Консультация для воспитателей "Основы создания развивающей предметно-пространственной среды".
консультация по теме

Иванчук Ирина Александровна

Очень сложно, но всё возможно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_osnovy_sozdaniyarpps.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

       «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим,    

            что путь к правильному воспитанию лежит

через организацию среды…»

Л.С.Выготский

            Понятие «среда» появилось в 20-х годах ХХ века. Изучением этого вопроса занимались такие видные деятели, как Шацкий С.Т., Блонский П.П., МакаренкоА.С., Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Занков Л.В., Сухомлинский В.А. и др. В дошкольной педагогике развивающая среда – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. В узком смысле слова среда- это непосредственное предметное окружение, которое помогает познавать социальный мир и развивает ребёнка.

            1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства  образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Одними из таких требований являются и требования к условиям реализации Программы, которые включают в себя требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна:                                                                                                                                                       1) гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;           2) обеспечивать эмоциональное благополучие детей;                                                                       3) способствовать профессиональному развитию педагогических работников;

4) создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивать открытость дошкольного образования;

6) создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. 

            Предъявляя требования к развивающей предметно-пространственной среде, стандарт говорит о том, что:

1) РППС должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

2) РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3)РППС должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.

4) РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

            Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

            Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

            Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

            Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

            Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

            Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

5) Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. 

            Предметная среда оказывает на ребёнка определенное воздействие уже с первых минут пребывания его в детском саду. Важно, чтобы она была развивающей – это её ведущая функция! Среда должна позволять ребёнку быть творцом своей деятельности, содержать посильный материал и учитывать зону ближайшего развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребёнок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявление самостоятельности, творчества. Поэтому пространство помещения, в котором дети проводят достаточно много времени, должно предполагать наличие:

-активного сектора (он занимает самую большую площадь в группе), включающего в себя:

  • центр игры;
  • центр двигательной деятельности;
  • центр конструирования;
  • центр музыкально театрализованной деятельности.

-спокойного сектора, который предполагает наличие таких центров как:

  • центр книги;
  • центр отдыха;
  • центр природы.

-рабочего сектора, занимающего четверть всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности:

  • центр познавательной и исследовательской деятельности;
  • центр продуктивной и творческой деятельности;
  • центр правильной речи и моторики.

            Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента и при необходимости могут вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. 

            Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, является источником его знаний и социального опыта.

Источники:                                                                                           http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do                                      http://www.mbdou10-tula.ru/opit-fominoi/metodicheskie-materialy/370-organizatsiya-razvivayushchej-predmetno-prostranstvennoj-sredy-v-sootvetstvii-s-fgos-do https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/instrumenty-vliyaniya-sovremennogo-pedagoga/postroenie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

консультация для воспитателей "Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ ЗОЖ у детей"

Данная консультация содержит рекомендации для воспитателей по наполнению разнообразным содержанием уголков ЗОЖ в разных возрастных группах...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Консультация для воспитателей: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития детей в изобразительной деятельности»

Косультация поможет воспитателям совершенствовать художественно-развивающую среду в ДОУ, как необходимое условие развития творческих способностей у детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе длясамостоятельной двигательной активности детей «Чтобы сделать ребенка умным...

Консультация на тему: «Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»

Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитаниии психическом развитии ребенка. Известный психолог Л.С. Рубенштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, ...

Консультация для педагогов «Создание развивающей предметно- пространственной среды в группе»

Организация развивающей ППС в группе с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом...