Музейная педагогика в детском саду
статья (старшая группа) на тему

Башкатова Ирина Андреевна

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей иформ организаций деятельности детей в условиях ДОУ.

Особенность требований к качеству образования современной российской образовательной системы, выражается не только в необходимости решать задачи закрепления целостности и единства образовательного пространства России, но и формировании политики развития региональных программ образования

Одной из таких программ и является Интегрированный проект  (ИКБ), который был инициирован педагогическим сообществом и поддержан правительством Белгородской области в августе 2014 года. Главными задачами программы «Белгородовединие»  являются:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika_v_detskom_sadu_2.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в детском саду

                                                                                                Башкатова И.А.- воспитатель

                                                                      МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад

                                                                        №33 «Радуга», г. Губкин, Белгородская область.

              В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ.

Особенность требований к качеству образования современной российской образовательной системы, выражается не только в необходимости решать задачи закрепления целостности и единства образовательного пространства России, но и формировании политики развития региональных программ образования

Одной из таких программ и является Интегрированный проект  (ИКБ), который был инициирован педагогическим сообществом и поддержан правительством Белгородской области в августе 2014 года. Главными задачами программы «Белгородовединие»  являются:

  • овладение обучающимися знаниями об основных этапах региональной истории, литературы, особенностей природных ресурсов родного края, уникальности народной культуры и быта;
  • формирование в поликультурном Белгородском регионе культуроориенитрованной личности, знакомой с традиционной культурой родного края и России как части и целого;

             В соответствии с ФГОС ДО образовательная развивающая среда рассматривается  как система условий социализации и развития детей, которая включает:

Моделирование образовательной развивающей среды по краеведению «Моя малая Родина – Белогородчина» включает дидактические игры, тематические альбомы, портреты известных и знаменитых людей Белгородчины, детские произведения белгородских писателей и поэтов, предметы быта и старины, декоративно – прикладного искусства, одежда и атрибуты народных праздников.

              Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную,   сферы.

              Музей — хранилище истории, где хранится накопленный опыт поколений, это способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Очень важно рассказать ребёнку именно в дошкольном возрасте о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, как велика его страна. Из истории и складывается любовь к Отечеству.

                Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире.

                 Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

Музейная информация может быть активно освоена и другими способами, например, в процессе игровой деятельности. Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

                     В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению. Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер, каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или поодиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное: он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знания (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту и, что более важно побуждает к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.

Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

                     Музей для взрослого – это место, где хранится поистине бесценное культурное наследие, а для малыша это, прежде всего, мир пока неизвестных ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребёнку, и есть наша задача.

                     Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.

В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

                       Уникален опыт психолого-педагогической деятельности известного итальянского педагога Марии Монтессори, свидетельствующий: основа обучения и воспитания детей — сенсорное воспитание. Под воспитанием органов чувств Монтессори понимала не умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, развитие внимания, способности к собственному суждению о предмете. Важно и интересно для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувства осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И ныне музейные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитанниками с трепетом касаются старинных предметов, памятников архитектуры… Этот важнейший принцип освоения ребенком окружающей действительности дополняется другим: «Помоги ему сделать это самостоятельно». Когда речь идет о таких сложных и тонких материях, как познание себя, других, окружающего мира, пагубным может оказаться любое насилие, давление, авторитарное суждение, которыми подчас грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что близко мне». Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию,  делать выводы и осуществлять свой выбор. Изучив эти и другие исследования, отечественные специалисты в области музейного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоциональной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложнейшей психолого-педагогической задачи — включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности: «Ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить».

               Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы:

         - опытно – исследовательская деятельность;

         - разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ – экспонатов;

         - мастер – классы;

         - выставки;

         - экспресс – выставки;

         - чтение художественной литературы;

         - экскурсии (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т.д.);

         - познавательные беседы;

         - различные игры (сюжетно – ролевые, развивающие, театрализованные, драматизации);

         - запись рассказов детей, использование ИКТ -  технологии;

         - проекты различной направленности, КВН, викторины.

Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
  • .Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Формирование у дошкольников представления о музее.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Развитие речи и расширения словарного запаса.
  • Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
  • Воспитание культуры поведения.

              Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям, нашего родного Белгородского края. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба». Поэтому в нашем детском саду в рамках реализации интегрированного проекта «Белгороловедение», педагогическим коллективом совместно с родителями и детьми, был создан мини музей «Русская изба». Где были собраны предметы старины: прялка, посуда, глиняная игрушка Белгородских мастеров, предметы быта: сундук, утюг, полотенца и одежда расшитая мастерами Белгородского края и множество других старинных предметов.

 В горнице проводятся тематические занятия:

  • Быт русских людей Белгородского края»
  •  Что летом родится, зимой пригодится;
  •  Хлеб всему голова;
  •  Пришла коляда отворяй ворота;
  •  Ой ты, Масленица;
  •  Красная горка;
  • Моя малая родина
  •  Как рубашка в поле выросла:

Дидактические игры «В русской горнице», «Выложи узор по подолу сарафана»
«Подбери головной убор к сарафану», «Приготовь кашу» «Укрась избушку узором».

                В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в каждой группе детского сада созданы мини-музеи: «Музей книги», «Белгородский край», «Музей русского костюма», «Музей часов», «Старинная посуда», «Насекомые Белгородского края», «Картинная галерея». В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников.

Включение в образовательный процесс парциальной программы  для детей дошкольного возраста «Белгородоведение», проведение мероприятий для родителей и педагогов позволяет воспитать у детей любовь и интерес к родному краю. А создание соответствующих условий, подбор разнообразных средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на воспитание любви к родному краю, на развитие патриотических чувств у дошкольников.


Литература:
1. Парциальная программа для детей дошкольного возраста «Белгородоведение»
Авторский коллектив: Т.М.Стручаева, Н.Д.Епанчинцева, О.А.Брыткова, Я.Н.Колесникова, В.В.Лепетюха

2. Морозова Н. А., Мельникова О. В. «Музейная педагогика» М.; Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г.

3. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А. «Мини-музей в детском саду» М.; Линка-Пресс, 2008 г.

4.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в детском саду.

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...

Презентация "Музейная педагогика в детском саду "

Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

Музейная педагогика в детском саду

Формирование у дошкольников представления о музее...

Музейная педагогика в детском саду.

Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она...