консультация для родителей " Формирование логического мышления детей с помощью блоков Дьенеша"
консультация по теме

Притворова Елена Викторовна

Одним из высших по уровню развития является логическое мышление.Наиболее эффектимным пособием для развития логического мыщления являются логические блоки Дьенеша для подготовки  мышления детей  к усвоению математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon bloki_denesha.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Игры с использованием занимательного математического материала в детском саду и дома.


Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Прежде всего, следует ознакомить родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельности. Воспитатель на конкретных примерах знакомит родителей с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом .

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели - составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат - стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль над ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Тангирам», «Колумбово яйцо» и др.).

Работу с родителями и детьми следует вести одновременно. Этим будет обеспеченно разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа, решения.

Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания, беседы и консультации, просмотр игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли занимательного материала.

1. Что такое занимательный математический материал? 

Воспитатель, знакомя родителей с занимательным математическим материалом (в общих чертах), подчеркивает его игровой характер, вызывающий интерес к нему детей и взрослых. Он перечисляет виды занимательных игр, упражнений, доступных детям дошкольного возраста. Говорит об играх с математическим содержанием, дает рекомендации по их изготовлению вместе с детьми или советы, какие игры можно купить в магазине.

2. Руководство играми занимательного характера. Здесь уместно рассказать о том, как учить детей воспринимать умственную задачу, представленную в игре, анализировать условия, исходные данные, обучать поисковым действиям через выдвижения предположения, апробирование разных путей поиска ответа, способа доказательства правильного или ошибочного хода поиска. Важно указать при этом на недопустимость сообщения детям готового ответа, а также порицаний высказываний недовольства. В руководстве деятельности детей важна опора на наглядность. Возможны и частичная подсказка, одобрение правильного пути поиска, поощрение ребенка. Родителям следует давать конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр: головоломок с палочками, логических упражнений и др. Учитывая индивидуальные возможности ребенка, воспитатель дает советы родителям по организации той или иной игры. При этом он напоминает цель руководства: учить ребенка последовательным действиям, умению планировать их в уме, приучать к умственному труду и др.

3. Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей. 

Воспитатель раскрывает роль игр в развитии наглядно-образного и логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных интересов, личностных качеств (целенаправленности, поисковых практических и умственных действий, настойчивости, самостоятельности).

4. Роль занимательного математического материала в подготовке к школе. 

Родителей необходимо ознакомить с показателями готовности детей к школьному обучению. Целесообразно организовать выступление учителя начальных классов. В беседе с родителями занимательный материал должен быть представлен (наряду с другими) В качестве одного из средств подготовки детей к обучению в школе. Необходимо показать его воздействие на ребят при соответствующем руководстве со стороны взрослого: воспитание умения сосредоточенно думать, развитие способности к длительному умственному напряжению и других качеств личности старшего дошкольника.

При подведении итогов педагог подчеркивает своеобразие мыслительной деятельности детей, говорит об индивидуальности каждого ребенка, развивающем влиянии игр, необходимости организации этой работы в условиях семьи.

Можно познакомить родителей с развивающими играми семьи Никитиных. Воспитатель демонстрирует такие игры, как «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кирпичики», «Кубики для всех» и др., рассказывает о том, как их можно организовать дома, напоминает о необходимости последовательного усложнения требований к детям. Педагог стремится вызвать у родителей желание самим изготовлять и разрабатывать такие игры.

В уголок для родителей воспитатель помещает информацию ( в определенной системе) о значении занимательных игр, приемах руководства ими, дает описание способов их изготовления. Здесь желательно помещать также чертежи игрового материала, обзор книг, статей по данной проблеме.

Работа воспитателей с родителями по такой форме организации досуга детей, как занимательные игры, способствует формированию у родителей творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.

Работа с родителями в этом направлении явится одним из аспектов педагогического всеобуча.

ить ряд педагогических задач.

Прежде всего, следует ознакомить родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельности. Воспитатель на конкретных примерах знакомит родителей с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом .

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели - составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат - стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль над ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Тангирам», «Колумбово яйцо» и др.).

Работу с родителями и детьми следует вести одновременно. Этим будет обеспеченно разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа, решения.

Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания, беседы и консультации, просмотр игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли занимательного материала.

1. Что такое занимательный математический материал? 

Воспитатель, знакомя родителей с занимательным математическим материалом (в общих чертах), подчеркивает его игровой характер, вызывающий интерес к нему детей и взрослых. Он перечисляет виды занимательных игр, упражнений, доступных детям дошкольного возраста. Говорит об играх с математическим содержанием, дает рекомендации по их изготовлению вместе с детьми или советы, какие игры можно купить в магазине.

2. Руководство играми занимательного характера. Здесь уместно рассказать о том, как учить детей воспринимать умственную задачу, представленную в игре, анализировать условия, исходные данные, обучать поисковым действиям через выдвижения предположения, апробирование разных путей поиска ответа, способа доказательства правильного или ошибочного хода поиска. Важно указать при этом на недопустимость сообщения детям готового ответа, а также порицаний высказываний недовольства. В руководстве деятельности детей важна опора на наглядность. Возможны и частичная подсказка, одобрение правильного пути поиска, поощрение ребенка. Родителям следует давать конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр: головоломок с палочками, логических упражнений и др. Учитывая индивидуальные возможности ребенка, воспитатель дает советы родителям по организации той или иной игры. При этом он напоминает цель руководства: учить ребенка последовательным действиям, умению планировать их в уме, приучать к умственному труду и др.

3. Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей. 

Воспитатель раскрывает роль игр в развитии наглядно-образного и логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных интересов, личностных качеств (целенаправленности, поисковых практических и умственных действий, настойчивости, самостоятельности).

4. Роль занимательного математического материала в подготовке к школе. 

Родителей необходимо ознакомить с показателями готовности детей к школьному обучению. Целесообразно организовать выступление учителя начальных классов. В беседе с родителями занимательный материал должен быть представлен (наряду с другими) В качестве одного из средств подготовки детей к обучению в школе. Необходимо показать его воздействие на ребят при соответствующем руководстве со стороны взрослого: воспитание умения сосредоточенно думать, развитие способности к длительному умственному напряжению и других качеств личности старшего дошкольника.

При подведении итогов педагог подчеркивает своеобразие мыслительной деятельности детей, говорит об индивидуальности каждого ребенка, развивающем влиянии игр, необходимости организации этой работы в условиях семьи.

Можно познакомить родителей с развивающими играми семьи Никитиных. Воспитатель демонстрирует такие игры, как «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кирпичики», «Кубики для всех» и др., рассказывает о том, как их можно организовать дома, напоминает о необходимости последовательного усложнения требований к детям. Педагог стремится вызвать у родителей желание самим изготовлять и разрабатывать такие игры.

В уголок для родителей воспитатель помещает информацию ( в определенной системе) о значении занимательных игр, приемах руководства ими, дает описание способов их изготовления. Здесь желательно помещать также чертежи игрового материала, обзор книг, статей по данной проблеме.

Работа воспитателей с родителями по такой форме организации досуга детей, как занимательные игры, способствует формированию у родителей творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.

Работа с родителями в этом направлении явится одним из аспектов педагогического всеобуча.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 44»

         

"Игры с использованием занимательного математического материала в детском саду и дома.»

                         ( Консультация для родителей)

 

                           

                               

                                     

        Подготовила:

                                                                                  Воспитатель

                                                                                  Притворова Е.В

                                         г.о Саранск, 2015



Предварительный просмотр:

                 

                                   

Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет уровень их развития.

Выделяют три вида мышления: практически – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое.

Одним из высших по уровню развития видов мышления человека является логическое мышление. Существенную роль в подготовке к усвоению математике отводят логическому мышлению. Разбиение предметов на группы, всякого рода классификации и группировки предметов — в основе этих и многих других математических операций лежит логическое мышление.

Но логика не врожденна изначально, а развивается постепенно в процессе взаимодействия с предметами. Наиболее эффективным пособием для развития логического мышления являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала: объёмный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось своё название. Объёмный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.

Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, жёлтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, общения, кодирования-декодирования’, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются определённые навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5×5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Подобные карточки предлагает использовать для работы с дошкольниками М.Фидлер. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине и толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.[3,с.76]

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по форме и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце -полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действия рассуждает.

 Всеобуч родителей буклет

2) Рассмотрение блоков, наглядных пособий, а также методических разработок к блокам Дьениша.

 Родителям о логическом мышлении

3) Рекомендации по использованию блоков Дьениша, и методических разработок к ним в домашних условиях.

Всю работу с блоками можно разделить на четыре этапа:

I этап и его цель познакомить детей с геометрическими фигурами и блоками Дьениша.Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких, дать представление некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частице «не».

Игровые упражнения I этапа:

 1упр. Первое знакомство с геометрическими фигурами Дьенеша.

2упр. Складывание различных предметов из геометрических фигур Дьенеша.

3упр. Знакомство с кодом графических изображений.

4 упр. Закодируй и запиши фигуру.

 II. Данный этап работы можно назвать «Этапом непересекающихся множеств».Следует помнить о том, что переход от одного этапа к другому осуществляется только после того как дети овладели и полностью усвоили материал предыдущего этапа.

Цель данного этап: Развивать умение классифицировать по одному свойству.

Рекомендации родителям по развитию логического мышления

 Игровые упражнения II этапа:

Игры, в которых используются геометрические фигуры, пред¬назначенные для развития логического мышления, способствуют приобретению

дошкольниками навыков образования двух мно¬жеств, характеризующихся двумя различными признаками. Та кого рода игры организуются с группами детей (например, си¬дящих за одним столиком).

Упр.1. Разложи фигуры.

Упр.2 Разложи треугольники и квадраты.

 III  этап работы – это классификация предметов одновременно с учетом двух приз¬наков, определение того, какие из предметов удовлетворяют двум данным условиям (подготовка к введению понятия общей части множеств).

Цель данного этап : Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур.

Игровые упражнения III этапа:

 Упр.1. Разложи фигуры.

Упр.2 Таблицы.

 IV. Цель данного этап: Развивать умение классифицировать блоки по трем и более признакам и умение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление, с использованием кодов и без них. Представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы (занятия, развлечения, игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные).

Игровые упражнения IV этапа:

Упр.1. Игра с тремя пересекающимися обручами. Упр.2 Игра-занятие по сказке «Золотой ключик».

Упр.3«ГУСЕНИЦА».

Упр.4 Таблицы.

 Спиcок литературы.

 1. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1998. – 256 с.

2. Поддъяков Н.Н. О содержании умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Воспитание и обучение старших дошкольников в детских садах.- Часть 2.-Москва.-1971.-235с.

3. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада / Пер с польск. О.А.Павлович.-М.: Просвящение, 1981. – 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

В консультации предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями)....

Консультация для родителей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Половина успеха в развитии личности ребенка, его интеллекта, творческих способностей, умения общаться, развития эмоциональной сферы зависит от нас, - взрослых. В первую очередь – от его родителей. Как...

Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»

Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша» Тема: «Игры на развитие логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша...

Консультация для воспитателей "Формирование логического мышления детей в процессе ознакомления с природой".

Дети дошкольного возраста стремятся к познавательной деятельности. В детском саду созданы все условия для формирования положительных качеств личности. Логическое мышление  формируется в процессе ...