Познавательно - творческий проект "На Кубани мы живём"
проект (старшая группа) на тему

Дряхлова Анна Ромазановна

Долгосрочный проект для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_kubani_my_zhivyom.docx731.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №41 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ - ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

                       

Познавательно – творческий проект

«На Кубани мы живём»

                         

C:\Users\User\Desktop\ФОТО ПРОЕКТ\20160427_100022.jpg

                                                                       

Авторы проекта:                                                                                

Воспитатели МБДОУ № 41

 Дряхлова Анна Ромазановна

                                                                         Ширяева  Мария Александровна

                                     

г.Усть-Лабинск

2016г.

Тип проекта: творческий, познавательный, долгосрочный.

Актуальность реализации проекта: 

Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Необходимо развивать у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путем, через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, исследовательскую деятельность.

Продолжительность проекта: сентябрь 2015 год - май 2016г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

 Возраст детей: 4-5лет

Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают  об его истории, достопримечательностях.

Ожидаемые результаты:  дети имеют начальные знания об истории родного города, могут рассказать об интересных, исторических местах своего города, имеют опыт совместной деятельности с родителями.

Задачи:

Воспитывать у детей любовь  к родному городу.

Формировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях, расширять кругозор детей  и  словарный запас.

Развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей.

Содержание этапов проекта: Проект включает три этапа – подготовительный, познавательный  и заключительный.

 

Подготовительный этап:

1.  Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2.      Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

3.      Составить перспективный план мероприятий.

2 этап – основной

Цель: Расширять краеведческие представления, обогащать кругозор детей конкретными сведениями о природе, людях, главных символах Краснодарского края, познакомить с традициями, бытом кубанских казаков.

В приложении представлены:

конспекты занятий;

сценарии мероприятий;

фотоматариалы;

консультации и рекомендации для родителей.

3 этап-  Итоги реализации проекта. С этой целью проведена итоговая викторина «Что я знаю о Кубани?».

Цель: Цель: - обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях.

Развивать познавательный интерес к природе края;

Воспитывать и прививать любовь к малой Родине

Воспитывать любовь к родному краю через  произведения кубанских

писателей: В. Нестеренко, Т.Голубь, В Бардадым.

Перспективный план работы :

СЕНТЯБРЬ

1. Беседа  «Мой город – «Усть-Лабинск»
Цель: Уточнить знания детей о названии родного города.
Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.
презентация «Историческое прошлое Кубани».

Физкультурное развлечение «Удалые казачата».

Чтение произведений кубанских поэтов В.Нестеренко «Заря», В.Бардадым «Утро на Кубани»»,

ОКТЯБРЬ

 2.  ООД « Флаг, герб и гимн Кубани»
Цель: Расширить представления детей о малой Родине, познакомить с флагом, гербом, гимном Кубани. Обогащать  и активизировать словарный запас детей, посредством народного фольклора,  (символ, герб, гимн). Воспитывать патриотические чувства.
Д/И «Собери флаг»

Прослушивание гимна Кубани.

НОЯБРЬ

3. ООД «Быт кубанской семьи»  (рассматривание иллюстраций «кубанское подворье», «казачья хата») 
Цель:  Продолжать приобщать детей к изучению жизни наших предков - кубанских казаков, их бытом. Рассмотреть одежду на куклах - казаках. Воспитывать интерес к нашему прошлому, к жизни земляков.

Сюжетно-ролевая  игра «Семья»,

Творческая мастерская: рисование «Костюм кубаночки», лепка «Кувшин».

Оформление альбома «Моя семья» (работа с родителями).

Кубанская игра «Золотые ворота».

ДЕКАБРЬ

4. Беседа о достопримечательностях
Цель: Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города

Оформление альбома «Мой город» (работа с родителями).

Фотовыставка «Город глазами детей».

Д/И «Путешествие по родному городу».

ЯНВАРЬ

5. ООД «Родной свой край - люби и знай».
Цель: Закрепить представления детей о Краснодарском крае; выявить знания детей о растительном и животном мире Кубани; уточнять и закреплять знания детей о многообразии рек, морей, городов родного края.

Воспитывать у детей любовь  к своей малой родине. 

Занятие «Путешествие по реке Кубань».

Творческая мастерская: лепка на тему: «Дыни и арбузы».

Кубанская  игра «Тополёк».

ФЕВРАЛЬ

6.  Беседа « Обрядовые праздники  на Кубани».

Цели и задачи: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.

Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей».

 Творческая мастерская : лепка «Блины, блиночки».

Развлечение  «Широкая Масленица» .

МАРТ

7.ООД «Природа родного края». Презентация «Лекарственные травы Кубани».
Цель: Познакомить детей с тем, что на Кубани растут многие лекарственные травы: крапива, подорожник, мята, одуванчик, календула. Рассмотреть, отметить характерные признаки: формы листьев, их размер, цветы, запах. Коротко рассказать детям как «лечиться» подорожником самостоятельно, предложить  чай с мятой. Воспитывать интерес к лекарственным травам, бережное отношение (не рвать с корнем, не топтать).

Презентация «Дикие животные Краснодарского края».

 Экологическая викторина  на  тему «Птицы Кубани».

 Настольно – печатные  игры «Ботаническое лото».

Д/И «Кто чем питается?»

Коллективная аппликация «Снегири на ветках рябины».

АПРЕЛЬ

8. ООД «Кубанский фольклор» ( пословицы, поговорки, песни).

Цели и задачи: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие  о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.

Занятие по рисованию: «Весна шагает по Кубани».

Кубанская игра «Пдсолнухи».

Музыкальное развлечение «Кубанские посиделки».

МАЙ

9. Викторина «Что я знаю о Кубани».

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях. Развивать познавательный интерес к природе края;  воспитывать и прививать любовь к малой Родине. Воспитывать любовь к родному краю через  произведения кубанских писателей: В. Нестеренко, Т.Голубь, В Бардадым.

Заключительный этап.

Создано развивающее пространство.

Систематизировались знания детей об истории Кубани.

Сформировался устойчивый интерес к изучению истории Кубани.

Повысился уровень компетентности родителей по представленной теме.

Разработано методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Привлечено внимание взрослых и детей к интересным общественным явлениям, повысилось стремление к исследованию объектов  живой и не живой природы.

Список использованной литературы.

Программа Воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста посредствам приобщения к региональным ценностям «Наш край»

Усть-Лабинск 2015г. Пол редакцией Л.И. Шинкаренко, Т. И. Нещеретовой.

О.В. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»!

Парцыональная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста- С-П «Детство-Пресс». 2015г.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой Кубани: мелод. Пособие.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2013.- 156с.

Приложение 1                

Беседа «Символика Кубани»

Цель: продолжать знакомить с символикой Кубани и станицы. Дать понятие флаг, герб, гимн.

– Как называется наш край?   (Краснодарский край или Кубань)

Каждому человеку дорога Кубань, ее славная история, ее древние символы.

– Какие символы Кубани вам известны? (Ответы детей флаг, герб, гимн.)

Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов.  

Герб - эмблема государства, города, сословия, рода изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. 

Гимн - торжественная песня, принятая как символ социального единства.

– Как вы думаете, есть ли у Кубани перечисленные символы?

Герб Краснодарского края.

На зеленом щите золотая зубчатая стена с двумя такими же круглыми башнями. В стене открытые вороты – говорящие о  гостеприимстве живущих на Кубани.   В золотой главе щита черный императорский орел. Щит увенчан древней царской короной, внизу украшен Александровской лентой; за щитом накрест положены четыре голубых флага.

http://festival.1september.ru/articles/412559/image2593.gif

http://festival.1september.ru/articles/412559/image2594.jpg

        У Кубани есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. У Кубани флаг трехцветный. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте – золотым цветом.

– Какие это цвета и что они обозначают?

Синий цвет – символизирует иногороднее население, Малиновый цвет – цвет запорожцев,

Зеленый цвет – цвет горцев, южных соседей Кубани.

Таким образом, флаг символизирует единство всего Кубанского населения.

(Флаг признан 24 марта 1995 года.)

У Кубани есть и свой гимн. В гимне рассказывается о славных страницах истории края, о его исторической судьбе и его предназначении.

Гимн – это самая главная песня Кубани. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы, (слушание гимна)


Развлечение   «Кубанские посиделки».

Ведущий. Почему мы любим все

Родину – Россию?

Дети: Потому что нет нигде

Родины красивей!

Ведущий. Нашу родину зовут Россия. Она большая, красивая, богатая. Мы живем с вами в России, в Краснодарском крае. Это наша малая родина. Как можно назвать нашу малую родину одним красивым словом? 

Дети. Кубань.

Ведущий. И по кубанским обычаям, гостей встречают хлебом, солью. (Дети переодетые в костюмы  казака и казачки встречают  гостей хлебом, солью.

Ребёнок:

Вот он – хлебушко душистый, с хрустом, с корочкой витой.

Вот он – тёплый, золотистый, словно солнцем залитой.

В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло,

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

Моя земля родит и рис, пшеницу,

А значит, есть и хлеба каравай.

В садах стоят красивые станицы,

Ты только любоваться успевай.

Ведущий. Кубань — хлебное море России. Она воспета нашими замечательными поэтами и композиторами.

1 . Моя Кубань! Горы и поля!

Моя Кубань! Щедрая земля!

Моя Кубань! Гордый твой народ

Тебя своей любимой родиной зовёт!

2 . Хороши кубанские просторы,

Плодородна щедрая земля.

Нивы необъятные, как море,

Край казачий, Родина моя!

3 .  На Кубани мы живём,

На родной Кубани.

Песни звонкие поём,

Славим край делами.

4. Ты цвети, моя Кубань,

Становись всё краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше!

5. Не найти красивей вам,

Благодатней края.

Ой, Кубань кормилица.

Ой, Кубань, красавица.

Сердцу дорогая!

6. Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Танец   «Танец с балалайками»              

Ведущий. У каждого из нас есть и своя малая Родина. Это тот уголок земли, где проходит наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для нас с вами малой Родиной является наш Краснодарский край-Кубань. Давайте прослушаем песню, каждая строка которой проникнута бесконечной любовью и гордостью к земле Кубани.

 Прослушивание гимна Кубани.

Ведущий. А теперь, ребята, давайте проверим, хорошо ли вы знаете Кубань? Ответьте на несколько вопросов.

1. Как называется край, в котором мы живём? / Краснодарский край

2. Назовите главный город Краснодарского края. / Краснодар /

3. Назовите главную реку нашего края. / Кубань /

4. Как называется наш город? / Усть-Лабинск /

Ведущий. Кубанскую землю называют жемчужиной России. На Кубани любят и умеют петь. Как говорят у нас — «Человек, не имеющий своей песни, не имеет своего дома». Давайте, ребята, споем песню.

Песня «У  Кубани-матушки реки»

Ведущий. Казаки славились своим трудолюбием и сноровкой, и не только песнями, но и танцами. Приглашаю всех вас, посмотреть на перепляс.

Танец  «Карусель»

Ведущий.

 Как известно всем, подружки

Мастерицы петь частушки.

И вы, парни, не зевайте!

Петь частушки помогайте!

Общая Хорошо мы все живем

Даже замечательно.

И станцуем, и споём

Даже обязательно.

1 .Огород мы городили              

Мы капусту посадили.

Наготовим голубцов

Угостим мы казаков.

2 .Во саду ли, в огороде,      

Урожай хороший.

Много яблок, много груш

Будут у нас гроши.

3 .На дворе по лужку        

Бегают утята

А я с печки босиком

Думала ребята.

4. Я сидела на печи            

Сторожила калачи.

А за печкой мышки,

Сторожили пышки.

Общая. Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Ведущий. Родину называют матерью, потому что она кормит своим хлебом, поит своими водами, защищает от врагов. В народе сложено много пословиц и поговорок о Родине. Доскажите их.

1. На чужой стороне и весна … / не красна /.

2. Одна у человека мать, одна у него и … / Родина/.

3. Человек без Родины, что соловей без… / песни/.

4. Жить — Родине… / служить/.

5. В отдыхе веселье, смех – в работе… / успех/.

6. Нет в мире краше Родины… / нашей/.

7. Своя земля и в горстке… / мила /.

Ведущий. Попрошу ребят я встать, будем мы в игру играть.

Кубанская игра «Маланья»

Игра «Сапожник»

Ведущий. А сейчас наши ребята прочтут стихи кубанских поэтов.

«Моя Кубань».

1.Ты цвети моя Кубань

Становись всё краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше.

2.Мы растём стране на славу

Под кубанским небом,

Будем славить край родной

4.Богатырским хлебом!

Лучше нет станицы нашей,

Нет, богаче края

Ты всегда любимой будешь,

Сторона родная.

Ведущий. Наш праздник продолжается, и мы грустить не будем.

Игра «Сапожки» .

Ведущий: Дети, вы много знаете о своей Родине Кубани. Любите свою Родину большую и малую! Старайтесь больше узнать о её истории и людях, берегите её природу. Сохраняйте её обычаи и традиции.

Ведущий.

 У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова»

Счастлив край, и весел край, где хороший урожай.

А сейчас ребята я предлагаю отведать хлеб из нового урожая.

Детям раздаются булочки.

Конспект ООД «Лекарственные травы Кубани».

Ход образовательной деятельности:

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».

Ребята, а как называется наш край?

Наш край называется Краснодарским.

А как ещё называют наш край?

Ещё наш край называют Кубань.

Воспитатель: Чем богат наш край?

 Дети: Лесами, лугами, полями, садами.

Воспитатель: А как можно всё это назвать, одним словом?

Дети: Природа.

Воспитатель обращает внимание детей на конверт с письмом. Дети, у нас происшествие – пришло письмо из леса, что заболели все лесные звери: у белочки болит горло, медвежонок простудился, а  лиса поранила лапу. И они просят у нас помощи. Что, же нам теперь делать? Как помочь бедным  животным? Дети рассуждают.

Воспитатель: Я придумала, мы попросим помощи у Природы! Дети, а что такое природа?

Дети: То, что нас окружает, и не сделано руками человека.

Воспитатель: Дети, вы слышите? Я знаю, это Природа  говорит нам, что согласна помочь, раз мы так хорошо узнаем ее. Но для этого нам придется потрудиться – ответить на ее вопросы. Воспитатель  берет конверт с заданием.

Смотрите, вот я и нашла первое задание: Природа  бывает живая и не живая. Пусть каждый из вас назовет то, что принадлежит Живой и Неживой природе. Ответы детей.

Воспитатель: А что отличает  живую  природу  от  неживой. Что могут  делать только  живые существа? Показ опорных картинок. Ответы детей (рождаются, растут, дышат, пьют воду, питаются  и умирают).

Воспитатель: Дети, а человек, мы с вами - это природа?  Мы сможет прожить без творений  природы (без воды, земли, воздуха и солнышка)?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, Природа дает нам для жизни все, и  мы можем называть нашу природу - Матушкой.

   За правильные ответы  мы получаем очередную подсказку, и Природа говорит нам, что нужно отправляться в лес. Тогда следуйте за мной.

 презентация

Воспитатель: А какое  самое  главное отличие растений от животных, что они умеют делать, а животные и мы с вами нет?

Дети: Питаться  солнечным  светом и  делать для  нас  кислород.      

Воспитатель: Поглощать солнечный свет и выделять кислород. Правильно. Они это могут делать, потому что в листочках находится вещество, благодаря которому все растения имеют зеленую окраску. Без растений мы не смогли бы прожить ни минуты. А что нужно растению для жизни? Воспитатель показывает опорные картинки.        

Дети: Вода, земля, солнце, тепло, воздух.

Воспитатель: Какие части есть у растений?

Дети: Корни, стебель, листья, цветок.

Воспитатель: Для чего растению нужна каждая из частей?  Показ опорных картинок.  Ответы  детей. Сможет растение прожить без какой – ни будь из частей: без корня или без листьев и почему?

 Дети: Нет, не сможет.

Воспитатель: Растению  важна каждая часть, как нам с вами нужны и руки, и ноги, и голова, и нам без них никак не обойтись.

   Матушка Природа привела нас в лес. Ребята, говорят, что лес – это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут мази и таблетки?

Дети: Нет. В лесу растут  растения, с помощью которых можно лечить.

Воспитатель: Как называются такие растения?

Дети: Лекарственные.

 Какие вы молодцы, на все вопросы правильно ответили, и Матушка Природа приглашает вас на луг, где растут цветы.

   ФИЗМИНУТКА

На лугу весною выросли цветочки

(дети сидят на корточках в кругу, медленно встают)

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись

(тянутся на носочках, руки вверх, в стороны)

Солнышку цветочки открыли лепесточки

(ладони вверх, вниз)

На лужайке по утру, цветы затеяли игру

(берутся за руки, идут по кругу)

1, 2, 3, 4 раздвигайте круг пошире

(остановились, отходят назад).

   Теперь другое задание  Природы – Вы должны вспомнить названия растений и рассказать о них все, что вы знаете. Посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется?

Посмотрите на картинку, вы узнали, что это за растение?

 Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,

Но однажды людям добрым раны вылечить помог

(Подорожник)

Дети: Подорожник.

Воспитатель: Почему оно так называется?  

Дети: Подорожник растёт около дорог.

Воспитатель: У него жесткие и упругие листья, поэтому он не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения.  Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян? Ответы детей.

Воспитатель: Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они  путешествуют вместе с нами, и подорожник  без труда перебирается на другие места. От чего нам сможет помочь подорожник?

Дети: Он заживляет раны.

Воспитатель: Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насе¬комых, ожогах. В старину его так и называли “порезник, ранник”.  Это про него загадка:

Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.

А еще настой листьев подорожника приме¬няют как отхаркивающее средство при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

   А вот посмотрите, уж это растение  знают все.

Он заметный золотой, постарел и стал седой.

И как только поседел — вместе с ветром улетел.

(Одуванчик)

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит? Ответы детей.  

Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым  белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят.                        

Дыхательная гимнастика.

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом.

А дунет ветерок —

Остался стебелек.

Одуванчик  тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.                                                      

Посмотрите на это растение.

Стоит в поле кудряшка, белая рубашка

Сердечко золотое, что это такое?

(Ромашка)

Дети: Ромашка.

Воспитатель: Правильно.  Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

                                                                                                                                                                                                                       

Воспитатель:  Вот сколько растений, которые могут помочь нам справиться с болезнями, мы сегодня повстречали у природы! Вы молодцы – знаете все растения, и Природа приготовила нам следующее задание.

Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей, для этого нам нужно пройти в нашу зелёную аптеку. Нужно из частей собрать целое растение и назвать  его. (Игра  «Узнай и собери растение»)

Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.

Воспитатель:  Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Ребята, давайте вспомним с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились?  Ответы детей.

Воспитатель: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам  все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли  ее и понапрасну  не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе - большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть! 

Экологическая викторина «Птицы Кубани».

Задачи:

- Расширить кругозор детей о мире пернатых на Кубани.

- Развивать наблюдательность, творческий потенциал дошкольников.

- Воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива.

ХОД ВИКТОРИНЫ          

 Ведущий: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Прилетела пава,

Села на травы,

Распустила перья

Для всякого зелья. (Весна)

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … (Птица)

 Ведущий : Правильно, ребята, это птица. 1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц.

Ведущий: Сегодня мы собрались , чтобы поучаствовать в викторине «Птицы Кубани».

 В викторине участвуют две  команды детей. Каждая команда придумывает название команды , связанное с птицами и выбирает капитана команды.

Правила игры: в викторине предлагается командам ответить на вопросы .  Команды в течение 1 минуты обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал.

За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

Первый тур «Птицы нашего края».                                                                                  

 1. Какие птицы живут у нас на Кубани? (Выбрать картинки птиц, которые живут на Кубани.)  (Картинки с изображением: кукушка, грач, соловей, фламинго, цапля, воробей, аист, филин, клёст, белая сова, дятел, синица, пеликан, орёл.)  Победила команда,  у которой без ошибок отобраны картинки.                                                                                                                                

2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)

3. Почему весной птицы готовят домики? (Птицы готовят домики весной, потому что надо откладывать яйца и выводить птенцов.)

4.Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

5. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

Подводится итог первого тура.

 второй  тур.

Ведущий: А сейчас время немного отдохнуть .

Физминутка:  

Быстрый клюв, (повернуть голову влево, вправо)

Зоркий взгляд, (показать на глаза)

Любим есть мух, (показать как кушают)

Певчий отряд. (показать на рот)

Крыльев взмах, (руки в стороны, помахать)

И - полет, (ходят по кругу)

Мы в небесах, (вытянуть вверх руки, потянуться)

Машем – Вперед! (вытянуть руки перед собой, потом в стороны и помахать)

Третий  тур «Птичьи загадки».

 «Загадки о птицах?»

В этой категории каждой команде предлагается ответить по 2 загадки.

Не дровосек, не плотник,      

А первый в бору охотник. (Дятел)

Эту птицу всякий знает:

на шесте её дворец,

червяков птенцам таскает

да трещит весь день. (Скворец)

Кто эта птица?                                                              

Никогда не строит для себя гнезда,                                  

Соседкам яйца оставляет                                        

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,  

Лепит домик под окном,

Из травы и глины                                

  Путь проделав длинный.   (Ласточка)

3. Кто без нот и без свирели

   Лучше всех выводит трели?

    Голосистее, нежней?

    Кто же это? (Соловей)        

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!

Я бывалый.  (Воробей)

Подводится итог третьего  тура.

Третий  тур «Из какой мы сказки?»

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также выбрать книгу, назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

1.  1) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

 2) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).

  3) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).

4) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).

     5) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

     6) Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

Подводится итог четвёртого тура.

Ведущий: Все сегодня молодцы, вы очень много знаете про птиц нашего края,  их жизни в природе. Подведя итоги, мы узнаем,  какая команда победила.

Подводится итог, объявляется победитель.

Вручаются медали и призы всем участникам викторины.

Ребёнок: Птичьи домики развесим,

Над землёй пусть возвышаются,

Пернатые с зимовок

Сегодня возвращаются!

Пусть на чужбине было

Сытнее и теплее,

С весенними лучами

На Родину Кубань скорее!

И пусть звучит банально,

И пусть, что год из года,

Давайте все беречь

И птиц, и всю природу!

Ведущий: Ребята, мы должны помочь маленьким друзьям – развесить птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.

Физкультурное развлечение  «Удалые казачата»

Задачи:

Создать позитивный, эмоциональный настрой, атмосферу праздника, доставить детям радость;

Развивать у детей представления об истории Краснодарского края, знакомить с традициями казаков Кубани, чувство коллективизма, коммуникативных качеств личности;

Воспитывать духовное, нравственно-патриотическое качество личности.

Оборудование и атрибуты: единая спортивная форма, костюмы для персонажей, атрибуты к эстафетам (корзины, мячи, обручи, канат).

Ход развлечения:

Воспитатель: Внимание! Внимание! Начинаем соревнования! Сегодня в них участвуют … (названия команд). Ребята, но прежде, чем начнутся соревнования, я хочу задать вам несколько вопросов.

  1. Как называется край, в котором мы с вами живем? (Краснодарский)
  2. Вспомните другое название Краснодарского края? (Кубань)

Воспитатель: Это название произошло от главной реки Краснодарского края – Кубань. Она берет свое начало высоко в горах и несет свои воды в Азовское море. По реке Кубани перевозят грузы и пассажиров.

Первые казаки прибыли на Кубань с Украины, защищать рубежи Российской земли от набегов врагов. Казаки умели красиво скакать на коне и с седлом, и без седла, могли стоять на коне на ногах, подлезать под седло. А это было сделать непросто. В свободное от службы время, чем занимались казаки? Они учили своих детей служить Отечеству. Учили их ухаживать за лошадьми, ездить верхом, стрелять по мишени. Они много тренировались. Так и мы с вами сейчас отправимся на подобные ученья, чтобы быть сильными, ловкими, способными казачатами. Вы готовы?

На разминку выходите, свою удаль покажите!

Дети идут в обход по залу: обычным шагом, на носках, на пятках, на внешней стороне ступни, с высоким подниманием колен. По команде «Стой! Раз, два!» дети останавливаются.

Общие развивающие упражнения.

 Дружно встали. Раз, два, три.

Ты на нас посмотри!

Мы ребята не простые,

Казачата удалые:

Ловкие и смелые,

Сильные, умелые!

Исходное положение (и.п.): основная стойка (о.с.) – руки к плечам, сжатые в кулаки; руки в стороны, 2 – о.с.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворчиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

И.п. – о.с., повороты вправо, влево.

Сабля страя подруга

У лихого казака.

Будто фокусник он ею

Машет раз и машет два.

Вертим саблями по кругу,

 Не задень случайно друга.

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

И.п. – о.с., вращение прямых рук вперед и назад.

А теперь мы приседаем.

Мы прерасно понимаем,

Нужно нги укреплять,

Раз, два, три, четыре, пять.

И.п. – о.с., приседания.

На коня лихого сели

И галоом полетели.

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Как стрела летит конек.

И.п. – о.с., руки вперед, подскоки легкие то на правой, то на левой ноге.

Это чьи мелькают пятки?

Это скачут казачатки.

Раз, два, три, раз, два, три,

Выполняем мы прыжки.

И.п. – о.с., руки на пояс, прыжки на двух ногах.

Мы готовы для похода.

Поднимем выше ноги.

Мы чиканим каждый шаг:

Вот так, вот так.

Строевая хотьба под звуки песни Кубанского хора.

Воспитатель: Вот видите, дети, какие лихие песни пели наши казаки, от них и силу и задор прибавлялись. Вы чувствуете, что стали сильнее? Готовы на ратные дела? Ой! Ребята, чуть не забыла, я пригласила на наши соревнования удалого казака Степана Григорьевича. Что-то он задерживается. Может что случилось с ним?

Казак:  Здравствуйте, ребята! Спешил я к вам в детский сад, скакал на резвом коне, да повстречался мне на пути Старичок-лесовичок, осерчал он на меня за что-то и силой волшебства коня отобрал. Горе мне великое! Ведь, ребята, вы же знаете, что для казака конь? (Ответы детей) конь для казака первый друг!

Воспитатель: Что же теперь делать? Ребята, давайте попробуем позвать Старичка-лесовичка и спросим, что он хочет? Почему он гневается на казака?

Дети (зовут): Старичок-лесовичок поспеши к нам в «Казачок».

Выбегает Лесовичок, поет дразнилку.

Лесовичок:

Я – старик – лесовик,

Жить в лесу давно привык.

А поутру казака

Повстречал я у леска.

Был казак, того, хорош!

А конь – глаз не оторвешь!

И поутру у леска –

Есть казак - и нет коня! Ха-ха-ха!

Воспитатель (останавливает Лесовичка): Хватит, хватит кружиться! Ты лучше расскажи нам, почему у казака коня отобрал?

Лесовичок: Да от скуки, надоело мне в лесу одному жить. Говорят, что у вас все ребята дружат со спортом и они сильные и все умеют делать. А я не верю! Так что, если хотите коня вернуть, докажите мне это своим умением.

Воспитатель: Ну что ж, Лесовичок, наши … (названия команд) сегодня будут состязаться в ловкости, быстроте, удали и смогут доказать тебе свои умения.

Эстафеты.

«Гусиные бега». Играющие должны гусиным шагом добежать до ориентира и вернуться к команде. (Эстафета сопровождается Кубанской музыкой. К одной команде присоединяется казак Степан, а к другой - Лесовичок)

Воспитатель: Пока наши «Гусята» соревновались, посмотрите, какие яблочки на нашем дереве выросли. Пора и урожай собирать.

«Собери яблоки». Дети собирают пластмассовые шары в корзину. Команда, собравшая больше «яблок» - победитель.

«Бой петухов». Обручи на середине зала. Два участника от каждой команды встают в круг и по команде воспитателя начинают выталкивать друг друга за пределы круга, при этом руки детей заведены за спину.

Подводится итог эстафет.

Воспитатель: Ну что, Лесовичок, ты доволен? Выполняй свое обещание, возвращай казаку Степану Григорьевичу коня!

Лесовичок: Коня я верну, но сначала отгадайте мои загадки.

Шесть ног, две головы, один хвост. (всадник на коне)

Никого не родила, а все матушкой зовут. (земля)

Лесовичок: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А я слыхивал, что казаки любят силою помериться.

Казак: С удовольствием! Казаки справедливого боя никогда не гнушались! Давай, хоть на руках потянемся, хоть на канате.

Лесовичок: Давайте на канате.

«Перетягивание каната». В одной команде казак Степан – в другой Лесовичок.

Лесовичок: Степан Григорьевич, возвращаю я тебе твоего коня!

Воспитатель (благодарит Лесовичка за участие и спрашивает у него): Тебе, Лесовичок, понравилось у нас в детском саду?

Лесовичок: Мне очень нравится у вас, но мне пора. Наш Кубанский лес беречь да охранять – моя задача! Когда мне скучно будет, можно я к вам в гости приду? (Ответы детей)

Воспитатель: А на прощанье приглашаем Лесовичка в дружный хоровод.

Подвижная игра «В лесу». Казак и Лесовичок прощаются с детьми и уходят.

Викторина   «Что я знаю о Кубань».

Цели: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях. Развивать познавательный интерес к природе края; Воспитывать и прививать любовь к малой Родине; Формировать умение быть членом команды, сотрудничать сообща.
Оборудование: флажки, плакаты с изображение казака и казачкиэ

Сообщение:   Ребята, сегодня  мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по нашей кубанской земле.

Представьте, что наша группа – это огромный вагончик. Он движется вперед,

останавливаясь на каждой станции.

Чтобы добраться до финиша, нужно преодолеть все препятствия,

встречающие нас на каждой станции.

Вы готовы? Тогда, в добрый путь!

1 Станция «Разминка»

Я вам буду задавать вопросы, а вы должны на них правильно ответить.

Если вы знаете правильный ответ, поднимите флажок вверх  и я вас обязательно спрошу.

За каждый правильный ответ вы получаете жетон. В конце викторины  мы подведем итог.

1. Как называется край, в котором мы живём? / Краснодарский край

2. Назовите главный город Краснодарского края. / Краснодар /

3. Назовите главную реку нашего края. / Кубань /

4. Как называется наш город? / Усть-Лабинск /

2. Станция «Растения и животные»

1. Это растение – украшение окон, малых садов и газонов. Народная медицина считает,

что аромат его листьев снимает головную боль, прогоняет усталость.(Герань)

2. Какое лекарственное растение можно встретить на любой дорожке? 
(Подорожник)

3.Листья этого  растения имеют форму сердечка. Его душистые цветы привлекают пчел.

В старину из древесины этого дерева делали самую разнообразную утварь: ложки, прялки, чашки, веретена. (Липа)

7. Какое дерево является символом Кубани? 
(Тополь)

10. Какой гриб является для человека ядовитым, а для животных лекарством? 
(Мухомор)

12. Какая птица «сохраняет» людям в год 1 тонну хлеба? 
(Сова)

13. Назовите животное, занесенное в Красную книгу.

Оно самое большое в Кавказском заповеднике?  (Зубр)

14. Какая птица не строит гнезд и не выводит птенцов? 
(Кукушка)

15. Назовите цветок – символ Кубани.
 (Подсолнух)

 
3 станция «Загадкино»

Разноцветный лоскуток
Сел на маленький цветок,
Аромат его вдохнул
И, довольный, упорхнул.
                         
(Бабочка)

Если путь ее непрост,
То врагу оставит хвост.
                           
(Ящерица)

Вот со странностями птица –
Посудите,  впрямь чудна:
Днем спокойно отоспится,
Ночью бодрствует она.
                              
(Сова)

Нужно столько мне сапожек,
Что порой бросает в жар.
В день ненастный,
В день погожий,
Надеваю двадцать пар.
                              
(Сороконожка)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже с завитком рога.
                                 
(Баран)

Круглый, зрелый, загорелый
Попался на зубок.
Расколоться он не смог.
А попал под молоток
Треснул раз – и треснул бок. 
                                  
(Орех)

Над ним не кружит пчелка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метелка
Солениям нужна.
                        
(Укроп)

Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое?
                  
(Ромашка)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
                              
(Сорока)

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык;
Летит – воет.
Сядет – землю роет.
                             
(Жук)

 4 Станция «Пословицы и поговорки»
 Сейчас я вам буду читать пословицы и поговорки, а вы их должны закончить.
Чем дальше в лес, тем…. (больше дров)
 На чужой стороне и весна … / не красна /

Одна у человека мать, одна у него и … / Родина/.

Человек без Родины, что соловей без… / песни/.

Консультации для родителей.

«Без прошлого нет будущего».

Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости у подрастающего поколения. Радует то, что в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Необходимо  развивать в них интерес к истории своего народа, дать побольше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине. Справиться с этими задачами мы сможем лишь сообща, помогая друг другу.

Начиная  эту работу в комплексе, необходимо обратить внимание на воспитание умения слушать, развитие памяти, познавательного интереса. 
    Забирая детей из детского сада, обязательно поинтерисуйтесь, какие были занятия, о чем говорили, что нового узнали и что делали дети. Ведь мощным фактором воспитания является доброжелательное, неравнодушное общение между родителем и ребенком, беседы, рассказы, совместные чтения. Гуляя с детьми по городу, в садах, парках, обращайте внимание на красоту города, на красоту его архитектуры, новые многоэтажные дома, красивые отреставрированные старинные здания.             Сравните старое и новое, отметьте достоинства каждого. Город наш украшают зеленые парки, цветущие клумбы, много деревьев, красивых газонов.  Обратите на это внимание своих детей.

Придя домой, попросите  ребенка запечатлеть свои чувства от увиденного, нарисовать то, что понравилось, запомнилось. Принесите эти рисунки в детский сад, покажите, как гордитесь достижениями своего ребенка. 

       Закрепляйте знания детей о кубанском историческом жилище, старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира. Побеседуйте на эти темы с детьми, расскажите о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям из ваших уст и уст бабушек узнать о народных праздниках и обрядах.

Во время праздников привлекайте детей, можно вместе с ними украсить дом, испечь пироги, сделать подарки на Рождество, для членов вашей семьи, родственников; пойте вместе песни, разучивайте пословицы, повторяйте выученное в группе. 
     Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.  Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины

Рекомендации для родителей:

 Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для

 него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

 Обращайте внимание ребенка на красоту родного села.

  Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,

 поговорите о значении каждого объекта.

 Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,

 магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников

 этих учреждений, отметьте ценность их труда.

 Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и

 озеленению своего двора.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других

людей.

 Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего

 народа.

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное

поведение в общественных местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проект инновационной деятельности образовательного учреждения» Название проекта: Парциальная программа «На Кубани мы живём!»

laquo;Проект инновационной деятельности образовательного учреждения»Название проекта: Парциальная программа  «На Кубани мы живём!»Автор:   воспитатель –Первой квалиф...

Планирование работы с детьми подготовительной группы в рамках познавательно-творческой проектной деятельности «Школа».

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом, тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – шк...

Социально-значимый проект "На Кубани мы живём - все здоровыми растём!"

Укрепление здоровья детей самая главная задача. Изгода в год увеличивается количество детей не только с врождёнными заболеваниями, нои с приобретёнными в процессе жизни дефектами здоровья. «Здор...

познавательно - творческая проектная деятельность "Осень - волшебная пора"

познавательный проект для детей младшей группы детского сада. Способствует  расширению и обогащению знаний детей по лексическим темам "овощи","фрукты","осень","...

Отчёт о проделанной работе по казачеству «Ой да на Кубани мы живём».

                                         Отчёт о проделанной работе по казачеству...

Тематическое занятие "На Кубани мы живём"

Сегодня в старшей подготовительной группе прошло тематическое занятие "На Кубани мы живём". Которое было направленно на расширение знаний детей о быте и традициях кубанских казаков, о символах Краснод...