«Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка на тему

«Познавательно-исследовательская               деятельность   как метод   экологического воспитания                                               дошкольников». Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна.

        Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, актуальным направлением в деятельности дошкольной образовательной организации (далее ДОО) является познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания  дошкольников, которая дает направление исследовательского поиска и настойчивость в достижении значимой для него цели. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество. На сегодняшний день, большинство современных детей  редко общаются с природой. Часто дошкольники неплохо знают растения и животных других стран, и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с нами. Подготовка ребенка дошкольного возраста к поисково-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся  важнейшими задачами современного дошкольного образования. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.  В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   

«Познавательно-исследовательская

деятельность

                                                         как метод   экологического воспитания                                               дошкольников»

        Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, актуальным направлением в деятельности дошкольной образовательной организации (далее ДОО) является познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания  дошкольников, которая дает направление исследовательского поиска и настойчивость в достижении значимой для него цели. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество. На сегодняшний день, большинство современных детей  редко общаются с природой. Часто дошкольники неплохо знают растения и животных других стран, и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с нами. Подготовка ребенка дошкольного возраста к поисково-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся  важнейшими задачами современного дошкольного образования. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.  В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

 В  дошкольном учреждении  создана  экологическая  комната.               Экологическая комната разбита на ряд зон: лаборатория, мини-музей, уголок познавательной деятельности, зимний сад, уголок времен года. Уголок времен года отображает характерные признаки сезона. Дети в повседневной жизни закрепляют знания о временах года. В экологической  комнате  развели разнообразные растения,  изготовили макеты различных климатических зон,  виды ландшафтов (овраги, горы, равнины, реки, болото, водопад и т.д.). Изготовили  панорамы  «Животные Севера», «Животный и растительный мир южных стран », «Животный и растительный мир пустыни»,  «Животный и растительный мир морей и океанов».

         Создали мини лабораторию, закупили необходимое оборудование: микроскоп, весы, колбы, мензурки.  В лаборатории дети превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения различной тематики. Создали экологический мини музей, экспонаты которого собраны педагогами, родителями, самими ребятами. В музее два отдела: «Природа нашего края», и «Природоохранная деятельность детского сада». Это фотографии, картины, рисунки, гербарии, на которых представлен растительный и животный мир нашей местности, фотоальбомы со снимками нашей деятельности, поделки из природного материала. Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открылась с организацией экологической тропы  и образовательных терренкуров   - специально оборудованного маршрута на природе. Значение   разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7лет, просветительской работы с сотрудниками и родителями детей. Весной посадили растения для экологической тропы на территории детского сада: Елочки, пирамидальный тополь, смородину, рябиновую аллею, яблоню, вишню. Круглый год  в детском саду воспитатели совместно с детьми выращивают овощи; лук, салат, огурцы, помидоры, редис, фасоль, горох и др. Ежегодно среди групп проходит конкурс  «Огород на окне». Стало доброй традицией проводить в ДОУ «Всемирный день защиты и охраны окружающей среды». Каждый год 5 июня дети вместе с воспитателями и родителями водружают плакаты природоохранного содержания, изготовленные своими руками

Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографии на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек).  С родителями регулярно проводятся совместные мероприятия: «Экологический марафон», «Ярмарка родительских идей», «Парад семейных коллекций», экопроект «Дерево моего ребенка», день открытых дверей, практикум доброты.

            Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения - экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии. Осуществляется взаимодействие с межведомственными организациями по экологическому воспитанию дошкольников: краеведческий музей, конноспортивная школа, районная библиотека, средняя общеобразовательная  Выстроенная система работы педагогическим коллективом,  показала значимые результаты в течение  учебного года.  Воспитанники с педагогами активно участвовали  в различных конкурсных мероприятиях районного, всероссийского, окружного и областного уровней. 

1.«Мудрый совенок V». Всероссийский познавательный конкурс – игра. (Диплом Победителя)

2.Конкурс «Лучшая кормушка для птиц». Районный. ( 5 Дипломов  I место)

3.Конкурс «Свиристель». Районный.(6 Грамот I место, 2 Грамоты IIместо

4.Региональный этап Всероссийского детского конкурса рисунков «Зеленая  планета глазами детей». (2 место Диплом).

5.Смотр-конкурс «Уголок живой природы» (окружной и областной – Диплом - второе место и Благодарственное письмо)

6. Областной конкурс новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка» (6 Грамот – творческий дебют)

7. Окружной конкурс  «Детский сад года» (Диплом 2-место)

8. Региональный конкурс «ЭкоЛидер 2008», «ЭкоЛидер2009», «ЭкоЛидер 2011г», ЭкоЛидер2012», «ЭкоЛидер2015», «Эколидер2017» (Дипломы участника)

9. Региональный конкурс детских творческих работ на экологическую тему (Диплом участника)

10.Областной конкурс «Зеленая планета глазами детей» (Грамота - 2 место)

11.Областной конкурс детского творчества «Мое любимое животное» (самый юный  воспитанник Диплом Гран-при)

Атяшева Вера Дмитриевна, Старший воспитатель

 Структурное подразделение детский сад «Ромашка»

 ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. ...

Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления...

Игра как метод экологического воспитания дошкольников

Доклад-презентация на педагогическом совете "Игра как метод экологического воспитания дошкольников"....

Игра, как метод экологического воспитания дошкольников

Сегодняшнее состояние окружающей среды является следствием варварского подхода к использованию природных ресурсов за прошедшее столетие. Нельзя просто научить человека любить природу, эти знания ...

«Игра и сказка как метод экологического воспитания дошкольников

Используя игру как основной метод экологического воспитания дошкольников, я  буду содействовать  в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта обще...