План - конспект НОД для средней группы (4-5 лет) по теме «Дары леса: съедобные грибы» (с элементом нетрадиционной техники изобразительной деятельности)
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Минакова-Смирнова Екатерина Ивановна

Образовательные области:

  1. Познавательное развитие
  2. Социально-коммуникативное развитие
  3. Художественно-эстетическое развитие

Цель:

  • формирование представлений детей о многообразии растительного мира
  • развитие познавательного интереса, навыков в художественном творчестве.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • расширять знания детей о грибах
    • особенностях строения и внешнего вида
  2. Воспитательные:
  • закреплять знания правил поведения в лесу
  • прививать любовь к природе
  • воспитывать умение работать в коллективе
  • формировать у детей эмоционально-положительный отклик на      совместную деятельность
  1. Развивающие:
  • развивать активный словарь детей (названия грибов)
  • совершенствовать навык работы с нетрадиционным художественным инструментом – ватной палочкой
  • развивать творческое воображение

Планируемый результат: реализованы задачи НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smirnova_ei_palitra.doc481.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект НОД для средней группы (4-5 лет)  по теме «Дары леса: съедобные грибы» (с элементом нетрадиционной техники изобразительной деятельности)

Предварительная работа: 

1. Чтение В. Катаева «Грибы», В. Сутеев «Под грибом»
2. Рассматривание альбома с иллюстрациями «Грибы»

3. Составление изображения гриба из частей на плоской поверхности

Материалы и оборудование: 

проектор, аудио запись «Звуки леса», комплект картинок с изображением съедобных грибов (подосиновик, подберезовик, белый гриб, лисички, опята), игрушка – Белочка, корзинка с муляжами лесных ягод, картинка с изображением Снежной королевы, листы бумаги с силуэтами грибов, краски ГУАШ, упаковка ватных палочек, стенд для рисунков.

Ход мероприятия

Воспитель входит в группу с корзинкой, в которой лежат муляжи лесных ягод (малина, земляника, черника, брусника).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, вчера мы с вами собрали большой урожай лесных ягод. Как они называются, напомните, пожалуйста?

Дети: Черника, земляника, малина, брусника.

В.: Правильно, молодцы. А что еще мы можем собрать в лесу и положить в нашу корзинку?

Д.: Грибы.

В.: Точно. Кто-нибудь из вас ходил в лес с родителями? Собирал грибочки?

Д.: Да! (поднимают руки, кто ходил)

В.: Тогда вы сможете мне рассказать из каких частей состоят грибы?

Д.: Шляпка и ножка.

В.: Правильно. А вы знаете, что грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые)? Сегодня мы с вами познакомимся со съедобными грибочками. А для этого нам нужно дружно отправиться в лес…

Включем музыку «Звуки леса»

Дети выходят на центр группы.

В.:

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес!  (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)  
Ты о чем шумишь листвою  (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево) 
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи, про дары нам расскажи 

(Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем) 
Ты же видишь – Мы свои! (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)  

Ну вот мы с вами и в лесу. Столько здесь интересного и пока что известного. Давайте присядем на полянке (ковер), а кто хочет, может сесть на пенечки (стулья), и рассмотрим грибы, которые тут растут.

На ковре разложены картинки со съедобными грибами.

В.: Ребята, посмотрите, сколько разных грибов выросло в лесу. Все они разного цвета, размера, формы. Рассмотрите внимательно картинки. Сейчас я вам загадаю загадки про грибы, а вы попробуете найти нужный на картинке.

Загадка № 1.

Этот гриб нарядный

Растет с осиной рядом,

На головку надет

Ярко-красный берет.

Дети показывают картинку с подосиновиком.

В.: Правильно! Этот гриб называется подосиновик. Он растет под осиной, поэтому так и называется. Какого цвета у него шляпка?

Д.: Красная.

В.: А ножка?

Д.: Белая в черную точечку.

В.: Правильно.

Загадка № 2.

Под березой старичок,

На нем бурый колпачок,

И пиджак с пестринкой,

А сапожки - с глинкой.

Дети показывают картинку с подберезовиком.

В.: Верно! Какие вы молодцы! А может кто-то знает название этого гриба?

Д.: Подберезовик.

В.: Да, этот грибок называют именно так – подберезовик. Как вы думаете, почему его так назвали?

Д.: Потому что он растет под березой.

В.: Правильно. А чем он отличается от подосиновика?

Д.: Шляпкой. У подберезовика она коричневая.

В.: Правильно.

Загадка № 3.

Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов!   

Дети показывают картинку с Белым грибом.

В.: Вы нашли верный гриб. Это Белый гриб. Его ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный). Его очень любят грибники. А кто такие грибники?

Д.: Люди, которые собирают грибы.

В.:

Загадка № 4.

Где-то во лесочке,
Прямо под листочком,
Рыжий, озорной грибок,
Первым я увидеть смог.

Дети показывают картинку с лисичками.

В.: Вот они сестрички – рыжие лисички. А почему эти грибы так назвали?

Д.: Из за цвета. Они рыжие как лиса.

В.: Точно.

Загадка № 5.

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.

Дети показывают картинку с опятами.

В.: Правильно! Эти грибы называются опята. Они растут на пнях или стволах деревьев большими семейками. Это пожалуй единственный гриб, который можно собирать до самой зимы.

А теперь ребятки давайте вспомним – какими грибами мы познакомились сегодня?

Д.: Опята, подберезовик, подосиновик, лисички и белый гриб.

В.: Да, и эти все грибы являются съедобными. Их можно жарить, варить, солить, мариновать и даже сушить. Давайте соберем грибы и отправимся в обратный путь.

Подвижная игра «Грибник и грибы»
Выбираем грибника, остальные дети грибы (в руках карточки со съедобными грибами)
В.: 

Вот поляночка лесная,
Здесь съедобные грибы.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем, водишь ты!
Грибы растут на полянке, по сигналу воспитателя «Грибник идет», дети разбегаются, грибник ловит. Пойманный кладет свою картинку гриба в корзинку. Игра проводиться несколько раз.
После игры дети садятся по местам.

В.: Молодцы, наша корзина полна даров леса.

Вдруг дети слышат, что кто-то где-то скулит и плачет за дверью…

В.: Слышите, кто-то плачет. Пойдемте посмотрим кто там и узнаем – что случилось.

Дети подходят к двери, открывают и находят там белочку с пустой корзинкой.

В.: Здравствуй Белочка! Проходи к нам и расскажи, что случилось.

Белочка: Спасибо! У вас тут так тепло и весело. А наш радужный осенний лес превратился в черно-белый – зимний… Это проделки Снежной королевы! Ранним снегом она замела все окресности, и я не успела запастись всем к зиме. Что же мне делать?

В.: Ребята, давайте поможем белочке?

Д.: Да!

В.: Мы теперь много знаем о съедобных дарах леса. Чего тебе не хватает?

Б.: Ягоды я собрала, а вот грибочки не успела.

Д.: Мы можем нарисовать грибы и подарить их тебе.

Б.: О, это было бы очень хорошо.

В.: Какие вы молодцы, ребята, хорошую идею придумали. Белочка, а какие грибочки ты любишь?

Б.: Самые красивые и вкусные – белый гриб и подосиновик.

В.: Хорошо, их ребята знают и смогут нарисовать. Ребята, что нам нужно для этого.

Д.: Краски, кисточки и листы бумаги.

В.: Правильно! Давайте приготовим все необходимое.

Дети распределяются, достают краски, листы бумаги, но увы – не находят кисточек…

Д.: Кисточек нет! Пропали!

В.: Куда же они подевались?

Б.: Я знаю! Это Снежная королева их унесла, чтобы вы не смогли мне помочь.

В.: Ох, как же быть? Чем же мы можем заменить кисточки? Давайте поищем.

Все ищут возможные варианты, и один из детей находит ватные палочки в комоде.

В.: Вот, отличная находка! Этим мы и будем рисовать.

Дети рассаживаются на свои места. Берут листы бумаги с заранее заготовленными силуэтами грибов.

В.: А теперь давайте вспомним – чем отличается белый гриб от подосиновика?

Д.: Цветом шляпки и ножки! У подосиновика – шляпка красная, а ножка белая в черную точечку. А у белого гриба – шляпка коричневая, а ножка беленькая.

В.: Правильно! Ну давайте приступим к работе. Берем ватную палочку и опускаем в краску. А после, начинаем точечками разукрашивать грибочки.

В.: Какие вы молодцы! Все справились! Грибочки получились очень красивые.

Д.: Вот, Белочка, это тебе!

Б.: Спасибо большое, ребята! Вы потрудились на славу! Помогли мне! Теперь мне ни зима не страшна, ни проделки Снежной королевы. До свидания!

Д. и В.: До свидания, Белочка! Легкой зимовки!

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
  2. Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е.Верховкиной, А.Н.Атаровой. – СПб: КАРО, 20158. – 112с.
  3. Основная образовательная программа средней группы ДОУ
  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  5. Н.А. Кнушевицкая Грибной колейдоскоп - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 40 с.
  6. В.Арчер Грибная энциклопедия / под ред. Янцевой Л.И. – изд.: Центрполиграф, 2011. – 415 с.
  7. В.Сутеева Книга сказок – изд.: АстрельХарвестМалышАСТ, 2012 – 288 с.
  8. В.Катаев Сказки и рассказы – М.: Издательство Дет.лит., 2008 – 132 с.
  9. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - изд.: Скрипторий 2003, 2007. - 166 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию по теме "Дары осени.Грибы"

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию по теме «Дары осени. Грибы»Сорокина Виталия Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию по теме «Дары осе...

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ ВАТОЙ) «ПТИЧКИ ЗИМОЙ»

Материал по развитию творческих способностей детей (с участием родителей), через  использование нетрадиционной техники рисования....

План по самообразованию по теме "Формирование патриотических чувств детей через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Материал для использования воспитателями по формированию у детей патриотических чувств через нетрадиционные техники изобразительной деятельности....

План углубленной работы по нетрадиционной технике изобразительной деятельности в группе детей среднего дошкольного возраста

Цель. Обучение детей нетрадиционным способам изображения объектов живой и неживой природыЗадачи.Образовательные:- продолжать формировать умение  детей познавать мир и себя в нём через о...

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию по теме "Дары осени. Грибы"

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию по теме"Дары осени. Грибы"Цель: расширять представления детей о грибах, где они растут, об особенностях,Задачи: съедобные и нес...