Формирование у ребёнка осмысленного отношения к здоровому образу жизни
статья на тему

Леонтьева Лариса Васильевна

Формирование у ребёнка осмысленного отношения к здоровому образу жизни

      «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».                                                                       В.А.Сухомлинский.

         Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие организма и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из самых главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и другие.

«Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам», - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуациитолько полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путём создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

В своей работе мы опираемся на основные компоненты здорового образа жизни:

·        Рациональный режим

·        Правильное питание

·        Рациональная двигательная активность

·        Закаливание организма

·        Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

В нашем детском саду создана система активности детей в течении дня:

·        утренняя гимнастика (ежедневно);

·        физкультурные занятия (2 раза в неделю);

·        музыкально-ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);

·        прогулки с включением подвижных игр;

·        оздоровительный бег (ежедневно);

·        пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);

·        зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика (на соответствующих занятиях);

·        оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

·        эмоциональные разрядки, релаксация;

·        ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

·        спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз в месяц).

Нами была создана программа оздоровительной работы «Здоровячок». Основными целями и задачами этой программы являются:

1.     Закаливание детей.

2.     Формирование потребностей в двигательной активности.

3.     Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний.

4.     Приобретение навыка правильного дыхания.

5.     Привитие навыков элементарного самомассажа, активизируя биологически активные точки.

6.     Развитие всех психических процессов.

7.     Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

8.     Формирование гармоничной личности.

9.     Подводить детей к сознательному умению быть здоровым, внимательным, чутким.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребёнка   

формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Эти знания дети приобретают на занятиях. Например: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы формируем представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровому образу жизни.

         На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях мы формируем представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

         В ходе физкультурно-оздоровительной работы развиваем физические, психические и нравственные качества детей, воспитываем самостоятельность, творчество. Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.

         Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

         На некоторых занятиях по развитию элементарных математических представлений в качестве раздаточного и демонстрационного материала используем предметы личной гигиены, спортивный инвентарь, овощи, фрукты, а также изображения этих предметов.

         Занятия по изобразительной деятельности иногда специально направлены на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.

         На музыкальных занятиях у детей формируем представления о значении для здорового образа жизни развития творческих возможностей человека.

         Знакомству дошкольников с различными факторами окружающей среды, оказывающими влияние на здоровый образ жизни, способствует театрализованная деятельность с участием педагогов, детей и их родителей. Содержание досугов может быть также направлено на обучение правильному и безопасному поведению вприродой среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Состояние здоровья ребёнка во многом зависит от типа его поведения, который в основном складывается в семье, поэтому роль семьи при формировании здорового образа жизни очень велика. Ни один навык безопасного для жизни и здоровья поведения детей невозможно полностью сформировать без активного участия и  поддержки семьи. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера; нельзя говорить о добре, добрых поступках и в тоже время быть раздражённым; нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу.

Для этого с родителями проводятся консультации, беседы, родительские собрания. Родителям предлагаются следующие темы для обсуждения: «Режим дня», «Как воспитать ребёнка здоровым», «Предупреждение вредных привычек», «Профилактика простудных заболеваний», «Основные виды детского травматизма» и др. На собрания приглашаются медсестра, врач, психолог. Выставляются папки-передвижки. С родителями проводится анкетирование, результаты которого мы используем в своей работе. 

В результате проделанной работы по здоровому образу жизни были получены следующие результаты:

- у детей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные движения, появился интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии;

- снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппом, и воспалением верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в группе;

- дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития.

Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности детей к школе.

В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому у нас есть уникальная возможность для выработки у них установки на здоровый образ жизни, умения жить в гармонии с собой и окружающим миром. Если педагоги и родители  будут взаимодействовать, то мы сохраним молодое поколение здоровыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у ребёнка осмысленного отношения к здоровому образу жизни

        «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».                                                                       В.А.Сухомлинский.

        Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие организма и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из самых главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и другие.

«Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам», - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуациитолько полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путём создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

В своей работе мы опираемся на основные компоненты здорового образа жизни:

  • Рациональный режим
  • Правильное питание
  • Рациональная двигательная активность
  • Закаливание организма
  • Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

В нашем детском саду создана система активности детей в течении дня:

  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия (2 раза в неделю);
  • музыкально-ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно);
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика (на соответствующих занятиях);
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз в месяц).

Нами была создана программа оздоровительной работы «Здоровячок». Основными целями и задачами этой программы являются:

  1. Закаливание детей.
  2. Формирование потребностей в двигательной активности.
  3. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний.
  4. Приобретение навыка правильного дыхания.
  5. Привитие навыков элементарного самомассажа, активизируя биологически активные точки.
  6. Развитие всех психических процессов.
  7. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
  8. Формирование гармоничной личности.
  9. Подводить детей к сознательному умению быть здоровым, внимательным, чутким.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребёнка    

формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Эти знания дети приобретают на занятиях. Например: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы формируем представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровому образу жизни.

        На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях мы формируем представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

        В ходе физкультурно-оздоровительной работы развиваем физические, психические и нравственные качества детей, воспитываем самостоятельность, творчество. Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.

        Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

        На некоторых занятиях по развитию элементарных математических представлений в качестве раздаточного и демонстрационного материала используем предметы личной гигиены, спортивный инвентарь, овощи, фрукты, а также изображения этих предметов.

        Занятия по изобразительной деятельности иногда специально направлены на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.

        На музыкальных занятиях у детей формируем представления о значении для здорового образа жизни развития творческих возможностей человека.

        Знакомству дошкольников с различными факторами окружающей среды, оказывающими влияние на здоровый образ жизни, способствует театрализованная деятельность с участием педагогов, детей и их родителей. Содержание досугов может быть также направлено на обучение правильному и безопасному поведению вприродой среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Состояние здоровья ребёнка во многом зависит от типа его поведения, который в основном складывается в семье, поэтому роль семьи при формировании здорового образа жизни очень велика. Ни один навык безопасного для жизни и здоровья поведения детей невозможно полностью сформировать без активного участия и  поддержки семьи. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера; нельзя говорить о добре, добрых поступках и в тоже время быть раздражённым; нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу.

Для этого с родителями проводятся консультации, беседы, родительские собрания. Родителям предлагаются следующие темы для обсуждения: «Режим дня», «Как воспитать ребёнка здоровым», «Предупреждение вредных привычек», «Профилактика простудных заболеваний», «Основные виды детского травматизма» и др. На собрания приглашаются медсестра, врач, психолог. Выставляются папки-передвижки. С родителями проводится анкетирование, результаты которого мы используем в своей работе.  

В результате проделанной работы по здоровому образу жизни были получены следующие результаты:

- у детей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные движения, появился интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии;

- снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппом, и воспалением верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в группе;

- дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития.

Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности детей к школе.

В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому у нас есть уникальная возможность для выработки у них установки на здоровый образ жизни, умения жить в гармонии с собой и окружающим миром. Если педагоги и родители  будут взаимодействовать, то мы сохраним молодое поколение здоровыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....

Формирование у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, А, Баранов...

Формирование у дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни через элементы этонопедагогики

В данном материале отражена актуальность данной темы и представлены методы и приемы её реализации...

"Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни"

Создание игровой среды внесло разнообразие в деятельность детей, обогатило игровой опыт, сделало пребывание дошкольника радостным, эмоционально комфортным....

консультация для воспитателей: "« Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».

Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности....

Формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни

Формирование  «культуры здоровья» рассматривается как целевая установка в работе с детьми дошкольного возраста и эта работа отражена в комплексных программах....