Организация музыкальной предметно-пространственной развивающей среды в контексте ФГОС ДО
методическая разработка на тему

Лопаточкина Ольга Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация музыкальной предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО


Создание 
предметно-развивающей среды в музыкальном зале.

Предметно развивающая среда детского сада необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную, стимулирующую и развивающую функции. Она не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия. Эта среда должна строиться на основе ведущих принципов: возрастные нормы; эстетичность; доступность. Музыкальная предметно-развивающая среда с учётом взросления дошкольников, то есть в соответствии с возрастными особенностями их музыкального развития и этапами становления видов музыкально-художественной деятельности, может быть наполнена следующими музыкальными игрушками и музыкально-дидактическими играми.

Цель: способствовать гармоническому развитию и саморазвитию детей в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачиорганизация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учётом их потребностей и интересов.

Музыкальный зал - это площадка для утренней гимнастики, место для ежедневных музыкальных занятий и развлечений, концертная и театральная сцена, музыкальная гостиная и место для встреч с родителями и педагогами.

Поэтому создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создания возможности творческой самореализации детей и взрослых.

В нашем музыкальном зале преобладают яркие цвета, создающие жизнерадостность, доброжелательность, праздничное настроение у детей и взрослых. Комфортное сочетание дизайна вносит покой, радость, интерес.

Предметно-развивающая среда музыкального зала несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.

Для проведения НОД я использую электропианино для музицирования,  магнитофон, экран для демонстрации презентаций, слайдов - интеграция в область «Познавательное развитие».

Содержание музыкальной развивающей среды ориентировано на основные виды деятельности дошкольника, усложняющиеся по возрастам, и имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области.

Примерный перечень предметно-развивающей среды музыкального зала можно условно разделить на 4 группы:

• Атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр и танцев

• Детские музыкальные инструменты и игрушки

• Музыкально-дидактические игры и пособия

• Аудиовизуальные пособия и мультимедийные средства развития

Атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр и танцев.

Музыкально-ритмические движения и театральная деятельность, как правило, проходит в активной зоне музыкального зала. В своей работе я использую султанчики, салютики, платочки, ленточки, шарики, обручи – интеграция в область «Физическое развитие». Различные тематические атрибуты: осенние веточки, снежинки, цветы, конфетки, грибочки, морковки, пиалы из папье-маше для хакасских танцев - интеграция в область «Познавательное развитие».

Активное участие принимают родители и дети. Например: к новогодним праздникам изготовили чудесные «Снежки» - интеграция в область «Социально-коммуникативное развитие».

Театрализованная деятельность и драматизация очень любимы детьми, так как даёт возможность быть непосредственными участниками действия – артистами или зрителями. Для этого в арсенале костюмерной имеются наряды для взрослых и детей (с учётом возрастных и гендерных особенностей, шапочки-маски, всевозможные парики, головные уборы, хакасские национальные платья и рубашки.

В своей работе я использую разные виды театра: настольный, пальчиковый, театр игрушек, кукольный театр «Би-ба-бо», большая ширма и маленькая настольная,– интеграция в область «Речевое и художественно-эстетическое развитие».

Детские музыкальные инструменты и игрушки.

Игра на музыкальных инструментах и игрушках в основном проходит в спокойной зоне. В нашем музыкальном зале в наличии имеются музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики, деревянные ложки. Инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофоны.

Русские народные инструменты: деревянные ложки, коробочки, дудки.

Музыкальные игрушки: не озвученные балалайки, гармошки и т. д.

Игрушки самоделки: палочки для отстукивания, всевозможные шумелки, стучалки, коробочки с горохом, с камешками, с крупой.

Интеграция в область «Социально-коммуникативное развитие».

Музыкально-дидактические игры и пособия.

Для слушания произведений использую музыкально-дидактические пособия: портреты русских, советских и зарубежных композиторов, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, картинки и фотографии, побуждающие детей к творчеству, картотеки загадок, стихов, частушек, закличек, календарных песен и т. д.

В своей работе постоянно пользуюсь материалами методической литературы - интеграция в область «Познавательное развитие».

Аудиовизуальные пособия и мультимедийные средства развития.

В наше время высоких технологий работа музыкального руководителя не представляется без использования фонограмм, аудио и видеокассет, компакт-дисков, видеодисков.

Использование мультимедиа в учебном процессе обеспечивают педагогу возможность:

• Повысить интерес ребёнка к музыке

• Формировать музыкальный вкус

• Даёт возможность разнообразить музыкально-дидактический материал

К сожалению, многие дети не имеют возможность посещать театры, концертные залы, поэтому знакомлю детей с инструментами симфонического, русского народного оркестра– интеграция в области «Социально-коммуникативное» и «Познавательное развитие».

Понимание того, что тщательно продуманная среда развития, сама побуждает детей к активности, проявлению инициативы и творчества, позволяет быстро адаптироваться в пространстве детского сада.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала создана с учётом ФГОС ДО, и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его творческие способности с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и заинтересованности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация предметно-развивающей среды в контексте ФГОС.

Индивидуализация предметно-пространственной среды в контексте ФГОС.. Мотивационные знаки - как средство осуществления индивидуализации предметно-пространственной среды в группе....

Организация музыкальной предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении

музыкальная среда - это один из компонентов педагогической системы и представляет собой  музыкальное оформление жизнедеятельности детей....

Гендерный аспект в проектировании предметно-пространственной развивающей среды в контексте ФГОС ДО

В данной статье представлены практические материалы по использованию предметно-пространственной развивающей среды с учетом гендерного аспекта...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Методическая разработка "Организация музыкальной предметно-пространственной среды в группах детского сада"

Организация музыкальной предметно-пространственной среды в группах детского сада Доклад для педсовета декабрь 2017 Цель: познакомить педагогов с созданием и совершенствованием музыкальной развивающе...

Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды в контексте ФГОС

Приобщение детей старшей группы  к конструктивно – модельной деятельности  через организацию предметно – развивающей среды в контексте  ФГОС...

Требования к организации развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в свете ФГОС.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей  сред...