РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ — ПУТЬ К УСПЕХУ!
статья (младшая группа) на тему

Вместе с тем как быстро растет число детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях, так же стремительно повышаются требования к педагогам знанию их индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannee_vyyavlenie.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ — ПУТЬ  К УСПЕХУ!

М.В.Архипова

г.Сургут

marinkapavlova@mail.ru

Аннотация

Вместе с тем как быстро растет число детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях, так же стремительно повышаются требования к педагогам знанию их индивидуальных особенностей.

Ключевые слова

Инклюзивное обучение, развитие, обследование, психодиагностика, методика, методы, наблюдение.

Изучение детей с отклонениями в развитии является одной из актуальных современных ситуаций, так как постоянно растет число таких детей. Наблюдается возрастание разнообразных отклонении в психофизическом развитии особенно среди детей раннего возраста. В помощи нуждаются не только дети, которые обучаются в специализированных учреждениях, но и учащиеся инклюзивного образования.

Развитие ребенка происходит через тесный контакт со взрослыми и зависит от характера взаимодействия с ним родителей, педагогов, воспитателей, от содержания обучения.

В связи с расширяющимися тенденциями инклюзивного обучения педагогам образовательных учреждении необходимо владеть базовыми методами выявления детей группы риска. Одним из таких методов является свободное наблюдение, так как именно педагог на занятиях, во время прогулки, замечает характерные черты развития моторных навыков, особенности развития личности, навыков самообслуживания, специфику в формировании коммуникативных навыков, уровень сформированности познавательных психических процессов, различных видов деятельности. Данные сведения весьма значимы для других специалистов, так как они собраны в ходе продолжительного динамического наблюдения. Результаты необходимо фиксировать в специальном дневнике, доступном для других специалистов. Наблюдение ведется в естественной среде, при этом ребенок не должен знать, что за ним наблюдают.Педагогам необходимо владеть в полном объеме обязательными средствами проявления своего расположения и внимания к ребенку: уметь использовать контакт глаз; физическии контакт; уметь проявлять внимание и поддерживать дисциплину [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль педагога велика в реализации метода диагностики.

Быстрое развитие психодиагностики во второй половине ХХ века привело к накоплению большого числа методик, применяемых с целью раскрытия разныхпсихических особенностей. Однако, вне зависимости от цели обследования необходимо собрать психологическии анамнез, провести анализ информации, полученной от родственников, педагогов, об индивидуальных особенностях ребенка.

В связи с высокой истощаемостью детей с отклонениями в развитии во время психодиагностического обследования необходимо применять небольшой набор методик, позволяющии выявить структуру познавательной деятельности по соотношению уровней развития познавательных (восприятие, память, мышление) и регуляторных (внимание, эмоции, мотивы) функций. По результатам обследования определяется необходимость дополнительной углубленной диагностики.

С целью подбора определенных методик обследования детей необходимо опираться на уровень «нормального» развития, который свойственен для ребенка без психофизических отклонений. Опора на ведущую деятельность как на целостный диагностическии показатель уровня психического развития и основу для подбора адекватных средств взаимодействия с ребенком того или иного возраста является одним из важнейших условии эффективной психодиагностики.

Примером такого построения диагностической системы может явиться, в частности, схема диагностического обследования, предложенная О.В.Баженовой и Е.И.Морозовой. При рассмотрении нормативов возрастного развития детей до 1 года авторы указывают, что психологическое обследование может осуществляться, начиная с 1,5-2 мес. постнатального развития.

В течение периода новорожденности у ребенка преобладают разные рефлексы, отражающие состояние и процессы созревания нервной системы.В этом периоде развития важное значение имеет выявление сниженной чувствительности и реактивности к зрительным и слуховым раздражителям.

Чем раньше выявляется и диагностируется сенсорная недостаточность, тем выше возможность развития сохранных звеньев и компенсации с использованием неповрежденных анализаторов.

Основным методом обследования ребенка первого года жизни является наблюдение за его реакциями, манипуляции с игрушками, особенностями взаимодействия со взрослыми, проявлениями положительных и отрицательных эмоций. На самом первом этапе развития анализ особенностей, выявленных при обследовании, позволяет сделать вывод о необходимости продолжения наблюдения и оказании специализированной помощи.

В возрасте от года до пяти лет обследование включает в себя изучение познавательной, эмоционально-волевой, речевой, двигательной сфер. Особое значение придается способности ребенка понять и принять инструкцию, реакциям на неудачу, а так же возможности исправления допускаемых ошибок.

В работе О.В.Баженовой и Е.И.Морозовой приведены данные, показывающие динамику развития познавательных функции до пяти лет, интерпретация результатов и варианты процедуры, позволяющие установить степень соответствия возрастным нормативам [2].

Особенности состояния эмоционально-волевой сферы ребенка от года до пяти лет наиболее полно можно увидеть при наблюдении за деятельностью ребенка в процессе игры и общении со взрослыми.

Особое место в диагностике развития детей от года до пяти лет занимает обследование состояния речевой сферы. Так как в этом возрасте идет активное формирование речевой функции. Своевременное выявления отставания в развитии речи имеет особое значение для его преодоления [1].

Развитие двигательной сферы оценивается по уровню развития крупной, мелкой и тонкой моторики. Для обследования этой сферы применяется метод наблюдения, а также рисуночные тесты.

Диагностика состояния развития ребенка, с выявлением его индивидуальных способностей является залогом выбора оптимальных условии обучения, а также своевременного преодоления недостатков психического развития[6].

Методы, необходимые для профилактики и коррекции отклонении в развитии можно разделить на две группы: методы непосредственного воздействия на детей; методы опосредованного воздействия, ориентированные на работу с семьей и самими педагогами.

Положения, высказанные Л.С.Выготским ещё в 1930-х гг. прошлого века о тех иных недостатков, мере свою актуальность методической в коррекционной детьми, имеющими в развитии.

«Основной факт, которым встречаемся в осложненном дефектом, есть двойственная роль недостатка в процессе этого развития формирования личности ребенка. С одной дефект есть минус, ограничение, умаление развития; с другой - потому, что он создает трудности, стимулирует повышенное, усиленное движение вперед» [3].

Липпс считал, что э концентрируется пункте, где проце встретил задержку, и может задержку или пойти окольными путями. на месте задержанного в проц образуются новые процессы. дефект, т есть какой-либо недостаток, ставит перед задачей этот дефект, недостаток, компенсировать приносимый им. образом, дефекта всегда и противоречиво: одной стороны, ослабляет организм, его деятельность, минусом, с - именно затрудняет и нарушает деятельность организма, он служит стимулом к повышенному развитию других функции организма, он толкает, организм к усиленной которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения»[4].

Это общии закон: минус дефекта в плюс компенсации, то есть недостаток оказывается стимулом повышенного развития и деятельности.

из важнейших составляющих развития ребенка является работа с родителями. Она в обучении родителей эффективным навыкам коммуникации и выражения своей к ребенку. Коррекционную работу с родителями необходимо направить на преодоление ими воспитания, искажающих психосоциальное развитие ребенка. Только взаимодействии с педагог справиться с задачей.

принципов раннего детей развитии оказания своевременной опора развития, характерен для без владение педагогом направленными на развитие являются особенностями организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушении в развитии.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академическии Проект; Екатеринбург: Деловая книга.- 2000. С. 506-518

2.Венгер Л.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в дошкольные учреждения. - М., 1972.

3. Выготскии Л.С. Избранные психологические исследования. - Просвещение, 1982.

4. Мамайчук И.И., Трошихина Е.Г. Особенности адаптации вспомогательных школ-интернатов // - 1997. - №3.

5. Основы психологии Под ред. Кузнецовой. - 2007. 480 с.

6. Певзнер Дети - олигофрены. - Медицина. 1959


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика раннего выявления дислексии и дисграфии

Методика раннего выявления дисграфии и дислексии...

Результаты работы дошкольного образовательного учреждения по реализации проекта раннего выявления индивидуальных двигательно-физкультурных задатков и врожденных наклонностей.

Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. В это...

Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей

Дошкольный возраст– это важный этап в развитии ребёнка. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии до...

«Раннее выявление речевых нарушений и методы их исправления»

В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропуст...

Раннее обучение для успеха в будущем!

читаем, считаем, пишем, думаем логично....

Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики....