Формирование у ребёнка осмысленного отношения к здоровому образу жизни
статья на тему
Формирование у ребёнка осмысленного отношения к здоровому образу жизни
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А.Сухомлинский.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие организма и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из самых главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и другие.
«Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам», - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуациитолько полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путём создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.
В своей работе мы опираемся на основные компоненты здорового образа жизни:
· Рациональный режим
· Правильное питание
· Рациональная двигательная активность
· Закаливание организма
· Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
В нашем детском саду создана система активности детей в течении дня:
· утренняя гимнастика (ежедневно);
· физкультурные занятия (2 раза в неделю);
· музыкально-ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
· прогулки с включением подвижных игр;
· оздоровительный бег (ежедневно);
· пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
· зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика (на соответствующих занятиях);
· оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
· эмоциональные разрядки, релаксация;
· ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
· спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз в месяц).
Нами была создана программа оздоровительной работы «Здоровячок». Основными целями и задачами этой программы являются:
1. Закаливание детей.
2. Формирование потребностей в двигательной активности.
3. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний.
4. Приобретение навыка правильного дыхания.
5. Привитие навыков элементарного самомассажа, активизируя биологически активные точки.
6. Развитие всех психических процессов.
7. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
8. Формирование гармоничной личности.
9. Подводить детей к сознательному умению быть здоровым, внимательным, чутким.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребёнка
формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Эти знания дети приобретают на занятиях. Например: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы формируем представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровому образу жизни.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях мы формируем представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
В ходе физкультурно-оздоровительной работы развиваем физические, психические и нравственные качества детей, воспитываем самостоятельность, творчество. Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.
Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
На некоторых занятиях по развитию элементарных математических представлений в качестве раздаточного и демонстрационного материала используем предметы личной гигиены, спортивный инвентарь, овощи, фрукты, а также изображения этих предметов.
Занятия по изобразительной деятельности иногда специально направлены на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.
На музыкальных занятиях у детей формируем представления о значении для здорового образа жизни развития творческих возможностей человека.
Знакомству дошкольников с различными факторами окружающей среды, оказывающими влияние на здоровый образ жизни, способствует театрализованная деятельность с участием педагогов, детей и их родителей. Содержание досугов может быть также направлено на обучение правильному и безопасному поведению вприродой среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Состояние здоровья ребёнка во многом зависит от типа его поведения, который в основном складывается в семье, поэтому роль семьи при формировании здорового образа жизни очень велика. Ни один навык безопасного для жизни и здоровья поведения детей невозможно полностью сформировать без активного участия и поддержки семьи. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера; нельзя говорить о добре, добрых поступках и в тоже время быть раздражённым; нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу.
Для этого с родителями проводятся консультации, беседы, родительские собрания. Родителям предлагаются следующие темы для обсуждения: «Режим дня», «Как воспитать ребёнка здоровым», «Предупреждение вредных привычек», «Профилактика простудных заболеваний», «Основные виды детского травматизма» и др. На собрания приглашаются медсестра, врач, психолог. Выставляются папки-передвижки. С родителями проводится анкетирование, результаты которого мы используем в своей работе.
В результате проделанной работы по здоровому образу жизни были получены следующие результаты:
- у детей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные движения, появился интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии;
- снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппом, и воспалением верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в группе;
- дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития.
Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности детей к школе.
В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому у нас есть уникальная возможность для выработки у них установки на здоровый образ жизни, умения жить в гармонии с собой и окружающим миром. Если педагоги и родители будут взаимодействовать, то мы сохраним молодое поколение здоровыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование у ребёнка осмысленного отношения к здоровому образу жизни | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у ребёнка осмысленного отношения к здоровому образу жизни
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А.Сухомлинский.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие организма и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из самых главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и другие.
«Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам», - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуациитолько полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путём создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.
В своей работе мы опираемся на основные компоненты здорового образа жизни:
- Рациональный режим
- Правильное питание
- Рациональная двигательная активность
- Закаливание организма
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
В нашем детском саду создана система активности детей в течении дня:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультурные занятия (2 раза в неделю);
- музыкально-ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
- прогулки с включением подвижных игр;
- оздоровительный бег (ежедневно);
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
- зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика (на соответствующих занятиях);
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз в месяц).
Нами была создана программа оздоровительной работы «Здоровячок». Основными целями и задачами этой программы являются:
- Закаливание детей.
- Формирование потребностей в двигательной активности.
- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний.
- Приобретение навыка правильного дыхания.
- Привитие навыков элементарного самомассажа, активизируя биологически активные точки.
- Развитие всех психических процессов.
- Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
- Формирование гармоничной личности.
- Подводить детей к сознательному умению быть здоровым, внимательным, чутким.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребёнка
формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Эти знания дети приобретают на занятиях. Например: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы формируем представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровому образу жизни.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях мы формируем представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
В ходе физкультурно-оздоровительной работы развиваем физические, психические и нравственные качества детей, воспитываем самостоятельность, творчество. Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.
Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
На некоторых занятиях по развитию элементарных математических представлений в качестве раздаточного и демонстрационного материала используем предметы личной гигиены, спортивный инвентарь, овощи, фрукты, а также изображения этих предметов.
Занятия по изобразительной деятельности иногда специально направлены на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.
На музыкальных занятиях у детей формируем представления о значении для здорового образа жизни развития творческих возможностей человека.
Знакомству дошкольников с различными факторами окружающей среды, оказывающими влияние на здоровый образ жизни, способствует театрализованная деятельность с участием педагогов, детей и их родителей. Содержание досугов может быть также направлено на обучение правильному и безопасному поведению вприродой среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Состояние здоровья ребёнка во многом зависит от типа его поведения, который в основном складывается в семье, поэтому роль семьи при формировании здорового образа жизни очень велика. Ни один навык безопасного для жизни и здоровья поведения детей невозможно полностью сформировать без активного участия и поддержки семьи. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера; нельзя говорить о добре, добрых поступках и в тоже время быть раздражённым; нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу.
Для этого с родителями проводятся консультации, беседы, родительские собрания. Родителям предлагаются следующие темы для обсуждения: «Режим дня», «Как воспитать ребёнка здоровым», «Предупреждение вредных привычек», «Профилактика простудных заболеваний», «Основные виды детского травматизма» и др. На собрания приглашаются медсестра, врач, психолог. Выставляются папки-передвижки. С родителями проводится анкетирование, результаты которого мы используем в своей работе.
В результате проделанной работы по здоровому образу жизни были получены следующие результаты:
- у детей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные движения, появился интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии;
- снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппом, и воспалением верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в группе;
- дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития.
Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности детей к школе.
В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому у нас есть уникальная возможность для выработки у них установки на здоровый образ жизни, умения жить в гармонии с собой и окружающим миром. Если педагоги и родители будут взаимодействовать, то мы сохраним молодое поколение здоровыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....
Формирование у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, А, Баранов...
Формирование у дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни через элементы этонопедагогики
В данном материале отражена актуальность данной темы и представлены методы и приемы её реализации...
"Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни"
Создание игровой среды внесло разнообразие в деятельность детей, обогатило игровой опыт, сделало пребывание дошкольника радостным, эмоционально комфортным....
консультация для воспитателей: "« Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».
Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности....
Формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни
Формирование «культуры здоровья» рассматривается как целевая установка в работе с детьми дошкольного возраста и эта работа отражена в комплексных программах....