Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме " Кадак- символ гостеприимства"
план-конспект занятия по теме

занятие для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kadak.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ д/с «Ромашка»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:

«Кадак- символ гостеприимства»

Выполнена: воспитатель Бегзи А.Д

Тоора-Хем 2016

Цель:

1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к природе родного края, культурному наследию своего народа

2. Обобщить и закрепить знания детей об обычаях и традициях тувинского и тувинского народа

3.Познакомить с предназначением церемониальной ленты, шарфа;
Изучить символики цветов церемониального шарфа

3.Воспитание у детей любви к родной земле, желание беречь и защитить ее

Оборудование: проектор, плакаты о цветах, цифрах

Предварительная работа: беседа о традициях и обычаях тувинского и русского  народа,

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, инновационный, практический.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Здравствуйте дети! Все правильно сели, спина прямая. Сегодня мы поговорим о нашей родной земле, которая называется Тыва. Попрошу ребята быть активными на занятии, а тот, кто будет правильно и хорошо отвечать на вопросы получает смайлики от меня, договорились

      2016 год объявлен Годом тувинского гостеприимства. Как вы думаете, из каких слов  оно образовано? (Ответы детей.) Правильно от слов «гость» и «принимать». Гостеприимство — это готовность и желание принимать гостей, угощать их. 2016 год это своеобразное продолжение 2015 года народных традиций в Тыве.

-И я сегодня хочу с вами поговорить о приеме уважаемых и дорогих гостей. К вам приходят такие гости домой? Вот ваш дом пришел гость, что вы первым делом делаете?

( Ответы детей)

-Правильно, здороваемся. (Здороваемся по-разному (тув, русс,англ.) Когда мы здороваемся, мы желаем здравия, т.е здоровья тому человеку которому здороваемся.

- Знак уважения и почитания гостя, русские и тувинцы встречают по-разному

Русское гостеприимство известно всем с давних времен. Еще в Древней Руси было принят обычай, что если приходят гости, то они должны быть обязательно приглашены за стол.

(слайд 1,2)

 Но сегодня я хочу познакомить совсем другим, у нашего народа есть такая  красивая традиция чолукшуур (приветствие).   Давайте вместе попытаемся провести церемонию чолукшууру.

Это церемония благопожелания имеется у всех наций,  но сегодня мы узнаем как проводят благопожелания не только тувинский народ, и русского народа. Надо знать и соблюдать традиции и обычаи народа.

Чтоб хорошо узнать про эту традицию, давайте мы отправимся к бабушке на чабанскую стоянку, давайте ребята все садимся на наш волшебный «автобус». (Все встали и имитируют движения автобуса)

Тувинский народ очень бережно относился к природе, и преклонялись к духам земли. Проезжая в священное место надо соблюдать тишину, не оставлять после себя мусор, участвовать в очистке дорожек, лесенок.

(По дороге остановка на святом месте-родник, рядом святое дерево, завязываем чаламу.)

А теперь ребята отгадайте загадку

Он кружится, играет,

На солнышке сверкает

Из-под земли он струйкой бьет,

И влагу всем кругом дает (родник)

Поит летом и зимой

Нас прохладною водой.

Из земли он струйкой бьет

И журчит, звенит, поет (родник)

Прежде чем начать церемонию ритуала освещения, по традициям наших предков, нам надо поклонится духам священного места - родника, попросить чтобы священное место родник нам дал энергию. Мы должны прочитать специальное благопожелание и привязать цветные шелковые ткани-кадак  Кадак — символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания.

А дальше чтоб продолжить наше занятие, давайте поиграем

Кадак — универсальный дар. Он может быть преподнесён по любому праздничному поводу, такому как свадьба, похороны, рождение ребёнка, окончание университета, прибытие или отбытие гостей и прочее. преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, при встрече и проводах, в качестве награды, в виде подношения ламам и святым во время молебнов, по случаю окончания строительства дома.

Кадак подносят в развёрнутом виде на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху большими пальцами. Кадак складывается посередине, образовывая 2 слоя. Открытая сторона Кадака обязательно должна быть обращена к тому, кому он преподносится – это означает, что все благие пожелания направлены уважаемому человеку. Принимают Кадак также почтительно обеими руками. Принимающий должен поклониться касаясь лбом хадака, затем может накинуть хадак на шею (завязывать его на шее не принято) или сложить и убрать во внутренний карман (в былые времена убирали за пазуху дэгэла). Нельзя выбрасывать хадак вместе с мусором, это равнозначно осквернению жизненной энергии человека. Потому хадаки хранят дома на алтаре или в других местах повыше, чтобы ненароком не уронить и не затоптать.

Белый хадак — символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Это цвет святости, благополучия.

 Синий хадак обозначает Вечное синее небо символ гармонии, согласия и спокойствия. Он воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. Этот цвет также символ мужского начала.

Жёлтый хадак — символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни (жёлтый – цвет веры, процветания Учения Будды).

 Красный хадак — символ сохранности и безопасности, а также притягивает все благие качества. Красный – цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.Символ домашнего очага.

Зелёный хадак — символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зелёным цветом буряты обозначали мать-землю. Символ роста и процветания.

- Мы с вами поговорили о разноцветных кадаках, скажите какие эти цвета на английском

 Сколько у меня кадаков кто мне посчитает? А на английском посчитаете? Кто посчитает?

А теперь посмотрите пожалуйста на узор, который изображен на кадаке, как вы думаете что это, что нарисовано, кто знает, у вас дома имеется кадаки?

Это узор называется олчей удазыны, на русском это узел счастья, знак бесконечного счастья, благополучия. И мы сегодня попытаемся сделать это с помощью пластилина, давайте все сделаем, прежде чем начать работать вспомним как надо работать с пластилином, осторожно работаем со стеками, на стол не катаем пластилины для этого у нас есть доска для лепки, давайте приступаем.

Для начала берем пластилины, держим на руках,  смягчаем, разделяем на 6 равных части и делаем «колбаски», «колбаски» у нас должны быть все одинаковой длины, а  потом ложим их поперечно и лепим концы и получится у нас «узел счастья».

Все хорошо сделали и очень хорошо работали на занятии… спасибо вам за занятие дети, до свидания!     Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Специально организованная сюжетно-игровая деятельность на основе образовательной области «Физическая культура» - «Веселое путешествие»»

Основная идея моей работы: взаимодействие с детьми направлено на развитие коммуникативных умений (навыков невербального общения) в процессе активной двигательной деятельности, для формирования осознан...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:НАША РОДИНА РОССИЯ.Символы страны с участием родителей .

Группа: подготовительная.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное  развитие», «Фи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «О чем рассказал символ»

Патриотическое воспитание, является составной частью воспитательного процесса. Занятия, которые проводятся в нашем детском саду направлены на развитие у подрастающего поколения уважения к таким символ...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Берёза – символ Родины моей» (старший дошкольный возраст)

Конспекторганизованной образовательной деятельности.Образовательная область «Познание»(формирование целостной картины мира, расширение кругозора) «Берёза – символ Родины моей»(старший дошкольный ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации «Свинья - символ года»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации «Свинья - символ года»...