"Плетение из различных материалов".
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Бирюкова Елена Евгеньевна
«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности». А.В. Запорожец 
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мой педагогический опыт.22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 комбинированного вида» г. Пикалёво.

Педагогический опыт.

Приоритетное направление нашего детского сада -  художественно-эстетическое развитие воспитанников. Каждая группа выбрала своё направление. Направленность нашей группы - плетение из различных материалов.

Плетение известно человеку очень давно. Этим способом выполняли рыболовные сети, украшения, элементы одежды, предметы быта и др. Плели в основном из природных материалов: лозы, листьев кукурузы, стеблей трав, бересты и соломы.

И мы с ребятами решили познакомиться с самым древним на свете ремеслом- плетением.

В группе мы создали уголок плетения, где дети интересно и содержательно могут проводить время досуга, узнавать секреты мастерства и открывать двери в мир творчества. В этом месте предполагается совместная работа взрослых и детей, выполняя ту или иную операцию. Дети могут выполнять творческие задания, применяя свои знания: о композиции, цветовых сочетаниях, умении представить готовое изделие в окончательном виде. Во время художественного плетения у них развивается зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, что, в свою очередь, влияет на чёткость и точность исполнения задания, на качество работы. Умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции не всегда сразу удаётся детям. Для этого в нашем уголке имеются схемы, рисунки различных работ. Работая по этим образцам, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие. И обязательно на помощь приходит воспитатель.

Стали осваивать технику не сразу, а постепенно от простого и доступного, до сложного и необычного.

Наша цель - научить ребёнка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности.

При изучении материала обязательно учитывали индивидуальные особенности детей (кто-то хотел работать с бумагой, кому-то нравились изделия из бисера, а у кого-то лучше получалось с проволокой).

Плетение- один из наиболее интересных видов работы, очень любимый и детьми, и взрослыми. Плетение можно выполнять из проволоки, бумаги, кожи, ткани, верёвок, ниток, из любых волокнистых и всевозможных природных материалов. В процессе плетения ребёнок развивает мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, учится решать композиционные задачи, создавая своими руками интересные, необычные изделия. Дети учатся работать своими руками, начинают чувствовать материал и определённый ритм движения пальцев. В настоящее время для детей наиболее доступным материалом является бумага, поэтому мы начинаем работать именно с неё.

Плетение из бумаги.

Бумага - это листовой материал, состоящий из волокон, спрессованных между собой. Для плетения используют самую разную по качеству бумагу. Учитывать при работе необходимо в основном три её важных свойства- гибкость, прочность и толщину.

На полосках проще всего понять принцип плетения.

Самым распространённым является шахматное плетение, потому что именно оно лежит в основе многих изделий.

В старшей группе мы решили сделать подарок мамам к 8 Марта. Способом «шахматное плетение» сделали коврик из бумаги. С этой работой справились все дети. Многие украшали свои изделия, фантазировали.

В процессе самостоятельной деятельности дети осваивали и другие способы плетения из бумаги.

Фигурное плетение. В процессе такой работы полоски размечали блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурные блоки плетением, мы получали клубничку и дополняли её аппликацией ( травой). Не забывали и о цвете полосок, который играет важную роль в оформлении работы.

Осваивали и плетение уголками. Пробовали вырезать уголки и поработать ими. Плели из 2-х уголков и из 4-х уголков.

Из полосок бумаги можно выполнять самые разнообразные изделия плоской формы. И мы попробовали сделать плоскостные изделия – всевозможные закладки. Готовые изделия решили подарить папам к празднику 23 февраля. Закладки получились самые разные.

Работая в садике в уголке плетения, дети приходят домой  и показывают чему они научились. Вместе с родителями, освоив в садике «шахматное плетение», дети выполняют дома разнообразные работы и приносят их в садик.

Плетение из волокнистых материалов.

К таким материалам, кроме ткани, относятся нитки, тесьма, верёвки, шнуры и др. Строение и основные свойства волокнистых материалов( пластичность, мягкость) позволяют сгибать их, перевивать и связывать – это операции, характерные для всех видов плетения. Работа с различными волокнистыми материалами значительно расширяет кругозор ребёнка. Выполняя работы в технике плетения и ткачества, дети развивают внимание и зрительную память, привыкают к счёту и готовят руки к письму.

Мы познакомились с простейшими видами плетения, которые вполне доступны детям: прямое плетение, косое плетение ( в 3 пряди) и плетение по кругу:

  • Примером прямого плетения может служить плетение из полосок бумаги, которое дети уже освоили. Этим плетением заинтересовались в основном девочки. В группе у нас есть детские ткацкие станки, на которых дети плели различные коврики. В будущем мы хотим плести не только на ткацких станках, но и на специально оборудованных рамках, фанере или доске, на толстом картоне.
  • При косом плетении нитки располагаются наклонно и выполняют не только плоскостные изделия( закладки, пояски), но и объёмные              ( коробочки, корзиночки). Количество прядей в таком плетении может быть различным.
  • Мы освоили плетение в 3 пряди. Все 3 пряди сначала обвили несколько раз ниткой и завязали (такое крепление не даёт верхнему концу расплетаться). Выполняли работу вдвоём – один держал пряди, а другой плёл. При этом оба ребёнка следили за ходом плетения и в случае ошибки помогали друг другу. В будущем будем пробовать плести закладки способом плетения в 4 пряди, в 6 прядей, в 8 прядей.
  • Плетение по кругу. Для этого плетения выполняют круглый каркас в виде лучеобразной проволочной или нитяной заготовки. И переплетают лучи в шахматном порядке ниткой по кругу. С помощью этого плетения может получиться красивый коврик или подставка.

Плетение из проволоки. Проволока самый доступный материал для работы с детьми, она легко обрабатывается, гармонично сочетается с другими материалами ( бумагой, картоном, деревом, камнем, пластмассами). Важное преимущество данного материала при работе с начинающими - проволока имеет способность удерживать форму во время различных этапов плетения. В процессе практической работы с проволокой дети получают элементарные представления о металле, его свойствах и использовании этих свойств при различной обработке. С самого раннего возраста дети начинают интересоваться проволокой и выполнять разнообразные изделия, и чаще всего именно способом плетения. Работая с проволокой, дети освоили два способа: плетение «косичка» из 3-х заготовок и плетение по кругу. Освоенными способами дети сплели красивые цветы и украсили ими картину с попугаями в уголке плетения.

Плетение из бисера. Великолепны и незабываемы изделия из бисера. Начинать работу нужно с более крупных материалов, заменяющих бисер. Работа в этой технике требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то красивое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка.

Большое влияние оказывает изготовление работ из бисера на умственное развитие детей, на развитие их мышления. Дети постепенно учатся самостоятельно работать по рисунку, по схеме.

Техника бисероплетения удивительно разнообразна и даёт возможность проявить творчество не только в способах плетения, но и в выборе материала. В работе можно использовать бусинки и шарики, пуговицы и ракушки, семена и косточки, орехи и ягоды, нарезанные на маленькие трубочки пустые стержни от шариковых ручек, разноцветная изоляция от телефонных проводов, цветные трубочки от фломастеров и «соломинки» для коктейлей. Эти материалы замечательно помогут ребёнку в освоении такой кропотливой работе, её технологических приёмах. Приобретённые навыки затем легко переносятся на более мелкий материал- бисер. Вместе с детьми освоили несколько видов бисерного искусства: цепочки (фенечки) и объёмные изделия.

  • Фенечки из бисера -  самые модные и оригинальные украшения. В группе этими плетёнками дети увлеклись сразу же. Стали приносить различный материал для работы: леску, бисер, бусины, стеклярус и др. Заинтересовались и родители, увидев, как увлечён их ребёнок. Дети своими руками могли превратить маленькие блестящие бисеринки в чудесные украшения, яркие брелки, кулоны и просто игрушки.
  • Кроме фенечек дети выполняли и объёмные изделия: пирамидки, бабочки, цветы, корзиночки, рыбки, ящерицы и др. Всё это можно увидеть на выставке.

Плетение из бисера – замечательный тест на проверку вашего внимания, терпения, воображения и фантазии.

Планы на будущее большие. Кроме освоенных видов плетения, хотим научиться и плетению из бересты, кожи, соломки и других материалов. Для этого нам нужно всё необходимое. В этом мы можем надеяться только на себя и на помощь родителей.

Занимаясь плетением, ребёнок попадает в удивительный мир древнего рукоделия. Я думаю, что впереди нас ждёт интересная и увлекательная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление цветочных композиций из различных материалов как основа знакомства старших дошкольников с элементами дизайна

Основная цель – показать практическую значимость дизайна помещений путём создания цветочных композиций из различных материалов как средства чувственной и духовной ориентации в окружающем мире пр...

Консультация для родителей на тему «Материалы для рисования и их свойства; использование различных материалов и инструментов в процессе изобразительной деятельности»

Консультация для родителей с целью познакомить родителей с материалами для рисования и их свойствами;расскзать об использовании различных материалов и инструментов в процессе изобразительной деятельно...

Презентация на тему: "Работа с различным материалом по ручному труду в детском саду".

Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....

Презентация на тему: "Работа с различным материалом по ручному труду в детском саду".

Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....

Рекомендации для родителей "Пошаговое изготовление рекеты из различных материалов ко Дню Космонавтики".

Это пособие могут использовать в своей практике как воспитатели детских садов ,так и родители для твоческой совместной деятельности с детьми. Мы делали эти поделки ко Дню космонавтики....

Мастер-класс для родителей младшей группы по изготовлению ёлочных игрушек из различных материалов

Получить удовольствие от совместного творчества (дети- родители-воспитатели)....

Поделки детей из различных материалов

Поделки детей из различных материалов...