Рабочая программа по самообразованию для педагога
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гореленко Юлия Викторовна

Применениемузыкально-дидактические игр и пособий, которые воздейстуют на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом

Именно поэтому в своей педагогической деятельности тема по развитию музыкальных способностей старших дошкольников посредством музыкально-дидактических игр стала для меня приоритетным направлением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_rabochaya_programma_dlya_pedagoga.docx47.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73-ЦРР» г. Бийска

Рабочая программа

в рамках темы самообразования

Тема:

«Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»

Разработчик:

музыкальный руководитель

Гореленко Ю.В.

Бийск, 2016

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
  2. Теоретическая база …………………………………………………......4
  3. Цель и задачи программы………………………………………………10
  4. Планируемые результаты освоения программы………………………11
  5. Практическая значимость………………………………………………11
  6. Принципы и подходы в организации образовательного процесса……11
  7. Этапы реализации программы……………………………………….....12

Приложение…………………………………………………………………13

  1. Пояснительная записка:

Актуальность

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое   искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Дошкольное детство пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется  мышление, развиваются музыкальные способности. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с  дошкольного  возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных  задач  музыкального  воспитания  детей. Восприятие музыки –сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо  научить  ребёнка  разбираться  в  особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом

Именно поэтому в своей педагогической деятельности тема по развитию музыкальных способностей старших дошкольников посредством музыкально-дидактических игр стала для меня приоритетным направлением.

Новизна

Систематизация полученных знаний позволяет взглянуть на изучаемую проблему по-новому. Музыкально-дидактические игры являются одним из наиболее доступных средств познания музыки, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка. Внедрение передового опыта современных педагогов в данном контексте позволяет решать задачи развивающего обучения. А создание проблемных ситуаций в ходе проведения музыкально-дидактических игр позволяет детям самостоятельно получать знания. Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную игровую деятельность, как средство музыкального общения и развитие ребенка.

  1. Теоретическая база

Большое вклад в изучение содержания понятия «музыкальные способности» внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Теплов Б. М., Метлов Н. А., Асафьев Б. В., Кабалевский                      Д. Б., Шацкий С. Т., Ветлугина Н. А, Карл Орф и др.)

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д.

Способности Б.М. Теплов определяет как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, это -  комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности.

Таким образом, Б.М. Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.

Важным выводом, сделанным Б.М. Тепловым, является признание динамичности, развиваемости способностей. «Не в том дело,- пишет ученый,-что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Поэтому при диагностике способностей бессмысленны какие-либо испытания, тесты, не зависящие от практики, обученности, развития.

Итак, Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Ладовое чувство: музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Как происходит различение ладовой окраски музыки?

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность, это – различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения.

Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Б.М. Теплов называет его  эмоциональным компонентом музыкального слуха. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух является эмоциональным слухом. Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии -вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности.

Таким образом, музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, компонентом музыкального слуха.

        Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.

Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритм - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть преданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

 Музыкальная память не включается Б.М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма.

Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

Понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тремя (двумя) основными музыкальными способностями. Кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т. д.

Музыкально-дидактические игры:

        Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр.

        Цель применения музыкально-дидактических игр – развивать музыкальные способности, углублять представления детей осредствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Применение музыкально-дидактических игр должно быть обусловлено четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

Виды музыкально-дидактических игр

        Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

  1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.
  2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.
  3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.
  4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

         Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры  на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры именно по этому основанию – их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений  и чувства ритма.

Игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведений, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр(настольные, подвижные и хороводные).Это настольные игры на узнавание произведения.

Для развития ладового чувства могут использоваться и подвижные игры (сюжетные и несюжетные), в которых дети должны согласовывать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения.

Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.

Нельзя забывать и об игровых моментах: они поддерживают интерес к деятельности, содействуют эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, развитие этой способности предполагает сочетание различных методов (зрительной, слуховой наглядности, слова и практических действий).

Игры  для развития музыкально-слуховых представлений  связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры, моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. При этом все методы (наглядный, словесный, практический) могут применяться в сочетании друг с другом.

Возникновению первоначальных представлений о высоте звуков способствует зрительная и слуховая наглядность во взаимосвязи со словом. Примерами таких пособий могут быть попевки из «Музыкального букваря» с показом картинок, музыкальная лесенка, разнозвучащие колокольчики.

Осознание направления движения мелодии предполагает связь интеллектуальных, слуховых, зрительных, двигательных представлений в опоре на восприятие мелодии.

Поскольку развитие способности музыкально-слуховых представлений требует слуховой сосредоточенности, воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте, использование подвижных игр исключается. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются настольные и хороводные игры.                

Игры для развития чувства ритма основаны на способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить (хлопками, на  музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Подвижные игры могут быть и сюжетными, и несюжетными.

Большими возможностями в развитии способности чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся на протяжении музыкального произведения.

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма - должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр.

  1. Цель программы: развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

Задачи для себя:

  1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме самообразования.
  2. Выявить уровни сформированности музыкальных способностей старших дошкольников на первоначальном этапе работы.

  1. Использовать в практической деятельности различные виды музыкально-дидактических игр, способствующих развитию музыкальных способностей у детей.

  1. Просвещение педагогов и родителей в вопросах развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

  1. Определить эффективность влияния музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи для детей:

  1. Формировать знания о музыкально-дидактических играх, их видах.

  1. Прививать интерес к музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской)

  1. Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять музыкальный кругозор.

Задачи для родителей:

  1. Обогатить знания родителей в вопросах по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

  1. Развивать интерес у родителей к совместной музыкальной деятельности в стенах ДОУ.

  1. Сформировать знания родителей о значении музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка.

  1. Планируемые результаты освоения программы:
  • Сформированность знаний по теме самообразования;
  • Повышение профессионального уровня;
  • Положительная динамика в результатах целенаправленной работы по теме самообразования;
  • Дети научатся различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания;
  • Родители станут активными участниками в совместной музыкальной деятельности.
  1. Практическая значимость:
  • Отчёт на педагогическом совете (2017г.);
  • Показ презентации по изученному и наработанному материалу по теме (2018 г.);
  • Обобщение материала, проведение мастер-класса для педагогов ДОУ (2019г.)
  1. Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
  • Принцип гуманизации и демократизации.
  • Принцип развивающего обучения.
  • Принцип научности.
  • Принцип наглядности обучения.
  • Принцип доступности.
  • Принцип систематичности, последовательности и постепенности.
  • Принцип связи обучения с жизнью.
  • Принцип активности и сознательности.
  • Принцип учёта индивидуальных особенностей.

  1. Этапы реализации программы

Этапы

Сроки

Содержание работы

Самореализация

I

2016-2017 уч. год

  • Изучение научно-методической литературы

Отчёт на педагогическом совете

II

2017-2018

уч. год

  • Разработка картотеки музыкально-дидактических игр;
  • Разработка тематического планирования по теме самообразования;
  • Разработка материала для родителей, педагогов;
  • Подбор и проведение педагогической диагностики (мониторинга).

Презентация для педагогов ДОУ

III

2018-2019

уч. год

  • Обобщение наработанного материала

Мастер класс для педагогов ДОУ

Приложение

Консультация для воспитателей

«Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкально-дидактические игры (далее МДИ) – эффективное средство познания музыкальной действительности, которое не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. На это обращали внимание многие видные отечественные педагоги-музыканты, психологи. Б. М. Теплов отмечал, что музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов.

 Использование МДИ позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению МДИ у дошкольников активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, общие музыкальные способности (ладовысотный слух, чувство ритма), возникает интерес к музыке, появляется желание самостоятельно осваивать музыкальные игры.

МДИ, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» – так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие самостоятельных игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения.

По данным  авторов, все игры условно делятся на три группы:

  • игры на развитие ладового чувства;
  • игры на развитие музыкально-слуховых представлений;
  • игры на развитие чувства ритма.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно квалифицировать игры именно по этому основанию – это по их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Пособия и игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра. Здесь могут применяться все виды пособий и игр – это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии; и подвижные игры – сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров [7].

Игры для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.

Развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование МДИ, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.

Таким образом, МДИ соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

Консультация для родителей

«Музыкально-дидактические игры в жизни ребёнка»

Наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей – либо помощи мог применять свои умения в повседневной жизни. Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное назначение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально – дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Как любая другая игра, музыкально – дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В процессе игр дети приобретают не только специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности – чувство товарищества, ответственности. Музыкально – дидактические игры можно организовывать на музыкальных и других занятиях, в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по самообразованию "Использование ИКТ-технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

НАПРАВЛЕНИЕ:   познавательное    развитие ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2019 г.ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ:  май   2020 г.ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ:  групповаяГР...

рабочая программа по организации деятельности педагога с детьми 6-7 лет подготовительная группа общеразвивающей направленности, разработанная на основе образовательной программы МАДОУ.

в данной разработке представлено планирование на учебный год для работы в подготовительной группе на основе программы "От рождения до школы" Вераксы....

рабочая программа по самообразованию

Задачи:Развитие речи и пополнение словарного запаса. Преобразование образов в символы. Развитие памяти, внимания и образного мышления.Развитие мелкой моторики.Развитие творческих способносте...

Рабочая программа по самообразованию воспитателя на тему: "Использование кинезиологии в развитии детей младшего дошкольного возраста".

quot;Движение может заменить лекарство - но ни одно лекарство не заменит движения".   Ж.Тассо.Основная цель кинезиологических упражнений : развитие межполушарного взаимодействия, спосо...

рабочая программа по самообразованию на 2020-2021 г

рабочая программа по самообразованию на 2020-2021 г....