ИННОВАЦИИ в СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (подготовительная группа) по теме

Блинова Ирина Владимировна

 

Перед дошкольным образова­нием стоят важные задачи: по­вышение гибкости и многообра­зия форм предоставления услуг системы дошкольного образова­ния призвано обеспечить под­держку и более полное исполь­зование образовательного по­тенциала семей. Именно эту цель преследует новое Типовое положение о дошкольном обра­зовательном учреждении, утвер­дившее дошкольные группы разной направленности в каче­стве основного звена ДОУ. Вве­дены новые виды ДОУ — детс­кий сад для детей раннего воз­раста и детский сад для детей старшего дошкольного (пред-школьного) возраста, создана нормативная база для совмест­ного воспитания здоровых детей и детей с отклонениями в раз­витии, в том числе и детей-ин­валидов. Все это требует изме­нения подходов к подготовке педагогических кадров, способ­ных осуществлять квалифици­рованный уход, развитие, воспи­тание и обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

инновации в системеподготовки кадров

дошкольного образования

      Перед дошкольным образованием стоят важные задачи: повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Именно эту цель преследует новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвердившее дошкольные группы разной направленности в качестве основного звена ДОУ. Введены новые виды ДОУ — детский сад для детей раннего возраста и детский сад для детей старшего дошкольного (пред-школьного) возраста, создана нормативная база для совместного воспитания здоровых детей и детей с отклонениями в развитии, в том числе и детей-инвалидов. Все это требует изменения подходов к подготовке педагогических кадров, способных осуществлять квалифицированный уход, развитие, воспитание и обучение.

        Существенные изменения претерпевает содержание работы в образовательных учреждениях. Утверждены Федеральные государственные требования К структуре основной общеобразовательной программы Д°~ школьного образования (приказ Минобрнауки России от 23 11. 2009 № 655). На всех уровнях образования устанавливается приоритет воспитания, чему способствует утверждение Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации (2009), составляющей методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС), в частности утвержденного ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373). Законодательством установлено право и обязанность образовательных учреждений самостоятельно разрабатывать основную образовательную программу, что выдвигает повышенные требования к уровню компетенции руководителей и педагогов.

  В конце 2009 г, утвержден ФГОС среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование» (приказ Минобрнау-ки России от 05.11.2009 № 503), предусматривающий формирование общих и профессиональных компетенций педагога. Основными видами профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста, закончившего педкол-ледж, определены:

  • организация мероприятий по креплению здоровья ребенка и его физическому развитию,различных видов деятельности и общения детей, занятий по основной общеобразовательной программе дошкольного
    образования;
  • взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения;
  • методическое   обеспечение образовательного процесса.

Правительством РФ эксклюзив ное право {постановление от30 12.2009 № 1136) реализовьь   вать не один, а два профиля подготовки, что увеличивает срок обучения бакалавра до   ,пяти лет. Это дает возможность вузам продолжить работу по углубленной  подготовке  до- школьных работников в области иностранного языка, музыкального, физкультурного образования, изобразительного искусства  и т.д., что сегодня востребовано   практикой. При этом второй  профиль является не дополнительным, а осуществляется равноправное освоение двух профилей. Сохраняется право лиц, имеющих среднее профессиональное образование, освоить   бакалаврские программы вые шего образования по родствен- ному направлению в сокращенные сроки.        :

Введение уровневой подготовки начинается уже в 2010 г.   ] по мере готовности вузов. ОфиЦиальный переход всей системы   ] высшего образования произойдет с 1 сентября 2010 г. Таким   1 образом, в приемную кампанию   ] лета 2010 г. еще сохраняется   < прием на специальности. Вузы,   ] сРеди которых Московский пе-   * Дагогнческий государственный Университет (МПГУ), объявили набор на новое направление 'Педагогическое образование» 0 некоторым профилям, в том числе по дошкольному образованию. Подготовка к переходу на уровневую систему стала возможной благодаря значительной работе, проведенной УМО по специальностям педагогического образования, по согласованию требований ФГОС по педагогическим направлениям, разработке примерных основных образовательных программ, учебных планов, построенных на основе кредитно-модулъной системы.

На факультете дошкольной педагогики и психологии МГТГУ создан примерный учебный план по профилю «Дошкольное образование» направления «Педагогическое образование». Он состоит из дисциплин базовой (обязательной) части, формирующих обще культурные и общепрофессиональные компетенции бакалавра, и вариативной, определяемой вузом в соответствии с профилем. Принципиально важно определение специальных компетенций, отражающих специфику подготовки бакалавра по профилю «Дошкольное образование».

Разработчиками плана сформулированы семь специальных компетенций выпускника, составивших основу для определения дисциплин вариативной части учебного плана:

  • ориентируется в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста;
  • способен конструировать содержание образования детей

раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

  • применяет и адаптирует современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных формах общественного и семейного воспитания;
  • оценивает личностные достижения ребенка и разрабатывает индивидуальную траекторию его развития;
  • осуществляет педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования;
  • определяет   перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозирует ее результаты;
  • обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования.
    На наш взгляд, этот перечень отражает специфику профиля, отвечает современным требованиям к педагогу дошкольного образования, позволяет совершенствовать подготовку выпускников педколледжа. Компетенции бакалавра отличаются от компетенций выпускника учреждения среднего профессионального образования творческой и прогностической составляющими, базирующимися на фундаментальности психолого-педагогической, теоретической и методической подготовки.

Новый учебный план подготовки бакалавра содержит компе-тентностно-формирующую  дисципинарно-модульную части.

При создании компетентно-стно-формирующей части исходили из положения о том, что формирование всех компетенций бакалавра возможно обеспечить только совокупностью дисциплин учебного плана. Особенность этой части плана —-I четкое соотнесение, какие ком-1 петенции формируются при изучении той или иной дисциплины.

При разработке дисципинарно-модульной части учитывались следующие принципиально важные для преподавателей факультета положения:

  • разработка нового учебного плана должна строиться с уче том наработанного опыта подготовки кадров, традиций, сложившихся на факультете, реализации идей научных школ;
  • процесс обучения в бакалавриате должен обеспечивать фундаментальную подготовку педагога дошкольного образования;
  • блочно-модульная   система образовательного процесса Щреализация компетентностно-го подхода к формированию профессиональной деятельности требуют построения системы межпредметных связей;
  • подготовка бакалавров должна иметь практико-ориентированный характер;
  • в учебный план должны войти дисциплины, которые усилят   научно-методическую компоненту подготовки будуших педагогов. Эти дисциплины обеспечат практическую подготовку студентов,        ;научат строить образовательный процесс на диагности-        'ческой снове. Эти положения учитывались
    при определении последовательности изучения дисциплин,        количества учебных часов и объема зачетных единиц, разра-        ;ботке содержания учебных дис-циплин, технологии преподава-ния. Требования к содержатель-        Iной подготовке современных бакалавров прежде всего могут        1быть реализованы на основе внедрения новых информаци-онно-коммуникационных образовательных технологий. Реали-        1зация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивых форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития   профессиональных навыков обучающихся, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Включение в учебный план значительнго количества (не менее 'объема   вариативной   части)кУрсов по выбору придает гиб-        пкость учебному процессу, позво-        ляет быстро обновлять содержа-Ние образования, реагировать наЧеняющиеся требования прак-Ики, подготавливает основу для        кремирования возможных буду-научно-исследовательских        интересов студентов, которые можно реализовать в магистратуре, практических потребностей углубления знаний, умений в определенной сфере после окончания вуза в режиме освоения дополнительных образовательных программ и т.д.

Существенно изменилась структура учебных и производственных практик. Включены учебные практики — ознакомительная и научно-исследовательская; предусмотрена практика в области культурно-просветительской деятельности; педагогические практики в группах детей раннего возраста и дошкольных образовательных учреждениях. В целом на педагогическую практику отводится 18 учебных недель, что значительно превышает прежние требования госстандарта подготовки бакалавра по направлению «Педагогика» (было 8 недель).

Одно из главных условий развития современной системы высшего профессионального образования — вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. С этим связано особое внимание к подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности, результат которой — выпускная квалификационная (бакалаврская) работа. Требования к ее содержанию, объему и структуре определяются конкретным вузом.

Принципы построения образовательной программы магис-тратуры в соответствии с новым стандартом также предполагают большую свободу вузов, факультетов, кафедр в определении содержания, форм и методов обучения, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода. Право вузов конкретизировать в основной образовательной программе компетенции, формируемые в процессе обучения, позволяют подготавливать магистров педагогического образования, отвечающих современным требованиям и нуждам регионов.

Таким образом, изменения нормативной базы выдвигает новые требования к подготовке педагогических работников требуют серьезного изучения разъяснения,   согласования осознания участниками образовательного процесса на всех уровнях образования. Только тогда возможно будет достичь) преемственности всех ступеней образования, а в образовательные учреждения придут педагоги, готовые решать самые сложные инновационные задачи.



Предварительный просмотр:

инновации в системеподготовки кадров

дошкольного образования

      Перед дошкольным образованием стоят важные задачи: повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Именно эту цель преследует новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвердившее дошкольные группы разной направленности в качестве основного звена ДОУ. Введены новые виды ДОУ — детский сад для детей раннего возраста и детский сад для детей старшего дошкольного (пред-школьного) возраста, создана нормативная база для совместного воспитания здоровых детей и детей с отклонениями в развитии, в том числе и детей-инвалидов. Все это требует изменения подходов к подготовке педагогических кадров, способных осуществлять квалифицированный уход, развитие, воспитание и обучение.

        Существенные изменения претерпевает содержание работы в образовательных учреждениях. Утверждены Федеральные государственные требования К структуре основной общеобразовательной программы Д°~ школьного образования (приказ Минобрнауки России от 23 11. 2009 № 655). На всех уровнях образования устанавливается приоритет воспитания, чему способствует утверждение Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации (2009), составляющей методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС), в частности утвержденного ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373). Законодательством установлено право и обязанность образовательных учреждений самостоятельно разрабатывать основную образовательную программу, что выдвигает повышенные требования к уровню компетенции руководителей и педагогов.

  В конце 2009 г, утвержден ФГОС среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование» (приказ Минобрнау-ки России от 05.11.2009 № 503), предусматривающий формирование общих и профессиональных компетенций педагога. Основными видами профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста, закончившего педкол-ледж, определены:

  • организация мероприятий по креплению здоровья ребенка и его физическому развитию,различных видов деятельности и общения детей, занятий по основной общеобразовательной программе дошкольного
    образования;
  • взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения;
  • методическое   обеспечение образовательного процесса.

Правительством РФ эксклюзив ное право {постановление от30 12.2009 № 1136) реализовьь   вать не один, а два профиля подготовки, что увеличивает срок обучения бакалавра до   ,пяти лет. Это дает возможность вузам продолжить работу по углубленной  подготовке  до- школьных работников в области иностранного языка, музыкального, физкультурного образования, изобразительного искусства  и т.д., что сегодня востребовано   практикой. При этом второй  профиль является не дополнительным, а осуществляется равноправное освоение двух профилей. Сохраняется право лиц, имеющих среднее профессиональное образование, освоить   бакалаврские программы вые шего образования по родствен- ному направлению в сокращенные сроки.        :

Введение уровневой подготовки начинается уже в 2010 г.   ] по мере готовности вузов. ОфиЦиальный переход всей системы   ] высшего образования произойдет с 1 сентября 2010 г. Таким   1 образом, в приемную кампанию   ] лета 2010 г. еще сохраняется   < прием на специальности. Вузы,   ] сРеди которых Московский пе-   * Дагогнческий государственный Университет (МПГУ), объявили набор на новое направление 'Педагогическое образование» 0 некоторым профилям, в том числе по дошкольному образованию. Подготовка к переходу на уровневую систему стала возможной благодаря значительной работе, проведенной УМО по специальностям педагогического образования, по согласованию требований ФГОС по педагогическим направлениям, разработке примерных основных образовательных программ, учебных планов, построенных на основе кредитно-модулъной системы.

На факультете дошкольной педагогики и психологии МГТГУ создан примерный учебный план по профилю «Дошкольное образование» направления «Педагогическое образование». Он состоит из дисциплин базовой (обязательной) части, формирующих обще культурные и общепрофессиональные компетенции бакалавра, и вариативной, определяемой вузом в соответствии с профилем. Принципиально важно определение специальных компетенций, отражающих специфику подготовки бакалавра по профилю «Дошкольное образование».

Разработчиками плана сформулированы семь специальных компетенций выпускника, составивших основу для определения дисциплин вариативной части учебного плана:

  • ориентируется в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста;
  • способен конструировать содержание образования детей

раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

  • применяет и адаптирует современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных формах общественного и семейного воспитания;
  • оценивает личностные достижения ребенка и разрабатывает индивидуальную траекторию его развития;
  • осуществляет педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования;
  • определяет   перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозирует ее результаты;
  • обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования.
    На наш взгляд, этот перечень отражает специфику профиля, отвечает современным требованиям к педагогу дошкольного образования, позволяет совершенствовать подготовку выпускников педколледжа. Компетенции бакалавра отличаются от компетенций выпускника учреждения среднего профессионального образования творческой и прогностической составляющими, базирующимися на фундаментальности психолого-педагогической, теоретической и методической подготовки.

Новый учебный план подготовки бакалавра содержит компе-тентностно-формирующую  дисципинарно-модульную части.

При создании компетентно-стно-формирующей части исходили из положения о том, что формирование всех компетенций бакалавра возможно обеспечить только совокупностью дисциплин учебного плана. Особенность этой части плана —-I четкое соотнесение, какие ком-1 петенции формируются при изучении той или иной дисциплины.

При разработке дисципинарно-модульной части учитывались следующие принципиально важные для преподавателей факультета положения:

  • разработка нового учебного плана должна строиться с уче том наработанного опыта подготовки кадров, традиций, сложившихся на факультете, реализации идей научных школ;
  • процесс обучения в бакалавриате должен обеспечивать фундаментальную подготовку педагога дошкольного образования;
  • блочно-модульная   система образовательного процесса Щреализация компетентностно-го подхода к формированию профессиональной деятельности требуют построения системы межпредметных связей;
  • подготовка бакалавров должна иметь практико-ориентированный характер;
  • в учебный план должны войти дисциплины, которые усилят   научно-методическую компоненту подготовки будуших педагогов. Эти дисциплины обеспечат практическую подготовку студентов,        ;научат строить образовательный процесс на диагности-        'ческой снове. Эти положения учитывались
    при определении последовательности изучения дисциплин,        количества учебных часов и объема зачетных единиц, разра-        ;ботке содержания учебных дис-циплин, технологии преподава-ния. Требования к содержатель-        Iной подготовке современных бакалавров прежде всего могут        1быть реализованы на основе внедрения новых информаци-онно-коммуникационных образовательных технологий. Реали-        1зация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивых форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития   профессиональных навыков обучающихся, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Включение в учебный план значительнго количества (не менее 'объема   вариативной   части)кУрсов по выбору придает гиб-        пкость учебному процессу, позво-        ляет быстро обновлять содержа-Ние образования, реагировать наЧеняющиеся требования прак-Ики, подготавливает основу для        кремирования возможных буду-научно-исследовательских        интересов студентов, которые можно реализовать в магистратуре, практических потребностей углубления знаний, умений в определенной сфере после окончания вуза в режиме освоения дополнительных образовательных программ и т.д.

Существенно изменилась структура учебных и производственных практик. Включены учебные практики — ознакомительная и научно-исследовательская; предусмотрена практика в области культурно-просветительской деятельности; педагогические практики в группах детей раннего возраста и дошкольных образовательных учреждениях. В целом на педагогическую практику отводится 18 учебных недель, что значительно превышает прежние требования госстандарта подготовки бакалавра по направлению «Педагогика» (было 8 недель).

Одно из главных условий развития современной системы высшего профессионального образования — вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. С этим связано особое внимание к подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности, результат которой — выпускная квалификационная (бакалаврская) работа. Требования к ее содержанию, объему и структуре определяются конкретным вузом.

Принципы построения образовательной программы магис-тратуры в соответствии с новым стандартом также предполагают большую свободу вузов, факультетов, кафедр в определении содержания, форм и методов обучения, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода. Право вузов конкретизировать в основной образовательной программе компетенции, формируемые в процессе обучения, позволяют подготавливать магистров педагогического образования, отвечающих современным требованиям и нуждам регионов.

Таким образом, изменения нормативной базы выдвигает новые требования к подготовке педагогических работников требуют серьезного изучения разъяснения,   согласования осознания участниками образовательного процесса на всех уровнях образования. Только тогда возможно будет достичь) преемственности всех ступеней образования, а в образовательные учреждения придут педагоги, готовые решать самые сложные инновационные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории развития дошкольного образования в городе Омутнинске. Дошкольное образование: традиции и инновации. Киров, 2011г.

В статье рассказывается о становлении дошкольного образования в городе Омутнинске....

Материалы для конкурсного отбора в резерв руководящих кадров системы образования Качканарского городского округа на должность руководителя дошкольного образовательного учреждения

Пакет документов включает в себя:1 Заявление2 Резюме3 Перечень публикаций4 ЭССЭ на тему «Портрет современного управленца в образовании»5 Вопросы для собеседования с кандидатами на включение ...

ПЕСКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образован...

ПРОГРАММА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАЧАЛЬНОМ И ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Программа межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Традиции и инновации в начальном и дошкольном образовании»...

Инновации эстетического воспитания в дошкольном образовании

В целях образовательного процесса предлагаю вам  квест "Детский альбом" П. И. Чайковского. Это прием дистанционного обучения в области  эстетического воспитания дошкольников....

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...