Организация экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте
консультация на тему

Величко Светлана Владимировна

данная консультация поможет педагогам планировать работу по экспериментальной деятельности, которая, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

 

Организация экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Консультация для воспитателей.

     Мы, педагоги и родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас, работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ребёнок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.
    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, стремясь создать условия для их экспериментальной деятельности необходимо начинать работу с построения предметно – развивающей среды: обустройство уголка экспериментирования, подбор оборудования и материалов, изготовление игр – экспериментов. Необходимо сделать подбор игр – экспериментов, разработать перспективные планы по экспериментальной деятельности, оформить картотеку игр экспериментов по экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте. 
     Основные вопросы, намеченные для проработки – подбор литературы по проведению и организации исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте в игровой форме и с использованием игровых персонажей, организация  и наблюдение за деятельностью детей в ходе занятий по экспериментированию.
 В   методической литературе очень мало материала в помощь педагогу для организации и проведения элементарной исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте. Возникла необходимость в проработке имеющейся литературы, в частности О.Дыбина «Неизведанное рядом», Т Воинский «Ребёнок , который ведёт за руку  учителя», Л.Дерягина «Пускаем кораблики», Е.Янушко «Будь, что будет» и другого материала, его переработке и составлении перспективного планирования исследовательско-экспериментальной деятельности младших дошкольников. Использование   художественного будет верным и оправданным.  Играя, слушая сказку, стихотворение маленький ребёнок с удовольствием вовлекается в эксперимент.   Дети радуются новой возможности, что–либо «открыть», исследовать, узнать самому, что же будет на самом деле. Младшие

дошкольники очень робко делают свои первые предположения (гипотезы), затем всё больше детей откликаются, предположения становятся смелее, т.к. дети постоянно ощущают поддержку педагога. Правильных и неправильных высказываний нет. Детская гипотеза, пусть даже самая маленькая – это результат самостоятельного поиска, индивидуальной мыслительной деятельности.   Выводы даются детям ещё с трудом, пока остаётся основная роль за педагогом, но дети участвуют, помогают, поправляют, подсказывают. Затем все вместе повторяем, что же предполагали и, что получилось.
К проведению игр – экспериментов привлекаются родители Хотелось, чтобы дети поделились с мамой и папой своими новыми открытиями. В помощь родителям можно предложить консультацию, прочитав которую родители могли узнать, как и какие опыты можно провести с детьми вместе и как полезно и важно, начиная с младшего дошкольного возраста предоставлять детям возможность задумываться, предполагать и экспериментировать. В  картотеке игр экспериментов мамы и папы узнают,  какие игры можно подобрать для совместных занятий дома со своим ребёнком для развития внимания, мышления, исследовательских навыков.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте

 

 Образовательная деятельность

Игры - эксперименты

Дидактические игры

сентябрь

Тема: Рассматривание картины «Играем с песком» Е. Батурина
Цель: вызвать желание рассмотреть картину, называть персонажи и предметы. Уточнить представления о свойствах песка. Подтвердить предположение в игре с песком. 
«Ознакомление

дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 90.

Тема: «Солнечный зайчик» Цельпознакомить с естественным источником света солнцем.
Е.Янушко «Будь что будет»

 

Тема: «Что в коробке» Цельпознакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.           
О.Дыбина «Неизведанное рядом»

Тема: «Вылепим куличики»
Цель: уточнить представления о свойствах сухого и мокрого песка.
Л. Дерягина «Пускаем кораблики»

октябрь

 

Тема: «Кто живёт в воде» Цельразвивать познавательный интерес и воображение. Л.Дерягина «Пускаем кораблики»

Тема: «Пейте куклы вкусный сок»
Цель: выявить свойства воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет.    Е.Янушко

 

ноябрь

 

Тема: «Сказка о том как радуга в воде купалась»   
Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной. Л. Дерягина

Тема: «Рисовальнички»
Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.                            
Е.Янушко

 

декабрь

Тема: «Знакомство со свойствами и качествами ткани и бумаги»
Цель: познакомиться со свойствами бумаги (непрочная, рвётся, легко мнётся) и ткани (прочная, трудно порвать, мнётся меньше, чем бумага, можно сшить), путём обследовательских и экспериментальных действий.
«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 34.

Тема: «Времена года»
Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
О.Воронкевич   Л.Дерягина 

 

Тема: «Тает льдинка»
Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.
О.Дыбина  Е.Янушко             

Тема: «Магазин»
Цель: закрепить знания о родовых понятиях, о названиях материалов, из которых сделаны предметы, об основных цветах и форме предметов.
«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 86.

январь

 

Тема: «Считалочка -  купалочка»
Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Л.Дерягина

Тема: «Как вода гулять отправилась»
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Е. Янушко

 

февраль

Тема: «Волшебное мыло и мыльные пузыри»
Цель: закрепить знания о свойствах мыла и его назначении, путём экспериментирования.
Л. Дерягина, О. Дыбина

Тема: «Мыльные пузырьки»
Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.            Л.Дерягина

Тема: « Кто разбудил китёнка»
 Цель: познакомить с тем что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
Л.Дерягина

 

март

Тема: «Знакомства со свойствами дерева и резины»
Цель: познакомить детей со свойствами дерева (твёрдый, неупругий материал), резины (мягкий, упругий материал), с помощью обследовательских и экспериментальных действий.
«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 80.

Тема: «Рыбалка»
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Л.Дерягина

 

Тема: «Водопад»
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
Л.Дерягина

Тема «Лото-игрушки»
Цель: закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (ткань, бумага, дерево, резина).
«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 85.

апрель

 Занятия с детьми и родителями.
Тема: «Почему кораблики не плывут»
Цель: развивать познавательный интерес в экспериментальной деятельности; организовать сотрудничество родителей и детей на занятии в ДОУ.
Н. Корженевская.

Тема: «Ветка в вазе»
Цель: показать значение воды в жизни растений.
О.Воронкевич

 

Тема: «Сказка о камешке»
Цель: на примере  опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.
Л.Дерягина

Тема «Что лишнее» Цельзакрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки и предметы (ткань, бумага, дерево, резина) и их свойствах. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью   Алёшина 85.

май

 

Тема: «Ветер и кораблики»
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
Л.Дерягина

Тема: « Пенный замок»
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.   Е Янушко

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста из опыта работы...

Организация экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте

выступление на педагогическом совете из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Организация экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте

Одной из задач основной образовательной программы дошкольного воспитания  является развитие познавательной активности, познавательного интереса, воспитание любознательности, готовности детей к по...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Статья "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Организация экспериментальной деятельности детей  младшего дошкольного возраста....

Отчет по теме «Организация экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте»

Отчет по теме «Организация экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте»...