«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ»
учебно-методический материал по теме

Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившим в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. .  Именно творчество, умение фантазировать, нестандартно мыслить формирует личность ребенка, развивает его познавательный интерес.Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя  в полной мере решить эту проблему. Формированию творческих способностей дошкольников    с          учетом обозначенных тенденций может способствовать использование элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festeval_1.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей

детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ»

В ФГОС уделяется большое внимание воспитанию нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом.  Именно творчество, умение фантазировать, нестандартно мыслить формирует личность ребенка, развивает его познавательный интерес.  Опыт показывает - у детей недостаточно высок уровень творческого мышления.

Это значит - необходимо вести целенаправленную работу по формированию творческих способностей, нового мышления у всех детей.  

В связи с этим сегодня актуален вопрос  - как можно и нужно развивать творческие способности.  Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя  в полной мере решить эту проблему. Формированию творческих способностей дошкольников может способствовать ТРИЗ.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, была разработана бакинским ученым Генрихом  Сауловичем Альтшуллером.

 Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий.

ТРИЗ способствует:

  • Развитию  познавательной активности детей;
  • Развитию   гибкости, системности мышления дошкольников;
  • Развитию умения творчески подходить к решению проблем;
  • Приобретению опыта доводить начатое дело до конца;
  • Приобретению опыта отстаивать свою точку зрения;
  • Проявлению самостоятельности в постановке и  достижении цели;
  • Созданию положительной мотивации к получению знаний.

Работу по системе ТРИЗ   осуществляем  постепенно.

Выделили 4 этапа работы:

I этап –научить ребенка находить и выделять противоречия, которые окружают его повсюду;

II этап - учить детей фантазировать, изобретать;

III этап решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ;

IV этап - ребенок применяет полученные знания и, используя оригинальные, нестандартные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

На 1 этапе, наша цель была научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду, познакомить  с проблемой многофункционального использования объекта. Проводили исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно.

На этом этапе использовали следующие игры и методы:

  • Игра  «Наоборот»,  усваивали  прием противоположные значения;
  • «Четвертый лишний»
  • «Черное-белое»
  • «Полезно-вредно»
  •  «Хорошо-плохо», сначала взрослые называли «плохо», дети – «хорошо», теперь делим детей  на две команды, одна команда называет «хорошо», другая – «плохо», соревнуясь, кто больше назовет качеств; (например, ветер - хорошо, ветер – плохо)
  • «Что сначала, что потом», используя паровозик, который помогает  заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее ( зернышко-колосок-мука-тесто-пирог)

           

Сейчас, после того, как дети научились выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, мы приступили  ко 2-му этапу работы по ТРИЗ. Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать.  

В данный момент, на этом этапе используем следующие методы: 

Метод мозгового штурма.

Игра «Фантазеры» участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений предложенной задачи, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод фокальных объектов - придумываем что-либо новое, видоизменяя реальный объект. Для видоизменения выбрали яблоко. Затем, подобрав другой объект (зайца), подобрали к нему определения (трусливый, пушистый, длинноухий и т.д.), после чего эти определения подставили к слову «яблоко».  Получилось - прыгающее яблок, длинноухое яблоко и т.д. Затем дети изобразили его, проявив творчество.

 Игра «Фантастическое животное»  - соединяя воедино элементы различных животных, создаем новые образы.  Дети дают им названия, описывают, где они живут, чем питаются, как общаются с сородичами. Получаются интересные , фантастические истории из их жизни.

Метод морфологического анализа 

« Новый образ Ивана Царевича» 

Суть метода заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Обычно для морфологического анализа строят таблицу или ящик. В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства заносим данные в таблицу, мы используем фетрограф.  Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы.

Мышление по аналогии. 

Игра "Теремок" Детям раздаются различные предметы. Выбирается «хозяин теремка». Он  сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.

Ира « Спасем колобка». При решении такой  задачи, как спасти  колобка, изменили оператор -размер. К решению этой проблемы дети подошли  по разному,  кто то превратил колобка в великана, и лиса его не смогла проглотить; а другие уменьшили лису, и она стала похоже на муху. Затем они придумали и рассказали свою историю о колобке, отразили в продуктивной деятельности, проявив фантазию и творчество. Оформили альбом «Наше творчество. Сказки на новый лад».

           Мы используем метод ТРИЗ во всех видах деятельности (в образовательной, продуктивной, на прогулке, в играх и режимных моментах).  

  Таким образом, в результате систематической работы с применением технологии ТРИЗ, мы отметили, что у детей стало более развито воображение, активизировалась речь, повысился уровень познавательных способностей.  

Таким образом, мы можем сделать выводы:

-ТРИЗ - способствует формированию творческой активности детей,      развитию их творческой способности;

- ТРИЗ - позволяет развивать воображение, фантазию детей;

- ТРИЗ - стимулирует познавательную активность дошкольников

- ТРИЗ - создает положительный эмоциональный настрой.

             

Мы предполагаем, продолжать эту работу. Цель следующего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством лепки

Эта презентация разработана для демонстрации на районном методическом объединении по художественно- эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...