"Учёт возрастных особенностей высшей нервной деятельности детей"
материал на тему

Владельщикова Татьяна Николаевна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_uchet_vnd.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей:

«Учет возрастных особенностей высшей нервной деятельности в работе с детьми первых лет жизни»

\Высшая нервная деятельность ребенка (далее – ВНД) имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. В основу классификации типов ВНД по И.П.Павлову были положены свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность. Сила нервной системы определяет ее работоспособность. Она проявляется, прежде всего, в функциональной выносливости, т.е. способности выдерживать длительные или кратковременные, но сильные возбуждения. Уравновешенность нервных процессов – это баланс между процессами возбуждения и торможения, а их подвижность – скорость смены возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов проявляется в способности изменять поведение в зависимости от условий, быстро переходить от пассивного состояния к активному или наоборот. Противоположным подвижности качеством является инертность нервных процессов. Нервная система инертнее тогда, когда требуется больше времени и усилий для перехода от одного процесса к другому.

Игнорирование свойств темперамента зачастую приводит к развитию отрицательных черт у детей, например, у сангвиника – разбросанности интересов; у холерика – несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика – безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика – застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.    

Чтобы было понятно, о чем идёт речь, приведу несколько примеров из практики работы воспитателей детских садов:                                                                                  

Ситуация 1

Действия воспитателя / Поведение ребенка: воспитатель организовала подвижные игры для детей. Один ребенок не желает в них играть. Он вообще предпочитает тихие игры. После нескольких неудачных попыток, вовлечь ребенка в игру, его оставили сидеть на ковре с понравившейся игрушкой в руках. Воспитатель не обращает больше внимания на сидящего в стороне ребенка, т.к. занимается с остальными детьми. Воспитатель рассказала, что этот малыш не любит шумных, активных игр, ребенок  нерасторопный: медленнее других раздевается-одевается, кушает, моет руки.

ВНД: сильный, уравновешенный, инертный, медлительный тип – флегматик.

Возрастная особенность: очень спокойные дети. Переключение с одного вида деятельности на другой происходит несколько затруднительно. Засыпает он быстро, проснувшись, не вскакивает с постели, а спокойно лежит некоторое время. Малыш не любит шума и беготни, которые так часто устраивают маленькие дети. Вместо этого он предпочитает спокойные игры и порядок. Замечено, что уже с раннего детства он аккуратно складывает игрушки и одежду. Может с некоторым нежеланием идти в детский сад, т.к. понимает, что там нужно уметь быстро выполнять требования и задания воспитателей, с чем у маленького флегматика могут возникнуть трудности.

Анализ ситуации: воспитатель не сердится на ребенка за отказ поучаствовать в подвижных играх, организованных взрослым; не делает ребенку отрицательных замечаний; старается не акцентировать на данной ситуации своего внимания. Это правильная позиция, т.к. можно нечаянно навредить ребенку, снизить его самооценку, расстроить. Одной из отличительных черт типов ВНД ребенка является пластичность, способность приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Поэтому детей-флегматиков все же нужно стараться вовлекать в игры, требующие движения, проявления сноровки, ловкости, быстроты реакции. Так же необходимо подбадривать ребенка за хорошо выполненные движения, за активность и смелость, создавать ситуацию успеха, чтобы повысить самооценку, веру в собственные возможности. Оставлять малыша наедине с любимой игрушкой было неправильным решением.

Ситуация 2

Действия воспитателя / Поведение ребенка: воспитатель собирает детей на прогулку. Перед этим она сказала детям убирать игрушки и идти в раздевалку. Один ребенок продолжал играть с игрушкой, не обращая ни какого внимания на других детей и воспитателя. Педагог несколько раз позвала этого ребенка по имени и повторила свои указания: убрать игрушки и идти в раздевалку. Малыш не обращает внимание. Тогда воспитатель забрала игрушку из рук ребенка, убрала сама ее на место и за руку повела ребенка в раздевалку, отчитывая его за то, что он опять самый последний оденется, что дети уже надевают колготки, а он даже ее не слышит. Речь воспитателя была громкой, быстрой, с нотками негатива. Малыш заплакал, пытался вернуться за игрушкой, отказывался идти в раздевалку.

ВНД: сильный, уравновешенный, инертный, медлительный тип – флегматик.

Возрастная особенность: дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Переключение с одного вида деятельности на другой происходит несколько затруднительно. Малыш может с некоторым нежеланием идти в детский сад, т.к. понимает, что там нужно уметь быстро выполнять требования и задания воспитателей, с чем у маленького флегматика могут возникнуть трудности. При оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности следует опираться на такие присущие ему качества, как уравновешенность, терпимость, самообладание, старательность, аккуратность.

Анализ ситуации: воспитатель торопила ребенка, сердилась на него за игнорирование указаний, убрала игрушку на полку сама, за ребенка. Это недопустимое поведение воспитателя с детьми данного типа нервной деятельности. Одной из особенностей данного типа ВНД является преобладание процессов торможения. Поэтому, этому ребенку требуется больше времени и усилий для перехода от одного вида деятельности к другому. Лишившись любимой игрушки, ребенок расплакался – это совершенно естественно для детей-флегматиков, т.к. дети могут привязываться к понравившимся игрушкам и неохотно с ними расставаться. Поторопив ребенка раздраженным голосом, воспитатель лишь ухудшила  ситуацию, т.к. спешка тормозит инертного ребенка. Для переключения с одного вида деятельности на другую, таким детям требуется больше времени. Голос воспитателя должен был быть спокойным, ровным, нераздраженным. Нужно понимать, что медлительность – это свойство темперамента данного малыша, а не действие назло воспитателю. В данной ситуации нужно было в игровой форме, на фоне положительного эмоционального настроя, переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, более активный. Важно также было учесть тот факт, что данному ребенку тяжело привыкнуть к режиму детского сада, т.к. он посещает детский сад с большими перерывами и успевает отвыкнуть от распорядка дня в образовательной организации. Но, также есть и положительные моменты в этой ситуации – воспитатель перед началом нового вида деятельности дает детям установку, подготавливает их, учитывая возраст детей.

Ситуация 3

Действия воспитателя / Поведение ребенка: воспитатель с детьми на прогулке организовывала подвижные игры и другую деятельность детей. Следила, чтобы все дети были заняты игрой. Один ребенок сидел на скамейке, на веранде. Затем он вдруг заплакал. Воспитатель подошла к нему узнать, почему он плачет, что болит, что случилась. У ребенка ничего не болело, он просто вспомнил о маме. Воспитатель предложила ему поиграть с ребятами, показала, где можно взять игрушки. Ребенок не захотел спускаться со скамейки и идти к ребятам. Остальные дети шумно играли в разные игры: кто-то катал санки с куклой, кто-то играл машинками и лопатками. Дети делали постройку из снега. Ребенок и в группе себя всегда ведет скромно и тихо. Воспитатель настойчиво посылала ребенка идти и играть с детьми, чтобы ему не было скучно. Она сказала ему: «Не сиди тут один и не плач. Лучше иди к ребятам и поиграй с ними. Смотри, как им весело!» Затем она взяла его за руку и повела к компании мальчишек, играющих лопатками. Дети играли в свою игру и не замечали этого ребенка. Тогда он тихонько ушел на скамейку и снова заплакал.

ВНД: слабый тип с пониженной возбудимостью – меланхолик.

Возрастная особенность: важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Малыши не переносят сильных раздражителей: шум, крик, громкую музыку и т.п. С трудом входят в новый коллектив, с тревогой относятся к новому воспитателю, к посторонним людям, большому количеству «шумных» детей. Тяжело переносят расставание с мамой, долго плачут и адаптируются к условиям детского сада, медленно привыкают к режиму, уединяются, отказываются от совместных игр и общения со сверстниками. Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность или строгость, наказывать. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. Им свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля.  Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха, т.к. легко утомляются. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Сон их не глубок, поэтому для полноценного отдыха им надо создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шум. Дети этого типа медленнее овладевают движениями, чем «быстрые» и «уравновешенные».

Анализ ситуации: воспитатель следила за тем, чтобы все дети нашли себе игру по душе. Поэтому сидевший одиноко на скамейке ребенок привлек ее внимания, ведь он скучал. Она попыталась подружить его с компанией мальчишек, чтобы он поиграл и отвлекся от грустной мысли о маме. Конечно же, воспитатель действовала из лучших побуждений. Но педагог не учла его индивидуально-типологических особенностей: его застенчивость и робость, боязнь больших шумных и очень активных компаний ребят-сверстников. Вовлечь такого ребенка в игру оказалось не просто, вернее не удалось вовсе. Учитывая особенности этого ребенка (из наблюдений и бесед с родителями), для начала стоило помочь ему подружить с одним или несколькими ребятами. И желательно, чтобы они тоже были спокойные и дружные. Круг знакомств малыша следует расширять постепенно, чтобы не навредить ребенку, ведь его застенчивость может перерасти в замкнутость, тревожность, неуверенность в собственных силах, низкую самооценку.

Ситуация 4

Действия воспитателя / Поведение ребенка: воспитатель организовала игру:  дети сидели на ковре вокруг воспитателя. Вдруг она достала из-за пазухи игрушку – серого пушистого котенка. Рассказала детям, что котенок плачет, потому что с ним ни кто не играет. После чего она начала уговаривать котенка не плакать, объясняла, что детки в группе очень дружные, погладят его, и он станет веселым. Воспитатель первая погладила котенка, затем стала давать пожалеть котенка самым застенчивым, робким детям. Дети с удовольствием жалели котенка. Затем воспитатель похвалила добрых ребят, и они станцевали задорный танец для котенка, чтобы он не грустил.

ВНД: слабый тип с пониженной возбудимостью – меланхолик.

Возрастная особенность: дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха, быстро устают, не уверены в себе, застенчивы, легко травмируются, молчаливы, необщительны. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. В воспитании таких детей требуется поддержка его начинаний, подбадривание во время работы, поощрение добрым словом. Тяжело переносят резкую оценку. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно. За тихим видом замкнутого ребенка-меланхолика зачастую можно не заметить его переживаний и проблем. Меланхолики – интроверты. Они чаще «общаются» с игровыми атрибутами, планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность. У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей. Успех в работе с меланхоликами предполагает опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность сопереживать. Детям этого темперамента обычно легче проявлять себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной), в спокойных играх, занятиях (в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности).

Анализ ситуации: воспитатель организовала детскую игру и старалась активизировать самых застенчивых, тихих детей. Это правильно, т.к. на умении сопереживать, повышенной чувствительности и эмоциональности детей-меланхоликов, воспитатель пыталась построить «диалог» с данными детьми, вызвать доверие к себе и к сверстникам, закрепить позитивный опыт общения.

Ситуация 5

Действия воспитателя / Поведение ребенка: три ребенка строили на полу башню из кубиков, один малыш пнул постройку ногой и побежал по группе, остальные, взяв с него пример, побежали за ним по кругу тоже. Бегали они 2-3 минуты и вроде бы никому не мешали, им было весело. Вдруг один из малышей подбежал к мирно игравшей в стороне девочке и отобрал у нее игрушку. Девочка заплакала, а малыш продолжил бег по кругу с ее игрушкой в руках. Воспитатель окрикнула малыша по имени и приказала ему быстро отдать игрушку девочке и вообще прекратить бег. Малыш бросил игрушку в сторону, на бегу толкнул в спину проходящего мимо мальчика и побежал дальше, как ни в чем не бывало. Мальчик упал и заплакал. Воспитатель прекратила веселую пробежку детей по группе, взяв за руку непослушного малыша. Стала его ругать за то, что он толкается и вообще обижает ребят. Малыш стал вырываться, попытался пнуть воспитателя ногой, ударил ее по руке. В ответ воспитатель посадила малыша на стул и приказала ему не вставать, сказав ему, что он наказан. Малыш в знак протеста громко заплакал и лег на пол возле стула на живот, закрыв лицо руками.

ВНД: подвижный тип, сильный, неуравновешенный – холерик.

Возрастная особенность: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Ребенок отличается настойчивостью, решительностью и бесстрашием. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен. Чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Часто конфликтует со сверстниками. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса.

Анализ ситуации: воспитатель правильно сделала, что остановила бег детей по группе во избежание травмоопасных ситуаций. Один малыш вел себя агрессивно, он был перевозбужден. Ругать и наказывать малыша так сразу не стоило. Нужно было подождать пока он успокоится и поговорить с ним. И лучше такого ребенка не наказывать, а провести беседу в спокойном тоне, объяснив малышу последствия его поступков. Если бы воспитатель остановила бег вовремя и переключила внимание детей на другую игру (лучше спортивной направленности, т.к. холерики очень активны, эмоциональны, энергичны) можно было бы избежать наказаний и отрицательных эмоций у ребенка. Дети с таким типом ВНД резко противодействуют на угрозу наказания, могут в дальнейшем ненавидеть воспитателя и вовсе перестать ее слушаться. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. Педагог не проявила терпения и гуманности по отношению к малышу.

Ситуация 6

Действия воспитателя / Поведение ребенка: малыш не мог определить, во что и с кем он хочет играть. Он сперва подошел к одному ребенку и забрал у него часть кубиков, затем ударил другого ребенка за то, что он не взял его в свою игру и не поделился игрушками. Воспитатель вовремя увидела эту ситуацию и предложила малышу помочь няне – подмести мусор в коридоре. Малыш с удовольствием пошел помогать няне. Он подмел пол, попытался собрать мусор на совок, сходил с няней в прачечную за чистыми полотенцами и помог их развесить в ванной комнате.

ВНД: подвижный тип, сильный, неуравновешенный – холерик.

Возрастная особенность: ребенок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. Такой малыш не всегда умеет сдержать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки, напористы. Воспитание такого ребенка должно быть направлено на выработку выдержки, умение обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала развивает у него самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.

Анализ ситуации: воспитатель заметила неудачи малыша в общении со сверстниками, начало агрессивного поведения. Чтобы успокоить малыша, предупредить развитие агрессии, воспитатель предложила ребенку в интересной игровой форме помочь няне в ее хозяйских делах. Дети-холерики любят активные игры, они очень эмоциональны и вспыльчивы. Важно направлять их активность в полезное русло, как в этом случае, в трудовую деятельность. Воспитатель нашла правильное решение в данной ситуации.

Ситуация 7

Действия воспитателя / Поведение ребенка: воспитатель поставила на стол для детей 5 пирамидок. Несколько детей увидев их, сели за стол и начали с ними играть (снимать колечки и надевать). Одна девочка очень живо приступила к разборке пирамиды. Разобрав ее до конца, начала собирать ее обратно, нанизывать колечки на стержень. Надев несколько цветных колец, внимание девочки привлекли шумные игрушечные грузовички, которые дети катили за собой на веревочке. Девочка вскочила из-за стола и побежала к уголку «ПДД» за точно таким же грузовичком. Лишних грузовиков не оказалось, и девочка принялась забирать грузовик у одного из малышей. Малыш дал ей отпор. Тогда девочка схватила у него из грузовика пластмассовый кубик и спокойно пошла играть в строительный уголок. Воспитатель собрала за девочку разобранную пирамидку.

ВНД: сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник.

Возрастная особенность: характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Ребенок с данным типом нервной системы подвижный, с выразительной мимикой, все делает довольно быстро, может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки. При воспитании ребенка нужно поддерживать в нем такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребенка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Ребенок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать у него перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает их творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.

Анализ ситуации: по началу, внимание девочки привлекли яркие, разноцветные пирамидки и она увлеченно принялась разбирать и собирать их. Но увидев более интересную игру ребят, захотела к ним присоединиться, бросив разобранную пирамиду. Воспитатель не обратила внимание на такое поведение ребенка – это может привести к формированию разбросанности интересов, не собранности. У таких маленьких непосед важно формировать усидчивость и терпение, устойчивые привязанности и интерес. Необходимо использовать различные педагогические приемы для удержания внимания и интереса ребенка на одном каком-то деле, чтобы выработать полезную привычку доводить начатое дело до конца. Собирать разбросанные игрушки за ребенком-сангвиником – плохая привычка.

Ситуация 8

Действия воспитателя / Поведение ребенка: несколько детей в группе продолжительное время бегали друг за другом, весело играли с мячом, ходили по ортопедической дорожке. Воспитатель дала возможность детям выплеснуть скопившуюся энергию, удовлетворить детскую потребность в движении. Далее воспитатель включила веселую музыку, и дети повторяли за ней танцевальные движения. Затем самых активных, подвижных детей воспитатель пригласила поиграть со строительным материалом. Дети с удовольствием вместе с воспитателем строили несложные постройки: башню и дом для зайчика.

ВНД: сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник.

Возрастная особенность: общительность детей-сангвиников располагает  к  ним  окружающих, однако часто за внешней  формой  поведения  маскируются  не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются  отрицательной  стороной:  ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование  у него устойчивых привязанностей и интересов. Нужно учесть, что такие черты, как  собранность,  аккуратность, формируются у сангвиников  с  большим  трудом.  

Анализ ситуации: воспитатель правильно распределила занятия и игры самых активных детей. Она организовала двигательную активность, а затем увлекла детей постройкой башни и домика для зайчика. Детей данного типа нервной системы (подвижные), важно увлечь интересным делом, требующим выработки усидчивости, терпения, сосредоточенности на сложной деятельности; в совместной деятельности формировать устойчивый интерес, привычку доводить начатое дело до конца. Воспитатель при этом должна быть рядом с детьми, поддерживать их в игре, требующей проявления терпения, спокойствия, выдержки.

Таким образом, тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде. Он определяет характер. В чистом виде какой-либо из темпераментов встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.

Но не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека.

Возможно рассмотренные выше реальные ситуации, помогут педагогам и родителям лучше понимать своих малышей и сформировать представление о важности учета индивидуальных особенностей детей в воспитательно-образовательной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности высшей нервной деятельности ребенка

При воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуа...

Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта, влияющие на формирование навыков игры

В материале рассматриваается вопрос  развития  игровой деятельности у детей с ограниченными возможнстями здоровья с точки зрения нейрофизиологии....

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙВ возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится дл...

Конспект тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей детей. «Физкультминутка – как форма двигательной активности детей среднего дошкольного возраста».

Конспект тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей детей.«Физкультминутка – как форма двигательной активности детей среднего дошкольного возраста»....

Консультация «Типы высшей нервной деятельности и особенности работы с каждой категорией детей».

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду....

Развитие тонких движений пальцев рук детей раннего и младшего дошкольного возраста как средство формирования высшей нервной деятельности ребенка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивн...