Проект " Осень, осень в гости просим..."
проект (подготовительная группа) на тему

НАТАЛИЯ СЕ

Представляю вашему вниманию проект в подготовительной группе:"Осень, осень в гости просим.."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.prezentatsiya_.pptx1.07 МБ
Файл programma_proekta.docx25.68 КБ
Файл stihotvoreniya_na_temu_osen.docx23.89 КБ
Файл stsenariy_osennego_prazdnika.docx19.12 КБ
Файл fizminutki.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Осень, осень в гости просим…» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» г.Приволжска Разработчик проекта: в оспитатель I квалификационной категории Смирнова Н.Е. 2015г.

Слайд 2

Автор проекта: Смирнова Наталия Евгеньевна. Увлечения: цветы, куклы из капрона, вязание, спорт. Стаж: 12 лет. ОУ : МКДОУ детский сад №1 «Сказка» г.Приволжска Ивановской области.

Слайд 3

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

Слайд 4

Задачи проекта : . • Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме, о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период. • Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды) . • Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной) . • Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков. • Закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц. • Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту. • Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них. • Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас; развивать связную речь.

Слайд 5

Продолжительность : с15сентября по 15 ноября Участники проекта: дети подготовительной группы воспитатель родители

Слайд 6

Краткое содержание проекта: - накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке; - систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования; - анализ поведения человека в природе осенью; - отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

Слайд 7

Актуальность: В последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир.

Слайд 8

Прогнозируемый результат: 1. Расширение представлений об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары). 2.Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем. 3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности. 4.Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы. 5.расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики; 6.применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения; 7.отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой); 8.заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Слайд 9

Этапы проекта: 1.Подготовительный этап: - Составление плана совместной работы с детьми и родителями - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. - Подборка фотографий, литературы. - Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов. - Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах. - Рисование на тему осени - Рекомендации «Безопасность ребенка на приусадебном участке», «Овощи, фрукты».

Слайд 10

2. Основной этап: Мероприятия по работе с детьми: - Чтение художественной литературы - Просмотр мультфильмов - Беседы - НОД - Рассматривание альбомов и картин - Наблюдение - Экспериментирование - Сбор природного материала - Рисование - Аппликация - Лепка - Конструирование - Дидактические игры - Пальчиковые игры - Музыка Мероприятия по работе с родителями: - участие в выставке работ на тему «Осень», подборка иллюстраций, литературы; - разучивание стихотворений об осени; - организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала; - беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности. -изготовление макетов дерева и рассказ о нем

Слайд 11

3. Заключительный этап: оформление выставки «Осенние фантазии» (из природного материала); -Развлечение «Праздник осени». -Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. -Осенняя викторина. -Открытое занятие для родителей(защита проекта). -Защита мини проектов «Деревья». -Физкультурный досуг

Слайд 12

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения проекта. Техническое оснащение 1. компьютер 2. цифровая камера 3. принтер 4. сканер 5. доступ к интернету Материалы на печатной основе 1. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. 2.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с. 3.Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с. 4.Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с. 5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. 6.Комаровой. М.А. Васильевой. Подготовительная группа /авт.-сост. Н.В. Лободина . – Волгоград: Учитель, 2012.-415с. 7.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М.: Гном и Д», 2001. 8.Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 9.Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. 10.Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с. 11. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с. 12.Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.



Предварительный просмотр:

Программа проекта

   При огромных возможностях современного мира становится всё сложнее увидеть красоту окружающего, понять смысл того, что видишь каждый день. Ведь это становится привычным, смазывается всё впечатление и совсем не замечается, что каждое мгновение необычно, неповторимо, волшебно. Если ходить не поднимая головы, то можно совсем не увидеть прекрасных красок осени, ярких листьев, танца жёлтых, красных, пурпурных волн на ветру, прозрачного светло-голубого неба, облаков необычной формы. И, значит, осень останется в памяти серым, промозглым, унылым временем, почти потерянным, не интересным и не нужным.

    Если  не обратить  внимания на красоту окружающего мира, то дети, да и некоторые взрослые, потеряют многое. Ведь любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так хочется бегать по этим красивым разноцветным листьям, пить этом чудесный чистый воздух). Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется петь, активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.

    Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.

Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов - через прямой контакт ребенка с природой.

    В своей работе с детьми подготовительной группы я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

    Проект «Осень, осень в  гости просим…»  групповой, среднесрочный, исследовательско - творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. Проект я начала с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.

  

Информационная карта проекта

 1. Полное название проекта: «Развитие интереса к изучению природы у детей подготовительной группы посредством  проекта «Осень, осень в гости просим..».
2. Авторы проекта: Смирнова Наталия Евгеньевна

3. Участники проекта: дети, родители и воспитатель подготовительной группы .

4.  Район, город, представивший проект: Приволжский район г .Приволжск

7. Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско - творческий.

 8. Цель, направление деятельности проекта: исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

9. Задачи: 

 • Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме, о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период.

• Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды) .

• Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной) .

• Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

• Закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц.

• Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.

• Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.

• Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас; развивать связную речь.

10.  Краткое содержание проекта:  

- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;

- систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;

- анализ поведения человека в природе осенью; 

-  отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

11. Место проведения: МКДОУ детский сад №1 «Сказка»  

12. Сроки проведения: 15 сентября – 15ноября 2015 года. 

13. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время непосредственно образовательной деятельности  и в совместной деятельности детей и педагога).

14. Ожидаемые результаты (продукт проекта): дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям. Сами же работы явятся прекрасным дополнением к материалам интернет-сайтов и послужат украшением праздника осени.

 

 

План - схема работы с детьми по осуществлению проекта

«Осень, осень, в гости просим..!»

Виды детской деятельности.

Комплекс упражнений утренняя гимнастика «Золотой лес», оздоровительный самомассаж «Превращение», «Осень»

Беседа «Как вести себя в лесу»

Комплекс упражнений: «Прогулка в лесу», «Овощи и фрукты», «Угадай животное», «Сбор яблок».

Подвижные игры: «Березка», «Медведь и вожак», «Дождик и солнце».

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семена», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Найди дерево по семенам», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,

Словесная игра : «Какая бывает осень»

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Ручной труд «Мухомор»

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы «Признаки осени», «Деревья и кустарники нашего двора», «Огород», «Во саду ли в огороде», «Грибы», «Описание березы», «Беседа о хлебе».

- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу  красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?» 

НОД :«Осенний лес», «Золотая осень», «Огурцы», «Улетает осень».

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

 Чтение и заучивание стихотворений об осени: Е. Трутнева «Листопад», И. Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья»,

Чтение детям: И. Соколов- Микитов  «Листопадничек», М. Пришвин «Листопад». А Мусатов «Кто в поле главный», Э. Шим «Хлеб растет», В. Головкин «Сорняк», Н. Носов «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблоки».

Рисование: «Осенний лес»,  «Идет дождь», «Осенний цветок».

Лепка:  «Зайчик», «Ёжик»

Аппликация: «Нам осень сказку подарила», «На лесной полянке выросли грибочки».

Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

 

   Знания, полученные детьми во время непосредственно образовательной деятельности, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.      

        С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.

    Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. 

  Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».

         Собирали листья деревьев, для изготовления собственного гербария, размышляли над вопросом «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» 

    Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.   

     Гуляя на площадке дети заметили, что птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые птицы улетают в теплые края, что эти птицы - насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма. (В ходе проекта наблюдали за перелетными птицами).

   Скоро белые метели снег поднимут от земли.

 Улетают, улетели,  улетели журавли.                               

 Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел.

Аист крыльями полощет - улетает, улетел!                

Лист качается узорный в  синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной в  огороде по гряде.      

 Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,  улетели и грачи.  

     Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами:

«Раз, два, три к кустику беги!»

 «С какого дерева листок?»,

«Детки на ветке»,

«Найди такой же»,

«Мы- осенние листочки».                                                                                                                         Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть - это явление называется листопад. 

    Вместе с детьми в группе мы поместили дары осени- овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово:

«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?

Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода. Говорил: “А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!” “Разошёлся ты напрасно, -
Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь, только если покраснеешь.

А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький я всегда удаленький!»

 По таинственным законам, непонятным до сих пор,
 Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
 Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
 А земля – черным – черна, а земля для всех одна. 
         

     В ходе работы по проекту «Осень, осень в гости просим..»дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

     Работая над проектом, я ставила задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.

    По методике проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.  

Программно-техническое обеспечение,

необходимое для проведения проекта.

Техническое оснащение 1. компьютер 2. цифровая камера 3. принтер 4. сканер 5. доступ к интернету

Материалы на печатной основе

        1.  Алябьева  Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.:  ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

2.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.

3.Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.

4.Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.

5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. 6.Комаровой. М.А. Васильевой. Подготовительная группа /авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012.-415с.

7.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М.: Гном и Д», 2001.

8.Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ  Сфера, 2006.

9.Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

10.Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.

11. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.

 12.Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.



Предварительный просмотр:

Е. Трутнева «Осень»;

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У берёзки на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды...

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Фет

Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря ворвавшися злая

Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Светлогруда, легка, невеличка,

Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна...

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Е. Трутневой «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки - невидимки,

Облетая с каждого куста.

Осень ходит по дорогам лета,

Всё притихло, отдыхать легко.

Только в небе празднично от света –

Небо все созвездия зажгло!..

С золотыми листиками схожи,

Звёзды с неба сыплются… летят...

Будто в тёмном, звёздном небе тоже

Наступил осенний листопад

И. Бунина «Лес, точно терем расписной»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

А. Плещеев «Осенняя песенка»

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

М. Ивенсен «Падают, падают листья»

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осеннним грибом

«Лежебока рыжий кот»

Лежебока рыжий кот

отлежал себе живот.

Кушать хочется,

но лень ворочаться.

Вот лежит себе и ждет -

может миска приползет?..

С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. Плещеев «Скучная картина»

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!....

К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

К. Бальмонта «Веселая осень»

Щебетанье воробьев,

Тонкий свист синиц.

За громадой облаков

Больше нет зарниц.

Громы умерли на дне

Голубых небес.

Весь в пурпуровом огне

Золотистый лес.

Ветер быстрый пробежал,

Колыхнул парчу.

Цвет рябины алым стал,

Песнь поет лучу.

В грезе красочной я длю

Звонкую струну.

Осень, я тебя люблю,

Так же, как Весну.

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

Е. Трутнева «Осень»;

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У берёзки на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды...

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Фет

Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря ворвавшися злая

Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Светлогруда, легка, невеличка,

Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна...

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Е. Трутневой «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки - невидимки,

Облетая с каждого куста.

Осень ходит по дорогам лета,

Всё притихло, отдыхать легко.

Только в небе празднично от света –

А. Плещеев «Осенняя песенка»

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

М. Ивенсен «Падают, падают листья»

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осеннним грибом

«Лежебока рыжий кот»

Лежебока рыжий кот

отлежал себе живот.

Кушать хочется,

но лень ворочаться.

Вот лежит себе и ждет -

может миска приползет?..

С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Небо все созвездия зажгло!..

С золотыми листиками схожи,

Звёзды с неба сыплются… летят...

Будто в тёмном, звёздном небе тоже

Наступил осенний листопад

И. Бунина «Лес, точно терем расписной»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

К. Бальмонта «Веселая осень»

Щебетанье воробьев,

Тонкий свист синиц.

За громадой облаков

Больше нет зарниц.

Громы умерли на дне

Голубых небес.

Весь в пурпуровом огне

Золотистый лес.

Ветер быстрый пробежал,

Колыхнул парчу.

Цвет рябины алым стал,

Песнь поет лучу.

В грезе красочной я длю

Звонкую струну.

Осень, я тебя люблю,

Так же, как Весну.

А. Плещеев «Скучная картина»

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!....

К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

Е. Трутнева «Осень»;

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У берёзки на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды...

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Фет

Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

А. Плещеев «Осенняя песенка»

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

М. Ивенсен «Падают, падают листья»

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осеннним грибом

«Лежебока рыжий кот»

С поля буря ворвавшися злая

Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Светлогруда, легка, невеличка,

Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна...

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Е. Трутневой «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки - невидимки,

Облетая с каждого куста.

Осень ходит по дорогам лета,

Всё притихло, отдыхать легко.

Только в небе празднично от света –

Небо все созвездия зажгло!..

С золотыми листиками схожи,

Звёзды с неба сыплются… летят...

Будто в тёмном, звёздном небе тоже

Наступил осенний листопад

И. Бунина «Лес, точно терем расписной»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

К. Бальмонта «Веселая осень»

Щебетанье воробьев,

Тонкий свист синиц.

За громадой облаков

Больше нет зарниц.

Громы умерли на дне

Голубых небес.

Весь в пурпуровом огне

Золотистый лес.

Ветер быстрый пробежал,

Колыхнул парчу.

Цвет рябины алым стал,

Песнь поет лучу.

В грезе красочной я длю

Звонкую струну.

Осень, я тебя люблю,

Так же, как Весну.

Лежебока рыжий кот

отлежал себе живот.

Кушать хочется,

но лень ворочаться.

Вот лежит себе и ждет -

может миска приползет?..

С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. Плещеев «Скучная картина»

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!....

К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.



Предварительный просмотр:

Сценарий осеннего праздника

 (По мотивам сказки К.И. Чуковского "Муха-Цокотуха")

Действующие лица:

Ведущая (воспитатель)

Ведущие (дети)

Коробейник

Myха-Цокотуха

Комар

Продавцы (6 детей)

Пчелы

Блошки

Старичок-паучок

Оформление зала: на центральной стене зала - панно под хохлому, домик Мухи-Цокотухи. Прилавки с товарами. На боковой стене - панно "Осень". Зал украшен осенними листьями.

Дети под музыку входят в нарядный зал, занимают свои места: продавцы у прилавков с товарами; муха в домике; остальные дети сидят на стульчиках. Входит воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель (ведущая):

Сказка, сказка, прибаутка...

Рассказать ее - не шутка:

Чтобы сказка от начала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб в середке весь народ

От нее разинул рот,

Чтоб никто, ни стар, ни мал,

От нее не задремал.

Звучит русская народная музыка.

1-й ведущий ребенок:

Осень щедрая пришла

И с собою принесла

Рябинок пожары,

Большие базары,

Птиц осеннее прощанье,

Свадебные гулянья.

2-й ведущий ребенок:

Возле леса, на опушке,

Под мухомором стоит избушка.

В ней живет Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Выходит Муха - девочка в русском народном костюме. Она поет песню (на мотив русской народной песни " Во поле береза стояла..."):

Во поле избушка стояла,

В избушке Муха поживала.

Люли, люли, поживала,

Люли, люли, поживала.

 

Муха денежки копила,

Деньги в сундуке хранила.

Люли, люли, хранила.

Люли, люли, хранила.

 

Муха деньги собирала,

Самовар купить мечтала.

Люли, люли, мечтала.

Люли, люли, мечтала.

Ведущий (ребенок в русском народном костюме возле домика Мухи-Цокотухи ):

Рано утром Муха встала,

Косу гладко причесала.

Пошла Муха на базар,

Чтобы выбрать самовар.

Муха с корзиночкой в руках идет вдоль лотков с товарами. В корзинке большая золотая монета. Муха рассматривает товары, встает в хоровод вместе с детьми. Все дети водят хоровод "В хороводе были мы...". Муха-Цокотуха подходит к следующему лотку с товарами.

1-й продавец (ребенок в русском народном костюме под хохлому):

Подходите, выбирайте,

Все товары покупайте!

Яблоки моченые,

Ложечки точеные.

Ну а ложки, что за диво!

Так расписаны красиво.

Только ложки застучали,

Ноги сами заплясали.

Муха-Цокотуха рассматривает ложки, раздает их детям. Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную мелодию "Барыня".

2-й продавец:

Барышня-красавица,

Вам товар мой нравится?

Пчелки по лугу летали,

С цветков росинки собирали -

Получился мед.

Что за дивный мед,

Так и льется в рот!

Все дети исполняют песню "Осень" Е.А. Гомоновой.

3-й продавец:

Подходите, выбирайте,

Овощи покупайте!

Овощи известные,

Все абсолютно местные.

Вот молодая картошка -

Так и просится в лукошко.

Вот лук золотой

Лежит желтой горой.

Морковочка хрустящая,

Репа настоящая.

 

Игра-потеха "Репка"

Дети обхватывают друг друга за талию. Водящий старается "выдернуть репку", начиная тянуть последнего игрока в цепи. Если ему это удается, то почти все, как правило, оказываются на земле - равновесие сохранить очень трудно. Зачастую цепь разрывается где-нибудь посередине. Победителей в этой игре нет, но устоявшие на ногах игроки потешаются над теми, кто свалился.

Выходит коробейник. Звучит русская народная музыка "Коробочка".

Коробейник:

Вдоль ярмарки, во конец,

Шел удалый молодец.

Не товар продавать –

Себя людям показать.

Муха-Цокотуха рассматривает товар: платки, ленты, бусы. Танец-инсценировка: выбегают девочки в русских народных костюмах, берут из короба платки, исполняют танец с платками.

1-й ребенок:

На наших игрищах игр разных - тьма.

2-й ребенок:

В играх рот не разевай,

Ловкость, смелость проявляй!

Ведущий предлагает детям поиграть в игру "Медленные гонки".

Игра "Медленные гонки"

В этой игре требуется обогнать соперника, но передвигаться от старта к финишу можно только определенным способом. Дистанцию надо пройти, ставя пятку одной ноги к носку другой, как бы меряя расстояние ступнями ног. Ведущий следит, чтобы играющие ставили ноги вплотную. Можно играть командами.

Продавец лотка с посудой (в рубашке с гжельским орнаментом):

Ну, а здесь другой товар,

Сюда сбежался весь базар:

Здесь посуда разная,

Нужная и важная.

Здесь и чашки, и ковши,

Разной формы поставцы...

Кошелек доставай

Да посуду покупай!

Ведущий (ребенок в русском народном костюме):

Ой, народ, ой, народ!

Становись в хоровод!

Будем петь и танцевать,

Да посуду продавать.

Муха-Цокотуха рассматривает гжельскую посуду. Выходят девочки в гжельских платьях, танцуют. Муха-Цокотуха поет песню "Гжель" (муз. и сл. З. Роот).

Муха-Цокотуха (обойдя все лавки и не найдя самовар, грустно):

Вот закрывается базар,

Не нашла я самовар.

Как друзей буду встречать,

Сладким чаем угощать?!

Ведущий ребенок:

Тут, откуда ни возьмись,

Маленький комарик.

И в руке его горит

Маленький фонарик.

Муху за руку берет

И к палаточке ведет.

Ну а там... Ну что за диво!

Все так чисто, так красиво!

Самовары в ряд стоят,

Бока их золотом горят.

Муха-Цокотуха подходит к палатке с самоварами, разглядывает каждый, выбирает понравившийся, отдает продавцу монетку. Он ставит перед ней на прилавок самовар.

1-й ведущий ребенок:

Нашла Муха товар,

Купила Муха самовар!

2-й ведущий ребенок:

Комар на Муху поглядел –

Разом так и обомлел.

Комар:

Ах, Муха, как Вы прекрасны!

Наша встреча была не напрасной.

Давайте будем веселиться,

Я на Вас хочу жениться.

Будем вместе гостей встречать,

Сладким чаем угощать.

Комар берет самовар и ведет Муху-Цокотуху за руку к домику. Накрывают на стол, ставят самовар.

1-й ведущий ребенок:

Вот закрылся базар,

Принесли домой товар,

Затопили печку,

Запалили свечку,

Пригласили гостей

Со всех волостей.

2-й ведущий ребенок:

Приходила к Мухе Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе меду принесла.

Пчела с поклоном ставит на стол бочонок с медом.

1-й ведущий ребенок:

Приходили к Мухе Блошки,

Приносили ей сапожки.

Танец Блошек. Девочки в национальных костюмах танцуют "Перепляс" (русский народный танец).

2-й ведущий ребенок:

Старичок-Паучок приходил,

Нашу Муху поплясать пригласил.

Он ей руки целовал,

Паутиной обмотал.

Танец-инсценировка. Паук танцует с Мухой под русскую народную плясовую музыку, Муха кружится в танце. Паучок обматывает Муху лентой и пытается увести за ширму. Появляется Комарик с саблей в руке и начинает сражаться с Пауком. Комар побеждает, освобождает Муху. Танцуют все вместе.

1-й ведущий ребенок:

Веселись, лесной народ!

Муха замуж идет

За лихого, удалого,

Молодого Комара.

Общая пляска "Заинька".



Предварительный просмотр:

Сентябрь.

Пальчиковая игра.

Осень, осень

  Осень, осень,                                       трем ладошки друг о друга

  Приходи!                                             зажимаем кулаки по очереди

  Осень, осень,                                       трем ладошки друг о друга

  Погляди!                                              ладони на щеки

  Листья желтые кружатся,                  плавное движение ладонями

  Тихо на землю ложатся.                     ладони гладят по коленям

   Солнце нас уже не греет,                  сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

   Ветер дует все сильнее,                     синхронно наклоняем руки в разные стороны

   К югу полетели птицы,                      «птица» из двух скрещенных рук

   Дождик к нам в окно стучится.         барабанить пальцами тo по одной, то по                                другой ладони

   Шапки, куртки надеваем                    имитируем

   И ботинки обуваем                             топаем ногами

   Знаем месяцы:                                     ладони стучат по коленям

   Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.       кулак, ребро, ладонь

Физкультминутка.

Вдруг закрыли небо тучи,    Поднимаемся на носочки,поднимаем вверх

перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий.   Прыжки на носочках,руки на поясе.       

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть.         Приседаем,руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.           Идём по кругу с высоким подниманием колена.

.Деревья осенью.

            Пальчиковая игра.

        ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ

Друг от друга деревья росли далеко    (показать дерево обеими кистями)

Человеку пройти этот путь нелегко,   (Шагать указательным и средним               пальцами

Только корни деревьев                         (Приложить кисти друг к другу тыльными

Однажды сплелись,                               сторонами, пальцы вниз)

Будто дерева два навсегда обнялись.   («Деревья»)

ОСЕННИЙ БУКЕТ

Раз, два, три, четыре, пять                        Поочерёдно загибают пальчики на руке,            

                                                                 начиная с большого.

Будем листья собирать                              Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы, листья рябины,                Поочерёдно загибают пальчики на руке,            

листики тополя, листья осины,                начиная с большого.

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём.                  «Шагают» по столу средним и указательным

                                                                     пальчиками.

Физкультминутка.

  Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

                                         

                                                   

Осенние листья.

Листопад,листопад,

Осыпается наш сад,

Листья жёлтые летят,

Под ногами шелестят.

На каждую строчку четыре шага в такт.

                               

                                       Октябрь.

1 неделя.Овощи.Огород.Труд взрослых на полях и огородах.

Пальчиковая игра.

У ЛАРИСКИ – ДВЕ РЕДИСКИ

У Лариски-         По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с                    

Две редиски.        большого, на одной или обеих руках.

У Алёшки-

Две картошки.

У Серёжки – сорванца_

Два зелёных огурца.

А у Вовки-

Две морковки.

Да ещё у Петьки

Две хвостатых редьки.

Физкультминутка.

Удивляемся природе
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать. (Приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки. (Дети садятся.)

        Овощи

В огород пойдем,                                  маршировать на месте

Урожай соберем.                                  идти по кругу, взявшись за руки

Мы морковки натаскаем,                     имитировать, как  таскают

И картошки накопаем,                         копают

Срежем мы кочан капусты                  срезают

Круглый, сочный, очень вкусный.      показать руками

Щавеля нарвем немножко                   «рвут»

И вернемся по дорожке.                       идти по кругу, взявшись за руки

2 неделя.Фрукты. Труд взрослых в садах.

Пальчиковая игра.

Толстый палец и большой в сад за сливами пошёл,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец-самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

( Поочерёдно загибать пальцы правой,а затем левой руки)

  Физкультминутка.

  Фрукты

Будем мы варить компот.                     маршировать на месте

Фруктов нужно много. Вот.                  показать руками - "много"

Будем яблоки крошить,                        имитировать:  как крошат

Грушу будем мы рубить,                      рубят,

Отожмем лимонный сок,                     отжимают,

Слив положим и песок.                        кладут, насыпают песок 

Варим, варим мы компот,                    повернуться вокруг себя

Угостим честной народ.                        хлопать в ладоши

3 неделя. Грибы.Ягоды.

Пальчиковая игра.

ЗА ЯГОДАМИ

Раз, два, три, четыре, пять,          Пальчики обеих рук «здороваются», начиная

                                                                   с больших

В лес идём мы погулять.               Обе руки  «идут» указательными и      

                                                                 средними пальцами по столу        

За черникой,                                   Загибают пальчики, начиная с большого.    

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

Физкультминутка. А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Физкультминутка. Гриша шел
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

4 неделя.Осенняя одежда и обувь.

Пальчиковая игра.

НАША ОБУВЬ

Посчитаем первый раз,                              Попеременные хлопки ладонями и удары

Сколько обуви у нас.                           кулачками по столу

Туфли, тапочки. Сапожки             На каждое название обуви загибают по одному  

Для Наташки и Серёжки,                           пальчику, начиная с большого

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

 Физкультминутка.

 Обуваемся

Я умею обуваться,                               топать ногами

Если только захочу,

Я и маленького братца

Обуваться научу.                                руки перед грудью, показывают "маленького братца"

Вот они, сапожки,                              наклон вперед

Этот с правой ножки,                        погладить правую ногу

Этот с левой ножки.                          погладить левую ногу

5 неделя. Перелётные птицы.

Пальчиковая игра.

Журавли.
"До свиданья, до свиданья, 
Возвращайтесь поскорей!" - 
Провожаем, провожаем 
В путь-дорогу журавлей.                       Машем ручкой вслед птицам.

Крылышками машем: 
"До свиданья, Маша! 
Полетели мы на юг, 
Вспоминай нас, добрый друг!"             Ладошками изображаются крылья птиц.

«Птичка».

Птичка летала,                                   (скрестить ладони рук)

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила,            (сделать замок)

Птичка пёрышки помыла.                (вращение замком)

Птичка клювом повела                     (выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв)

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,                 (соединённые мизинцы стучат по столу)

Снова крылышки раскрыла,

Полетела.                                           (скрещенные ладони делают взмахи).

Физкультминутка.

Стая птиц
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

Птички
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

                                   

                                 

                                Ноябрь.

1 неделя.Дикие животные и их детёныши.

Пальчиковая игра.

Зайцы спрятались от волка.

Чья- то им досталась норка…

(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой)

Серый волк зубами щёлк-

(Соединяют по очереди большой палец с другими)

Ах, какой зубастый волк!

(Руки к щекам, качают головой)

Белочка в своём дупле

Орешки щёлкает в тепле.

(Щелчки пальцами)

Пересчитала мама медвежат-

В берлоге все послушные лежат.

(Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в « замок»)

Физкультминутка.

ЛОСИ

На полянку вышли лоси      скрестить руки и поднять их над

Дружная семья:                    головой (пальцы прямые,

                                               раздвинуты),  

Папа лось идет с рогами,    шагают на месте,

                                               высоко поднимая колени,

А лосенок с рожками;         на месте переступают с носочка

                                              на носочек (отрывая от пола

                                              только пятки), указательные

                                              пальцы обеих рук приставляют

                                               ко лбу (рожки);

 

Мама длинными ногами     переходят на высокий шаг с

                                               «большими рогами»;  

А лосенок – ножками.         повторяют шаги лосенка.

2 неделя. Домашние птицы.

Пальчиковая игра.

Две курицы

В сарае две курицы жили
(большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста)
Цыплят на прогулку водили
Цыплят на прогулку водили
(постепенно разгибаем остальные пальцы)
За каждой ходили четыре ребёнка,
Четыре красивых послушных цыплёнка.
Четыре красивых цыплёнка
(дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в ритме текста)
Цыплята любили все вместе гулять,
Толкаться, пищать, червячков искать.
Толкаться, пищать, червячков искать
(пальцы переплетаем, быстро ими шевелим)
Как только стемнеет – все к мамам бегут,
Пальцы сгибаем, прижимаем к ладони
Прижмутся друг к другу и сразу заснут.

Физкультминутка.

Наши уточки с утра –                                      Идут по кругу вперевалочку, подражая

Кря – кря- кря! Кря – кря- кря!                         походке уток

Наши гуси у пруда –                                        Идут по кругу, вытянув шеи вперёд и

Га – га- га! Га – га- га!                                      отставив руки – «крылья» назад

Наши курочки в окно –                                   Останавливаются, встают лицом в круг,

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!                               бьют руками по бокам

А как Петя – петушок                                      Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх,

Рано – рано поутру                                               поднимаются на цыпочки

Нам споёт: ку – ка – ре – ку!

3 неделя. Домашние животные и их детёныши.

Пальчиковая игра.

БУРЁНУШКА

Дай молочка, Бурёнушка,                   Показывают, как доят корову

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,                             Делают «мордочки» из пальчиков

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,                     Загибают по одному пальчику на обеих руках

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье                             Снова «доят»

Молоко коровье.

КОТЯТА

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. )
У кошечки нашей есть десять котят, 
(Покачиваем руками, не разъединяя их. )
Сейчас все котята по парам стоят: 
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых
И самых красивых. 
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).


Физкультминутка.

Мы пришли на скотный двор,                Дети ходят обычным шагом.

Для животных здесь простор.

Рядом луг с густой травой

И прекрасный водопой.

Превратимся мы в коней ,                    Ходят с высоко поднятыми коленями

Грациозных,стройных.

И гуляем по лугам ,

Светлым и привольным.

-Цок-цок-цок.

А теперь табун галопом                      Бегают с высоко поднятыми коленями

Быстро скачет по лужку.

-Иго-го,-кричим мы громко

Молодому пастушку.

Мух корова отгоняет,                   Делают повороты в сторону, «отгоняя мух»

Бьёт хвостом туда-сюда.

Больно оводы кусают.

Мошек столько,что беда.

На пригорках и в канавках             Делают наклоны вниз

Овцы мирно щиплют травку,

Наклоняются к земле,

Звонко блеют они : «Бе-е-е».

Скачут козлики по лугу,                       Прыгают

Рожками бодаются.

«Ме-е-е»,-кричат друг другу,

Весело играются.

4 неделя. Человек.

Пальчиковая игра.

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом

Пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами

Тот вырасти может

Болезненным, хилым.

Ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка.

Дружат с грязнулями

Только грязнули

Пальцы рук соединить в замок

Которые сами

В грязи утонули

Движение имитирующее пловца

У них вырастают

Противные бяки,

Руки сгибаем в локтях, ладони друг за другом около носа, «дразнимся»

За ними гоняются

Злые собаки

Руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуты, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой, «пасть»

Грязнули боятся

Воды и простуд,

А иногда и вообще не растут!

Руки скрещены на груди, затем волнообразные движения рукой, касаемся указательным и большим пальцем носа, а на последнюю строчку, совершаем отрицательные движения указательным пальцем.

Физкультминутка.

Шеей крутим осторожно
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернёмся. (Дети садятся.)

Физкультминутки по теме «Осень»

Физкультминутки

«Осень»

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело.

Съежилось,

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

«Гриб»

Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два - грибок, (Наклоны вперед.)

Три - грибок, (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

«Солнце вышло из-за тучки»

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

«Яблоня»

Вот так яблоко! Оно сока сладкого полно.

Руки протяните, яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать, трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву.

«Мы листики осенние»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

«Клён»

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

«Гром и Дождь»

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам! (Шагаем на месте.) Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.) Град! Град! Сыплет град, все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.) Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)

«Осень»

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело.

Съежилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

«Зайка»

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.) Зайка прыгнул на пенёк. В барабан он громко бьёт, в чехарду играть зовёт. Зайцу холодно сидеть, (Присели.) Нужно лапочки погреть.Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.) А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Осень, осень, в гости просим!» во 2 младшей группе.

Реализация проекта, изготовление поделок родителями "Дары осени"....

Проект: «Осень, осень, в гости просим!»

Проект:«Осень, осень, в гости просим!»во 2 младшей группе....

Проект «Осень, осень, в гости просим!»

Работа предназначена для педагогов ДОУ, в которой представлен опыт познавательного развития дошкольников....

мини проект «Осень, Осень в гости просим!»

ЦельФормировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособлении растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными работ...

Проект "Осень, осень в гости просим"

Цель: расширить и систематизировать знания детей об осени совместно с родителями....