Главные вкладки

    Организация музыкальной предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении
    материал на тему

    Сергуткина Светлана Владимировна

    музыкальная среда - это один из компонентов педагогической системы и представляет собой  музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitvayushchaya_sreda.docx26.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация музыкальной предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении

     «Таланты создавать нельзя,

    но можно создавать почву, на которой

    они особенно хорошо произрастают»

    Генрих Нейгауз.

    Музыкальный зал дошкольного учреждения – это его сердце и визитная карточка.  Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей. Здесь проходит не только непосредственная организованная деятельность, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей и родителей.

    В соответствии с ФГОС ДО целью музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. В связи с этим построение развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала мы строим придерживаясь следующих принципов:

    • Предметная среда музыкального зала трансформируется  в зависимости от образовательной ситуации. Видоизменяется и оформление  в соответствии с временем года, тематикой развлекательного мероприятия, праздничной датой, сюжетом театральной постановки, например:  в оформление ко «Дню матери», «Осенин», «Нового года», ко Дню Победы, выпускному празднику и развлечениям используем  разнообразные материалы, декорации, ткани, атрибуты, стеновые наклейки, игрушки, надувные шары и красиво оформленные букеты.
    • По принципу  полифункциональности  мы используем различные составляющие   предметной среды, например, для утренника посвященному международному женскому дню мы воспользовались детскими стульчиками, они превратились в паровозик из Ромашково, на которых воспитанники отправились в путешествие. Во  время развлечения ко дню Космонавтики, так же из стульчиков сделали ракету. В зависимости от сюжета театральной  постановки  обычная штора с прорезью в виде окна переносит действие в дом. Театральные декорации постоянно меняются, например, с учётом времени года – зима, лето. Мною были изготовлены  деревьям со сменными чехлами по временам года, которые переносят действия  в сказочный лес.
    • В соответствии с принципом вариативности в музыкальном зале можно выделить несколько зон: зона для слушания музыки и  музицирования, зона для развития музыкально – ритмической, исполнительской, театральной  и сценической деятельности.
    • Принцип доступности дает возможность свободного доступа воспитанников к музыкальным инструментам и атрибутам музыкально-театральной деятельности.
    • Музыкальный зал оснащён техническими средствами обучения,  мультимедийное оборудование использую на  музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках. Представляю   вниманию  детей         презентации

    соответствующие тематике мероприятия. На музыкальных занятиях дети старшего возраста осваивают умение пользоваться микрофоном, знакомятся с основами исполнительского искусства в жанре современной песни, получают практические навыки.

    Для развития музыкально – ритмических способностей, мы применяем различные по цвету и размеру ленточки, султанчики, платочки и шарфики, искусственные цветы, веночки, листики, флажки, снежки, игрушки разных размеров и др. Слушая музыку, импровизируя, дети имеют  возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные средства предмета. Имеются музыкальные инструменты в  достаточном количестве: это треугольники, бубенцы, тамбурины, маракасы, шейкеры, ложки, кастаньеты, колокольчики, трещотки и многие другие разновидности шумовых и ударных инструментов, а также мелодические: металлофоны и ксилофоны. Духовые: трубы,  дудки, дудочки - тромбончики, саксофон, свистульки.

    Дошкольное учреждение это единая система, которая не способна полноценно функционировать без тесного взаимодействия всех его элементов.  Поэтому нельзя упускать важное значение,  правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений. Положительную роль в развитии музыкальных способностей у детей играют центры музыкального  развития, оформленные во всех возрастных группах. Центры пополняются по мере взросления детей. Здесь дети имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях.

    В группах раннего возраста часть музыкальных занятий проходит в групповом помещении,  поэтому мы применяем для музицирования музыкальные инструменты расположенные в данном центре, которые способствуют развитию слухового внимания, эмоционального  отклика на музыку и проявления  интереса к исполнительству. Красивые перчаточные куклы используем во время показа сказки - доставляя радость детям.

    В группах дошкольного возраста в центрах музыкального развития представлены: игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, колокольчики, бубен, барабан) которые способствуют развитию чувства ритма. Воображая себя музыкантами, дети  играют с неозвученными  инструментами (например: гармошки, дудочки, гитары и т.д.). Наличие атрибутов к музыкально-подвижным играм и танцам, флажков, султанчиков, платочков и так далее стимулирует детское танцевальное творчество. Разнообразные музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чем играю?», «В лесу», «Что делают дети?», «Осенний паровозик» способствуют формированию тембрового, звуковысотного слуха, развитию чувства ритма. В свободное время педагоги включают музыкальный центр, портативные акустические  системы с аудиозаписями песен, классической музыкой и сказками. Для знакомства детей с миром театра во всех возрастных группах имеются  ширмы разного дизайна и оформления, а также атрибуты и различные виды театров. С целью развития творческого музицирования  используются музыкальные игрушки (звучащие и шумовые). В старших группах воспитатели периодически помещаются портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомятся.  Поддержке детского интереса к музыкальной деятельности способствует регулярное обновление, пополнение и дополнение центров (1-2 раза в месяц).

    Для самостоятельной музыкальной деятельности детей педагоги предлагают музыкальные игры, упражнения, танцы, а также оркестровки. Благодаря применению наглядных пособий в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма. Во всех возрастных группах материал, представленный в центрах музыкального развития доступен детям, безопасен, его насыщенность контролируется педагогами в соответствии с основными темами, значимыми событиями, мероприятиями, праздниками, временем года.

    Для театрализованной деятельности используем разные виды театров, шапочки-маски, комплекты костюмов к различным спектаклям. Взаимодействуя с воспитателями, мы активно привлекаем родителей к изготовлению различных атрибутов, масок, костюмов. Совместное участие детей и родителей в театрализованной деятельности помогает им лучше узнать друг друга, способствует сплочению.

    В заключение хочется сказать, что от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения  к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе - им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

    Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

    «Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении» (Вторая младшая группа 3 – 4 года)

    Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с ...

    Методические рекомендации по «Организации предметно пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении»

    рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающей среды...

    Значение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении.

    Значение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении....

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

    Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...