Проект "Волшебный песок"
проект (средняя группа) на тему

Зотикова Елена Ивановна

Исследовательская детельность детей с песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Волшебный песок"62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  учреждение  «Управление  дошкольного  образования»                    Исполнительного  комитета Нижнекамского муниципального  района РТ

Проект    

Автор  проекта:  Зотикова  Елена  Ивановна

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ №3 «Огонек» пгт Камские Поляны Нижнекамского муниципального района РТ.

Руководитель проекта: Гусева Ирина Геннадьевна

старший воспитатель высшей кв.категории

МБДОУ №3 «Огонек» пгт Камские Поляны Нижнекамского муниципального района РТ

География: МБДОУ №3 «Огонек»

пгт Камские Поляны.

Срок выполнения: 3 дня.

Участники: дети средней группы, их родители.

                

ФГАОУ  ВПО «Казанский федеральный университет»

Елабужский    институт

Центр профессиональной переподготовки,  повышения

квалификации  и дополнительного  образования.

                                   Итоговая работа

          Тема: «Развитие познавательных  способностей»

                               Проект  «Волшебный  песок».

                                                                      Подготовлена  слушателем                      

                                                                                          Курсов повышения   квалификации

                                                                                          Воспитателем  МБДОУ №3  

                                                                                          «Огонек» п.г.т.  Кам.  Поляны

        Зотиковой  Е.И

        Елабуга 2015


Программа составления плана проекта

  1. Тип проекта
  • по доминирующей в проекте деятельности:

                           - исследовательский;

  • по содержанию:

                       - педагогический, экспериментальный;

  • по времени проведения:

                       - 3 дня;

  • по характеру контактов:

                        - в рамках детского сада и территории игрового участка;

  • по числу и возрасту участников:

                         - средняя  группа.

  1. Актуальность проблемы

Огромную  роль в  развитии познавательных способностей играет  экспериментирование  в природных  условиях.  Ближайшее  окружение  для детей – песок – самый доступный материал.                                                                 Экспериментальная  деятельность  наиболее актуальна  для детей  средней  группы.   В процессе  экспериментирования    и  исследовательской  деятельности  дети получают  возможность  удовлетворить присущую  им любознательность ( зачем, почему),  почувствовать  себя исследователями, испытать чувство  радости  от своих  полученных  результатов.   Экспериментируя,    дети приобретают  новые  знания,  умения,  навыки,  учатся  делать умозаключения  по  результатам эксперимента.

 Все это способствует  развитию познавательных способностей детей пятого года  жизни

  1. Цель проекта:

Развивать познавательные процессы у детей через экспериментирование с песком.

  1. Задачи проекта:
  • способствовать развитию познавательной  активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
  • знакомство со свойствами песка (сухой -  сыпется, влажный – лепится);
  • воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом, закреплять правила игры в песочнице.

  1. Литература:
  • «Ребенок в детском саду»-2006г. №4, стр.65-68, Жителева С.С. «Песочная терапия»;
  • «Методика экологического воспитания в детском саду» (С.Н.Николаева, г.Москва, «Просвещение», 2006г.).

  1. Гипотеза проекта:

Целенаправленная исследовательская деятельность и игры с песком развивают познавательные способности навыки ребенка.

  1. Ожидаемые результаты:

Умение осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

  1. Методы проекта:

А     В работе с родителями:

1. Консультации;

2. Беседы.

Б     В работе с детьми:

1. Беседы;

2. Игры;

3. Наблюдения;

4. Исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).

План реализации проекта

№ п/п

Содержание

Участники

1.

Консультация для родителей: «Играем с песком и водой»

Родители

2.

Эксперимент «Сыпется-лепится».

Дети

3.

Сюжетно-ролевая  игра «Построим гараж».

Дети

4.

Эксперимент «Испечем для кукол торт и пирожное».

Дети

5.

Беседа о правилах игры в песочнице.

Дети

6

Итоговое развлечение    «Построим город из песка»

дети


Консультация для родителей:

«Играем с песком и водой»

О пользе игр с песком сказано много, тут и развитие сенсорного восприятия и творческого мышления, и совершенствование навыков манипуляции, и положительное воздействие на психическое здоровье ребенка. Недаром сегодня всё больше и больше используют  терапию песком, позволяющую естественным путем разгружать психику и находить равновесие. Не лишайте малыша удовольствия повозиться в мини-песочнице, домашнем «островке лета», в любое время года! Играть с песком очень полезно. В песочнице ребенок развивает мелкую моторику – пересыпая песок в руках, глазомер – наполняя формочки песком, здесь он приобретает первые навыки общения с другими детьми и именно в песочнице начинают развиваться его творческие способности.

Постепенно ребенок учиться лепить из мокрого песка не только замки, но и другие фигуры. А если это происходит на море, то готовые скульптуры можно украсить ракушками и камушками, а также цветами и листьями. Можно даже строить здания с колоннами из толстых палочек. А если проложить вокруг дорожки, сделать клумбы и «посадить» деревья, то получится целый город. Вокруг замка можно сделать ров с водой, а поверх него построить мост. Заодно расскажите ребенку, что раньше примерно так и был устроен замок, а ров защищал его от набегов врагов. Песок притягивает детей как магнит, ведь здесь он может построить свой собственный мир, где он фантазирует и творит, работает и учится добиваться цели.

Песок – это целое поле для осуществления детских фантазий, море полученных положительных удовольствий от данной игры. Однако не всегда взрослые знают о том, что благодаря играм с песком можно провести время интересно и полезно. Включите фантазию! Вспомните свое детство - и вперед!  Не секрет, что большинство ребятишек любят копошиться с песком.  Они лепят различные фигуры, просеивают песок через сито, строят замки. Давайте  узнаем, а какие же игры можно организовать с помощью песка.

1. Сооружение городов, замков, строительных комплексов. Не удивляйтесь этому факту, это действительно осуществимо.  Если ребята будут иметь при себе набор для игр с песком, воду, и естественно, сам песок, то путешествие в “Страну Волшебных Городов” уже обеспечено. Конечно, уместны в данной игре будут вспомогательные игрушки – машинки, маленькие куклы, кубики.  Кстати, каждый раз можно менять сюжет, все время, усложняя игру. Например, в этот раз построить туннель для поезда. Помимо развития воображения, дети благодаря такому времяпровождению могут узнать или закрепить знания о железнодорожном транспорте.

2. Знакомство с буквами. Что могут предложить взрослые своим сокровищам:  с помощью обыкновенной палочки рисуем на песке любую букву, которая уже знакома ребенку. Предлагаем также попробовать и малышу. Такие несложные задания стимулируют ребят к непроизвольному изучению алфавита в игровой форме. Ведь  никто не просит юное создание правильно написать букву. Речь идет о первичном запоминании алфавита через такую игровую форму. Безусловно, это задание-игра не будет интересной для самых маленьких карапузиков.

3. Песок – отличное место для рисования. Ведь проводя пальчиком по песку, будь он мокрым или сухим, всегда можно нарисовать желаемый предмет или явление. Например, если во время прогулки мама с сыном или дочкой разговаривали о солнышке, и его пользе для природы, то можно запросто прорисовать солнце на песке, и уже закрепить знания о таком чуде природы.

4. Используя воду, малыши могут лепить все что угодно из природного материала. Это могут быть и животные, и фигурки, и сказочные герои. Такого рода игры развивают у детей творческое воображение и мышление.

Картотека экспериментов с песком

1. «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Содержание:

Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

2. Пересыпание сухого песка через воронку

Цель: познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Содержание.

Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.

Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».

3. «Поселок, где мы живем»

Цель: развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт.

Содержание:

Две группы детей строят родной поселок, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.

4. Постройка гаража для машины

Цель: закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.

Содержание.

Воспитатель предлагает сделать из песка горку.

- Высокую горку. Помогайте мне. Давайте сегодня с вами сделаем гаражи для наших машин. Вместе с воспитателем дети делают подземные гаражи, подъездные пути, места для стоянок машин. Вот какая красивая у нас получилась постройка.

Вопросы детям: Какие машины мы будем ставить в подземный гараж? А какие на стоянку? Дети называют разновидность транспорта и обыгрывают постройку.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...