Главные вкладки

    Роль взрослого в обучении ребенка дошкольного возраста ролевой игре.
    статья (подготовительная группа) на тему

    Юрченко Людмила Леонидовна

    Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех-четырех лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rol_vzroslogo.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль взрослого в обучении ребенка дошкольного возраста ролевой игре.

    «Игра содержит в себе, как в фокусе

    увеличительного стекла, все тенденции развития;

    …Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов -  все возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития,…делает ее девятым валом развития дошкольного возраста »

    Л.С.Выготский

    Л.С.Выготский пишет, что в период дошкольного детства жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром, и ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. А ролевая игра, по его мнению, дает возможность ориентации во внешнем мире, так как именно в такой игре дети моделируют смысл человеческого существования и те нормы отношений между людьми, которые существуют в обществе и, которые будут осуществляться этими людьми впоследствии.

    Но чтобы игра, по убеждению психолога, стала средством обучения, ребенок должен сначала ее освоить, то есть получить это средство в свое распоряжение. Таким образом, задача дошкольного периода – научить ребенка играть.

    Отсутствие игры приводит к тому, что период формирования основ личности, базовых психических функций обедняется. А это еще раз подтверждает мысль Льва Семеновича Выготского, что нельзя ждать от игры чуда: дал ребенку игрушки – и его развитие стало набирать обороты. Нет, игре необходимо учить, ребенок должен приобретать опыт игровых действий.

     Для того чтобы обучать игре, нужен носитель игровой культуры. Особая роль в этом принадлежит педагогу. Именно от его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит, станет ли игра жизненно важной потребностью дошкольника, познающего мир.

    Неслучайно, Л.С.Выготский отмечал, что одним из необходимых условий возникновения ролевой игры у дошкольников является «участие в играх детей взрослых, их побудительная функция (как объект подражания + как источник поощрения) ».

    Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех-четырех лет. К этому времени у ребенка появляется особая мотивация, которая побуждает его принимать роль взрослого, - это желание быть «большим», управлять разными механизмами и действовать с разными предметами. Отсюда и возникает игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний ».

    Что же нужно делать взрослому, чтобы удовлетворить новые игровые интересы детей? С младшими дошкольниками я веду работу в 4 направлениях:

    • продолжаю работу по подготовке к принятию роли;
    • обогащаю индивидуальную ролевую игру ребенка;
    • расширяю диапазон принимаемых ребенком ролей;
    • готовлю ребенка к ролевому взаимодействию.

    Использую два способа подготовки детей к принятию роли взрослого:

    • организую наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых, чтобы продемонстрировать социальную значимость и престижность ряда профессий. Это происходит путем:
    • демонстрации способов профессиональных действий одного  взрослого относительно другого взрослого (врач лечит заболевшего воспитателя);
    • показ способов профессиональных действий взрослого, направленных на какой-либо предмет (мастер чинит кран, повар печет булочки);

    После наблюдения повторяю с детьми профессиональные действия взрослых в игровой ситуации (вылечить заболевшего зайчика, накормить кукол и т.д.).

    • наблюдаю за самостоятельными играми детей с целью помочь ребенку соотносить известные ему игровые действия с названием роли и ее внешним обозначением, осознавать себя носителем определенной роли.

    Обогащение ролевого поведения ребенка провожу двумя путями, в наибольшей степени сохраняющих самостоятельный характер детской игры:

    • в игре принимаю параллельную роль (то есть такую же, какую уже принял  ребенок). Это дает возможность скрыто влиять на игру ребенка, обогащать ее новыми игровыми целями, новыми сюжетными ситуациями и при этом сохранять ее самостоятельный характер.
    • ввожу в игру ребенка новые атрибуты, с целью дальнейшего развития игры, ее оживления.

    Таким образом, с детьми младшего дошкольного возраста ролевое взаимодействие организует взрослый. Основной способ работы – совместные игры с детьми. При этом есть возможность общаться с каждым ребенком в отдельности, применять тот прием, который больше соответствует уровню его развития и индивидуальным особенностям. В основе ролевого взаимодействия лежит ролевой диалог, отражающий социальные отношения взрослых людей.

    К среднему возрасту в развитии сюжетно-ролевой игры наблюдается постепенный переход от игры рядом к групповым играм. У дошкольников возрастает интерес к окружающей социальной действительности, к взрослым людям, к процессу их труда. Поэтому меняется смысл игры: главным теперь становятся не действия лица, роль которого выполняет ребенок, а отношения к другим людям.

    В связи с этим для развития ролевых игр детей среднего возраста, провожу работу:

    1. по обогащению содержания игр, возникающих по инициативе детей и имевших место в предыдущей возрастной группе («Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строители», «Магазин») и др.;

    2. по расширению тематики игр («Железная дорога», «Зоопарк», «Аптека») и др.;

    3.  по формированию разнообразных устойчивых игровых интересов;

    4. по воспитанию умений организованно играть в небольших игровых группах, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения, учить подбирать предметы и атрибуты для игры.

    Для осуществления этих задач использую разнообразные методы (встречи с людьми разных профессий, инсценировка литературных произведений, дидактические игры, экскурсии, рассказ педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры и др.) и косвенные приемы руководства игрой (подсказка, совет, реплика, похвала и др.).

    Игровая деятельность старших дошкольников еще более усложняется, она как бы достигает кульминации в своем развитии:

    Старшие дошкольники видят во взрослом компетентного советчика, организующего и подпитывающего игру, но не принимающего в ней непосредственного участия.

    Поэтому на данном этапе я веду работу, которая содействует «профессиональной» игре детей, удовлетворяет их игровые интересы и потребности:

    1. Помогаю детям налаживать взаимодействия в совместных играх,                                  раскрывать содержание, связи, соотношения разыгрываемых ролей.

    В этом возрасте дети играют уже большими группами (от 10 до 15 человек), игры могут продолжаться по нескольку дней, вводятся новые роли. Это требует от играющих дополнительных усилий по организации игры, что иногда становится непреодолимым для дошкольников этого возраста. Чтобы помочь играющим преодолеть эти трудности, я использую следующие методические приемы организации взаимодействия детей в игре:

    • беседы перед началом игры об ее ходе;
    • подведение итогов игры и совместное с детьми планирование дальнейшего ее развития;
    • напоминания, советы, поручения, задания;
    • скрытое управление игрой (это когда я беру на себя особую, постоянную для всех игр роль, которая не разыгрывается детьми, что позволяет мне в любой момент включаться в игру и выходить из нее, ничем не нарушая ход игры, например, это могут быть роли диспетчера, волшебницы и др.).
    1. Знакомлю детей с основными моментами организации игры.
    2. Использую игру для улучшения положения ребенка в коллективе, для того чтобы каждый из детей смог удовлетворить свои интересы и реализовать свои возможности.

    Современный социальный мир, с одной стороны, становится все сложнее и требует от ребенка дополнительных усилий в своем освоении, а с другой стороны, - этот мир все более закрыт. В такой ситуации значение игры увеличивается.

    В связи с этим, в старшем дошкольном возрасте разрабатываю темы творческих ролевых игр нового поколения («Супермаркет-магазин самообслуживания», «Салон красоты», «Центр здоровья» и др.). В этих играх дети не только осваивают новое пространство, но и появляются новые роли: кассир, визажист, журналист, оператор и др.

    Достаточно часто один сюжет плавно переходит в другой – так появляются межтемные игры, которые соединяют в себе несколько сюжетов, объединенных одним игровым циклом. «Семья» - «Салон красоты» - «Цирк» - «Кафе», «Семья»- «Шофер» - «Супермаркет», «Семья» - «Школа» - «Библиотека» и др.

    В этих играх как нельзя лучше развивается общение дошкольников: ребенок учится налаживать контакты с самыми разными людьми, в самых разных ситуациях. Игра, как отмечал Л.С.Выготский, «учит достоинству, терпению, ролевому поведению, умению учитывать характер собеседника, его интересы, потребности, умение говорить ».

    Таким образом, целенаправленная деятельность педагога по организации и руководству полноценной ролевой игрой дошкольников создает, по мнению Л.С.Выготского, необходимые психологические условия и благодатную почву для всестороннего развития ребенка и для «развития нового вида деятельности - учения».

       

     

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

    Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей,...

    Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

    Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно пре...

    Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

    Развитие ребенка, его социализация......

    РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения....

    Индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью

    Программа расчитана на обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью на учебный год. Разделена на 4 предметные области: Сенсорика. ФЭМП; ППД; Ориентировка в простр...

    Роль взрослого в воспитании ребенка раннего возраста

    Роль взрослого в воспитании ребенка раннего возраста...

    Консультация "Роль УМК в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку"

    Тема: "Роль УМК в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку"...