Использование сенсорно-дидактиеской юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста Мамаева О. В.
статья по логопедии

Ерёмина Наталья Николаевна

Признание ведущей роли воспитания и обучения 
в психическом развитии не отменяет того факта, 
что на каждом возрастном этапе воспитание 
должно учитывать достигнутый уровень 
развития и особенно качественное своеобразие 
психических свойств и способностей детей… 
Учитывать, но не приспосабливаться, а, опираясь
 на этот уровень, вести ребенка в его развитии дальше.
                                                                                                   А. В. Запорожец

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sensorno.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сенсорно-дидактической юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста

Мамаева О. В.

Предыдущий урок

Интеллектуальная игра «Путешествие в Страну знаний»

4 из 77 уроков

Доступен

Следующий урок

Конспект выступления «Взаимодействие с родителями по развитию связной речи у детей дошкольного возраста»

Мамаева О. В. – педагог-психолог МБДОУ д/с «Ручеёк»

Использование сенсорно-дидактической юбки 
для организации игровой деятельности 
в период адаптации детей раннего возраста

Признание ведущей роли воспитания и обучения 
в психическом развитии не отменяет того факта, 
что на каждом возрастном этапе воспитание 
должно учитывать достигнутый уровень 
развития и особенно качественное своеобразие 
психических свойств и способностей детей… 
Учитывать, но не приспосабливаться, а, опираясь
 на этот уровень, вести ребенка в его развитии дальше.
                                                                                                   А. В. Запорожец

Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации (Д. Б. Эльконин). Поэтому задача педагога – создать максимум условий для того, чтобы ребенок безболезненно прошел все этапы адаптации к условиям ДОО. Процесс привыкания к детскому  саду не  будет затягиваться, если соблюсти следующее условия.

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.

2. Сформировать у ребенка чувство уверенности.

3. Организовать в адаптационный период игровую деятельность.

Игровая деятельность должна быть направлена  на формирование социальных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок». Основная задача в этот период – формирование эмоционального благополучия, доверия детей к воспитателю. Необходимо создать условия для того, чтобы ребенок  увидел  в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека  (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором всегда выступает взрослый. Задания выбираются с учетом возможностей детей. Одной из нетрадиционных форм работы по организации игровой деятельности в период адаптации является использование сенсорно-дидактической юбки.

Целью данного вида деятельности является создание развивающей  предметно-пространственной среды  для успешной адаптации детей к условиям ДОО.

Для реализации поставленной цели педагог ставит перед собой задачу создать условия для развития у детей:

- эмоционально-волевой сферы;

- психических процессов  (восприятия, внимания, памяти);

- творческих  способностей, воображения, речи;

- познавательной  и исследовательской  активности;

- мелкой моторики;

- коммуникативных способностей.

Дидактическая  юбка выполняется из  цветной ткани. Воспитатели самостоятельно подбирают привлекательные элементы для нее в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей раннего возраста, позволяют малышам стать своего рода открывателями. Дети с удовольствием и внимательно обследуют юбку, находят на ней много интересного.

Сенсорно-дидактическая юбка является своего рода настенным или напольным панно. Надевая ее на себя, педагог способствует созданию ненавязчивого общения через манипуляции ребенка с компонентами юбки. Появляется положительный настрой на построение доверительных отношений. Необходимо отметить значимость художественного слова. Использование потешек при манипуляциях с сенсорно-дидактической юбкой более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывают у детей удовольствие и радость.

При изготовлении сенсорно-дидактической юбки необходимо учитывать следующие требования:

  • безопасность для детей; 
  • привлекательность;
  • многофункциональность;
  • мобильность;
  • обучающая и развивающая направленность; 
  • удобство для детей и педагогов.

Игровые приемы с сенсорно-дидактической  юбкой

«Тучка, не плачь»

Ход игры. К юбке пришита тучка, из нее вниз спускаются ленточки. Ребенку предлагается поиграть с тучкой, чтобы она не плакала, заплести ей косички.

Тучка в гости приходила

К девочкам и мальчикам.

Заплели  косички дружно,

Поиграли пальчики.

«Божья коровка»

Ход игры. На юбку пришита божья коровка с молнией. Детям предлагается расстегнуть молнию и посмотреть, что находится у коровки внутри.

Посмотрите, вот жучок.

Что от нас он спрятать смог?

Вот огурчик, вот морковка – 

Прячет божья коровка.

«Орешки для белочки»

Ход игры. В кармашке-домике на юбке спряталась игрушка белочки. Сверху на тесьме пришиты деревянные большие бусинки. Воспитатель достает белочку и стучит бусинками друг о друга.

Посмотрите, ребятишки,

Кто там в домике живет?

Это белка-шалунишка

Все грызет орех, грызет.

«Украсим дом»

Ход игры. На юбку нашит дом. Рядом на липучке расположились геометрические фигуры. Детям предлагается с их помощью украсить дом.

Дом большой, просторный дом!

Смастерим окошко в нём,

На крыше сделаем трубу,

А сбоку – дверь, и я войду.

«Котик»

Ход игры. На юбке расположилась меховая фигурка кота. Ребенку предлагается ее погладить.

Киска, кисонька, дружок,

Хочешь скушать пирожок?

Мама стряпала и я.

Кушай, кисонька моя.

«Звонкий колокольчик»

Ход игры. На юбке имеется карман, в котором спрятаны колокольчики. Детям нужно посмотреть, что же находится в кармане.

Что в кармашке лежит?

И звенит, звенит, звенит.

Мы кармашек открываем,

С колокольчиком играем. 

«Веселый огород»

Ход игры. На юбку пришита корзинка, а рядом на липучке – овощи. Ребенку предстоит собрать овощи в корзинку. 

У хозяйке в огороде

Выросла капуста.

Соберем ее в корзинку – 

На грядке станет пусто. 

«Букет для мамы»

Ход игры. К подолу юбки пришита трава, по всей юбке на липучках расположены разноцветные цветы. Ребенку нужно собрать на траве в одном месте букет для мамы. Он может быть разноцветный или одноцветный.

Для любимой мамочки 

Соберем цветочки.

Рада наша мамочка

Сыночку и дочке.

«Кто в домике живет?»

Ход игры. На юбке имеется домик со множеством  разноцветных окошек (карманов). Ребенку предстоит заселить его жильцами (мелкими игрушками). 

Где окошки? А где дом?

Кто же поселился в нём?

Вот собачка, мишка, слон – 

Замечательный наш дом.

«Залатай коврик»

Ход игры. На юбке пришит квадрат с различными геометрическими фигурами. Некоторые фигуры отсутствуют, они расположены на липучках по всей юбке. Ребенку нужно отыскать эти фигуры и вернуть на место.

Куклу укрывать решили,

Одеяло постелили.

Его надо украшать –

Будет кукла крепко спать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды в период адаптации детей раннего возраста

Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.   Построение развивающей среды дае...

Игровая деятельность как средство адаптации детей раннего возраста.

Адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает все сферы жизни малыша. Прежде всего, это изменение привычного дл...

Экспериментальная деятельность в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

После защиты дипломной работы «Эксперимент как метод экологического воспитания детей раннего возраста», я решила продолжить тему своего самообразования на практике, взяв ее за основу. Так как я являюс...

Организация игровой деятельности в период адаптации детей к ДОУ

В данной статье я хочу поделиться с Вами своим опытом работы и рассказать об организации игровой деятельности в период адаптации детей к ДОУ  в моей группе кратковременного пребывания....

Открытый просмотр ОД «Организация игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста »

Открытый просмотр ОД «Организация игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста »...

Использование ресурса музыкально - игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ.

Этот материал будет полезен для воспитателей,  музыкальных руководителей ДОУ, чтобы  создать  условия для диалогического общения, атмосферы доверительност и доброжелательности в п...

Консультация для педагогов«Использование сенсорно-дидактической юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28958704","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]]Признание ведущей роли воспитания и обучения в психическом разв...