Организация игровой деятельности в период адаптации детей к ДОУ
статья (младшая группа) на тему

Быченко Екатерина Дмитриевна

В данной статье я хочу поделиться с Вами своим опытом работы и рассказать об организации игровой деятельности в период адаптации детей к ДОУ  в моей группе кратковременного пребывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день дорогие коллеги, сегодня я бы хотела рассказать вам об организации игровой деятельности в адаптационный период в группе кратковременного пребывания детей. Моя группа не совсем обычная, так как детки приходят в детский сад всего на три часа, но они, так же как и другие проходят период адаптации.

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и  возможно, приводящий к стрессу.

Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».

Поэтому актуальность данной проблемы  определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Преимущества игры перед другими средствами.

  1. Позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
  2. помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
  3. помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах;
  4. развивает искусство общения;
  5. помогает управлять своими чувствами;
  6. дает возможность переживать массу эмоций.        

Требования к играм, проводимым в адаптационный период

  1. они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
  2. не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
  3. должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;
  4. всем детям предлагаются одинаковые предметы;
  5. инициатором игры выступает взрослый.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Поэтому очень хорошо иметь «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и родителей.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Для этого я использую в своей работе следующие игры: Давайте познакомимся. Раздувайся, пузырь! Лови – лови!

В играх с песком проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, именно поэтому естественно использовать песочницу или центр воды и песка, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Все игры с песком условно можно разделить на три направления:

  -   обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка); Чего не хватает? Дорисуй. Поможем зайчику добраться до дома. Кто спрятался в песке?

  -   познавательные (с их помощью познается многогранность нашего  мира); Ветерок. Чьи это следы? Сказочный городок. Течет ручеек. Дождик моросит. Мое настроение. Во саду ли, в огороде.

   - проективные (с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка). Я пеку, пеку, пеку! Строим дом для куклы Маши. Цветные заборчики. Город где мы живем. Пирамидка.

В период адаптации моим деткам больше всего нравиться выполнять следующие упражнения с песком:

  1. отпечатки кулачков, костяшек пальцев, 
  2. скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, 
  3.  шаги пальчиками, 
  4.  «игра на пианино», 
  5.  «следы невиданных зверей», 

 Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности  и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

Для разнообразия игр с песком я люблю использовать в своей работе радужный песок.

Коллективные игры-рисовая также помогают облегчить период адаптации детей к детскому саду. Я активно использую рисование ладошками и пальчиками в своей работе. Мои воспитанники с удовольствием принимаются за такие игры и все переживания вмиг исчезают, слезы сменяют веселые улыбки.

Еще моим воспитанникам нравятся игры-экспериментирования они положительно реагируют на них, успокаиваются. Такие игры помогают не только в адаптации детей к детскому саду, но и все сторонне развивают их. (Наливаем выливаем. Поплывет или утонет. Волшебные дорожки. Волшебная кисточка. Пушистые краски. Солнечные зайчики.)

Особенно любимые игры нашей группы это игры-забавы с мыльными пузырями и воздушными шарами.

Игры в сухом бассейне и в зоне релаксации (уединения) также способствуют снижению психоэмоционального напряжения у детей.

Также необходимым условие успешной адаптации является благоприятная уютная обстановка в группе и конечно же согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

Я использую следующие основные формы работы с семьей в период адаптации:
1.Родительские собрания.
2.Анкетирование. (моя любимая игрушка)
3.Беседы. (какая игра больше всего нравиться вашему малышу)
4.Посещения на дому.
5.Выставки. (наша группе, семейные альбомы)
6.Папки-передвижки. (играем дома, игры для детей 2-3 лет)
7.Консультации «Мама, я сам!».
8.Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.
9.Консультации. Рекомендации специалистов.

10.Клуб «Молодой семьи».

Таким образом, адаптация, т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т.е. совокупности всех полезных изменений  организма и психики), или негативному (стрессу). Адаптивные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание  в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Помочь детям преодолеть стресс помогут занятия, построенные на играх и игровых упражнениях о которых я вам сегодня рассказала.  Разработка системы игр и игровых упражнений, подбор игрового материала позволяет мне положительно решать проблему адаптации ребенка к ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Игровая деятельность в период адаптации в детском саду"

Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и &qu...

Трудности адаптации ребенка к детскому саду. Игровая деятельность в период адаптации.

Трудности адаптации ребенка к детскому саду.Игровая деятельность в период адаптации.Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации ...

Роль игровой деятельности в период адаптации с детьми 2-3 лет

Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в  ДОУ является постепенный переход ребенка из семьи в общество.Для того, чтобы весь процесс адаптации проходил максимально безболезненно для малы...

Открытый просмотр ОД «Организация игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста »

Открытый просмотр ОД «Организация игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста »...

Использование сенсорно-дидактиеской юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста Мамаева О. В.

Признание ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии не отменяет того факта, что на каждом возрастном этапе воспитание должно учитывать достигнутый уровень развития ...

Использование ресурса музыкально - игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ.

Этот материал будет полезен для воспитателей,  музыкальных руководителей ДОУ, чтобы  создать  условия для диалогического общения, атмосферы доверительност и доброжелательности в п...

Консультация для педагогов«Использование сенсорно-дидактической юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28958704","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]]Признание ведущей роли воспитания и обучения в психическом разв...