Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта, влияющие на формирование навыков игры
статья по теме

В материале рассматриваается вопрос  развития  игровой деятельности у детей с ограниченными возможнстями здоровья с точки зрения нейрофизиологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_vysshey_nervnoy_deyatelnosti.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности высшей нервной деятельности

детей с нарушением интеллекта,

влияющие  на формирование  навыков игры.

Автор: Кузьмина И.В.

          Для того, чтобы добиться максимального  коррекционного  эффекта при формировании игровой деятельности умственно-отсталых детей дошкольного возраста, необходима  своевременная диагностика  и возможность начать  медико-педагогическое воздействие  в     раннем     возрасте. А для этого очень важно знать особенности высшей нервной деятельности детей данной категории, которые   затрудняют к формированию навыков игры.

           Высшую нервную деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью  характеризуют особенности  работы некоторых  функций  коры головного мозга.  Надо отметить, что у таких детей медленно формируются новые условные связи,  поэтому у них  значительно  снижена  способность   усвоения   учебного   материала  и именно поэтому    процесс обучения строится на многократном повторении.  Кроме того, уже сформированные навыки без длительного  подкрепления  могут быть утрачены.

            Усвоение какого – либо навыка означает  и формирование новой системы условных связей, и   отграничение  условий, при которых осуществление данного привычного  действия  будет  адекватно  ситуации, от условий  при которых привычные действия должны быть заторможены.  Исследования  высшей нервной деятельности детей, имеющих  проблемы в интеллектуальном развитии,  показали, что  дифференцирование связей  вырабатываются с большим трудом,  редко достигают  прозрачности,  отличаются  неустойчивостью и  легко утрачиваются.   Например,  изображая  в игре  «Уложим Катю спать»  маму – девочка может, вместо спокойного укачивания куклы  в коляске,  начать с ней  бегать или толкать коляской  другого ребенка,  или совершать совсем неадекватные действия с куклой (таскать её за волосы, стучать об стол).

         Другая немаловажная особенность высшей нервной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, является слабость  протекания нервных процессов,  неравномерность процессов возбуждения и торможения.  Так как  нарушение интеллекта может иметь различную  этиологию, нервные клетки разрушаются в определенных участках  головного мозга  и ухудшается состояние нервных клеток коры  головного мозга в целом.  Например,  при поражении  ц. Брокка   ребенок  долго не овладевает  речевыми навыками, но  вполне удовлетворительно может ориентироваться  в   бытовой ситуации, и наоборот   почти  до 8 лет ребенок затрудняется  себя обслуживать, но   у него практически не нарушено звукопроизношение.   Это различие  обусловлено тем, что  слабость процесса возбуждения  ведет за собой плохое замыкание новых условных связей, а слабость активного  внутреннего  торможения   приводит к  плохому качеству дифференцирования.

           Ухудшение функционального состояния коры головного мозга проявляется   прежде всего в том, что работоспособность нервных клеток  снижена и после небольшой нагрузки  они впадают  в состояние  охранительного  торможения.  Подобные явления  возникают и у нормально развивающихся детей при переутомлении, недосыпании, длительном  воздействии   внешних раздражителей.   Иногда они носят кратковременный характер, а  иногда и затяжной.   Именно это является основной причиной   затруднения в обучении игровым действиям детей с интеллектуальной недостаточностью.  

Вывод.  Таким образом, отклонения  в игровой  деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью вызваны  нарушениями их высшей нервной деятельности, которые в свою очередь обусловлены  органическим поражением головного мозга.   Следовательно, особенностями высшей  нервной деятельности  детей с интеллектуальной недостаточностью  являются:  

  • слабость процессов возбуждения и торможения;
  • склонность к  охранительному торможению;
  • недоразвитие  второй сигнальной системы.

Однако следует отметить, что  при  раннем   правильном   диагностировании  состояния   интеллекта и своевременно начатом коррекционном обучении и воспитании   недостатки формирования игровой деятельности можно сгладить  и приблизить к  нормальному состоянию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирования игровой деятельности детей с нарушением интеллекта»

Данный работа была проведена для того, чтобы обратить внимание педагогов – дефектологов на возможность использования в воспитательно-образовательной работе не только готовых, но и самодельных образных...

Особенности высшей нервной деятельности ребенка

При воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуа...

Самостоятельная работа Тема: «Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет)».

СодержаниеВведение…………………………………………………………..…………...………31. Период первого года…………………………………………………………..…..3-42. Развитие речи…………………………………………………………………..…..4-53. Период второй и третий год……………………………………………...

Особенности развития творческой деятельности детей с нарушенным слухом.

В данной статье рассматриваются  особенности развития творческой деятельности детей с нарушенным слухом....

Консультация «Типы высшей нервной деятельности и особенности работы с каждой категорией детей».

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду....

Развитие тонких движений пальцев рук детей раннего и младшего дошкольного возраста как средство формирования высшей нервной деятельности ребенка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивн...