Главные вкладки

    Занятие в старшей группе "Встречаем гостей народов Поволжья"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

      Кутузова Люция Галямутдиновна

    Открытое занятие в старшей группе на районном семинаре для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Пестречинского муниципального района по теме:"Реализация национально- регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе детского сада в соответствии ФГОС ДО"- "Венок дружбы народов Поволжья".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_semin.aprel_lyutsiya.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

    Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская.

    Цель: способствовать формированию уважительного, толерантного отношения к культуре других народов.

    Задачи:

     1.Познакомить детей с особенностями одежды башкиров и чувашей, бытом,пословицами и поговорками.  

           2. Закрепить знания о головном уборе чувашских женщин и девушек тухья.

          3. Развивать воображение, память, мелкую моторику рук.

      4.Формировать навыки практического применения информации при продуктивной деятельности (украшение головного убора «Масмак», обогащать речь детей.)

         5. Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов.

    Планируемые результаты: умеют поддерживать беседу о головных уборах,о одежде башкиров и чувашей,высказывать свою точку зрения, с интересом участвуют в игре, интересуются аппликацией.

    Предварительная работа: знакомство с людьми, живущими в центре Европейской части России – чувашами и башкирами,  рассматривание  национальные  костюмы башкиров и чуваш, головные уборы «Тухья», «Масмак»,разучивание Чувашских и башкирских игр,  «Медный пень» ,«У дядюшки Трифона» ,  разучивание пословиц и поговорок ,украшение чувашского головного убора «Масмак».

    Ход занятия:

    Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом.


    - Ребята, в какой стране мы живём?

    -Мы живем в Росссии.
    -   Эта карта какой страны?

    -Карта Российской федерации -Россия.

     -Да ребята, это Россия, страна, где мы живем. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса.
    - Как называется республика, в котором мы живём?-Татарстан.

    -А как называется столица Татарстана.Столица Татарстана город Казань.
    - На берегу какой реки стоит город Казань?

    -На берегу реки Волги.
    - Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.
    - На берегах Волги живут разные народы.                                                                                                                                                                          -А какие это народы?  (Русские,  татары, чуваши, марийцы, башкиры).                                                                                                             -Правильно ребята.С нами живут разные народы..Все мы живем в дружбе, в мире и согласии.

     

    -А теперь внимание на экран.Мы с вами поиграем в игру «Угадай чей флаг?» ( флаги татар, русских, чуваш, башкир)

    -Я вам покажу флаги разных народов , а вы должны будете угадывать.( угадывают)                                                                                                                                                        -В-ль:Ребята , а давайте мы сегодня расскажем о башкирах и чувашах.                                                                                                                                                    - Вы согласны?

    -Ну тогда я их приглашаю в гости.

    -Встречайте наших гостей.( Входят дети в чувашских и башкирских национальных костюмах).

    -Ребята, скажите пожалуйста, а в каких национальных костюмах одеты Расуль и Полина?

    - В костюмах чувашской национальности.

    -А в каких костюмах одеты Инсаф и  Вика?

    -В костюмах башкирской национальности.

    -А как вы определили?

    Дети: По костюму. У чувашских девушек на голове головной убор Тухья. Рубаха, юбка белого цвета обшиты красными атласными лентами. Основной элемент костюма красочный фартук расшит полосками желтого, черного и красного цвета.

    -Правильно ребята.Давайте рассмотрим головной убор Тухья.Потрогайте ребята.

    -Чем она украшена?( монетами , бисером).

    -А что прикреплено по нижнему края. (серебряные монеты).

    -Правильно.Чтобы украсить тухью , нужно иметь большое терпение и мастерство:она сплошь покрыта узорами из бисера, а по нижнему краю рядами прикреплены серебрянные монеты.

    -А кто носил тухью?

    -Незамужние женщины.

    -Для чего пришивались серебрянные монеты?

    -Своим звоном они отгоняют зло,злых духов.

    -Каким считается головной убор тухья?

    -Тухья праздничный головной убор.Она считалась волшебной , передавалась от матери к дочери, от бабушки к внучке и  считалась самым дорогим подарком.

    -Башкирские мужчины носили не широкие штаны, рубахи из хлопчатобумахных тканей, сверху одевали камзул.Носили кэмэр- широкий пояс с ювилерной пряжкой.

    -Башкирские женщины носили платья- кулмэк,короткий безрукавый камзул, на голову одевали головной убор такыя или бурек их меха.

    В-ль: Молодцы ребята.

    -А чем любили заниматься чуваши и башкиры.

    - Башкир занимались скотоводством , охотой и рыбной ловлей,  сбором плодов и корней растений, земледелием , выплавляли чугун и железо,  из серебра выделывали украшения.

    - Чувашей занимались - пашенном земледелием, животноводством, огородничеством, хмелеводством и пчеловодством. 

    Ребенок в башкирском нац.костюме:-Мы очень любим играть народные игры.Предлагаю Вам башкирскую нац. Игру «Медный пень».Поиграете с нами?

    -Да. ( играют игру «Медный пень»).

    -Ребята а вы знаете Чувашские и башкирские пословицы и поговорки?

    -Да.

    -Давайте расскажем.

    -Лентяй одно дело дважды делает- (это баш. поговорка.)

    -Сильный победит одного, а знающии — тысячу.-( баш. поговорка.)

    -Беда ездиет на тройке, а счастье пешком.( чув.)

    -Без совета стариков дело не пойдет.( чув.)

    Вос-ль: Ребята , как и у других народыв поволжья  у чувашей  и башкиров есть национальные праздники.

    -Скажите какие праздники вы знаете?

    -Манкун- чувашский народный праздник.

    В-ль:Этот праздник встречи весеннего нового года, совпадает с христианской Пасхой.По легенде , Батыры сражались 7 дней и ночей со злой колдуньей Вупар, чтобы освободить Солнце.Солнце взошло на небо Торжественно и радостно.С тех пор этот день запомнился.И чествуют праздник все чуваши.

    -Карга- туй.Это национальный праздник отмечаемый в начале весны, когда снег исчезает и появляется трава, прилетают грачи.Он является одним из наиболее древних праздников башкир.Традиционно в празднике участвовали только женщины и девушки, мальчики до 13 лет.Организовали праздник на холме , в нескольких километрах от деревни. Участники варили кашу , пили чай, играли в мяч, пели песни.

    -Конечно же в эти праздники пели песни , плясали и играли в народные игры.А я вас приглашаю поигратьв чувашскую народную игру:

                                                       «У дядюшки Трифона»

    А ведущего мы выберим при помощи чувашской считалки:

    Бьют куранты гулко

    Бим- бом!Бим — бом!

    Выходи скорее вон!

    У дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей.

                                          ( дети идут по кругу)

    Они не пили, и не ели, друг на друга все смотрел, разом делали как я.

    (ведущий выполняет движение, за ним повторяют дети, затем ведущий выбирает лучшего, игра повторяется).

                                                       

    -Ребята  наши гости пришли сегодня не с пустыми руками.

    Ребенок в чуваш.костюме:Мы вам принесли повязку масмак.Только мы так спешили и не успели их украсить.                                                                                                                                             В-ль:Масмак - яркая, разноцветная и по форме как радуга дуга. Масмак своеобразное головное украшение в виде ободка, повязки.                                                                                                                  В-ль: Как вы думаете, для чего носили масмак?

    Дети: Для красоты, как оберег.

    В-ль: А еще чуваши считали, что масмак их связывает с небесным миром. Посмотрите на узоры:

                                                (рассматривают масмак).

    Что вы видите?

    Дети: Солнце, солнечные лучи.

    В-ль: Правильно. Эта группа треугольников изображает солнце с лучами. Сколько солнешек на масмаке?

    Дети: Много.

    В-ль: Если дарили вещь, на которой был узор с изображением солнца, значит, желали добра и счастья.

    -Приступаем к работе.

    -Молодцы ребята.Вы справились с работой. Какие у вас получились красивые масмаки.Давайте их покажем нашим гостям.А теперь попращаемся с гостями и идем в группу.

             

     

    Районный семинар- практикум для воспитателей и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Пестречинского муниципального района по теме:

    Реализация национально- регионального компонента в воспитательно- образовательном процессе детского сада в соответствии ФГОС ДО -               «Венок дружбы народов Поволжья»

                                       НОД с детьми старшей группы на тему:

                                             «В гостях у народов Поволжья»

                                                                   Воспитатель:Кутузова Л.Г.

                                                                   Музыкальный руководитель:Юнусова О.В.,

                                                                   первая квалификационная категория.

                                                                           с.Пестрецы

                                                                        7 апреля 2017 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

    Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

    Физкультурное занятие в старшей группе "Игры народов мира"

    В конспекте подобраны игры разных народов, которые можно провести с детьми в физкультурном зале, так и на улице. Игры подобраны с учетом нагрузки для детей, от малой подвижности к высокой и заканчивае...

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе « Народы Поволжья».

    Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважение к своей Родине.ЗадачиЗакрепить знание детей о Родине – России.Формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей п...

    Конспект занятия в старшей группе "Куклы народов Поволжья".

    На занятии дети закрепляли знания о народах своего края, народных костюмах, развивали эмоциональный настрой. Учились применять в своей деятельности бросовый материал (маленькие бутылочки) в сочетании ...

    Занятие " Встреча гостей народов Поволжья"

    прививать любовь к родному краю, знакомить с историей марийского края,  Удмуртии  .знакомить с названиями марийских и удмуртских народных инструментов,  быта, национальных блюд , одежды...

    КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».

    laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...

    Конспект занятия в старшей группе "Музыкальные инструменты народов Поволжья".

    Цель: Закрепление знаний о русских и мордовских, и татарских народных музыкальных инструментах, развитие творческого мышления....