Понятие "патриотизм" и его развитие в России на протяжении XI - XXI веков
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Доценко Марина Анатольевна

На протяжении всей истории отечественной педагогики проблема патриотизма являлась предметом особого внимания мыслителей, писателей, педагогов.

         Мы рассмотрим патриотизм как понятие, его становление и развитие в России в период с XI по XXI века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие "патриотизм" и его развитие  в России на протяжении XI - XXI веков

Автор статьи Доценко Марина Анатольевна, воспитатель ГБОУ «Школа № 842»

2015 год

        На протяжении всей истории отечественной педагогики проблема патриотизма являлась предметом особого внимания мыслителей, писателей, педагогов.

        Мы рассмотрим патриотизм как понятие, его становление и развитие в России в период с XI по XXI века.  

При изучении различных источников выяснилось, что мотивы патриотизма прослеживаются в произведениях древнерусской литературы, таких, например, как - «Слово о законе и благодати»  митрополита Илариона, «Слово о погибели Русской земли», «Слово о полку Игореве», «Повести  временных лет». Однако, по словам Марзоева С.В., они «словно растворены и рассеяны в атмосфере древнерусского общества, не обобщены, не собраны в понятия» [11, с.14]. В центре размышлений древнерусских авторов – судьбы родной земли, гордость за Русь.                                                                 Идея сплоченности русского народа, служения общенациональным интересам проходит через все произведения Киевской Руси. Авторы с любовью рассказывают о родной земле, прославляют борцов за единство, осуждают междоусобные войны, которые приводят, по их мнению, не только к ослаблению Руси, но и порождают преступления.

        Определенные мысли патриотического содержания высказывались Владимиром Мономахом: «добра хочу братии и Русской земле».   В своем педагогическом произведении  «Поучение князя Владимира Мономаха детям» В. Мономах давал свои советы детям как жить, призывал их любить Родину, защищать ее от вражин, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям. Особое место в «Поучении» отведено воспитанию у подрастающего поколения патриотического долга перед Отечеством. Мономах подчеркивал мысль о том, что для человека с высоким сознанием долга характерна стойкость в борьбе с врагами Родины: «Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское» [1, с.275].

        В период Киевской Руси, идеал князя был неотделим от идей патриотизма. По утверждению Д.С. Лихачева, идеальный образ князя являлся  воплощением любви к Родине (к Отчине, к Русской земле) и основывался на определенных представлениях о чести. «Патриотизм – пишет Д.С. Лихачев - был не только долгом, но и убеждением русских князей» [18, с. 46].  

        Идея единства русской земли не умирает и в период феодальной раздробленности (XII - XV в.в.), продолжает жить в сознании народа, отражаясь в письменных памятниках этого периода. "В этой идее, -  отмечает академик Лихачев, - с поразительной силой сказались  народные основы патриотизма, опирающегося на живое чувство любви к Родине, как к живому существу.                                        

Вопросы патриотического воспитания поднимались в древнерусской педагогической литературе XV-XVI в.в.:  «Написание о грамоте» Ф. Курицына, «Азбуке» И. Федорова, «Домострое», однако, сам термин «патриотизм» не употреблялся.

Как отмечает Марзоев С.В.: "Слова «патриот» и «патриотизм» были заимствованы из французского языка в петровскую эпоху. Никакого эквивалента этому слову в древнерусских памятниках не содержится; сочетание «любовь к родине», да и само слово «родина» древнерусскими авторами не употреблялись. Только в период Смутного времени, т.е. в начале XVII века стало формироваться понятие патриотизма, в том смысле, который вкладывается в него сейчас. В словах и поступках, переживших Смутное время, можно найти соответствие критериям патриотизма в современном понимании" [11, с.18].        

Именно гражданственность, патриотизм были характерными чертами самосознания русского общества начала XVII века. Это было связано с национально-освободительным движением, характерной особенностью которого явился массовый патриотизм: участниками ополчения были бояре и дворяне, казаки, купцы, посадские и "черные" люди. К концу XVII века появился обобщающий термин - «патриотизм», а при Петре I патриотизм достиг государственного значения.        

         Государственно-патриотическое образование в России стало складываться в начале XVIII в., когда в интересах государственного устройства правительство во главе с Петром I осуществило ряд реформ в экономике, армии, образовании.

        Таким образом, педагогическая мысль Древней Руси имела глубокое значение, и явилась фундаментом как отечественной педагогики и русской культуры - в целом, так и патриотического воспитания подрастающего поколения - в частности. Отношение к Родине в Древней Руси рассматривалось как одна из высших духовных ценностей человека, а основные патриотические идеи того времени получили свое дальнейшее развитие в философско-педагогических трудах русских просветителей XVIII - XIX веков.  

        Идеи патриотического воспитания подрастающего поколения поднимались в произведениях таких авторов-просветителей, как: Я.П. Козельский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, В.В. Попугаев, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин. Под их влиянием в России сформировался новый идеал человека как свободной личности, достоинство которой определялось не ее знатностью, а умом и личными дарованиями, отношением человека к своему долгу перед Отечеством.

Так, Н.Г. Чернышевский писал: "Для нас идеал патриота - Петр Великий, высочайший патриотизм, страстное, беспредельное желание блага Родине, одушевлявшее всю жизнь, направлявшее всю деятельность этого великого человека" [5, с.46].

        Отечественные мыслители считали настоящей бескорыстную любовь к своему Отечеству. Человек, требующий награды за свое служение Родине, по их мнению, не достоин звания "сына Отечества" - патриота. Так, в журнале "Беседующий гражданин" патриотом называли того, кто принадлежал к делам общественным, кто отдавал себя служению Отечеству и готов был всем пожертвовать для его блага.

        А.Н. Радищев признавал "сыном Отечества" - патриотом только того человека, который "пламенеет нежнейшей любовию к целости и спокойствию своих соотчичей" и "ничего столько не жаждет зреть как взаимной любви между ними" [6, с.143].

Основной задачей воспитания А.Н. Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое Отечество. В отличие от многих, современных ему мыслителей, А.Н. Радищев полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Патриотические мысли он изложил в своем философско-педагогическом сочинении "Беседа о том, что есть сын Отечества".

        Идея воспитания "добрых граждан", счастливых и полезных Отечеству, была центральной в воспитательной программе И.Н. Новикова. Как и все просветители, педагог полагал, что "процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания" [7, с.256]. В своих произведениях он поднимал вопрос о формировании активной добродетельной личности, способной приносить пользу Отечеству и  своим согражданам. Вместе с тем, главной задачей воспитания выдвигалась идея формирования общественно-значимой личности, способной отстаивать истину и защищать свою землю.

        Русские просветители были глубоко убеждены, что крепостное право, которое они называли рабством, несовместимо с общественным благополучием и просвещением. Сковывая духовные силы народа, оно порождало только страдания и бедствия в обществе, убивало в человеке даже любовь к Родине. «Где рабство, - писал Н.Г. Чернышевский, - там нет патриотизма» [5, с.284].

М.В. Ломоносов был убежден, что именно в человеке-патриоте и нуждалась Россия. Он указывал на необходимость воспитания «в любви не только к близким людям, но и ко всему Отечеству Российскому». «Всякое беззаветное служение на благо и силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла» [8, с.196].

        На необходимость развития чувства патриотизма обращали внимание не только педагоги, и писатели, но и поэты. В частности, А.С. Пушкин сказал о чувстве патриотизма так: "Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора меня раздражает, как человек с предрассудками я оскорблен, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал".

        Русские просветители утверждали, что человек, любящий свое Отечество, должен проявлять интерес к прошлому своей Родины, ее языку, иметь чувство национального достоинства. Как пишет Р.Л. Рождественская, они утверждали, что "интерес нации есть интерес истинного сына этой нации – "истинного сына Отечества", а любовь к Родине, национальная гордость – первейшая добродетель настоящего гражданина" [12, с.56].

        Идеи и чувства, выражающие отношение к своему Отечеству, рассматривались и русскими мыслителями XIX – начала XX веков.

Так, В.Г. Белинский признавал любовь к Родине «основой общественной нравственности» (9, с.248). «…любовь к Отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою Родину значит желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [9, с.111].

Подобную точку зрения отстаивал впоследствии и русский философ В. Соловьев, считая, что нравственная обязанность настоящего патриота  - служить народу в «Добре, то есть служить народу в человечестве и человечеству в народе» [10, с.506].

        Историческое событие, имевшее место в России в начале XIX века, Отечественная война 1812 года – обострило в россиянах чувство глубочайшего патриотизма и национальной гордости.

Великий российский педагог К.Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным чувством человека, «общественным цементом, который связывает людей в честное дружное общество» [13, с.119]. По мнению Ушинского, «патриот – это человек, подчиняющий свои личные интересы интересам Отечества и народа, отдающий все свои силы и знания на благо Родины». Рассматривая патриотизм как одну из нравственных ценностей человека, педагог уточнял: «Как нет человека без самолюбия, так нет и человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитателю верный ключ к сердцу человека и могущественнейшую опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [13, с.123].

        В тот период времени стала популярна идея о том, что если россияне признают наличие «гордого чувства принадлежности к своему народу», то необходимо признавать его и у представителей другого народа, нации. Вл. Соловьев писал: «Мы должны любить все народности как свою собственную. Этой заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к своему ближайшему собирательному целому» [10, с.378].

Такое понимание патриотизма было присуще и Н.А. Добролюбову: «Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевленный таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен… Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям…» [14, с.97].

        Необходимо отметить, что исходные принципы патриотического воспитания, сформулированные в отечественной педагогике и философии XVIII – XIX веков, остаются верными и по сей день.

        Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения находили свое значительное отражение и в педагогических трудах конца XIX – начала XX веков. Среди прогрессивных педагогов, которые внесли значительный вклад в развитие педагогической мысли, выделялись: Н.Ф. Левицкий, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптеров, П.П. Блонский, Н. Бердяев и другие. Формирование чувства патриотизма виделось ими одной из основных педагогических задач. Они указывали на то, что патриотические качества личности формируются в результате активного морально-нравственного развития человека, являются следствием его целостного и всестороннего развития.

        Так, Блонский П.П. говорил, что "путь к общечеловеческой культуре лежит через патриотическое воспитание, которое состоит не в тенденциозном навязывании школьнику идей господствующей политической партии, что, как и партийная пропаганда, в педагогическом отношении абсолютно недопустимо и что является, конечно, не патриотическим, но политическим воспитанием, но в сближении ребенка умом и сердцем с Родиной, в живом познании ее" [31, с.124]. Также он отмечал, что "познание Родины осуществляется через постепенное расширение границ жизненного опыта ребенка, переходом от изучения культуры отношений и ближайшего окружения (школа, семья) к жизни улицы, города, района, страны. В основе этого познания лежит социальный труд, то есть деятельное отношение к окружающей действительности, проявляющееся в активной общественной работе" [31, с.130].

        Каптерев П.Ф. отстаивал тезис о важности педагогического процесса для "формирования всесторонне развитой личности, наделенной всеми необходимыми качествами, в том числе выраженным патриотизмом" [32, с.56].

         В творчестве этих педагогов гуманистические традиции русской педагогики получили наиболее полное выражение. Они не соглашались с тем, что педагог должен развивать патриотизм в детях в духе какой-либо партийной системы. Они отстаивали автономность школы и утверждали, что в детском возрасте невозможно осознанно выработать политическую позицию.

"Школа должна быть не буржуазной, не пролетарской, а только школой "свободной, творческой личности", чувствующей свою неразрывную связь и солидарность с Отечеством и всем человечеством и осуществляющей эту солидарность в творческой работе, общественный характер которой расширен до возможных более широких размеров" [33, с.34].

        Помимо прочего, эти педагоги рассматривали патриотическое воспитание в тесной связи с нравственным, так как, согласно их выводам, "в справедливом государстве идеальным гражданином будет нравственный человек, служащий добру и справедливости"[31, с.125].

        Социально-политические преобразования в России в начале XX века и победа Октябрьской революции привели к появлению нового государства и воспитанию подрастающего поколения в духе советского социалистического патриотизма.

        Так, например, В.И. Ленин рассматривал патриотизм как чувство, которое связано с экономическими условиями жизни, с определенной расстановкой классовых сил. Патриотизм трудящихся советской республики Ленин характеризовал как «лучший революционный патриотизм» (19, с.76). А вот слова Калинина М.И.: «Для того, чтобы стать настоящим патриотом, нужно закалить свой характер, свою волю в повседневной борьбе, необходимо точно определить свое место в социалистическом строительстве, в совершенстве владеть избранным делом в своей жизни» [15, с.197].

А.С. Макаренко писал: «Воспитать советского патриота – это, значит, воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины» [16, с.394].

        Во всех учебниках по педагогике (Н.К. Гончаров, П.Н. Груздев, Б.П. Есипов, И.А. Каиров, И.Т. Огородников, М.М. Пистрак, П.Н. Шимбирев), изданных в 30-40-е годы, патриотическому воспитанию посвящались отдельные главы и разделы. Например, в учебнике под редакцией профессора Груздева П.Н. в 23 главе рассматривались задачи воспитания у детей любви к социалистической Родине с раннего возраста в семье, в течение всего периода обучения в школе, особенно при изучении таких предметов, как история, литература, Конституция, география.

Большую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения советские педагоги отводили ознакомлению с боевыми и трудовыми традициями коммунистической партии и советского народа.

        В 50-60-е годы появляются педагогические исследования, в которых рассматриваются возможности патриотического воспитания в процессе обучения. В работах Т.А. Громогласова, Н.И. Ермаковой, В.Г. Кочарова, Е.Ю. Суль, О.Е. Солинской дается конкретный анализ возможностей патриотического воспитания по различным учебным предметам в процессе обучения.          

         В.А. Сухомлинский, в свою очередь, считал главным источником патриотизма природу родного края, поэтому прогулкам и экскурсиям педагог придавал большое значение. «В эти мгновения, - подчеркивал Сухомлинский, - запечатлеваются яркие картины детства, в их сердцах выразительнее выделяются тысячи нитей к тому великому и вечному, имя чему – народ, его язык, культура, литература, искусство, школа, семья, слава умерших и прекрасное грядущее новых поколений» [17, с.145]. Большое значение придавал В.А. Сухомлинский посещению мест, где происходили сражения в годы Великой Отечественной войны. «Эмоциональный рассказ о трагических событиях наполняет детские сердца болью за погибших и гордостью за их подвиги; …задача патриотического воспитания – добиться того, чтобы в будничном труде перед подростком открылось то высокое и героическое, во имя чего отдали жизнь лучшие сыны и дочери Родины» [17,с.153]. В процессе патриотического воспитания личности Сухомлинский стремился к тому, чтобы воспитанники не только знали и понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестье, но и переживали непримиримость к социальному злу, бесчестью, несправедливости. «Мы развиваем у детей с малых лет зоркое видение не только хорошего, но и плохого в родном доме – это важная сторона патриотического воспитания» [17, с.155].

        В советской школе патриотическое воспитание осуществлялось через деятельность комсомольской и пионерской организаций, а в младшей школе - октябрятских групп. Именно этим темам были посвящены исследования таких советских педагогов как Н.Г. Базилевич, А.С. Бык, В.Ф. Фарфоровский и др.

        Следуя существовавшей во времена советской власти методике, патриотическое воспитание носило партийный характер. Но, тем не менее, как пишет С.В. Марзоев: «В советский период очень много  внимания уделялось развитию методологии патриотического воспитания и повышению эффективности ее применения на практике. Отказ от марксизма-ленинизма как государственной идеологии не может означать одновременного отказа от многих его положений и принципов, выполняющих методологические функции, так как в методологии продолжают действовать общенаучные методы и принципы» (11, с.49). В частности, Марзоев указывает на такие общенаучные методы, как исторический и логический, которые «позволяют описывать и объяснять факты, события и процессы практики и способствовать извлечению уроков» [11, с.51].

         Краткий словарь по философии характеризует «патриотизм» как принцип, означающий любовь к Отечеству, готовность служить интересам своей Родины. «Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных Отечеств. Патриотизм – это естественная привязанность человека к родным местам, родному языку, национальным традициям, его заинтересованность в судьбах страны, с которой связана вся его жизнь» [21, с.235].

        Большой толковый словарь русского языка называет патриотом (от греческого patriotes – земляк, соотечественник) того, кто «любит свое Отечество, готов на подвиги и на жертвы во имя Родины, того, кто привержен, верен чему-либо» [22, с.496].

        Российская педагогическая энциклопедия характеризует патриотизм (от греческого - patris – родина, отечество), как  «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. С этико-гуманистической точки зрения значение патриотизма обусловлено тем, что он является одной из форм соподчинения личностных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Патриотические чувства и идеи только тогда возвышают человека, когда сопряжены с уважением к другим народам и способствуют изменению психологии национальной исключительности и недоверия в сторону взаимопонимания в межнациональных и межгосударственных отношениях" [23, с. 109].

        Понятия "патриот" и "гражданин" тесно связаны в современном понимании. Исходя из трактовок, данных в современном философском словаре, гражданин рассматривается как "человеческий индивид, обладающий необходимыми правами для свободного использования своих сил и способностей и несущий полную ответственность перед законом, обществом и другими гражданами за свои действия" [24, с.123]. И в большом толковом словаре русского языка второе значение термина "гражданин" - "человек, заботящийся об общественном благе, подчиняющий свои личные интересы общественным" [22, с.143].

        Итак, исходя из вышеперечисленных понятий и трактовок, мы можем сказать, что "патриот" - это не только человек, любящий свою Родину, живущий ее интересами, уважающий и почитающий культуру, традиции и историю своего народа, но и гражданин, выполняющий определенные обязанности перед своей Родиной, считая их своим священным долгом.

        Чтобы любить и уважать свою Родину, свой народ, человек должен осознавать себя частью этого, иметь чувство национальной гордости, национальное самосознание.

        Национальное самосознание - "есть осознание себя человеком, принадлежащим к какой-либо нации [21, с.196]. "Национальное самосознание - это национальная идея, которая есть не только мысль, не только естественное чувство самосохранения народа, но и духовное состояние народа, нации. При этом, между национальным самосознанием и национализмом нет ничего общего" [25, с.8].

        В понятие "патриот", как мы видим, должны включаться и черты гражданина, и такая нравственная категория, как национальное самосознание. "Национальное самосознание - это нравственная категория, включающая в себя добромышленную память, благодатное ощущение долга перед живыми соплеменниками и способность оценивать смысл своей жизни с высоты желаемого светлого будущего народа", - так трактуется это понятие в философском словаре.  Существенными чертами национального самосознания называются идеи "отечественного сохранения и согласия, ощущение исторического дома, чувство преемственности поколений, идея семьи (не только семьи, но и единство братских народов)" [22, с.448].

        Итак, "патриотизм" - это уже не просто абстрактная любовь к Родине, а реальная, подкрепленная осознанием своих прав и обязанностей перед Отчизной, а также любовь к своему народу, к своим традициям, бережное и ценностное отношение к своим идеалам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД по познавательному развитию Россия- наша Родина

Занятие знакомит с государственной символикой, воспитывает чувство патриотизма...

Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет

        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...

конспект игровой образовательной ситуации с элементами социально- коммуникативного развития "Россия - наша Родина" в старшей группе

Конспектигровой образовательной ситуации с элементами социально-коммуникативного развития «Россия - наша Родина»в старшей группе Воспитатель: Шкилёва Е. П.г. Хадыженск 2015г.Цель: Воспитание...

Конспект по познавательно-речевому развитию "Россия - Родина моя"

предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...

Понятие "патриотизм" и его развитие в России на протяжении XI - XXI веков

На протяжении всей истории отечественной педагогики проблема патриотизма являлась предметом особого внимания мыслителей, писателей, педагогов. Мы рассмотрим патриотизм как понятие, его становление и р...

Конспект ООД по познавательному развитию «Россия – Родина моя».

Цели и задачи:• Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут, о её столице;• Закреплять и обобщать знания детей о символах России;• Познакомить детей...

Статья на тему: «Развитие памяти на протяжении дошкольного детства»

Дошкольный детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера....