                                               Воспитатель:Кутузова Л.Г.

                                                               Музыкальный руководитель:Юнусова О.В.,

                                                               первая квалификационная категория.

                                                                       с.Пестрецы

                                                                    7 апреля 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие в старшей группе "Игры народов мира"

В конспекте подобраны игры разных народов, которые можно провести с детьми в физкультурном зале, так и на улице. Игры подобраны с учетом нагрузки для детей, от малой подвижности к высокой и заканчивае...

Конспект занятия в старшей группе "Куклы народов Поволжья".

На занятии дети закрепляли знания о народах своего края, народных костюмах, развивали эмоциональный настрой. Учились применять в своей деятельности бросовый материал (маленькие бутылочки) в сочетании ...

Занятие " Встреча гостей народов Поволжья"

прививать любовь к родному краю, знакомить с историей марийского края,  Удмуртии  .знакомить с названиями марийских и удмуртских народных инструментов,  быта, национальных блюд , одежды...

Конспект занятия в старшей группе "Жизнь народов Севера"

Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности....

Конспект тематического занятия в старшей группе "Дружба народов - мы вместе!"

Формировать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо».Способствовать развитию ...

Коррекционно-развивающее занятие для старшей группы "Дружба народов".

Цель: формировать у детей понятие дружбы между людьми разных национальностей.Задачи:- продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;- познакомить с культурой этих народов;- показа...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Народы Поволжья – одна семья»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста«Народы Поволжья – одна семья»Цель: Расширение и углубление знаний о нашей многонациональной Родине.Задачи:Образовате...