Занятие " Встреча гостей народов Поволжья"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гайнутдинова  Ольга Анатольевна

прививать любовь к родному краю, знакомить с историей марийского края,  Удмуртии  .знакомить с названиями марийских и удмуртских народных инструментов,  быта, национальных блюд , одежды , приобщать к музыкально-поэтической культуре марийского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_gosti_povolzhya.docx826.19 КБ

Предварительный просмотр:

                           ВСТРЕЧА  ГОСТЕЙ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ                                                          

 

  Цель: прививать любовь к родному краю, знакомить с историей марийского края,  Удмуртии  .знакомить с названиями марийских и удмуртских народных инструментов,  быта, национальных блюд , одежды , приобщать к музыкально-поэтической культуре марийского народа.

Задачи: Образовательные:

  1. Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
  2. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
  3. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.
  1. Развивающие:
  1. Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь.
  2. Прививать уважение друг другу.
  3. Формировать навыки взаимоконтроля.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

  Методические приёмы: беседа с использованием карты республики Марий Эл,  Удмуртии ,художественное слово, рассказ музыкального руководителя, прослушивание музыкальных произведений и песен марийских композиторов, гимна республики, рассматривание марийских старинных костюмов, исполнение детьми марийских плясовых мелодий на детских музыкальных инструментах и ложках.

Словарная работа: Обогащать словарный запас детей.

Продолжать учить использовать в речи существительные с обобщающим значением (Поволжье, татары, мордва и т.д )

Активизировать словарь детей пословицами и поговорками.

Закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге.  Предварительная работа:

 Чтение народных сказок, былин, песенок.

    Заучивание стихов, частушек, загадок.

Слушание песен, музыки.

Беседа о быте, обычаях,  народов Поволжья( Марий Эл , Удмуртии )

Сбор, рассматривание предметов быта.

Оборудование: фотопейзажи республики Марий Эл, марийская утварь, детские музыкальные инструменты, аудиозаписи, карта республики, герб и флаг республики, марийские  и удмуртские   национальные  костюмы  луговых и горных мари (детские и взрослые  .

Выходит  Ильяс  в татарском костюме  и исполняет песню.                           (Садится  на стульчик  )

 – Сегодня ко мне в гости обещали придти мои друзья, время   11 часов , а их всё нет !  Что то они опаздывают!           ( звучит музыка , заходят  дети в марийских и удмуртских костюмах).            

  Ильяс:  - А вот и гости пожаловали!     Здравствуйте  мои  дорогие друзья, милости прошу ! (обращение к присутствующим) Познакомьтесь  - это мои друзья  ,, они приехали из  Марий Эл и Удмуртии.                                                                                                                      

 Аня:-Марийский край родной на карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край марийский милый,
Ты как цветок – прекрасен, мил и чист.                                                                            

 Удм: ВАРЯ   : В любой чащобе

Лишних нет деревьев,

И если даже вырубить кусты,

То и тогда леса лишаться древней,

Естественной и дивной красоты.

АРИНА   Хватает Волге широты и сини,

Но с Камой она ещё синей.

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей.

 Вед: -Присаживайтесь, наверное устали с  дороги.   –  Ильяс  , твои друзья  приезжают к тебе в гости уже второй раз, а ты у них в гостях ни разу не был. Ты бы хотел посетить  Марий Эл и Удмуртию?                                                                                                            Ильяс : - Конечно ! Но сначала я бы хотел , что  бы они рассказали немного о своих  республиках, и о своём народе .    C:\Users\Ольга\Desktop\фото для аттестации\xMjaTIRZ48E.jpg                                                                                     

 –Меня зовут Айвика ,а это Аня ,Рома и Саша.  Мы  живем  в республике Марий Эл, столица Йошкар-Ола. У нашей республике есть герб и   флаг   .  ( (слайд герба )

 Давайте внимательно рассмотрим Герб Марий Эл. Что вы можете сказать о нём? Кто изображён на вашем гербе? ( ответ) Да, медведь. Что он  олицетворяет собой?(  хозяина и защитника леса). В левой лапе медведь держит щит- символа плодородия. В правой лапе– меч -как символ власти, твердости, готовности к защите отечества. Молот –символ, трудолюбия .( слайд флага )

 Вед: -Что вы можете сказать о флаге своей республики? Какого он цвета? Что означают эти цвета?                                                                                                          

Айвика: -Это цвета природы, добра и красоты. Белый - мир и чистота, красный - огонь, отвага, любовь). Флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета (традиционный цвет одежды марийского народа) с полосой красного цвета по краю во всю ширину флага, выполненной традиционным национальным узором.

 Саша:-  ( слайд     ) Наш край очень зеленый,  в нем много лесов и полей.    (  слайд     )   Наш народ занимается охотой, рыболовством, собирают ягоды, грибы. ( слайд    ) Разводят пчел, держат коров, овец, свиней, кур, уток, гусей.( слайд    )        В огородах выращивают картошку, рожь, лен .

  • Аня:  ( слайд   ) - В старину из конопли и льна,  мы  марийцы ткали ткань, из которой потом шили одежду (  слайд   )  и украшали ее красивой вышивкой, ( показ картинок) наши женщины знаменитые мастерицы по вышивке и плетению из бересты,                             Салават :     ( слайд     )   наши мужчины знаменитые охотники, гончары и резчики по дереву.   Вот прими от нас подарок шкатулку от наших мастеров   (  дарит  шкатулку).  
  •  Вед:- Да , костюмы у вас очень  красивые. Айвика и А как называется твой головной убор ?  (ошпу) а нагрудное украшение?(ший аршаш)
  •    Варя :   а у нас  удмуртов головной убор называется ( такья),  а нагрудное украшение – монисто .                                                                                                  
  •   Салават:-А ещё наш народ богат своими пословицами и поговорками.
  • А: Дружба да братство дороже всякого богатства.
  • А:Дружба — дело святое.
  • Р,Потому хорошо живется, что дружба народов в нашей стране ведется.
  • Дружба народов увеличивает их силу.
  • Дружба дружбой, а служба службой.
  • Где лад, там и клад.
  • С: «Народы страны дружбой сильны».
  • Булат:   - А у нас тоже есть пословицы о дружбе

 В:  Не живи только для себя – помогай и другим.
 А:  Обманом сыт не будешь.
Б:  Жизнь в согласии – лучше богатства.  (удмуртия)
Аня: -А  хотите я загадаю вам загадки?

1. Кнутом не гонят, овсом не кормят,

Когда пашет, семь плугов тянет. (трактор)

2. Летом одеваются, зимой раздеваются. (лиственный лес)

 Варя:  А теперь наши отгадайте. .

1. Вперёд идут, поют, назад идут, плачут. (вёдра)

2. В лесу родилась, в воде живёт. (лодка)

  Вед: - У каждого народа есть свои праздники , а на всех праздниках готовятся разные угощения , в основном национальные блюда.  

Вед: Айвика, что  вы можете рассказать о своей кухне  ,какие национальные блюда у вас готовят?                                                                      

 Айвика :  у нас готовят (  слайд     )  вареники- подкоголики ,блины  овсяные – шульо мелна, ватрушки- перемеч.  .кравец – это пирог с мясом и крупой..

   Арина:–  (  слайд    ) А у нас на праздниках готовят  :блины  с кашей  пироги с брюквой ,перепечи  - это ватрушки с разной начинкой. Ильяс  вот попробуй наши угощение    . ( передаёт угошение )                                                                        

Ильяс:-У нас тоже много вкусных блюд готовят : (  слайд    ) перемяч, губадия, вак –балиш, чак-чак, а больше всего мне нравится кыстыбый. (  слайд   )

Вед: - Ильяс , а давай все вместе приготовим это блюдо! Как вы ,? согласны? Скажите , какие продукты нам нужны , чтобы приготовить кыстыбый?  ( ответы детей) Дети одевают фартуки и готовят. C:\Users\Ольга\Desktop\фото для аттестации\IHvLL4TgQ84.jpg

 Вед:Молодцы.  

На каждом празднике все любят петь и танцевать .Может кто нибудь из вас станцует или споет?

Айвика : -У нас в Марий Эл проходит  « Пеледеш Пайрем» , - это праздник  цветов  , хотите мы вам станцуем  танец белых цветов.   ( танец с цветами) C:\Users\Ольга\Desktop\фото для аттестации\Iwlt2hhl0k4.jpg

Вед:  Ни один праздник не обходится без игр, а какие у вас есть интересные игры?

Варя: -  Мы любим играть в нашу удмуртскую игру «  Игра с платочком «.C:\Users\Ольга\Desktop\фото для аттестации\hkZPojhh3rs.jpg 

 Саша: у нас  тоже есть интересная  марийская  игра  называется «Биляша» C:\Users\Ольга\Desktop\фото для аттестации\t8s0hVlKf7g.jpg

 Ильяс:  - Спасибо вам мои дорогие друзья. Я очень рад , что с вами повидался. Я обязательно к вам приеду в гости. ,ждите меня с подарками  !     ( дети уходят )

        C:\Users\Ольга\Desktop\фото для аттестации\2leCt532JQg.jpg

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».

laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Русском народе (ч.1)

История русского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Мордовском Народе

История мордовского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Татарском народе

История татарского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Русском народе (ч.2)

История русского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Чувашском народе

История Чувашского народа...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и родителей в сети Интернет «Народы Поволжья. Русский народ»

Здесь подобран материал, посвященный ознакомлению детей с обычаями, традициями и культурой русского народа.Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи:- Расширять представле...