Программа дополнительного образования "Почемучки"
рабочая программа на тему

Живых Анна Викторовна

Программа дополнительного образования "Почемучки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemuchki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования  

«ПОЧЕМУЧКИ»

 Актуальность.

Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в 5 – 6 лет закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов.

         Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимости между причиной и следствием, обладать достаточно хорошо развитой памятью, произвольным вниманием.

    Игра – наиболее значимая, а поэтому необходимая для ребенка дошкольника деятельность. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое дошкольник ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются другие виды деятельности (в том числе и учебная); игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Многие психологи и педагоги обеспокоены тем, что дошкольники приходят в школу «не наигравшись». А ведь целенаправленное использование игры не только позволяет подготовить детей к школе, но и сделает этот процесс «подготовки» интересным. Специалисты отмечают, что дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от мало играющих, успешнее адаптируются в школе, взрослея, лучше справляются с жизненными проблемами. В игре формируются навыки и развиваются качества, без которых обучение невозможно.

 В.А. Сухомлинский, отмечая ведущее положение игры у детей дошкольного возраста, писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Эти замечательные слова великого педагога можно в полной мере отнести к интеллектуально-развивающим (дидактическим играм).

 Направленность

Дидактические (интеллектуально-развивающие) игры – особый вид игр с правилами; своеобразное средство обучения и воспитания в увлекательной игровой форме, отвечающее психологическим особенностям дошкольника.

Характерной особенностью дидактических игр является то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания. Кроме того, в игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, воображение, речь.

Цели и задачи

Цель: интеллектуальное развитие и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.

 Задачи:

1. Активизация имеющихся у детей знаний об окружающем мире;

2. Развитие познавательных психических процессов, повышение мотивационной готовности к школе;

3. Развитие произвольности поведения, коммуникативных компетенций.

Новизна и педагогическая целесообразность

Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие коммуникативных компетенций.     В игре дети:

1. Учатся применять имеющиеся у них знания;

2. Ставятся перед необходимостью поиска новых решений;

3. Учатся взаимодействию друг с другом;

  Занятия проводятся на всей площади групповой комнаты: на ковре, за партами, в тематических зонах.  Используется большое количество наглядного материала, игрушек, ленточек, мячей и т. д.  При проведении занятий применяется соревновательный компонент – за каждый правильный ответ детям выдавать фишки. Это позволяет вести диагностику и выявлять лидеров на занятии.

     

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

От 5 до 7 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

С 1 октября по 31 мая.

Режим занятий:

1 раз в неделю, продолжительность 30 – 35 минут.

Структура занятий:

I. Вводная часть (4 мин.):

Игры на сплочение детского коллектива, развитие внимания и скорости мышления.

II Основная часть (15 - 20 мин):  

1. Дидактические игры и упражнения на закрепление и уточнение знаний об окружающем мире.

Динамическая пауза (2 мин).

2. Игры и упражнения на развитие речи, познавательных и психических процессов (6 мин).

III. Заключительная часть. Рефлексия (3 мин.)

Ожидаемый результат

Игры и игровые упражнения в данной программе помогут развитию детей. Под этим подразумевается и интеллектуальное развитие, и расширение кругозора, и повышение уверенности в себе. Дети научатся использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы и обобщения. Игры помогут в развитии речи.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: 

Интеллектуальные викторины.

Учебно-тематический план кружка «Почемучки»

Месяц

Неделя

№ занятия

тема

Содержание

Октябрь

1

1

«Осень»

1. «Паутина».

2. «Расскажем Незнайке про осень».

3. «Закончи предложения».

4. «Всем-всем спасибо!».

2

2

«Деятельность взрослых и детей осенью»

1. «Имя и движение».

2. «Запомни картинки».

3. «Найди пару».

4. «Всем-всем спасибо!».

3

3

«Фрукты»

1. «Что я люблю делать».

2. «Фруктовый сад».

3. «Что напутал художник».

4. «Всем-всем спасибо!»

4

4

«Овощи»

1. «Отдам тебе то, что есть у меня».

2. «В огороде».

3. «Маленькие поварята».

4. «Всем-всем спасибо!».

Ноябрь

1

5

«Домашние животные»

 1. «Передай маску».

2. «У бабушки в деревне».

3. «Кто как кричит?».

4. «Всем-всем спасибо!»

2

6

«Дикие животные»

1. «Смешное приветствие».

2. «Зоопарк».

3. «Кто где живет?».

4. «Всем-всем спасибо».

3

7

«Животные разных широт»

1. «Друг к дружке».

2. «Кто как передвигается?».

3. «Животные и их детеныши».

4. «Всем-всем спасибо!».

4

8

«Птицы»

1. «Волшебное зеркало» (в парах).

2. «Птицы и их птенчики».

3. «Кто поет, а кто стрекочет».

4. «Всем-всем спасибо!».

Декабрь

1

9

«Зима»

1. «Плот».

2. «Расскажем Незнайке о зиме».

3. «Что сначала, что потом»

4. «Всем-всем спасибо!».

2

10

«Зимние забавы»

1. «Прогноз погоды».

2. Составление рассказа по картинкам «Как весело зимой».

3. «Чья у зверя голова?»

4. «Всем-всем спасибо!»

3

11

«Транспорт»

1. «Пара слов о себе».

2. «На чем ехал Грека?».

3. «Что везут машинки?».

4. «Всем-всем спасибо!».

4

12

«В стране геометрических фигур»

1. «У меня есть бабушка в Америке».

2.  «Расставь фигуры».

3. «Что изменилось?».

4. «Всем-всем спасибо!»

Январь

1

13

«Посуда»

1. Чайник.

2. «Угощаем гостей».

3. «Узнай предмет по силуэту».

4. «Всем-всем спасибо!».

2

14

«Разноцветный мир»

1. «Комплимент».

2. «Что у нас такого цвета?».

3. «Кто кем был?».

4. «Всем-всем спасибо!».

3

15

«Мой город»

1. «Покажи нос».

2. «Незнайка в Москве».

3. «Скажи наоборот».

4. «Всем-всем спасибо!».

4

16

«Инструменты»

1. «Запретное движение».

2. «Наши помощники».

3. «Какое оно?».

4. «Всем-всем спасибо!».

Февраль

1

17

«Мебель»

1. «Попутного ветра!».

2. «У куклы Тани новоселье».

3. «Четвертый лишний».

 4. «Всем-всем спасибо!»

2

18

«Одежда»

1. «Шмели и лебеди».

2. «В магазине одежды».

3. «Отгадай, что это?».

4. «Всем-всем спасибо!».

3

19

«Обувь»

1. «Разговор на тарабарском языке».

2. «Чудо-дерево».

3. «Найди такой же».

4. «Всем-всем спасибо!».

4

20

«Части суток»

1. «Прогноз погоды».

2. «Когда это бывает?».

3. «Назови ласково».

4. «Всем-всем спасибо!».

Март

1

21

«Весна»

1. Рисунки на спине.

2. «Расскажем Незнайке о весне»

3. «Собери картинку»

4. «Всем-всем спасибо!».

2

22

«Деятельность взрослых и детей весной»

1.  «Лады-дады-ладушки».

2. «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди».

3. «Назови одним словом».

4. «Всем-всем спасибо!».

3

23

«Профессии»

1. «Товарищи, капитаны!».

2. «Кто чем занимается?»

3. «Из чего сделан предмет?».

4. «Всем-всем спасибо!».

4

24

«Предлоги»

1. «Плачет киска в коридоре».

2. «Найди место».

3. «Раскрась по памяти».

4. «Всем-всем спасибо!».

Апрель

1

25

«Человек»

1. Упражнение «Дождик».

2. «Палка-палка-огуречик».

3. «Найди половинки».

4. «Всем-всем спасибо!».

2

26

«Семья»

1. «Зеркало» (в круге).

2. «Дружная семья».

3. «Один и много».

4. «Всем-всем спасибо!».

3

27

«Деревья и кустарники»

1. Игра «Тух-тиби-дух».

2. «Прогулка по лесу».

3. «Да» и «Нет» не говорите.

4. «Всем-всем спасибо!».

4

28

«Насекомые»

1. Игра «Пчелы и змеи».

2. «Прыгает-летает-ползает»

3. «Кто куда летит?».

4. «Всем-всем спасибо!».

Май

1

29

«Цветы»

1.  Игра «Быстрые превращения».

2. «Соберем букет».

3. «Что напутал художник».

4. «Всем-всем спасибо!».

2

30

«Здравствуй, школа!»

1. «Солнце, вода, дом».

2. «Что хорошо, а что плохо».

3. «Соберем ранец».

4. «Всем-всем спасибо!».

3

31

«Лето»

1.  «Солнце светит для того...».

2. «Вот оно какое, наше лето!».

3. «Назови лишнее слово».

4. «Всем-всем спасибо!».

4

32

«Времена года»

1. «Узелки».

2. «Когда это бывает?»

3. «Стихи-смешинки» с иллюстрациями

4. Обмен впечатлениями, пожелания.

Список используемой литературы:

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., От рождения до школы. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования (ФГОС), МОЗАИКА — СИНТЕЗ, Москва 2014

Лопатина А., Скребцова М., 600 творческих игр для больших и маленьких.- М,:

Амрита-Русь, 2004

Узорова О., Нефедова Е., 1000 упражнений для подготовки к школе, ООО «Издательство Астрель», 2001

Фопель К., Как научить детей сотрудничать, психологические игры и упражнения, Москва «ГЕНЕЗИС»2003