Главные вкладки

    «Проект инновационной деятельности образовательного учреждения» Название проекта: Парциальная программа «На Кубани мы живём!»
    проект (средняя группа)

    Сыпченко Валентина Николаевна

    «Проект инновационной деятельности образовательного учреждения»

    Название проекта: Парциальная программа  «На Кубани мы живём!»

    Автор:   воспитатель –

    Первой квалификационной категории

    Сыпченко Валентина Николаевна

     

    Описание проекта

    Название проекта: Парциальная программа  «На Кубани мы живём!»

    Автор проекта:  воспитатель Сыпченко Валентина Николаевна.,

    Место работы: МБДОУ №27

    Контактный телефон: 8 (8614771145)

    Адрес электронной почта:

    Информация о проекте, которую считаете необходимым сообщить: данный проект можно использовать  в вариативной части образовательной программы дошкольного образования.

    Аннотация:Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях.   Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание патриотическому воспитанию в нашей стране уделялось до перестройки, а  потом,  к сожалению,  вопрос воспитания   гражданственности и патриотизма  угас - стал неактуален. За эти годы мы растеряли многие ценности души человеческой. Патриотические чувства  у человека закладываются в процессе жизни и бытия, находящегося в рамках конкретной среды. Дети с момента рождения, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к культуре   своей страны, к бытию своего народа. К сожалению, так же время произошло и отстранение народа от церкви. Потерялась связь между церковью и людьми. А восстановление процесс длительный и трудоёмкий.

    Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине   начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к дому,  улице, на которой он живет, к детскому саду, к поселку, а затем  уже к  любви к своей большой Родине.

    Именно поэтому в нашем детском саду создана система духовно-нравственного и патриотического  воспитания: система, построенная на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающая потребностям развития личности ребенка и направленная на развитие телесно и духовно здорового человека.

     

    Основным направлением деятельности МБДОУ №27 является внедрение регионального компонента – кубановедения в деятельность с детьми дошкольного возраста.

    Цель проекта:Формирование у дошкольников духовных ценностей; интереса к изучению культуры своих предков,  любовь к родному краю.

    Задачи проекта:Воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей  Родины;

    Воспитывать гордость  за культуру кубанского казачества, желание  её сахранять.;

    Продолжать знакомство с символикой Куьани и саницеТемиргоевской..Способствовать  воспитанию в детях чувства гордости за свой край.

     

    Парциальная программа «НА Кубани мы живём» посвящена вопросам построения системы образовательного процесса на основе многовековой традиционной  культуры Кубани, ее богатейшего культурного наследия, что в настоящее время является актуальным в работе педагогов дошкольных организаций и учитывает требования ФГОС ДО. Данная программа  составлена согласно  «Концепции содержания  дошкольного образования на Кубани по вопросам воспитания любви к родному краю», и так же  действует в рамках реализации рекомендаций совещания педагогической общественности муниципального образования с целью повышения  эффективности внедрения регионального компонента – кубановедения.

    Новизна и оригинальность   парциальной программы «На Кубани мы живём»:

    - программа предназначена для воспитания патриотических чувств детей 4-7 лет на основе ознакомления  с историей Малой родины в  специфических видах  детской деятельности;

    - педагогическим коллективом детского сада изучена и внедрена в деятельность детского сада концепция содержания дошкольного образования на Кубани по вопросам воспитания любви к родному краю, к станице, к своей Малой родине;

    - выявлены и апробированы методики, для определения уровня знаний детей по проблеме внедрения регионального компонента в деятельность детского сада.

    Парциальная  программа «На Кубани мы живём» включена в Основную образовательную программу МБДОУ № 27, в  часть формируемую участниками образовательных отношений.

     

    Парциальная программа «На Кубани мы живём» представлена  в рамках деятельности  муниципальной экспериментальной площадки на базе  МБДОУ «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДО»

     

    В рамках реализации парциальной программы  «На Кубани мы живём» заключены договора с общественными организациями Кубанского сельского поселения (Дом культуры,  Станичное казачье общество, Кубанская станичная библиотека), что в совокупности способствует более эффективному взаимодействию педагогов, родителей и детей, в результате, которого, любовь к Краснодарскому краю и   Казачьей станице Темиргоевской   глубоко проникнет в сознание и привычки  - дошкольников.

    Появлению парциальной программы «На Кубани мы живём»  предшествовала  подготовительная работа.  Внедрение кубановедения в воспитание и образование детей началось с изучения педагогами  истории  родного поселка; пополнения наших знаний об истории и культуре родного края; со знакомства с  культурой, традициями, фольклором кубанского народа; создания банка данных творчества кубанских поэтов, писателей, художников;  со знакомства с особенностями природы и животного мира Кубани.

    В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагогов с семьей. Но, к сожалению, в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Наше взаимодействие  с родителями  проходит через:

    - повышение уровня знаний родителей  о  родном крае;

    - знакомство с  культурой, традициями, фольклором родного края на праздниках, открытых занятиях, собраниях  в детском саду;

    -  участие в общих собраниях, в выставках и аукционах;

    - изготовление детских казачьих  костюмов;

    - через «Родительские посиделки» по созданию развивающей среды в группах  и на

    участках    детского сада;

    -  оформление  генеалогического древа и родословных своей семьи.

    Совместно создав   условия для работы покубановедению  началась работа с детьми: проведен цикл бесед:  «Моя семья», «Мои друзья», «Мой дом», «Моя станица»,  «Мой край», о труде работников сельского хозяйства;   были организованы экскурсии по родной станице, в разное время года, встречи с героями труда и трудящимися станицы; организованы выставки детских работ;  проведен месячник патриотического воспитания «Победа  деда – моя Победа»; осенние ярмарки с выставкой сельскохозяйственной продукции. В течение года обязательно проводятся народные и православные праздники: Рождество, Масленица, Пасха, Преображение Господне, Покров Пресвятой Богородицы.

     

    Особо хочется остановиться на праздновании праздника Преображение Господне (Яблочный спас). На протяжении 5 лет ежегодно дети вместе с педагогами   детского сада  посещают храм в станице Темиргоевской « Казанской Божьей матери..»

    Посещаем библиотеку, станичный  музей.  Открылся музей в бывшей школе №16  где собран прекрасный материал.

     

     

     

    Взаимодействие МБДОУ с семьей по реализации Парциальной программы

     

    В рамках  реализации Парциальной программы   в работе с родителями   применяются разнообразные традиционные и инновационные формы и методы:

    Традиционные  формы

    Общие родительские собрания

    Ознакомление родителей с парциальной программой «На Кубани мы живём!».

    Круглый стол (педагогические советы)

    Обсуждение актуальных проблем педагогами и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

    Беседа

    Обмен мнениями по  вопросам привития любви к своей малой Родине.

    Консультации

    Консультирование родителей по внедрению парциальной программы «На Кубани мы живём!».

    Наглядно– информационные

    Родительские уголки (информация  о Законе Краснодарского края  № 1539-КЗ).

    Папки – передвижки (« Нашему Кубанскому – 80 лет»)

    Выставки детских работ («Моя любимая станица», «Вот так урожай»).

    Анкетирование

    Анализ состояния работы по кубановедению

     

    Нетрадиционные формы

    Родительские посиделки

    Совместная работа детского сада и семьи по изготовлению уголков кубанского быта, костюмов, поделок, созданию и обогащению развивающей среды.

    «Родительская почта»

    Взаимодействие  с родителями из отдаленных поселков по теме «История Кубани».

    «Выездная библиотека»

    Повышение уровня  знаний  родителей из отдаленных станиц о малой Родне «Ты - Кубань, ты наша - Родина».

    Мультимедийные презентации

    Ознакомление родителей  с деятельностью с детьми по вопросам реализации парциальной программы «Мы –кубанцы!».

    Газета «Непоседы»

    Обратная связь с родителями в рамках реализации парциальной программы «На Кубани мы живём!».

    Совместные праздники и развлечения

    Эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми, знакомство с традициями кубанского народа.

    Составление

    родословных

    Связующая нить с предками, раскрывающая тайны судьбы, рода.

     

    Составление проектов

    Включение детей, педагогов и родителей в экспериментальную деятельность.

        

     

    «Родительские посиделки» –  в  детском саду стала традиционной эта форма работы с родителями. Самое удобное время года для их проведения – весна, осень. Родители с огромным удовольствием принимают участие в оформлении развивающей среды, как на участке, так и в группе. Тем самым решаются вопросы взаимопонимания и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

    Мультимедийные презентации  - с улучшением материально-технической базы, развитием технического прогресса, с появлением компьютера  стало возможным при проведении родительских собраний использовать мультимедийные презентации, это позволяет наглядно знакомить участников с успехами детей, повышать уровень педагогических знаний родителей.

    Совместные праздники и развлечения – стали традиционными. От участия родителей в праздниках  дети получают огромное удовольствие. В  праздниках  «Рождество», «Масленица», «Кубанская ярмарка», «Пасха»,  - родители принимают активное участие. В ходе подготовки и проведения праздников дети знакомятся с  традициями  кубанского казачества, у них  воспитывается  любовь к своей Малой родине.

    Составление родословных - очень актуальным в наши дни стало составление родословной. Уникальную радость испытывает человек при исследовании своей родословной, при восстановлении истории собственной семьи, фамилии. Фамилия – это не просто отличительный  знак человека. Это связующая нить с предками, раскрывающая тайны  рода.

    Составление проектов – для активного включения детей, воспитателей  и родителей в инновационную деятельность педагогами МБДОУразработаны проекты:

    • «Мой любимый детский сад»
    • «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

    Материально-технические условия в детском саду по внедрению регионального компонента:

    Для реализации парциальной   программы «На Кубани мы живём» в детском саду созданы следующие материально-технические условия

    • экскурсии по   малой -Родине нашей станице

     

    • экскурсии в музеи казачьей станице;
    • экскурсии  в поля, в сад,  – согласно плана работы в каждой возрастной группе с детьми 4- 7 лет.
    • Приобретены ноутбук и мультимедийное оборудование, для проведения занятий по ознакомлению с родным краем,  с использованием презентаций.
    • Приобретена методическая литература по кубановедению для  дошкольников.
    • Сшиты детские казачьи костюмы для вокальной группы «Казачок».

    Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду по кубановедению:

    В рамках реализации парциальной программы «На Кубани мы живём» в детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда:

     

    • Оборудован уголок кубанского быта в старшей группе.
    • Оформлены патриотические уголки  в  старшей, средней группах.
    • Приобретена художественная литература кубанских поэтов и писателей для  дошкольников.
    • Оформлены стенды:

    «Казачьему роду – нет переводу» - о районном дошкольном казачьем кругфестивале(ежегодно добавляется страница);

    • «Родная станица Казачья».
    • В группах оформлен демонстрационный материал, альбомы: «Ты -Кубань, ты - наша Родина!», «Путешествуем по  Кубани.», «Композиторы Кубани», «Поэты и писатели Кубани».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл innovatsionnyy_proekt.docx30.82 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Проект инновационной деятельности образовательного учреждения»

    Название проекта: Парциальная программа  «На Кубани мы живём!»

    Автор:   воспитатель –

    Первой квалификационной категории

    Сыпченко Валентина Николаевна

     

    Описание проекта

    Название проекта: Парциальная программа  «На Кубани мы живём!»

    Автор проекта:  воспитатель Сыпченко Валентина Николаевна.,

    Место работы: МБДОУ №27

    Контактный телефон: 8 (8614771145)

    Адрес электронной почта:

    Информация о проекте, которую считаете необходимым сообщить: данный проект можно использовать  в вариативной части образовательной программы дошкольного образования.

    Аннотация: Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях.   Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание патриотическому воспитанию в нашей стране уделялось до перестройки, а  потом,  к сожалению,  вопрос воспитания   гражданственности и патриотизма  угас - стал неактуален. За эти годы мы растеряли многие ценности души человеческой. Патриотические чувства  у человека закладываются в процессе жизни и бытия, находящегося в рамках конкретной среды. Дети с момента рождения, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к культуре   своей страны, к бытию своего народа. К сожалению, так же время произошло и отстранение народа от церкви. Потерялась связь между церковью и людьми. А восстановление процесс длительный и трудоёмкий.

    Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине   начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к дому,  улице, на которой он живет, к детскому саду, к поселку, а затем  уже к  любви к своей большой Родине.

    Именно поэтому в нашем детском саду создана система духовно-нравственного и патриотического  воспитания: система, построенная на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающая потребностям развития личности ребенка и направленная на развитие телесно и духовно здорового человека.

    Основным направлением деятельности МБДОУ №27 является внедрение регионального компонента – кубановедения в деятельность с детьми дошкольного возраста.

    Цель проекта  :Формирование у дошкольников духовных ценностей; интереса к изучению культуры своих предков,  любовь к родному краю.

    Задачи проекта:Воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей  Родины;

    Воспитывать гордость  за культуру кубанского казачества, желание  её сахранять.;

    Продолжать знакомство с символикой Куьани и санице Темиргоевской..Способствовать  воспитанию в детях чувства гордости за свой край.

    Парциальная программа «НА Кубани мы живём» посвящена вопросам построения системы образовательного процесса на основе многовековой традиционной  культуры Кубани, ее богатейшего культурного наследия, что в настоящее время является актуальным в работе педагогов дошкольных организаций и учитывает требования ФГОС ДО. Данная программа  составлена согласно  «Концепции содержания  дошкольного образования на Кубани по вопросам воспитания любви к родному краю», и так же  действует в рамках реализации рекомендаций совещания педагогической общественности муниципального образования  с целью повышения  эффективности внедрения регионального компонента – кубановедения.

    Новизна и оригинальность   парциальной программы «На Кубани мы живём»:

    - программа предназначена для воспитания патриотических чувств детей 4-7 лет на     основе ознакомления  с историей Малой родины в  специфических видах  детской деятельности;

    - педагогическим коллективом детского сада изучена и внедрена в деятельность детского сада концепция содержания дошкольного образования на Кубани по вопросам воспитания любви к родному краю, к станице, к своей Малой родине;

    - выявлены и апробированы методики, для определения уровня знаний детей по проблеме внедрения регионального компонента в деятельность детского сада.

    Парциальная  программа «На Кубани мы живём» включена в Основную образовательную программу МБДОУ № 27, в  часть формируемую участниками образовательных отношений.

    Парциальная программа «На Кубани мы живём» представлена  в рамках деятельности  муниципальной экспериментальной площадки на базе  МБДОУ «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДО»

    В рамках реализации парциальной программы  «На Кубани мы живём» заключены договора с общественными организациями Кубанского сельского поселения (Дом культуры,  Станичное казачье общество, Кубанская станичная библиотека), что в совокупности способствует более эффективному взаимодействию педагогов, родителей и детей, в результате, которого, любовь к Краснодарскому краю и   Казачьей станице Темиргоевской   глубоко проникнет в сознание и привычки  - дошкольников.

    Появлению парциальной программы «На Кубани мы живём»  предшествовала  подготовительная работа.  Внедрение кубановедения в воспитание и образование детей началось с изучения педагогами  истории  родного поселка; пополнения наших знаний об истории и культуре родного края; со знакомства с  культурой, традициями, фольклором кубанского народа; создания банка данных творчества кубанских поэтов, писателей, художников;  со знакомства с особенностями природы и животного мира Кубани.

    В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагогов с семьей. Но, к сожалению, в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Наше взаимодействие  с родителями  проходит через:

    - повышение уровня знаний родителей  о  родном крае;

    - знакомство с  культурой, традициями, фольклором родного края на праздниках, открытых занятиях, собраниях  в детском саду;

    -  участие в общих собраниях, в выставках и аукционах;

    - изготовление детских казачьих  костюмов;

    - через «Родительские посиделки» по созданию развивающей среды в группах  и на

    участках    детского сада;

    -  оформление  генеалогического древа и родословных своей семьи.

    Совместно создав   условия  для работы по  кубановедению  началась работа с детьми: проведен цикл бесед:  «Моя семья», «Мои друзья», «Мой дом», «Моя станица»,  «Мой край», о труде работников сельского хозяйства;   были организованы экскурсии по родной станице, в разное время года, встречи с героями труда и трудящимися станицы; организованы выставки детских работ;  проведен месячник патриотического воспитания «Победа  деда – моя Победа»; осенние ярмарки с выставкой сельскохозяйственной продукции. В течение года обязательно проводятся народные и православные праздники: Рождество, Масленица, Пасха, Преображение Господне, Покров Пресвятой Богородицы.

    Особо хочется остановиться на праздновании праздника Преображение Господне (Яблочный спас). На протяжении 5 лет ежегодно дети вместе с педагогами   детского сада  посещают храм в станице Темиргоевской « Казанской Божьей матери..»

    Посещаем библиотеку, станичный  музей.  Открылся музей в бывшей школе №16  где собран прекрасный материал.

    Взаимодействие МБДОУ с семьей по реализации Парциальной программы

    В рамках  реализации Парциальной программы   в работе с родителями   применяются разнообразные традиционные и инновационные формы и методы:

    Традиционные  формы

    Общие родительские собрания

    Ознакомление родителей с парциальной программой «На Кубани мы живём!».

    Круглый стол (педагогические советы)

    Обсуждение актуальных проблем педагогами и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

    Беседа

    Обмен мнениями по  вопросам привития любви к своей малой Родине.

    Консультации

    Консультирование родителей по внедрению парциальной программы «На Кубани мы живём!».

    Наглядно– информационные

    Родительские уголки (информация  о Законе Краснодарского края  № 1539-КЗ).

    Папки – передвижки (« Нашему Кубанскому – 80 лет»)

    Выставки детских работ («Моя любимая станица», «Вот так урожай»).

    Анкетирование

    Анализ состояния работы по кубановедению

    Нетрадиционные формы

    Родительские посиделки

    Совместная работа детского сада и семьи по изготовлению уголков кубанского быта, костюмов, поделок, созданию и обогащению развивающей среды.

    «Родительская почта»

    Взаимодействие  с родителями из отдаленных поселков по теме «История Кубани».

    «Выездная библиотека»

    Повышение уровня  знаний  родителей из отдаленных станиц о малой Родне «Ты - Кубань, ты наша - Родина».

    Мультимедийные презентации

    Ознакомление родителей  с деятельностью с детьми по вопросам реализации парциальной программы «Мы –кубанцы!».

    Газета «Непоседы»

    Обратная связь с родителями в рамках реализации парциальной программы «На Кубани мы живём!».

    Совместные праздники и развлечения

    Эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми, знакомство с традициями кубанского народа.

    Составление

    родословных

    Связующая нить с предками, раскрывающая тайны судьбы, рода.

    Составление проектов

    Включение детей, педагогов и родителей в экспериментальную деятельность.

    «Родительские посиделки» –  в  детском саду стала традиционной эта форма работы с родителями. Самое удобное время года для их проведения – весна, осень. Родители с огромным удовольствием принимают участие в оформлении развивающей среды, как на участке, так и в группе. Тем самым решаются вопросы взаимопонимания и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

    Мультимедийные презентации  - с улучшением материально-технической базы, развитием технического прогресса, с появлением компьютера  стало возможным при проведении родительских собраний использовать мультимедийные презентации, это позволяет наглядно знакомить участников с успехами детей, повышать уровень педагогических знаний родителей.

    Совместные праздники и развлечения – стали традиционными. От участия родителей в праздниках  дети получают огромное удовольствие. В  праздниках  «Рождество», «Масленица», «Кубанская ярмарка», «Пасха»,  - родители принимают активное участие. В ходе подготовки и проведения праздников дети знакомятся с  традициями  кубанского казачества, у них  воспитывается  любовь к своей Малой родине.

    Составление родословных - очень актуальным в наши дни стало составление родословной. Уникальную радость испытывает человек при исследовании своей родословной, при восстановлении истории собственной семьи, фамилии. Фамилия – это не просто отличительный  знак человека. Это связующая нить с предками, раскрывающая тайны  рода.

    Составление проектов – для активного включения детей, воспитателей  и родителей в инновационную деятельность педагогами МБДОУразработаны проекты:

    • «Мой любимый детский сад»
    • «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

    Материально-технические условия в детском саду по внедрению регионального компонента:

    Для реализации парциальной   программы «На Кубани мы живём» в детском саду созданы следующие материально-технические условия

    • экскурсии по   малой -Родине нашей станице

    • экскурсии в музеи казачьей станице;
    • экскурсии  в поля, в сад,  – согласно плана работы в каждой возрастной группе с детьми 4- 7 лет.
    • Приобретены ноутбук и мультимедийное оборудование, для проведения занятий по ознакомлению с родным краем,  с использованием презентаций.
    • Приобретена методическая литература по кубановедению для  дошкольников.
    • Сшиты детские казачьи костюмы для вокальной группы «Казачок».

    Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду по кубановедению:

    В рамках реализации парциальной программы «На Кубани мы живём» в детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда:

    • Оборудован уголок кубанского быта в старшей группе.
    • Оформлены патриотические уголки  в  старшей, средней группах.
    • Приобретена художественная литература кубанских поэтов и писателей для  дошкольников.
    • Оформлены стенды:

            «Казачьему роду – нет переводу» - о районном дошкольном казачьем кругфестивале(ежегодно добавляется страница);

    • «Родная станица Казачья».
    • В группах оформлен демонстрационный материал, альбомы: «Ты -Кубань, ты - наша Родина!», «Путешествуем по  Кубани.», «Композиторы Кубани», «Поэты и писатели Кубани».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность по курсу: "Оптимизация деятельности воспитателя в современном образовательном учреждении" Тема проекта:Кто я?"

    Задача воспитателя на занятиях по ознакомлению детей с предметным миром - помочь дошкольнику свободно и правильно ориентироваться среди множества окружающих его вещей, использовать их по назначению, б...

    Творческий проект по теме «23 февраля» .Название проекта "Наши защитники"

    Материал содержит подробное описание краткосрочного  проекта по потреатическому воспитанию в старшей группе "Наши защитники"...

    Инновационный проект развития дошкольного образовательного учреждения

    Проект был представлен на конкурсе "Перспективный менеджер в образовании"...

    Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»

    Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Пед...

    Познавательно - творческий проект "На Кубани мы живём"

    Долгосрочный проект для детей старшей группы....

    «Проект инновационной деятельности образовательного учреждения» Название проекта: Парциальная программа «Мы – кубанцы!»

    Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание патриотическому воспитанию в нашей стране уделялось до перестройки, а...

    Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

    Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...