Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»
презентация урока для интерактивной доски (старшая группа)

Арабова Везифе  Сейфуллаевна

  Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»

Тема: «Игры на развитие логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»

   Цель мастер-класса: показать педагогам возможности решения образовательных задач посредством использования блоков Дьенеша». Оборудование: столы, мультимедийная презентация. 
Раздаточный материал: наборы «Блоки Дьенеша», логические карточки, схемы дорожек, карты-схемы и карты-лабиринты, альбомы серии «Блоки Дьенеша» Б. Б. Финкельштейна. 
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью демонстрации практической работы. 
Ход мастер-класса:
Вводная часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги! 
Сегодня я с вами хочу поделиться опытом своей работы по использованию блоков Дьенеша как средства развития логического, математического и пространственного мышления детей. 
         Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления  детей с формой предметов и геометрическими фигурами, а также игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с цветом, размером и толщиной объектов. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. 
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления! 
Для реализации данной технологии я использую методическое пособие альбомы серии «Блоки Дьенеша» автора Б. Б. Финкельштейна. 
 Итак, начинать играть можно уже с 2х лет, постепенно усложняя задачи. 

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48  геометрических фигур. а) четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

б) трех цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой и маленький); г) двух видов толщины (толстый и тонкий).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками (цветом, формой, размером и толщиной).
Игры с блоками Дьенеша
Педагог:
Вариантов игр с блоками Дьенеша много, предлагаю вашему вниманию отдельные игры в порядке возрастающей трудности: Разнообразие заданий настолько велико, что в них найдется много полезного как для 2-летних, так и для 7-летних детей. 

Этапы работы с блоками Дьенеша:

         На первом этапе блоки Дьенеша используются, как обычный конструктор, который помогает знакомить с цветом, размером, формами.

       На втором этапе можно знакомить детей со свойствами логических блоков с использованием карточек с изображением символов свойств, где цвет, размер и толщина различных блоков изображены условными значками.

         На третьем этапе задания даются на кодирование и декодирование геометрических фигур или информации.

Карточки

1. «Расставь блоки правильно»

Задачи: Развивать логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию.

Материал:  Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.

: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

2."Расставь блоки по местам"Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявляя общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

3."Поставь блок в заданный уголь" Развивать умения  поставить нужный блок в заданный угол сравнивать геометрические фигуры между собой, выявляя общий признак и  ставить  фигуру по заданному признаку.

4.Схемы"Строим дорожку по схеме

Это задание рассчитано на возраст детей с 3 лет и учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую скую схему и следовать ей.

Ход игры  На листочке вы рисуете схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, ребёнок должен выложить фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.

На такой схеме желательно ограничиться только одним свойством (цвет или форма).  Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной. Давайте с вами выполним данное задание практически. (Предлагаю педагогам обратить внимание на схему, изображённую на слайде).

"Построй дорожку"

  1. "Изменить по одному признаку"Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине
  2. Развивать логическое мышление

Материал: Набор блоков Дьенеша

Ход игры: Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.).  Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

5. "Посмотри , запомни и найди изменения" (устно)

6. Игра с двумя обручами»

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1.затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2.после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

7.Дидактическая игра «Цепочка» (обручи маленькие)

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша  обручи.

Ход игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

8. Дидактическая игра  «Заселим в домики»

  • Задачи: Развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.
  • Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением символов
  • Ход игры:  Перед детьми таблица. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.
  •  

9.Игра – сказка «В царстве блоков» Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.

Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять свойства (размер, форму, толщину), воображение, творческое мышление.

Описание игры: Дети выбирают цвет своего царства  (желтый,синий,красный). Воспитатель рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше, (Выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и был у них один ребенок  он пахож на маму только маленький, (Выбираем блок маленький тонкий прямоугольник). И вот однажды они решили поехать в лес на прогулку. Маленькому принцу очень нравилось кататься в карете, которая  была большая и тоненькая треугольной формы, (Выбираем блок – большой тонкий треугольник). Они долго гуляли по лесу, и нашли полянку. На этой полянке маленький принц увидел двух зайчат. Зайчата были маленькими круглой формы, (Выбираем блоки – маленькие круги).

(Эта прогулка всем очень понравилась!  )

 Заключительная часть

  Я не устану хвалить этот замечательный развивающий материал, и от души советую его вам.

         Игры с «Блоками Дьенеша» позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, превращая образовательную деятельность в игру. Они развивают у детей любознательность, познавательную мотивацию; пространственные представления и умение ориентироваться по элементарному плану; развивают зрительное восприятие, внимание и память; логическое мышление.  С помощью таких игр у детей формируются навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_masteru_klassu.pptx860.45 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей " Формирование логического мышления детей с помощью блоков Дьенеша"

Одним из высших по уровню развития является логическое мышление.Наиболее эффектимным пособием для развития логического мыщления являются логические блоки Дьенеша для подготовки  мышления детей ...

"Развитие логического мышления дошкольников через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

Одна из важнейших задач воспитания  ре­бенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мысли­тельных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение это...

Мастер-класс для педагогов и родителей «Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов».

laquo;Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов»....

«Рекомендации родителям по развитию логического мышления у дошкольников через блоки Дьенеша»

Рекомендации родителям по развитию логического мышления детей....

Мастер – класс для воспитателей по развитию логического мышления у старших дошкольников.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности мате...