«Инновация в системе образования»
статья на тему

Иванова Надежда Николаевна

Инновационные технологии в системе дополнительного  образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инновация26.25 КБ

Предварительный просмотр:

 «Инновация в системе образования»

 В  настоящий  период  времени  человечество  вступило  в  новый информационный  век.  Это  означает,  что,  по  мнению  отечественных  и зарубежных исследователей (Ж.Делор, Н.Д.Никандров, А.И.Субетто и др.), формируется  общество,  главными  приоритетами  которого  становятся информация,  знания,  образование.

В настоящее время не существует четкого разграничения понятий "новшество", "нововведение", "инновация". Большинство авторов солидарны в определении их как идей, средств, являющихся новыми в конкретной ситуации и обеспечивающих эффективное достижение целей.

Слово «инновация» происходит от латинского слова innovatio, что в переводе на русский язык означает обновление, изменение, нововведение. Понятие «инновация» имеет два аспекта: с одной стороны, оно рассматривается как новшество, с другой – как введение этого новшества, например, в педагогический процесс.

Инновационные технологии в системе дополнительного  образования детей

Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.

  Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится

обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность.

Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии)  своего собственного  практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более   высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновационная деятельность педагога зависит:

от уровня   личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога,  определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:

  • личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
  • специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и  выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы  образования и реализовывать эффективные способы их решения).  
  • существующих в конкретном образовательном учреждении условий:
  • финансовая заинтересованность: доплаты, премии;
  • благоприятный морально-психологический микроклимат и   творческая атмосфера;
  • помощь в получении информации об инновационных технологиях;
  • содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами  
  • правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.  

Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:

-  абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),  

- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Источником инновационных идей педагога может служить:

- неожиданное для самого  педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);

- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);

- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

- изменениями в ценностях и установках детей  (влечет за собой  поиск новых форм общения и профессионального поведения) и  т. д.

Содержание инновационной деятельности педагога

1.   Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе.

2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

3.    Проведение учебных занятий в инновационных формах.

4.    Проведение мастер – классов на муниципальном уровне

5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.

        Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:

- МО по определенной теме или направлению деятельности;

- проблемные (творческие) группы, в которых  педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.  

        Как же может педагог позиционировать себя, заявить на реализацию инновационной деятельности.

Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога предполагает:

- выбор темы  инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- заполнение информационной карты инновационной деятельности (приложение);

-стартовая экспертная оценка  инновации,  заявленной педагогом

-разработка проекта (программы, плана)  инновационной деятельности: цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длительность, предполагаемый результат. Педагог, изъявивший желание работать по собственной авторской программе, предоставляет в  МС документ о внешней экспертизе программы;

- осуществление  инновационной деятельности (реализация инновационного проекта (программы);

- отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы ознакомления  с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:

"Творческие отчеты"позволяют   оценить   общую результативность инновационной деятельности,   увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.

"Открытые мероприятия" позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.

"Методические выставки" позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов  коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать   педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.

"Тематические консультации" позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию  по различным инновациям.

 "Проблемные семинары" представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой  теоретической подготовке.

"Свободное посещение занятий"  педагога, реализующего инновацию;

- внедрение  инновации (распространение  созданного инновационным путем опыта, новой практики).

Материалы по инновационной деятельности хранятся в методической службе: заявка, программы, продукты диагностик, результаты контроля, анализ, отчеты.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ: актуальность применения

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

 Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС способствуют решению ряда образовательных задач, поэтому они должны предусматриваться методической работой. Педагогические решения нового поколения позволяют педагогам творчески организовывать совместную деятельность с детьми, рационализировать содержание занятий, привить интерес воспитанников к проблемным этапам реализации программного содержания, создать условия для развития личностных новообразований, осуществления межличностного и группового общения дошкольников.  Внедрение новых педагогических приемов позволяет не только повысить качество предоставляемых образовательных услуг в детском саду, но и удовлетворить возрастающие потребности родителей, создать правильную репутацию дошкольной образовательной организации, позволяющую детскому саду успешно конкурировать с другими учреждениями.  Инновационные принципы работы в детском саду могут затрагивать воспитательно-образовательный комплекс, а также другие сферы деятельности организации дошкольного образования. Внедрение новых решений в управленческую деятельность, методическую практику, построение более тесного взаимодействия воспитателей с родителями способствует обеспечению слаженной и гармоничной работы всех структур детского сада. И все же в первую очередь современные образовательные решения должны реализоваться на этапе работы с детьми.

 

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др.

Эти модели ведения педагогической практики позволяют в полной мере реализовать задачи, предусмотренные программами дошкольного образования и требованиями ФГОС, а также создать условия для развития у воспитанников инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах групповой и индивидуальной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИИ в СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Перед дошкольным образова­нием стоят важные задачи: по­вышение гибкости и многообра­зия форм предоставления услуг системы дошкольного образова­ния призвано обеспечить под­держку и более полное и...

«Инновации в системе дополнительного образования».

«Инновации в системе дополнительного образования»....

Инновации в системе дошкольного образования.

Инновации в системе дошкольного образования. Точечный рисунок. Метод ниткографии.  Рисуем с помощью открыток. Прием «оттески растений» Кляксография.  Рисование зубно...

Инновации в системе детский сад – школа

Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала педагогов. Это возможно только при непосредственном и активно...

Инновации в системе физического воспитания в дошкольном образовании.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в современном обществе занимает не последнее место. Дело в том, что на сегодня к детям предъявляется весьма высокие требования. Увы, не все способны эти...