Планирование работы с детьми подготовительной группы в рамках познавательно-творческой проектной деятельности «Школа».
методическая разработка (подготовительная группа)

Борисова Елена Васильевна

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом, тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и успешной  адаптации к школе, важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.                                                                                                                                                                                                                                                           Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Проведение специальной работы по развитию мотивационной готовности к школе, позволит преодолеть имеющиеся в ней недостатки, и будет способствовать повышению уровню личностной готовности к школе. В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе,  к сожалению, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе, стоит в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.                                                                                                                                                                                  Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

Комплексно- тематическое планирование в подготовительной группе

Тема: «ШКОЛА» 

составила воспитатель: Борисова Е.В

ГБДОУ №:60 Приморского района  г. С-Петербурга 

Тип проекта: познавательно - исследовательский

 По количеству участников:  коллективный.

 По контингенту участников:  смешанный (педагоги, дети, родители).

 По продолжительности:  среднесрочный 3-4 недели

Актуальность проекта. 

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом, тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и успешной  адаптации к школе, важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.                                                                                                                                                                                                                                                           Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Проведение специальной работы по развитию мотивационной готовности к школе, позволит преодолеть имеющиеся в ней недостатки, и будет способствовать повышению уровню личностной готовности к школе. В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе,  к сожалению, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе, стоит в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.                                                                                                                                                                                  Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

Цель проекта: Формировать представления  о школе и положительное  отношение к школьной жизни.

Задачи проекта:
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;

3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;                                                         Виды детской деятельности.  

  • Игровая;
  • Коммуникативная;  
  • Познавательно – исследовательская;
  • Продуктивная;
  • Трудовая;
  • Музыкально – художественная;
  • Чтение художественной литературы

Участники:

Дети  подготовительной группы,  воспитатели, родители детей.

Методы

наглядный, словесный, практический.

Приемы:

Формы организации проекта:

 Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

  • Познавательная деятельность
  • Коммуникативная деятельность
  • Художественно-творческая деятельность
  • Игровая деятельность
  • Работа с родителями
  • Проведение итогового мероприятия.

Итоговое мероприятие:

Образовательные области

Центры активности

Непрерывная

образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной

деятельности

детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Социально- коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно-

эстетическое развитие

Физическое развитие

 Сбор

Драматическая игра

Центр Театрализации

Манипулятивно-математический

Центр « Науки  и естествознания»

 

центр «Искусство»

       

 Центр          

« Литературы»

Центр

«Физкультура»

Просмотр презентаций «Первый раз, в первый класс»,

 «Правила поведения воспитанных детей в школе» Цель: сформировать у детей устойчивый интерес к школе.

 Беседа «Скоро в школу»   об уроках, переменах и 
школьном звонке.

 Цель:   Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению.        

Просмотр презентации

Составление рассказов «Чем я буду заниматься в школе» Ситуативная беседа «Почему нужно учиться?», «Вспомним, какими мы были в младшей группе»

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: с помощью проблемных игровых ситуаций закрепить знания детей о правилах поведения детей в школе.

Игра – инсценировка «Запомни правила»

Цель: закрепить знания детей о поведении на уроке.

 Театрализованная игра: «Мальвина учит Буратино».

Этюды из серии сказок «Лесная школа»

 Тема:Математическая игра   с блоками Дьеныша «Сгруппируй фигуры»

Цель: учить группировать фигуры по указанным признакам.

 

 Тема:«Подбери нужный знак»                                       Цель: закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры от 1 до 12.

 «Повтори  по клеткам»

Цель:

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.

 Развивать образное мышление, воображение.

 Дидактическая игра «Фантазеры»

Цель: Закрепить умение строить по схеме из деталей игры.

 Развивать образное мышление, воображение.

Оборудование: схемы, игра «Колумбово яйцо».

Игра «Сделай фигуру»

Цель. Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?

Дидактическая игра

«Собери портфель».

Цель:

Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания.

Презентация «Красная книга-сигнал опасности»  Цель: Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями,

животными.

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу

погубили много растений и животных, что в результате ухудшения

экологической обстановки в природе дикие животные продолжают

погибать на нашей планете.

День Космонавтики

Солнце- большая звезда.

Цель: Дать представление о Солнце как о звезде и планетах  в солнечной системе.

Рисование на тему:

«Я рисую школу».

Цель:

Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки.

Составление альбома «Первое сентября»

Рисование по замыслу «Я и мои друзья»

Цель: развивать творческие способности, воображение, проявлять самостоятельность и инициативу. Закреплять навыки рисования.

Выставка рисунков «Мой лучший друг»

Лепка. Тема «Лепим буквы своего имени» 

Цель. Закрепить начертание печатных букв, показать им что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами

Развивать воображение, мышление, ручную умелость, общую моторику  

 Лепка + ручной труд

 «Карандашница» Цель: Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.

«Лепим  цифры»

Аппликация «Закладка для книги» Цель:

Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции  из

геометрических элементов

Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги,

сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.

ТемаЧтение произведения Л. Н. Толстого «Филлипок».

Цель: Формировать умение эмоционально воспринимать образное

содержание произведения, осмысливать идею значение образных выражений

Тема:Стихи для разучивания:

А.Барто. В школу.

 Цель: Формировать навык  выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость от чтения произведения. . Упражнять детей в подборе определений, однокоренных слов.

 Тема: Обучение грамоте. «Назови звук» - упражнять в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки

 Тема: « Алфавит»

 Продолжать знакомить детей с алфавитом,  знать из чего состоят слова, выкладывать слова из букв.

Тема: Рассказывание по картине « дети идут в школу»

Цель:  Формировать умение  составлять связный коллективный рассказ по картине. Упражнять в  подборе определений, сравнений и названий действий.

Тема: рассказывание по серии сюжетных картин

Цель: Продолжать работу по составлению коллективных рассказов по серии сюжетных картин.

Активизировать в речи

сложные предложения, упражнять в подборе однокоренных слов.

Ежедневное проведение  утренних  гимнастик,

Физкультминуток

Бодрящая гимнастика:

«Мы большие»

«Потягушки-потягушеньки»

Хождение по дорожкам здоровья

«Придумай  новое правило к игре»

Цель: расширять знания о подвижных играх. Развивать внимание

П/И:«Догони»,                    Пять шагов

Цель игры: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.

«Подбрось — поймай»

Общение на тему «Почему я хочу ( не хочу ) в школу.  

 Просмотр презентации «Знакомство с букварем»

Отгадывание загадок  о школе, школьных принадлежностях.

Беседа: «Чего я жду от школы», «О правилах поведения в школе».

Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.                        Д/игры:

«Угадай-ка», «Назови правильно», «Какой, какая, какие? », «Что из чего сделано? »,

 «Для чего нужен предмет», «Первоклассник».

С. Маршак «Первое сентября»

А. Алексин «Первый день»

В. Воронкова «Подружки идут в школу»

Э. Мошковская «Мы играем в школу»

А. Александрова «В школу»

В. Берестов «Считалочка»

А. Барто «В школу»

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин канцтоваров», «Школьный урок».

«Это я, это я, это все мои друзья!», «А мы в школу пойдем»

Обыгрывание диалогов.

«На уроке»

«У меня зазвонил телефон»

Игра – фантазия «Когда я буду учеником…»

Д/игра «Короче –длиннее»

Цель: Способствовать овладению количественными характеристиками временных эталонов.

 «Работа в тетради в клеточку»,

 Д/игра «Измерь предмет» упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки

- И/упр. «Реши примеры»

- И/упр. «Посчитай и обозначь цифрой»

-И/упр. « Вставь нужный знак»

- И/упр. «Обведи правильно»

Работа на игровизоре «Лабиринты»

Коллекция школьные принадлежности разных лет

Экологическая игра

животные и растения красной книги.

Опыты:

 «Догони свою тень»

 Цель: Познакомить с понятиями света и тени.

«Волшебный лучик»

Цель: Показать, что солнечный лучик может превращаться в в разноцветный.

Рисование  по замыслу «Школьный портфель».

Мастер-класс «Аппликация» - «Пригласительная открытка на выпускной бал».

Цель: изготовление открытки своими руками.
Задачи:
Продолжать знакомить с разными  способами и приёмами работы с бумагой поделки в технике аппликации.
-совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем,                    - развивать мелкую моторику,                                               - воспитывать художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление (работать с цветом, создавать композицию, планировать последовательность действий).

Рисование

Тема. «Здание школы»

Коллективная работа.

Совместное рисование здания школы, учитывая характерные особенности.  

Развивать умение использовать в работе разнообразные по размеру кисти и приспособления. Развивать фантазию Развивать аккуратность, опрятность при работе. Умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать умение работать в паре, договариваться между собой, помогать, совместно решать поставленную задачу

 

Чтение художественной литературы:      Э. Мошковская       «Мы играем в школу».

В.Воронкова «Подружки».

Чтение произведения Л. Н. Толстого «Филлипок».

Сказкотерапия Марина Панфилова «Лесная школа»:

- сказка «Создание лесной школы»

- сказка «Букет для учителя»

- сказка «Смешные страхи»

- сказка «Игры в школе»

- сказка «Школьные правила»

Д/игра «Найди и прочитай». 
Цель: Отработка навыков быстрого чтения слов, развитие и тренировка внимания

Д/игра «Читаем по буквам».
Цель: Способствовать лучшему запоминанию букв, умению различать их, называть и читать в словах.

 Д/игра «Цепочка слов».
Цель: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение слышать звук в конце слова.

  Д/игра «Чтение слогов с договариванием  до  целого слова»            

  Д/игра «Составь схему»  Цель: упражнять в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки

Д/игра « Составь слово по схеме»

Речевые игры:

«Какое слово заблудилось»

Цель: Формировать умение подбирать точное по смыслу слова.

«Опиши предмет».

Составление загадок по картинкам.

Подвижные игры: «Собери скорей портфель»,

«Урок – перемена».

 Запрещённое движение

Цель игры: развивать моторную память

 

Картины для рассматривания и составления рассказов

 «Школьные принадлежности».

 «Школа. Прошлое и будущее».

 Фотоматериалы на тему: «Наши выпускники»,

«Хроники семейного альбома».

Атрибуты для  сюжетно ролевой  игры «Школа»

Листы с индивидуальными заданиями для ИГРОВИЗОРА

Дидактический

материал к игре «Кростики» Цветные счетные палочки Кюизенера

Лото «Школьные принадлежности»,

 Карточки к              Д/игре   « Реши пример»

Д/игры: «Сложи картинку»,

«Подбери картинки правильно», «Составь узор»,

Палочки Кюизенера

Схема.

схемы, игра «Колумбово яйцо».

картографы для исследования

иллюстрации животных занесённых в Красную книгу.

 схема планет солнечной системы,

карта заездного неба

Плоское  зеркальце.                     ( Т.М. Бондаренко стр.403.)

 раскраски

«Школьные принадлежности

Схемы для оригами:

Портфель,

стаканчик для карандашей

П/карта:

«Портфель» «Глобус»            «Книга»

Пластилин, стеки, бисер.

Материал: Цветная бумага, картонные втулки, клей ПВА, ножницы, кисть.

Картины для составления рассказов художников:

 Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси. 1912.                    Ф. Решетников. Опять двойка. 1951.

План-схема для составления описательных рассказов.

Мнемотаблтцы для заучивания  стихов.

 Алфавит

разрезная азбука.

Слоговая таблица.

Схемы слов.

 Д/и «Кубики Зайцева»

 « Составь слово из частей»

« Составь слово по схеме»

 

«Волшебные буквы»

Познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами (в форме объявления)

Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта

Тематическая консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе».

Рекомендации  психолога ДОУдля родителей по повышению уровня готовности детей к школе.

Консультация «Готов ли личность ребенка к школе?»

Помощь  подборе атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Школа»

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Оформление серии выставок для детей школьные принадлежности разных поколений

Изготовление совместно с детьми атрибутов к сюжетно ролевой игре «Школа»

Папки-передвижки: «Рекомендации по здоровье сбережению будущих дошкольников»

Организация  фотовыставки  «Наши мамы и папы – школьники»

Сбор материала для изготовления  книг-самоделок. иллюстрации, картинки, вырезки   на тему «Школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по образовательной области «Музыка»

Песрпективное планирование работы с детьми подготовительной группы по образовательной области "Музыка" по программе "Детство"...

Региональный компонент. Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ(региональный компонент программы)МДОУ детский сад №10 города Алушты РК 2016г. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА  Месяц годанеделяСодержание работысентябрь2 н...

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое раз...

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с историей и культурой Донского казачества в МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка».

Приказом Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Правительства Ростовской области, в 2016 году МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка», п. Матвеев Курган,  был присвоен статус «казачий». ...

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы с ФНР

Перспективное планирование логопедической работы на логопункте с детьми подготовительной группы с диагнозом ФНР....