Тема: «Невидимка-воздух».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Третьякова Галина Владимировна

Конспект интегрированной познавательно-речевой

 и экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

 

                                БЛОК «Неживая природа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_po_ekologii.docx139.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной познавательно-речевой

 и экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

                                БЛОК «Неживая природа»

                           Тема: «Невидимка-воздух».

Цель:  Направить умственную активность на поиск и избирательное использование представлений для решения поставленной задачи.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать представления детей о воздухе, его свойствах и роли в здоровье человека;

- обогащать словарь детей качественными и относительными прилагательными (надувной, невидимый, прозрачный, безвкусный, без запаха);

- активизировать речевое мышление, стимулировать ответы детей распространенными предложениями.

Развивающие: развивать умения четко и последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать и развивать умение детей работать в коллективе, формировать культуру общения.

Дидактический материал: карточки-схемы с характеристиками воздуха.

5      6        7         8

Оборудование: подносы, плошки  с подкрашенной  водой, стаканы пустые для каждого ребенка, веера, листки бумаги, тряпочки, воздушные шарики.

Для воспитателя: мыльные пузыри.

Мотивация

Методы и приемы

Действия детей

1. На столике перед детьми воздушный шарик, мяч, надувной самолет-игрушка. Что объединяет эти предметы?

Вопросы:

- Что объединяет все эти предметы?

(игрушки, резиновые, мягкие, надувные)

Чем они надуты? Что у них внутри?

Познавательная беседа:

- Что такое воздух?

- Определим признаки воздуха.

- Мы можем найти его глазами? (нет)

Значит он какой? (невидимый)

Задание:

Выбрать карточку, обозначающую этот признак воздуха.

Почему мы его не видим? (он прозрачный)

Задание: Понюхайте воздух, сделайте вдох. Имеет воздух запах?

Что мы можем об этом сказать? (он без запаха).

Поставьте карточку, обозначающую этот признак воздуха.

Задание: Воздух имеет вкус?

- Попробуйте его, значит он какой? (безвкусный).

Поставьте карточку.

Вывод: какой же воздух?

Дети стоят вокруг столика и разглядывают игрушки, трогают их рассуждают.

Дети выставляют карточку

2. Дети! А можно ли увидеть и почувствовать воздух?

ОПЫТ № 1

(перед детьми подносы, плошки с водой, пустые пластмассовые стаканы).

ОПЫТ № 2

ОПЫТ № 3

Физ. минутка

Чем мы можем доказать наши предположения?

Объяснение:

Возьмем в руки стакан. Внимательно посмотрим, есть ли в нём что-нибудь. Перевернем его вверх дном и медленно начнем опускать его в воду. Стакан нужно держать очень ровно.

Попадает ли вода в стакан? Что её мешает? (воздух).

Вывод: Воздух не пускает в стакан воду. Нельзя ли заставить его показаться – стать видимым?

Попробуем?

Объяснение:

Поверните стакан вверх дном, медленно опустите его в воду. Стакан держите очень ровно. Затем немного наклоните стакан.

- Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)

Откуда они взялись?

Вывод: воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

- Удалось нам увидеть воздух? (Да)

- И даже услышать? (Булькает)

Убедимся ещё раз в том, что воздух можно услышать?

Объяснение:

Возьмите соломинки для коктейля, отпустите их  в воду и подуйте.

-Что вы видите и слышите?

(пузырьки, бульканье).

- Нам удалось увидеть и услышать воздух? (да).  

Вставайте, выходите из-за столов. У меня для вас сюрприз – мыльные пузырьки, они образуются с помощью воздуха. Я буду их выдувать, а вы ловите.

Дети садятся за столы.

3. А можно ли почувствовать воздух?

Попробуйте сами почувствовать его. Что вам может помочь?

Самостоятельный выбор действия.

Объяснение:

- Возьмем на выбор веер, листы бумаги или тряпочку. Как можно почувствовать воздух с помощью этих предметов?

Вывод: мы почувствовали …..

Вот видите, ребята, не такой  уж он таинственный, этот невидимка, если знать, как за дело взяться.  

Дети стоят вокруг стола, выбирают (по желанию) предмет, выполняют задание.

4. Может ли человек прожить без воздуха!

ОПЫТ:

ИТОГ:

Объяснение:

Глубоко вдохните и попробуйте не дышать.

Может ли человек прожить без воздуха?

Как вы думаете, для здоровья какой воздух нужен? (свежий).

Где воздух свежий на улице или в группе.

Что вы узнали, когда делали опыты?

Что больше всего вас заинтересовало? Вы были настоящими исследователями, и я хочу подарить вам воздушные шарики.

В них очень много воздуха.

Дети берут шарики и дарят гостям.

Конспект интегрированной познавательно-речевой

 и экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

                                     Блок «Человек»

                          Тема: «Если хочешь быть здоров…»

Дидактический материал: яблоки, лупа, микроскоп.

Оборудование: тазик, чашка с водой, вата, ткань, бумага обычная, бумага туалетная, бумажная салфетка, детский крем, линейка, полотенце, щетка, мука.

Педагогу: стакан с разведенной темной гуашью («грязь»), палочка, конец которой обернут ватой.

Задачи:

- Направить умственную активность на поиск и избирательное использование представлений для решения поставленной задачи.

- Побуждать детей к речевому общению, привлекая внимание к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться.

- Формировать представление о здоровье, как одной из основных ценностей: осознание, что здоровому быть хорошо, поэтому выполнение гигиенических процедур помогает сохранить здоровыми кожу, есть только чисто вымытые фрукты и овощи.

- показать, что любое действие можно выполнить разными способами.

Представления:

Микробы – маленькие частички, которые при попадании в организм человека вызывают разные болезни.

Лупа – прибор, в который вставлено стекло, самый простой увеличительный прибор.

Микроскоп – прибор, который увеличивает предметы сильнее, чем лупа, в сотни и даже тысячи раз.

Мотивация

Методы и приемы

Действия детей

1. Пакет с яблоками для угощения

- А зачем их мыть? Может так съедим?

- А руки мыть надо?

Разговор с детьми.

- Угощайтесь, пожалуйста!

Подвести детей к пониманию, что перед едой надо мыть руки, овощи и фрукты должны быть мытыми.

Рассматриваем руки.

Дети стоят на ковре.

2. Ищем микробы при помощи лупы.

Рассматривание кожи на руках лупой.

- Видите ли вы микробы

Переходим к столику с лупами.

3.

Рассматривание микроскопа.

Трогаем стеклышко. Яблоко.

4. Если нет воды, а руки испачканы грязью!

Что делать?

Самостоятельный выбор действия.

Дети самостоятельно выбирают способ.

5. Итог.

- Чистые ли у нас руки?

Беседа по вопросам

- Избавились ли мы от микробов?

Что для этого надо сделать?

Моют руки с мылом.

Приносим на тарелке яблоко. Угощаем гостей.

Летнее развлечение на свежем воздухе

«Праздник мыльных пузырей»

                                      Средняя группа

Цель: создать радостное настроение, показать детям, как опытным путем получить мыльные пузыри.

Ход занятия:

Герой «Мыльный пузырь»: Ребята! Хотите отправиться в мою страну мыльных пузырей. Но нам нужны для этого мыльные пузыри. Где мы их возьмем столько, чтобы хватило всем? (высказывания детей). А знаете их можно изготовить самим. Хотите узнать из чего? (показывает, готовит смесь для мыльных пузырей). Возьмем полстакана дистиллированной воды и смешаем ее с одним стаканом моющего средства для посуды. А теперь вольем в эту смесь полстакана глицерина, который мы купили в аптеке. Все хорошенько перемешаем. Так, молодцы! У нас получились замечательные мыльные пузыри.

Соломинку простую

Сейчас возьму я в рот,

Воды в нее втяну я,

Потом слегка подую

В соломинку - и вот,

Сияя гладкой пленкой,

Растягиваясь вширь,

Появится тончайший

Сверкающий пузырь!

(Звучит музыка, воспитатель выдувает мыльные пузыри.)

Мыльные пузыри легкие, воздушные, ветерку послушные. Они очень любят играть с ребятами.

Конкурсы

"Помоги мыльным пузырям перелететь через веревочку".

(две команды по б человек).

Оборудование. Стойки, веревки, наборы для выдувания мыльных пузырей.

Дети выдувают мыльные пузыри и дуют на них, чтобы они перелетели через веревку.

"Пройди по мостику".

(две команды по б человек).

Оборудование. Флажки, стулья, доски для "мостика" через тропинку, наборы для выдувания мыльных пузырей.

Дети поочередно проходят по мостику от флажка до стула, выдувая пузыри.

"Поймай пузырь".

Оборудование. Наборы для выдувания мыльных пузырей.

Ведущий.

Открываем колпачки,

Выдуваем пузыри,

Вот такие - посмотри!

Все они воздушные

И очень непослушные!

Как бы нам их поймать -

На ладошке подержать!

Воспитатель выдувает мыльные пузыри, а дети группы стараются их поймать.

"У кого пышнее пена".

Оборудование. Пластмассовые тазы с мыльной водой, трубочки для коктейля.

Дети (по трое, четверо) располагаются вокруг таза и с помощью трубочек создают обильную пену.

Подвижные игры

"Мыльные пузыри"

Цель. Учить соблюдать правила игры, ориентироваться в пространстве, упражнять в беге врассыпную.

Ход игры

Ведущий.

Пузырьки - смешной народ -

В мыльных пузырях живет.

Вот и вы сейчас будете пузырьками, а обручи - вашими домиками, занимайте их.

По сигналу "Полетели" дети выбегают из обручей и "летают". (В это время убирают 1-2 обруча.) По сигналу "Домой!" дети возвращаются в обручи. Тот, кому не хватило обруча, выбывает из игры, становится болельщиком. Игра повторяется несколько раз.

"Озорные ладошки и мыльные пузыри"

Цель. Учить соблюдать правила игры, упражнять в беге врассыпную, развивать ловкость, быстроту, умение уворачиваться во время бега.

Ход игры

Дети стоят в кругу и выполняют движения вместе с ведущим.

Ведущий.

Дети, дети, посмотрите, мы - смешные пузыри!

(Выставляют ноги поочередно на пятку.)

Вы соломинку возьмите, в банку с пеной опустите и подуйте! (Дуют.)

Раз, два, три - вырастают пузыри. (Разводят руками.)

Растут, переливаются - все больше надуваются. (Поворачиваются вокруг себя.)

Вдруг ладошки появились, пузыри ловить пустились. (Выходят ловишки)

Хлоп, хлоп, раз, два, три, берегитесь, пузыри! (Ловишки хлопают в ладоши, грозят пальцем.)

"Пузыри" убегают, ловишки их догоняют. Кого догнали и коснулись рукой, тот приседает. Выиграли те "пузыри", до которых ловишки не дотронулись.

Заключительная часть.

Мыльный пузырь: Понравилась вам моя страна? А мне понравились вы, ребята! До новых встреч!

Конспект

интегрированного занятия-развлечения

(физкультура – познавательно-речевое)

«Раз морозною зимой…»

                                                  Старший возраст

Задачи:

  1. Создать эмоциональный настрой для побуждения детей к творческому самовыражению, развитие любознательности.
  2. Развивать силовые качества, умение совместно выполнять игровые действия.
  3. Воспитывать доброжелательность, любознательность, взаимовыручку.

Ход занятия:

Ветер: Здравствуйте, друзья, я зимний ветер! Прилетел к вам с севера и принес с собой много снежинок, которые укрыли землю, чтобы все живое: трава, деревья, букашки и даже животные, которые зимой спят, не замерзли. Я прилетел, посмотреть, не скучаете ли вы зимой?

Давайте с вами поиграем

В зимней сказке побываем!

Будем с вами мы кружиться,

В играх, танцах веселиться!

Для начала я ребятки,

Загадаю вам загадки.

А отгадки мы будем записывать в кроссворд. Разгадая его, мы узнаем, из чего состоят все эти предметы. Слушайте первую загадку.

1. Он рожден зимой морозной

    Нос морковкой, не вопрос

    С рожденья к снегу он привык

    Значит это … (снеговик).

Появляется снеговик.

Снеговик: Слышу, слышу, эта загадка про меня. Здравствуйте друзья! Я тоже пришел с вами поиграть и веселиться.

Ветер: Будешь моим помощником, записывай ответы загадок в кроссворд.

2. Растет она вниз головой

    Не летом растет, а зимой.

                                          (сосулька)

3. Зимнее стекло

    Весной потекло.

                            (лед)

4. Белые пушинки

    Над землей кружатся

    Белым покрывалом

    Падают, ложатся.

                            (снежинки)

Ветер: Из чего же состоят снежинки, сосульки, лед, снеговик? (читающие дети читают ключевое слово в кроссворде). Ребята, а зимой вода становится какой? (твердой)

Снеговик: Ребята, а я знаю интересную игру со снежинками, хотите поиграть?

Подвижная игра.

Снеговик: Ребята! А у меня для вас в мешке зимние игрушки – цветные льдинки. Хотите с ними поиграть? А знаете, как я их сделал?

  1. Игра: «Составь узор из цветных льдинок». Одна команда составляет с Ветром, другая со Снеговиком.
  2. Игра: «Кто быстрее?» Перенеси льдинки на другую сторону площадки.
  3. Игра: «Льдинки, снежинки, сосульки». Пока звучит музыка, дети свободно передвигаются по площадке. После остановки музыки на слово «Льдинки» все приседают, на слово «Снежинки» кружатся на месте, на слово «Сосулька» поднять руки вверх и соединить ладони и произносить слова: «Дзинь-дзинь».

Снеговик: Ну, ребята, молодцы! Хорошо повеселились. А я вот шел к вам через лес, там тоже звери рады зиме. А кто-то больше всех рад снегу. Знаете кто? Какому животному помогает снег в лесу? Как? Да, действительно зайчишке зимой помогают не только быстрые ноги, но и снег.

Ветер: А давайте-ка мы это проверим.

Эксперимент с зайцем. Ветер показывает детям игрушку зайца. Дети ставят игрушку на сугроб и отходят от него, считая шаги – со скольких шагов становится меньше видно зайца. Дети делают вывод: белая шубка зайца действительно помогает ему зимой уберечься от врагов.

Ветер: Ну, ребята, молодцы, вижу, что не только можете веселиться, но и думать. А мне пора возвращаться в свои владения.

Снеговик: Подожди друг-Ветер. Давай подарим ребятам еще одну веселую игру.

Игра «Веселый колокольчик»

Снеговик с завязанными глазами догоняет детей, а дети бегают по площадке, передавая друг другу колокольчик и звенят в него.

Ветер и Снеговик: Ну вот пришло время расставаться. До свидания друзья! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Невидимка - воздух"

Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека....

Конспект НОД по познавательному развитию по теме «Невидимка - воздух» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект Нод с использованием опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми Клуб весёлых и находчивых с использованием опытно-экспериментальной деятельности по теме: "Невидимка воздух".

Совместно-непосредственная деятельность с детьми. Клуб весёлых и находчивых с использованием опытно-экспериментальной деятельности по теме: "Невидимка воздух"....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Невидимка-воздухЦели:-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;Задачи:- дать представление о том, что он занимает место...

Интегрированное занятие по познавательному развитию и художественному творчеству на тему: «Невидимка – воздух» (опыты и кляксография) средняя группа

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Задачи:1. Познавательное развитие:·...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) средняя группа

Задачи :      - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть...