Главные вкладки

    Формирование у дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни через элементы этонопедагогики
    консультация на тему

    Аршинникова Любовь Анатольевна

    В данном материале отражена актуальность данной темы и представлены методы и приемы её реализации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet.docx22.64 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                   Аршинникова Л.А.

    Формирование у дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни через элементы этонопедагогики.

       Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье, является не только биологической, но и социальной категорией и  отражает как уровень телесного, так и душевного и социального благополучия. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей. Как мы говорим – здоровый ребенок – успешный ребенок. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

      Поэтому в нашем дошкольном учреждении, одной из важнейших задач  является охрана и укрепление здоровья детей, а так же  формирование у них стойких привычек к здоровому образу жизни, ответственности за сохранение собственного здоровья. Для решения данных задач мы используем различные средства, способствующие развитию физиологических функций организма и двигательных навыков: различные виды утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, прогулки, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, закаливание, полоскание горла отварами трав, применяем здоровьесберегающие технологии в различных режимных моментах и т.д.

       Я хочу напомнить об этнопедагогике и ее роли в оздоровлении детей и приобщению их к здоровому образу жизни (Этнопедагогика – система воспитания и образования подрастающего поколения , складывающаяся веками в этносе.) Данная тема актуальна, т.к одним из основных принципов дошк. образования согласно ФГОС является учет этнокультурной ситуации развития детей, который направлен на решение задачи формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.  Этнопедагогика  мне близка в силу того, что изучение с детьми рус. нар.культуры, ее традиций и ценностей на протяжении многих лет является темой моего самообразования и проектной деятельности.

        Каким же образом рус. нар. культура может влиять на появление у детей привычки к здоровому образу жизни? В раннем дошкольном возрасте это, конечно же, умелое использование потешек.  Устное нар творчество – это поистине кладезь опыта и мудрости русского народа .«Водичка, водичка, умой мое личико»  - приговаривают воспитатели во время водных процедур.

    Процесс причесывания становится  приятнее под неторопливые слова потешки:

                                     Расти  коса до пояса,
                                       Не вырани ни волоса.
                                       Расти, косонька, до пят -
                                       Все волосоньки в ряд.
                                       Расти, коса, не путайся -
                                       Маму, дочка, слушайся.

      Во время купания, обливая ребенка водой, ласково говорят: «С гуся вода, с Ванюши худоба». А игра «Идет коза рогатая»,которая вызывает у детей бурный смех и веселье по сути говорит о пользе каши и молока и малыши это понимают. Дети с удовольствием слушают неоднократно повторяемые потешки, и они им не надоедают. Потому что рус. нар уст творчество обладает неповторимым очарованием, плавная ласковая, распевная  речь успокаивает, вызывая позитивные эмоции.  Многократное повторение таких действий приводит к пониманию детьми необходимости выполнения гигиенических процедур и т.о. уже с малых лет вызывает привычку к здоровому образу жизни.

         Русская народная пословица гласит “В здоровом теле – здоровый дух”. Фактически, речь идет о двух составляющих здоровья  - физическом и психическом.

       Человеческая личность – это гармония мысли и движения. Культура личности выражается не только в умении гармонично, красиво и правильно излагать свои мысли, но и гармонично двигаться. Воспитание  умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду с помощью упражнений и подвижных игр. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, удовлетворяющий потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц, в равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом. Они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.

       В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека, поэтому обращение  к национальной игре более чем оправдано.

       Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную способность ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.

       Отмечая педагогическую ценность народных игр, К.Д. Ушинский писал: «… Придумать детскую игру, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека. Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики».

       В народных играх есть все: фольклорный текст, и музыка и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если не это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр. Они привлекают еще и тем, что допускают конструирование новых правил, новой игры на традиционной фольклорной основе, позволяют ребенку ощутить себя не только участником игры, но и её творцом.  

      Итак, народные игры в комплексе с выше перечисленными воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности и способствуют оздоровлению детей и формированию  у них привычки к здоровому образу жизни.

       Рекомендую использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр могут принимать участие не только воспитатели, но и специалисты: педагог по физическому воспитанию, психолог, логопед, музыкальный руководитель.

    Русские народные игры:

    Игра «Утица»

      Дети становятся в круг. Подняв сцепленные руки, образуют «воротики». В середине круга «утка», а «селезень» за кругом. Стоящие в кругу поют:

                                         Селезень утку догонял,

                                         Селезень серу догонял.

                                         Ходи, серая, домой,

                                         Ходи, серая, домой.

                                         У тя семеро детей,

                                         Восьмой селезень,

                                       А девятая сама,

                                       Поцелуй разок меня.

    Правило: во время пения «селезень» догоняет «утку». «Воротики» стараются ему помешать. Но если все же «селезню» удается  догнать «утку», то она танцует.

    Игра «Барашеньки»

      Дети идут по кругу и поют:

                                        Барашеньки-крутороженьки

                                        По полям ходят, по лесам бродят,

                                        В скрипочку играют, Ваню забавляют:

                                        Ваня, Ваня – простота

                                        Купил лошадь без хвоста.

                                        Сел задом наперед,

                                        И поехал в огород.

      Правило: по окончании песни дети разбегаются, а Ваня их догоняет. Тот до кого он дотронулся или поймал, выбывает из игры.

    Игра «Дед Сысой»

      Дети стоят перед дедом и поют песню:

                                        Здравствуй седой

                                        Дедушка Сысой.

                                        Не тряси бородой,

                                        Словно венчиком,

                                        Не стучи клюшечкой,

                                        Словно ступочкой,

                                        А послушай, что мы скажем,

                                        Отгадай, что мы покажем.

      Правило: по окончании песни играющие, договорившись заранее, показывают движением предмет или образ, а «дед Сысой» отгадывает его. Если ответ верен, ребята разбегаются, дед Сысой их ловит.

    Игра «Ручейки»

      Дети становятся в круг. Подняв сцепленные руки, образуют  «воротики». «Ручейки» (цепочка ребят, взявшихся за руки) перебегают  под «воротиками», выходя и входя в круг. Дети поют песенку:

                                         Как из-под горы

                                         Все текут ручьи.

                                         Ручьи вы куда?

                                         Закрываем ворота.

      Правило: по окончании песни стоящие в кругу закрывают «воротики», опустив руки. Тот из «ручейков», кто не успел выскочить из круга, считается пойманным.

    Игра «Дед Трифон»

      Дети идут по кругу и поют песню:

                                          Как у деда Трифона

                                          Было семеро детей,
                                         Они не пили, не ели,

                                          Друг на друга глядели,

                                          Разом делали вот так…

      Правило: по окончании песни Трифон показывает движение, а стоящие в кругу должны безошибочно повторить его.

    Игра «Жаворонок»

      По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик.  Он входит в круг, который образуют, играющие, и бегает в нем. Все говорят:

                                           В небе жаворонок пел,

                                           Колокольчиком звенел.

                                           Порезвился в тишине,

                                           Спрятал песенку в траве.

                                           Тот, кто песенку найдет,

                                           Будет весел целый год.

      Правило: играющие закрывают глаза. «Жаворонок выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной колокольчик, становится «жаворонком». Впоследствии колокольчик прячется в любом месте.

    Игра «Родничек»

      Дети становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывают друг друга за пояс и поют:

                                         Разлился родничок,

                                         Золотой рожок.

                                         У-ух!

                                         Разлился ключевой,

                                         Белый снеговой.

                                          У-ух!

                                         По мхам, по болотам,

                                         По гнилым колодам.

                                         У-ух!

      Правило: спев песню, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стараясь столкнуть в воду. Кто коснется воды – из игры выбывает.

                                           

                                                       

                                                 

                                                    Игра Воевода

       

    Дети становятся в круг. Водящий катит мяч с внешней стороны круга со словами:

                                          Катится яблочко

                                          Вдоль хоровода,

                                          Кто его поднял,

                                          Тот воевода!

    С окончанием слов водящий останавливается. Ребенок, около которого он остановился, поворачивается спиной к водящему и по сигналу они бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Нужно обежать круг и поднять мяч вверх: «Я воевода!» Игра продолжается, водящим становится «воевода».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

    Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...

    Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

    Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....

    "Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни"

    Создание игровой среды внесло разнообразие в деятельность детей, обогатило игровой опыт, сделало пребывание дошкольника радостным, эмоционально комфортным....

    консультация для воспитателей: "« Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».

    Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности....

    Формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни

    Формирование  «культуры здоровья» рассматривается как целевая установка в работе с детьми дошкольного возраста и эта работа отражена в комплексных программах....

    «Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни»

    Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Детство является к...