Формирование у дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни через элементы этонопедагогики
консультация на тему

Аршинникова Любовь Анатольевна

В данном материале отражена актуальность данной темы и представлены методы и приемы её реализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Аршинникова Л.А.

Формирование у дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни через элементы этонопедагогики.

   Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье, является не только биологической, но и социальной категорией и  отражает как уровень телесного, так и душевного и социального благополучия. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей. Как мы говорим – здоровый ребенок – успешный ребенок. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

  Поэтому в нашем дошкольном учреждении, одной из важнейших задач  является охрана и укрепление здоровья детей, а так же  формирование у них стойких привычек к здоровому образу жизни, ответственности за сохранение собственного здоровья. Для решения данных задач мы используем различные средства, способствующие развитию физиологических функций организма и двигательных навыков: различные виды утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, прогулки, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, закаливание, полоскание горла отварами трав, применяем здоровьесберегающие технологии в различных режимных моментах и т.д.

   Я хочу напомнить об этнопедагогике и ее роли в оздоровлении детей и приобщению их к здоровому образу жизни (Этнопедагогика – система воспитания и образования подрастающего поколения , складывающаяся веками в этносе.) Данная тема актуальна, т.к одним из основных принципов дошк. образования согласно ФГОС является учет этнокультурной ситуации развития детей, который направлен на решение задачи формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.  Этнопедагогика  мне близка в силу того, что изучение с детьми рус. нар.культуры, ее традиций и ценностей на протяжении многих лет является темой моего самообразования и проектной деятельности.

    Каким же образом рус. нар. культура может влиять на появление у детей привычки к здоровому образу жизни? В раннем дошкольном возрасте это, конечно же, умелое использование потешек.  Устное нар творчество – это поистине кладезь опыта и мудрости русского народа .«Водичка, водичка, умой мое личико»  - приговаривают воспитатели во время водных процедур.

Процесс причесывания становится  приятнее под неторопливые слова потешки:

                                 Расти  коса до пояса,
                                   Не вырани ни волоса.
                                   Расти, косонька, до пят -
                                   Все волосоньки в ряд.
                                   Расти, коса, не путайся -
                                   Маму, дочка, слушайся.

  Во время купания, обливая ребенка водой, ласково говорят: «С гуся вода, с Ванюши худоба». А игра «Идет коза рогатая»,которая вызывает у детей бурный смех и веселье по сути говорит о пользе каши и молока и малыши это понимают. Дети с удовольствием слушают неоднократно повторяемые потешки, и они им не надоедают. Потому что рус. нар уст творчество обладает неповторимым очарованием, плавная ласковая, распевная  речь успокаивает, вызывая позитивные эмоции.  Многократное повторение таких действий приводит к пониманию детьми необходимости выполнения гигиенических процедур и т.о. уже с малых лет вызывает привычку к здоровому образу жизни.

     Русская народная пословица гласит “В здоровом теле – здоровый дух”. Фактически, речь идет о двух составляющих здоровья  - физическом и психическом.

   Человеческая личность – это гармония мысли и движения. Культура личности выражается не только в умении гармонично, красиво и правильно излагать свои мысли, но и гармонично двигаться. Воспитание  умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду с помощью упражнений и подвижных игр. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, удовлетворяющий потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц, в равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом. Они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.

   В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека, поэтому обращение  к национальной игре более чем оправдано.

   Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную способность ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.

   Отмечая педагогическую ценность народных игр, К.Д. Ушинский писал: «… Придумать детскую игру, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека. Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики».

   В народных играх есть все: фольклорный текст, и музыка и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если не это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр. Они привлекают еще и тем, что допускают конструирование новых правил, новой игры на традиционной фольклорной основе, позволяют ребенку ощутить себя не только участником игры, но и её творцом.  

  Итак, народные игры в комплексе с выше перечисленными воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности и способствуют оздоровлению детей и формированию  у них привычки к здоровому образу жизни.

   Рекомендую использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр могут принимать участие не только воспитатели, но и специалисты: педагог по физическому воспитанию, психолог, логопед, музыкальный руководитель.

Русские народные игры:

Игра «Утица»

  Дети становятся в круг. Подняв сцепленные руки, образуют «воротики». В середине круга «утка», а «селезень» за кругом. Стоящие в кругу поют:

                                     Селезень утку догонял,

                                     Селезень серу догонял.

                                     Ходи, серая, домой,

                                     Ходи, серая, домой.

                                     У тя семеро детей,

                                     Восьмой селезень,

                                   А девятая сама,

                                   Поцелуй разок меня.

Правило: во время пения «селезень» догоняет «утку». «Воротики» стараются ему помешать. Но если все же «селезню» удается  догнать «утку», то она танцует.

Игра «Барашеньки»

  Дети идут по кругу и поют:

                                    Барашеньки-крутороженьки

                                    По полям ходят, по лесам бродят,

                                    В скрипочку играют, Ваню забавляют:

                                    Ваня, Ваня – простота

                                    Купил лошадь без хвоста.

                                    Сел задом наперед,

                                    И поехал в огород.

  Правило: по окончании песни дети разбегаются, а Ваня их догоняет. Тот до кого он дотронулся или поймал, выбывает из игры.

Игра «Дед Сысой»

  Дети стоят перед дедом и поют песню:

                                    Здравствуй седой

                                    Дедушка Сысой.

                                    Не тряси бородой,

                                    Словно венчиком,

                                    Не стучи клюшечкой,

                                    Словно ступочкой,

                                    А послушай, что мы скажем,

                                    Отгадай, что мы покажем.

  Правило: по окончании песни играющие, договорившись заранее, показывают движением предмет или образ, а «дед Сысой» отгадывает его. Если ответ верен, ребята разбегаются, дед Сысой их ловит.

Игра «Ручейки»

  Дети становятся в круг. Подняв сцепленные руки, образуют  «воротики». «Ручейки» (цепочка ребят, взявшихся за руки) перебегают  под «воротиками», выходя и входя в круг. Дети поют песенку:

                                     Как из-под горы

                                     Все текут ручьи.

                                     Ручьи вы куда?

                                     Закрываем ворота.

  Правило: по окончании песни стоящие в кругу закрывают «воротики», опустив руки. Тот из «ручейков», кто не успел выскочить из круга, считается пойманным.

Игра «Дед Трифон»

  Дети идут по кругу и поют песню:

                                      Как у деда Трифона

                                      Было семеро детей,
                                     Они не пили, не ели,

                                      Друг на друга глядели,

                                      Разом делали вот так…

  Правило: по окончании песни Трифон показывает движение, а стоящие в кругу должны безошибочно повторить его.

Игра «Жаворонок»

  По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик.  Он входит в круг, который образуют, играющие, и бегает в нем. Все говорят:

                                       В небе жаворонок пел,

                                       Колокольчиком звенел.

                                       Порезвился в тишине,

                                       Спрятал песенку в траве.

                                       Тот, кто песенку найдет,

                                       Будет весел целый год.

  Правило: играющие закрывают глаза. «Жаворонок выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной колокольчик, становится «жаворонком». Впоследствии колокольчик прячется в любом месте.

Игра «Родничек»

  Дети становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывают друг друга за пояс и поют:

                                     Разлился родничок,

                                     Золотой рожок.

                                     У-ух!

                                     Разлился ключевой,

                                     Белый снеговой.

                                      У-ух!

                                     По мхам, по болотам,

                                     По гнилым колодам.

                                     У-ух!

  Правило: спев песню, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стараясь столкнуть в воду. Кто коснется воды – из игры выбывает.

                                       

                                                   

                                             

                                                Игра Воевода

   

Дети становятся в круг. Водящий катит мяч с внешней стороны круга со словами:

                                      Катится яблочко

                                      Вдоль хоровода,

                                      Кто его поднял,

                                      Тот воевода!

С окончанием слов водящий останавливается. Ребенок, около которого он остановился, поворачивается спиной к водящему и по сигналу они бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Нужно обежать круг и поднять мяч вверх: «Я воевода!» Игра продолжается, водящим становится «воевода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....

"Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни"

Создание игровой среды внесло разнообразие в деятельность детей, обогатило игровой опыт, сделало пребывание дошкольника радостным, эмоционально комфортным....

консультация для воспитателей: "« Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».

Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности....

Формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни

Формирование  «культуры здоровья» рассматривается как целевая установка в работе с детьми дошкольного возраста и эта работа отражена в комплексных программах....

«Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни»

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Детство является к...